СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ




Состав действий и тактические компоненты их подготовки и применения. В тренировочных поединках и соревнованиях идет непрерывный процесс испытания собственной доктрины спортсменов, приводящий к поиску и реализации наиболее эффективных средств для каждого вида оружия, подготовке к единоборству с различными противниками.

В связи с многокомпонентностью процесса формирования состава действий и тактики ведения поединков у фехтовальщиков (включающего естественный их отбор в ходе тренировочных боев и соревнований), отсутствие управления оснащением спортсменов нередко вызывает излишнюю приверженность к определенным действиям и тактическим вариантам построения поединков.

Для оснащения спортсменов средствами ведения боя и роста результативности их использования в поединках необходим учет количественных и качественных характеристик применения действий, предусматривающий задания на этапы и циклы подготовки. В них должны найти отражение как важнейшие технико-тактические положения фехтования на определенном виде оружия (воплощенные в типовых действиях, специализированных умениях, тактических моделях построения поединков) так и индивидуальные склонности спортсменов.

Планирование технико-тактического совершенствования должно включать:

- совершенствование приемов и действий, представляющих основу фехтования на каждом виде оружия (простых атак, атак с финтами и действием на оружие, контратак, защит и ответов, ремизов);

- освоение новых движений оружием, передвижений, определенных сочетаний приемов;

- улучшение качественных характеристик выполнения приемов (амплитуда финтов и отбивов, координация движений в уколах и отбивах, оппозиции и точность уколов, мощность батманов и захватов);

- освоение отдельных боевых действий нападения, защиты, подготовки, применение их в поединках;

- достижение определенного соотношения между объемами применения разновидностей атак (простых, с финтами, действием на оружие), разлиных моментных характеристик их применения, средств противодействия атакам (контратак и защит) или ответам (ремизов и контрзащит);

- увеличение или уменьшение объемов использования подготавливающих действий, изменение соотношения между их разновидностями;

- увеличение или уменьшение общей продолжительности боев;

- совершенствование тактических умений, основанных на проявлениях двигательных реакций, свойств внимания, памяти, мышления;

- совершенствование тактических умений, выраженных в адекватном выборе и применении взаимозаменяемых действий в типовых ситуациях;

- использование в боях различных дистанций, положений оружия в боевой стойке, моделей единоборства с противником (позиционно или маневренно, скоротечно или выжидательно, наступательно или оборонительно);

- применение подготавливающих действий в целях разведки, маскировки вызовов;

- совершенствование нападений в определенные секторы поражаемой поверхности, изменение соотношения в объемах нападений по секторам;

- совершенствование поведения спортсмена в боях с учетом психологических аспектов единоборства;

- освоение средств и методов саморегуляции, вариантов специализированной разминки.

Ускорению процесса обогащения спортсмена боевым опытом служит опробывание широкого состава действий, в особенности их тактических разновидностей в каждом виде оружия. Подобная направленность тренировки позволит спортсмену при возникновении в боях разнообразных ситуаций точно оценивать их тактическую сущность и манеру единоборства противника, преднамеренно выбирать и выполнять адекватное ситуации действие.

Выявление индивидуальных психофизических характеристик спортсменов, средств наиболее эффективного их проявления в боевых действиях и моделях построения боев,позволяет поставить необходимые педагогические задачи на оснащение спортсменов и конкретизировать планирование тренировки.

Подбор действий и тактических компонентов их применения с учетом индивидуальных склонностей спортсменов. При высокой атаковой активности фехтовальщика особое внимание следует уделить количественному соотношению между разновидностями атак - простыми, с финтами, с действием на оружие. Это позволит произвольно чередовать применение взаимоисключающих способов нападения, затрудняя противникам предугадывание собственных намерений. Затем повышению эффективности применения атак послужит преднамеренное варьирование их длины, быстроты и ритма выполнения. Важно также освоить их завершение в различные секторы поражаемой поверхности противников.

Самостоятельное значение имеет применение в целях разведки и маскировки ложных атак.

Важную роль играет освоение не только преднамеренного, но и преднамеренно-экспромтного выполнения атак, позволяющее варьировать их длину и способы реализации тактической задачи в зависимости от реагирований противников на стартовую часть нападений. Усилению эффективности атак спортсменов послужат также вызовы противников на применение контратак (атак на подготовку) для их парирования и нанесения ответа.

В тренировке фехтовальщиков, склонных к широкому применению контратак, целесообразно первоначально освоить совмещение контратак с отступлением различной длины, затем со сближением. В дальнейшем следует разнообразить их завершение по секторам нанесения уколов (ударов), применять оппозиции. Более сложным является учет моментных параметров выполняя контратаки - на стартовую фазу атаки противника или на ее удлинение (повторную атаку). Параллельно расширяется круг средств для маскировки контратак использованием разнонаправленного маневра, ложных контратак, ложных защит.

Осваиваются вызовы противников на применение атак с финтами и действием на оружие, длинных нападений, которые относительно легко опередить контратакой. Обязательно должны быть освоены простые атаки и атаки с действием на оружие, применение которых вынудит противников сохранять в бою дальнюю дистанцию, что облегчает задачу опережения его атак применением контратаки.

