Управляя напряженностью действий спортсмена на основе подбора упражнений (тренировочных партнеров, систем проведения боев), удается ускорять перенос освоенных в тренировках действий и тактических умений в условия боя, повышать надежность реализации тактических решений в соревнованиях.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СРЕДСТВ
ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКА
Мастерство фехтовальщика многокомпонентно даже в оценке выполнения отдельного приема (действия), так как практически каждый из них может быть использован при реализации значительного числа тактических намерений. В свою очередь, имеют место различия в требованиях к длине и быстроте, моментным и ритмическим параметрам, мощностным характеристикам начала выполнения нападения и движения оружием и др.
Сосредоточение внимания тренера (и спортсмена) на конкретной составляющей выполнения приема (действия) позволяет выделить педагогическую задачу его совершенствования, например:
операционной части (технической);
моментных и ситуационных характеристик (тактической);
переноса в условиях поединка (психологической);
усвоения целесообразности применения (интеллектуальной);
взаимосвязи со специализированностью проявлений двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости и др.).
Каждая из разновидностей педагогических задач совершенствования отдельного приема (действия) может решаться самостоятельно, меняться на основе указаний (реплик) тренера по ходу многократного повторения упражнения, а также на основе изменения исходных и конечных положений у спортсмена и тренера (партнера).
Типовые педагогические установки на совершенствование отдельного приема (действия) отражают характер реагирований спортсмена, взаимосвязи между компонентами выполнения действий (двигательными, психическими и смысловыми), устойчивость техники при сбивающих факторах фехтовального поединка.
|
ПОСТРОЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОСТРОЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Система подготовки фехтовальщиков строится на основе учета характеристик соревновательной деятельности, а эффективность управления подготовленностью лимитируется состоянием организма спортсменов, адекватностью критериев выбора и оптимальностью соотношения используемых воздействий.
Подготовку фехтовальщиков можно условно представить в виде двух взаимосвязанных компонентов. Первую (процессную) ее часть составляют тренировка, соревнования и восстановление, при взаимодействии которых проходит обучение и воспитание спортсмена. Во вторую (персонифицированную) часть входит деятельность персонала управления и влияния среды. Управление подготовкой осуществляется при ведущей функции тренера, которому помогают сотрудники, обеспечивающие организационное (материально-техническое и хозяйственное), научно-методическое и медицинское обеспечение.
К подготовительной работе тренера следует отнести:
проведение отбора (начального и текущего);
определение стратегии тренировочного процесса;
распределение тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивного результата.
Педагогическая деятельность тренера включает следующие основные направления:
|
организация и проведение тренировок;
технико-тактическое совершенствование;
специализирование физических и психических качеств и повышение функциональных возможностей;
воспитание моральных и волевых качеств;
управление развитием тренированности.
Кроме выполнения педагогических функций тренер осуществляет или дает задания на материально-техническое снабжение, направляет научно-методическое обеспечение подготовки.
Конкретизация процесса управления подготовкой фехтовальщиков позволяет определить реальную совокупность усилий тренера, обязанности сотрудников вспомогательного звена в тренировке и соревнованиях и тем самым оптимизировать его.
Организационная часть подготовки фехтовальщиков включает:
- координацию работы отдельных лиц, участвующих в подготовке спортсменов;
- планирование и проведение соревнований и сборов;
- подготовку и переподготовку тренеров, судей, руководящих работников и др.;
- проведение культурно-массовых мероприятий в местах сборов и соревнований, во время отдыха;
- сбор и анализ информации о реализации планов подготовки, тренировочных и соревновательных нагрузках.
Материально-техническое обеспечение предусматривает:
- разработку заданий на ремонт и строительство спортивных баз и контроль за ними;
- подготовку мест занятий и соревнований;
- прием и размещение участников сборов и соревнований;
- совершенствование инвентаря и оборудования;
- обеспечение спортивной формой и инвентарем;
- обеспечение специальной аппаратурой и приборами.
