В тренировке фехтовальщика соревнования различного ранга являются обязательной частью всей системы подготовки, что определило их практически круглогодичное использование. Вместе с тем, учитывая различную значимость результатов соревнований и степень воздействия на двигательную и психическую сферы спортсмена, целесообразно ранжирование соревнований по уровню квалификации участников, популярности и месту в годичном тренировочном процессе, что позволяет оптимизировать достижение спортивной формы и психического послесоревновательного восстановления.
Учет тренировочных эффектов при выборе разновидностей упражнений и их последовательности
Тренировке фехтовальщика присуща многокомпонентность построения занятий при объективных различиях между эффектами воздействия отдельных средств на спортсмена. Поэтому, подбирая тренировочные упражнения, следует учитывать их взаимовлияние на двигательную и психическую сферы занимающихся. Например, использование баскетбола и футбола в значительных количествах в начале занятий (во время разминки) на определенное время ухудшает точность пространственных и временных оценок спортсменов в последующих поединках, а следовательно, снижает эффективность занятий. Вместе с тем перед проведением боев хороший эффект дают специализированные упражнения с оружием, разминочный индивидуальный урок.
Повышение сложности, объемов и интенсивности упражнений в процессе спортивного совершенствования, а также по возрастным этапам подготовки юных фехтовальщиков
По годам обучения фехтовальщиков, по мере повышения их квалификации, наблюдается увеличение количества соревнований и уровня требований к двигательным и психическим компонентам подготовленности их участников. Происходят также качественные изменения в составе приемов и тактических умений, что определяет повышение объемов, интенсивности и сложности упражнений.
|
Комплектование состава спарринг-партнеров с учетом различий между ними по уровню квалификации, индивидуальным техническим, тактическим и личностным характеристикам
Техническое и тактическое совершенствование фехтовальщиков включает методику проведения тренировочных и соревновательных боев, важным компонентом которой является выбор спарринг-партнеров в целях активного воздействия на процесс овладения отдельными разделами мастерства. Кроме того, разнообразие тренировочных партнеров облегчит подготовку к поединкам с конкретными противниками на основе моделирования их манеры боя и формирования психологических установок на достижение побед над ними в официальных турнирах.
Превалирование в тренировках разновидностей педагогических воздействий, адекватных возрастным и половым особенностям фехтовальщиков, их квалификационным показателям
В тренировке юных фехтовальщиков, особенно на этапе начальной специализации, ощущается необходимость постоянного использования игровых методов и упражнений с партнером. На этапах же углубленной тренировки и спортивного совершенствования более значительные объемы занимают индивидуальный урок, тренировочные бои и другие соревновательные упражнения. Кроме того, выбор разновидностей педагогических установок при освоении приемов фехтования должен определяться достигнутым уровнем специализированности двигательных и психических качеств, учетом сензитивных периодов их развития.
|
Учет перечисленных принципов при нормировании тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях (а также и при выборе средств и методов тренировки) позволит интенсифицировать специализирование соревновательной деятельности фехтовальщиков, ускорить повышение их спортивной квалификации.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
К ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ
Усовершенствование системы подготовки спортсменов основывается на прогнозировании развития техники и тактики в видах фехтования и систем проведения соревнований. В свою очередь построение подготовки отдельного спортсмена основывается на учете достигнутых результатов и освоенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Важно также иметь в виду морфофункциональные индивидуальные характеристики фехтовальщиков, в том числе определяющие способность переносить значительные нагрузки и добиться предполагаемых показателей в официальных турнирах.
Моделирование подготовленности фехтовальщика должно основываться на учете:
- спортивного результата, необходимого для достижения победы в главных соревнованиях;
- возраста и спортивного стажа во время реализации планируемого результата;
- здоровья спортсмена, устойчивости его организма к специфическим воздействиям соревнований, заболеваниям и травмам;
- морфофункциональных признаков (роста, веса);
- физической и психологической подготовленности, позволяющих добиться предполагаемых результатов;
|
- технической подготовленности, воплощаемой в составе средств ведения поединков и их соответствии индивидуальным особенностям фехтовальщика, устойчивости структур выполнения приемов к сбивающим факторам соревнований;
- тактической подготовленности, определяемой использованием действий в разнообразных ситуациях боя, уровнем реализации намерений в конфликтных условиях поединка, умением менять тактику в зависимости от особенностей противников и обстановки соревнований;
- психической готовности, выраженной в уровне специализированности мыслительных и сенсомоторных процессов, стабильности психических свойств при больших тренировочных нагрузках и в экстремальных условиях соревнований, умения управлять своим эмоциональным состоянием;
- медико-биологических характеристик функционального состояния;
- способности восстанавливаться после тренировок и соревнований;
уровня знаний и способности к самосовершенствованию и др.