Важным дополнением является овладение атаками на подготовку, преднамеренными комбинациями защит, с контратаками тактически взаимозависимых.

Фехтовальщики, склонные к применению защит и ответов, обязательно осваивают разновидности прямых и круговых защит, верхних и нижних. Сопутствующими действиями являются вызовы нападений противников в определенные секторы, вызовы со сближением, длинные сближения с целью прижать противника к линии границы поля боя. Применение ложных атак позволяет маскировать последующие защиты и ответы. Исключительно важно использование ложных контратак, разнообразие положений оружия перед началом схваток, вынуждающих противников к применению атак с ограниченной длиной, которые легче парировать, чем контратаковать.

Совершенствуются комбинации защит (верхних и нижних, прямых и полукруговых, круговых и полукруговых), атаки после ложных защит с отступлением.

Особое значение имеет применение ответных уколов (ударов), завершаемых в различные секторы, с оппозицией, действия в завязках и ближнем бою. В связи с этим овладение техникой действий в ближнем бою должно быть самостоятельной педагогической задачей.

Целесообразно опробование как позиционного, так и маневренного боя на дальней дистанции.

При приверженности фехтовальщиков на шпагах к уколам в кисть руки целесообразно освоение простых атак и контратак уколом в руку с углом, с оппозицией в различные секторы, атак в стопу, повторных нападений в предплечье и бедро. Обязательно выполнение вызовов противника на контратаку уколом в руку с целью парировать нападение, контрзащит и контрответов, уверенное ведение завязок.

Приверженность фехтовальщиков к нападениям в различные секторы вызывает необходимость освоения действий последующих намерений, атак и ответов с выбором сектора нападения в ходе их выполнения.

Фехтовальщики, склонные к освоению действий, основанных на проявлениях простой двигательной реакции, наиболее успешно ведут маневренные и выжидательные бои на дальней дистанции с преимущественным использованием подготовок без угрозы нанесения (получения) укола (удара). Боевые действия таких спортсменов, как правило, первого намерения, выполняемые с предельной быстротой и длиной. Очень важно, чтобы они владели определенным составом хорошо освоенных средств, для их успешного чередования неожиданно для противника.

Фехтовальщики, склонные к освоению действий, основанных на проявлениях дилеммных реагирований, относительно легко переносят их в различные ситуации, используя при этом подготавливающие действия. Применение действий в условиях взаимоисключающего выбора создает возможность успешного единоборства в неожиданных ситуациях, позволяет вступать в схватки со сравнительно небольшим объемом тактической информации о намерениях противников и вести поединки не только на дальней, но и на средней дистанции. Освоение подготавливающих простых атак, конратак и ответов создает благоприятные условия для результативного применения атак и ответов в открывающийся сектор, защит с выбором.

Для фехтовальщиков, склонных к применению действий, основанных на проявлениях дифференцировочных реакций с переключением на другие действия по ходу их выполнения, характерны высокая двигательная активность, форсирование действий противника. Ведение подобных поединков, носящих преимущественно наступательный и скоротечный характер, требует хорошей технической подготовленности, уверенного владения контрзащитами и конрответами, освоения многоактных схваток, ближнего боя. Исключительно важно оснащение спортсменов действиями последующих намерений, особенно в преднамеренно-экспромтном выполнении.

Склонность к ведению скоротечных поединков предопределяет оснащение атаками, простыми и с действием на оружие, завершаемыми повторной простой атакой или парированием контратаки по ходу сближения с противником. Для ведения скоротечных поединков обязательно умение вести бой, сближаясь с противником и применяя защиты с ответом, атаки на подготовку противника. В составе ложных действий наибольшее применение получают действия с угрозой нанесения укола (удара), позволяющие достичь тактического контакта с противником и ускорить поединок.

Для ведения длительных боев, успешного единоборства в последнюю минуту боя при преимуществе в счете, необходимо устойчивое владение комплексом оборонительных действий. Важно разнообразить маневрирование и проявлять высокую бдительность при малом объеме ложных действий, использовать движения оружием при вызовах нападений в определенный сектор и отвлечения внимания противника от намерений атаковать и контратаковать. Обязательно овладение тактическими разновидностями защит. Попытки ответов должны произвольно чередоваться с контратаками, а широкое применение простых атак создает условия боя на значительной дистанции, что облегчит адекватный выбор действий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

Многофакторность соревновательной деятельности создает трудности при выявлении спортивных способностей. Однако, в наибольшей мере это относится к определению уровня овладения компонентами подготовленности, а также к оценкам состояния спортсменов по этапам и периодам тренировочного процесса.

Педагогический контроль включает в основном тестовые упражнения и наблюдения за боевой практикой. Полученные результаты наблюдений следует оценивать с учетом их узко избирательной направленности, охватывающих лишь часть технико-тактических средств и психических свойств спортсменов, тем более применительно к фехтованию на избранном виде оружия. Однако отдельные двигательные упражнения и аппаратурные тесты достаточно информативны для педагогического контроля, позволяют определять направленность освоения базовых средств ведения боя и возможности их соревновательного применения.