Обязанности сотрудников, отвечающих за научно-методическое и медицинское обеспечение, составляют:
|
- исследования соревновательной деятельности;
- прогнозирование тенденций развития техники, тактики, технологии судейства в виде фехтования;
- определение модельных характеристик спортсменов, способных побеждать в крупнейших соревнованиях;
- сбор информации о предстоящих противниках и командах;
- разработка рекомендаций по управлению тренированностью;
- профилактические мероприятия, включающие предупреждение травматизма;
- лечебные мероприятия;
- контроль за питанием и бытовыми условиями;
- восстановительные мероприятия (реабилитация);
- текущий и углубленный контроль.
Достижение высоких и стабильных спортивных результатов в фехтовании во многом определяется:
- соответствием врожденных морфофункциональных данных организма спортсмена (характеризующих его двигательные и психические возможности) требованиям соревновательной деятельности и специализации в виде оружия;
- условиями подготовки и жизни спортсмена (матери-альными, техническими и организационными);
- воздействием средств и методов тренировки, соревнований и восстановления.
Применительно к процессу подготовки фехтовальщиков на этапах спортивного совершенствования и особенно высшего мастерства, педагогические усилия тренера имеют определенное содержание (рис. 8), например:
- овладение средствами ведения поединков;
- индивидуализация состава действий;
- повышение помехоустойчивости в соревнованиях;
- использование средств и методов оценки и контроля за уровнем подготовленности и др.
Данные положения имеют между собой различную и многоплановую зависимость.
Тренировка, являясь важнейшей частью системы подготовки, строится с учетом общих закономерностей, которыми являются:
- направленность к высшим достижениям;
- единство общих и специальных средств;
- непрерывность и цикличность;
- постепенное повышение и скачкообразное изменение нагрузок;
- волнообразность воздействий, связанная с разновременностью процессов утомления и восстановления.
Направленность тренировочного процесса к высшим достижениям определяет необходимость выявления и учета ведущих качеств и индивидуальных особенностей спортсменов для занятий фехтованием, а также специализирования в определенном виде оружия. Данное положение определяет преемственность процессов отбора в ходе этапа начальной специализации и диагностики спортивных способностей в целях индивидуализации технико-тактического совершенствования.
Тренировка, стимулирующая стремление к высшим достижениям, должна постоянно включать проведение соревновательных упражнений различной направленнос-ти (технической, физической, тактической и т.п.), отражающих специфику деятельности в виде фехтования, что предопределяет целесообразность специализации тренеров.
Единство общей и специальной подготовки обуславливает достижение разносторонности развития двигательных качеств и специализированности их проявлений в процессе многолетней спортивной деятельности.
Уплотненный режим нагрузок и отдыха, непрерывность тренировочного процесса диктуются его многолетним и круглогодичным характером, включающим подготовку к соревнованиям и восстановительные мероприятия, оптимизация соотношения которых предопределяет возможности достижения высоких и стабильных спортивных результатов.
Учет разновременности процессов утомления и восстановления различных функциональных систем организма спортсмена в зависимости от направленности тренировочных занятий (физическая, техническая, тактическая подготовка и др.) лежит в основе планирования воздействий отдельной тренировки и микроцикла (этапа, периода).
Особенностью динамики тренировочных нагрузок является органическое сочетание их постепенности и скачкообразности, т.е. максимального (для каждого этапа подготовки) увеличения их объема, двигательной интенсивности и психической напряженности. В динамике тренировочных воздействий рассматриваются нагрузки в микроцикле, непрерывный эффект нескольких микроциклов на этапе тренировки и общее суммарное воздействие на спортсмена по периодам тренировки в годичном цикле.
Эффективность тренировки зависит от развития факторов обеспечения и реализации специализированной деятельности фехтовальщиков в соревнованиях.
К факторам обеспечения относятся:
- функциональная готовность организма;
- физическая подготовленность;
- оснащенность средствами ведения поединков;
- комплекс психических качеств спортсмена.
Тренировка совершенствует адаптационные механизмы организма спортсмена к высоким тренировочным и соревновательным нагрузкам. При этом процесс адаптации к соревновательной деятельности характеризуется выработкой самого механизма приспособления (соответ-ствующего состоянию тренированности), а также уровнем проявления его свойств под влиянием соревновательного стимула, определяющего спортивную форму.
Спортивная форма представляет собой состояние соревновательной готовности, позволяющее максимально проявить имеющиеся возможности, достигнутый уровень тренированности, чему содействуют факторы реализации.
К факторам реализации в фехтовании следует отнести:
- рефлексивность (способность "просчитывать" варианты действий противника);
- выбор момента для начала своих действий;
- способность к самоотдаче для достижения результата;
- нацеленность на высший результат и ответственность за его достижение;
- надежность факторов обеспечения в экстремальных ситуациях;
- комплекс морально-волевых качеств;
- технико-тактическая вариативность действий подготовки, нападения, защиты и др.
С развитием спорта (рост результатов, расширение круга участников соревнований и увеличение конкуренции между ними) повышаются требования к подготовленности спортсменов из-за усложнения процесса адаптации организма к экстремальным и стрессовым воздействиям. Ведь нагрузки включают физическое и нервное напряжение, связанное с деятельностью спортсменов и определяются величиной (объемом и интенсивностью) воздействий на организм. При этом определение нагрузки с учетом лишь ее двигательной стороны недостаточно для успешного управления подготовленностью фехтовальщиков. Ведь переживания, эмоциональность спортивной деятельности, волевые и моральные напряжения, сенсорная напряженность являются психической составляющей нагрузки. В значительной степени она регулирует и воздействие физических нагрузок на организм спортсмена.
На основе анализа опыта подготовки фехтовальщиков высшей квалификации разработана примерная оценочная шкала, позволяющая распределить специализированные упражнения по степени их воздействия на психическую напряженность деятельности спортсменов (рис. 13).
Психическая напряженность деятельности фехтовальщиков при выполнении специализированных упражнений различной направленности
Группы упражнений | Наименование упражнений | Степень псической напряженности при выполнении упражнений (в условных баллах) |
I группа | Бои в ответственных соревнованиях | 7-10 баллов |
II группа | Тренировочные бои на результат и бои в подводящих соревнованиях | 6-8 баллов |
III группа | Учебные бои, парные упражнения на действия с выбором, индивидуальные уроки у тренера, спортивные игры | 4-6 баллов |
IV группа | Парные упражнения на обусловленные действия | 3-4 балла |
V группа | Упражнения в самостоятельном выполнении приемов на подсобных снарядах, у зеркала, имитация боевых действий, бои с тенью, утренняя гигиеническая гимнастика, разминка, упражнения в совершенствовании физических качеств | 1-3 балла |
Рис. 13.
Соревновательные бои требуют от фехтовальщиков мобилизации психических возможностей, а степень напряженности боев зависит от квалификации встречающихся спортсменов (соответствия или различия), значимости результатов, уровня поставленных перед спортсменами задач и т.п.
Психическая напряженность тренировочных боев обусловлена значительной эмоциональностью, вызываемой фиксированием их результата в протоколе.
Выполнение парных упражнений (а также индивидуального урока) требует существенных волевых усилий, высокой активности зрительного и тактильного анализаторов, напряжения внимания при восприятии и переработке информации, быстрого осмысливания внезапно возникающих ситуаций для принятия решений.
Выполнение обусловленных действий связано с необходимостью точно воспринимать дистанцию, своевременно и быстро реагировать на действия партнера и преодолевать его противодействия.
Самостоятельное выполнение упражнений не требует значительных сенсорных напряжений и интенсивной мыслительной деятельности. Напряженность и двигательная активность при их выполнении зависят в основном от степени проявления волевых усилий.
Учет специализированных характеристик упражнений в значительной степени способствует регуляции психической составляющей нагрузки отдельного занятия, соревнования, а также недельного цикла и этапа подготовки.
Необходимо учитывать и другие факторы, влияющие на изменение уровня психической напряженности тренировок и соревнований, например:
- спортивную квалификацию и подготовленность партнеров (противников);
- характер установок, поставленных перед спортсменами;
- однообразие упражнений, вызывающее апатичность у занимающихся;
- воздействие внешних условий (длительное пребывание на сборах, соревнованиях, неудачное выступление и т.п.).
Однако применение условных оценок позволяет количественно характеризовать динамику психической напряженности специализированной деятельности спортсменов и рационализировать управление развитием спортивной формы.