Регистрация операционных показателей тренировочной и соревновательной деятельности фехтовальщиков позволяет конкретизировать установки на совершенствование важных сторон подготовленности, особенно относящихся к управлению деятельностью спортсменов в соревнованиях. Проведение подобной работы требует от специалиста определенных знаний и навыков, так как владение средствами и методами педагогического контроля концентрированно выражает уровень профессионально-педагогической квалификации тренера и его опыт.

Реальность и сроки достижения фехтовальщиком определенных рубежей в технико-тактическом совершенствовании и спортивных результатах зависят от объема и точности информации, которыми располагает тренер об учениках. Причем, наибольший объем сведений об эффективности учебно-трени-ровочного процесса тренер должен черпать из собственных наблюдений. Поэтому первостепенное значение приобретает способность выполнить адекватную ситуации педагогическую оценку, а затем сделать из нее выводы, позволяющие дать ученику нужный совет, улучшить подбор средств и методов тренировки.

Несмотря на субъективный характер подобной работы, ее эффективность в деле совершенствования технико-тактической подготовленности, индивидуализации ос-нащения спортсменов может быть достаточно высокой.

При оценке проведенных боев первоначально достаточно знать, применяет ли спортсмен изучаемые средства, использует ли полученные знания и насколько точно ориентируется в типовых ситуациях.

Наблюдение за соревновательной деятельностью

В процессе изучения боевой практики фехтовальщиков педагогическому анализу могут быть подвергнуты многие стороны их соревновательной деятельности и, в частности:

1) объемы применения типовых действий - простых атак, контратак, защит и ответов, ремизов, атак с финтами и атак с действием на оружие;

2) объемы применения определенных комбинаций действий;

3) качественные характеристики выполнения приемов, такие как амплитуда финтов и отбивов, координация движений в уколах (ударах) и отбивах, точность уколов (ударов), сила батманов и захватов, применение оппозиций, параметры передвижений;

4) особенности применения отдельных боевых действий нападения, защиты, подготовки;

5) соотношение между объемами применяемых разновидностей атак (простых, с действием на оружие, с финтами) и средств противодействия атакам (контратак и защит) и ответам (ремизов и контрзащит);

6) объемы использования подготавливающих действий, а также соотношение объемов применения их разновидностей;

7) общая продолжительность боев;

8) проявления определенных специализированных умений, основанных на быстроте двигательных реакций, свойствах внимания, памяти, мышления;

9) проявления отдельных физических качеств, выраженных в стартовых характеристиках выполнения передвижений, выпада, "стрелы" и их комбинаций;

10) проявления специализированных тактических умений, выраженных адекватным выбором и применением боевых средств в определенных ситуациях;

11) характеристики использования в боях различных исходных положений оружия, дистанций, моделей взаимодействия с противником (позиционно или маневренно, скоротечно или выжидательно, наступательно или оборонительно);

12) особенности подготовки отдельных действий (использо-вание средств разведки, маскировки, вызовов);

13) объемы и результативность нападений в определенные секторы поражаемой поверхности;

14) особенности боевого поведения спортсменов с учетом психологических аспектов единоборства;

15) особенности воздействия средств и методов саморегуляции, специализированной разминки.

Для составления индивидуальной характеристики стиля боя фехтовальщика важно знать следующее:

1) что является ведущим - наступление или оборона?;

2) какова наиболее приемлемая дистанция?;

3) каково типичное исходное положение оружия: верхняя или нижняя позиция, движущийся клинок;

4) какая тактика предпочтительней для конкретного спортсмена(излюбленные действия или ведение боя в зависимости от особенностей противника), предпочитает борьбу оружием или ее избегает; имеет ли специфические показатели ведения боя (сближения, повороты, приседания, подскакивания); какой характер носят подготовки (циклический или одиночный) и каким образом выполняются (без угрозы, с угрозой нанесения укола или удара)?;

5) каков характер реагирования на неожиданные действия и степень быстроты переключений?;

6) проявляются ли индивидуальные особенности спортсмена в различных ситуациях боя (в начале боя, в борьбе за последний укол или удар, на линии границы, в течение последней минуты боя, при нечетком судействе и т.д.)?;

7) какие секторы поражаемой поверхности наиболее часто подвергают нападению (внутренний или наружный, стопу, руку, маску)?;

8) какие особенности защитного репертуара (исполь-зование конкретных или обобщающих, верхних или нижних защит)?;

9) каковы особенности ведения ближнего боя?

Для составления индивидуальных характеристик ос-нащенности спортсменов средствами ведения поединков эффективно используются видеозапись и нотационная регистрация деятельности в тренировочных боях и соревнованиях.

Анализ нотационных материалов и видеозаписи дает объективные показатели оснащенности фехтовальщиков определенными навыками, достигнутого соотношения в составе действий, а также сравнительные данные объемов атак и результативности их применения. Могут быть также получены важные характеристики тактической деятельности, отражающие особенности построения боев, поведения в конкретных ситуациях и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: