Основными объектами прогнозирования в области фехтования являются:
- развитие вида спорта как олимпийской дисциплины;
- соотношение сил между отдельными странами в видах оружия;
- уровень выступлений сильнейших спортсменов;
- иерархия различных факторов при достижении планируемых результатов;
- совершенствование системы подготовки и построения тренировки;
- модельные характеристики соревновательной деятельности;
- требования к надежности функциональных систем организма в условиях возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок.
Создавая предпосылки совершенствования подготовленности, прогноз выполняет ориентировочные функции и непосредственно воздействует на процесс управления подготовкой, что выдвигает перед ним целый ряд трудностей(противоречия в процессе совершенствования, случайность и количественная неопределенность его компонентов, социальные и "человечес-кие" факторы и др.). Вместе с тем планирование, организация и управление подготовкой спортсменов в фехтовании нуждаются в вероятностном предопределении основных путей и направлений его развития.
Методами прогнозирования, используемыми в теории и методике фехтования, являются:
- перенесение выводов исследования одной части явления или процесса на другие его составляющие;
- моделирование и экспертные оценки специалистов высокой квалификации.
Комплексное применение методов прогнозирования позволяет охватить исследуемые явления в развитии фехтовального спорта, например:
- возможные изменения правил судейства, систем проведения соревнований;
- усовершенствование тренировочного процесса в связи с новой научно-технической информацией.
|
Последовательное использование методов прогнозирования делает возможным планирование спортивных достижений с учетом сроков и возрастных категорий. При этом, точность прогнозов выше на более короткий отрезок их составления, в условиях объемного и достоверного использования информации.
Наиболее распространенным является краткосрочное (оперативное) прогнозирование, основная форма которого - целевая программа. При ее построении ориентируются на ожидаемый результат. Затем оценивается характер соревновательной деятельности, уровень модельных возрастных характеристик, нормативных требований (к технике, тактике, функциональной и двигательной подготовленности). Все это по принципу сетевого планирования развертывается во времени и пространстве.
Среднесрочное прогнозирование используется с целью:
- оптимизации тренировочного процесса на отдельных этапах и периодах годичного цикла подготовки;
- выявления особенностей формирования подготовленности фехтовальщиков (технико-тактической, психической, физической);
- составления характеристик вероятных противников;
- определение эффективного режима соревновательной деятельности.
Основными задачами долгосрочного прогнозирования являются:
- отбор команд для главных соревнований;
- совершенствование структуры тренировочного процесса в годичном цикле;
- определение вероятностных условий главных соревнований и особенностей судейства, выполнение достоверной предварительной оценки хода турнирной борьбы.
Сверхдолгосрочное прогнозирование предусматривает выявление:
|
- общих тенденций развития фехтования в мире;
- изменений правил судейства, материально-технического обеспечения;
- новых методов подготовки и условий соревновательной деятельности.
Решение данных проблем строится на основе анализа экспертных оценок высококвалифицированных специалистов, обобщения опыта фехтовальных школ других стран.
ОТБОР ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПОРТСМЕНОВ
И КОМПЛЕКТОВАНИЕ КОМАНД
Ранжирование уровня спортивной силы фехтовальщиков, отбор перспективных спортсменов для подготовки к высшим достижениям и комплектование команд для участия в главных соревнованиях сезона, требуют анализа и сопоставления данных о различных сторонах подготовленности (личностных качествах), среди которых, например:
- спортивный результат и его динамика в последнем периоде подготовки, годичном цикле;
- возраст и состояние здоровья;
- техническая оснащенность, выраженная в составе средств единоборства;
- специальная физическая подготовленность;
- тактическое разнообразие действий и ведения поединков;
- соревновательный опыт; потенциальные возможности роста эффективности специализированной деятельности;
- психическая устойчивость к тренировочным и соревновательным нагрузкам;
- надежность технико-тактических компонентов соревновательной деятельности в стрессовых ситуациях;
- целеустремленность в достижении результата;
- спортивный авторитет и коммуникабельность с членами команды;
- уровень конкретных показателей подготовленности (тех-нико-тактической, психической и физической) в сравнении с достигнутым предстоящими противниками;
|
- обучаемость при овладении новыми действиями и тактическими компонентами их подготовки и применения;
- мотивированность к высшим достижениям и др.
Процесс отбора составов сборных команд предусматривает первоначальное составление списков кандидатов в каждом виде оружия по результатам соревнований предшествующего года, в случае необходимости с учетом их распределения по возрастным группам. Количество кандидатов должно превышать в два или несколько раз состав команд в календарных соревнованиях.
Оценка спортивной силы целесообразна, прежде всего, на основе сопоставления результатов участия в серии (3-5) личных турниров, с учетом ранжирования первых восьми (шест-надцати) личных мест в очках или условных баллах (0,5; 1,0; 1,5; 2,0 и т.д.). При их начислении учитывается ранг соревнований по их общественной значимости и, в частности, включая оценку:
- места в системе подготовки;
- уровня квалификации участников;
- участия основных противников;
- близость к главному соревнованию сезона.
На тех же принципах объективизируются оценки результатов боев в командных соревнованиях, а также вводятся отрицательные баллы за выступление ниже запланированного или серию проигрышей в важнейших матчах.
Введение коэффициентов значимости соревнований преследует главным образом педагогические цели, так как служит регулятором усилий спортсменов и тренеров при подготовке к ним, дает возможность тренерам рационализировать установки спортсменам на ведение борьбы и избегать форсирования тренировочных нагрузок к очередному турниру. Это позволяет оптимизировать уровень психической напряженности деятельности в предсоревновательном микроцикле и в самих соревнованиях с учетом планируемого состояния тренированности по этапам и периодам годичного цикла.
Для объективизации оценок результатов боев в целях регулирования напряженности тренировок необходимы показатели, характеризующие уровень эффективности усилий по повышению подготовленности на каждом из ее этапов. Такими данными могут быть - выигрыш или проигрыш серии боев и занятое место в контрольных соревнованиях, так как их итоги обобщенно отражают состояние подготовленности фехтовальщиков. Кроме того, процентное соотношение между выигранными и проигранными боями и динамика соотношения между выигранными и проведенными боями (прослеживаемая в микроцикле, на протяжении этапа и периода годичного цикла) позволяют иметь суждение об уровне спортивной подготовленности.
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ
Развитие фехтования и ускорение процесса повышения квалификации занимающихся в значительной степени взаимосвязано с рационализацией системы многолетней подготовки юных фехтовальщиков на основе учета возрастной динамики спортивного совершенствования.
В теории и методике юношеского спорта в соответствии с возрастными особенностями физического развития занимающихся научно обоснованы этапы подготовки, позволяющие оптимизировать построение спортивного совершенствования юных фехтовальщиков.
1-й этап - предварительная подготовка; 2-й этап - начальная спортивная специализация; 3-й этап - углубленная тренировка; 4-й этап - спортивное совершенствование.
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Общая тенденция мирового спорта к все более ранним регулярным занятиям затронула и фехтование. При 10-летнем возрасте официального зачисления в детско-юношеские спортивные школы России имеют место экспериментальные попытки формирования системы предварительной подготовки детей уже с семи-восьми лет, в частности через специализированные занятия в общеобразовательных школах.
За рубежом (Франция, Италия, Германия), привлечение детей с семи лет (а в отдельных случаях с 6 лет) к регулярным занятиям в фехтовальных клубах получило распространение уже в 70-е годы. При этом, помимо увеличения числа фехтовальщиков, оно предусматривало создание финансовых резервов для совершенствования подготовки квалифицированных фехтовальщиков и сборных команд, оплаты централизованных сборов и выездов сильнейших спортсменов на соревнования.
Анализ отечественной и зарубежной практики обучения фехтованию детей 7-9 лет показывает, что использование общепринятых специальных упражнений и приемов передвижений (выпада, скачка и выпада и их комбинаций), выполняемых с установками на двигательные параметры взрослых спортсменов и с большой повторностью, приводит нередко к негативным последствиям. В частности у занимающихся появляются болезненные ощущения в коленных суставах и ахилловых сухожилиях, а иногда и травмы голеностопных суставов и пятки впереди стоящей в выпаде ноги.
В качестве основного материала фехтовальной подготовки столь юных занимающихся целесообразно освоение основных положений (боевой стойки, позиций и соединений), передвижений шагами и ознакомление со структурой выпада на основе имитационных упражнений без значительных по объемам повторений. Существенными также являются установки на исключение длинных выпадов, глубоких сгибаний ног в боевой стойке и при передвижениях, чтобы избежать мощных ударных нагрузок на коленные суставы и костносвязочный аппарат голени и стопы впереди стоящей в выпаде ноги.
При использовании облегченного клинка или имитируя его движением руки (коротким прутиком и т.п.) вполне посильно изучение тактической сущности действий, формирование идеомоторных представлений о путях проникновения клинка атакующего сквозь защитный барьер защищающегося.
Изучается минимум базовых средств нападения и защиты с главной целью облегчить овладение ведением боя с характеристиками соревновательной деятельности в избранном виде оружия. Одновременно юный фехтовальщик осваивает маневрирование и сохранение в ходе поединка безопасной дистанции.
При подборе боевых действий и их опробывании обучаемым следует учитывать, что перенос освоенных в уроке действий в условия боя ускорится, если вслед за атаками уколом прямо (ударом по маске) последует ознакомление с атаками переводом (ударами переносом по правому и левому боку), а защиты от атак будут чередоваться с длинным отступлением. По аналогичному принципу целесообразно в дальнейшем связывать изучение в рапире и шпаге атак переводом и атак с одним финтом (в сабле - простых атак и атак с несколькими финтами и выбором сектора нанесения удара).
Подобный подход к начальному обучению позволяет сбалансировать усилия тренера между проблемами освоения техники и тактики, тем более что в 10-11 лет из-за значительности веса оружия и отсутствия достаточных возможностей к управлению им достижение прочных навыков нереально.
В технической подготовке на первый план выходит освоение общей структуры специализированных положений и движений и типовых комбинаций (боевой стойки, начальных и конечных положений вооруженной руки и оружия) при выполнении в упражнениях и в поединках. Не следует также ограничиваться освоением только выпада как основного приема нападения. Обязательным является и выполнение шага и выпада (для фехтовальщиков на саблях комбинаций - выпад и повторный выпад, шаг и выпад и повторный выпад), что позволит постоянно иметь тактические поводы для маневра и применения атак с дальней дистанции.
Тактическая подготовка сосредотачивается на элементарной оптимизации состава действий (как в наступлении, так и в обороне), чтобы преднамеренные действия и ведение боя в неожиданно возникающих ситуациях отражали условия, характерные для фехтовального поединка и вида оружия.
Построение начальной специализации наиболее эффективно с форсированием процесса формирования общего рисунка боя, в котором состав средств и основные тактические компоненты их подготовки и применения напоминают поединки квалифицированных фехтовальщиков. В этом случае тренировка станет основным инструментом диагностики спортивных способностей, так как расширяются возможности занимающихся для их проявлений на основе взаимокомпенсаций между различными специализированными навыками и двигательными и психическими качествами.
СОСТАВ СРЕДСТВ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКОВ
ПО ЭТАПАМ ПОДГОТОВКИ
У большинства занимающихся в 13 лет (а иногда и в 12 лет)создается устойчивый рисунок боя, а в 14 лет он стабилизируется за счет возросшего уровня техники владения оружием, быстроты и длины маневрирования. Создаются реальные возможности для оценки состава действий, которым ученики уже владеют. В дальнейшем его сопоставление с другими характеристиками ведения поединков позволяет определить направленность индивидуализации технико-тактического совершенствования и формирования манеры боя с учетом двигательных и психических особенностей занимающихся.
Для рапиристов 11-13 лет характерно преобладание в поединках основных простых атак и атак с действием на оружие с уколом прямо, а так же верхних защит с ответом прямо. Другие моментные разновидности атак (ответные, повторные, на подготовку) носят экспромтный характер. В незначительных объемах используются подготавливающие действия, которые сводятся к игре оружием и имитациям нападений, а также маневрированию с целью сблизиться с противником на дистанцию нанесения укола или удара(отступить и избежать его получения), что приводит к скоротечным поединкам.
Рапиристы 14-16 лет расширяют состав атак за счет атак с финтами, а также выполняемых на подготовку. Увеличивается применение защит и ответов с отступлением, а также в подготовке действий преобладают выжидательные характеристики.
В составе нападений рапиристов 17-19 лет появляются комбинированные атаки, оптимизируется соотношение между разновидностями атак (простыми, с финтами, с действием на оружие). Увеличиваются объемы ответных и повторных атак уколом прямо и переводом. Имеет место также преднамеренно-экспромтное выполнение атаковых комбинаций. В действиях обороны увеличивается применение круговых защит. В больших объемах применяются ложные нападения, а маневрирование приобретает многоцелевую направленность - овладения инициативой в поединке, подготовку контратак, вызов нападения на подготовку.
Вместе с тем, неизменным у юных рапиристов на возрастных этапах остается количественное соотношение между нападениями во внутренний и наружный секторы (объемы уколов во внутренний сектор в три раза превышают уколы в наружный), объемы применения верхних прямых защит, нападений с выпадом (шагом вперед и выпадом).
У шпажистов на этапе начальной специализации характерно использование в поединках простых атак с выпадом и "стрелой" уколом прямо и переводом в туловище, верхних прямых защит с ответом прямо, контратак уколом прямо в туловище и руку сверху.
В боях на шпагах этапу углубленной тренировки присущи основные и повторные простые атаки, контратаки прямо и переводом в туловище и плечо, применение ремизов уколом прямо и переводом. Отмечается чередование верхних прямых и полукруговых защит с ответом прямо в туловище и плечо. Предподчительны атаки с действием на оружии уколом прямо, в малых объемах имеют место атаки с одним финтом. Однако низка при этом целевая точность уколов из-за неадекватных оценок длины атак и контратак.
На этапе спортивного совершенствования у шпажистов отмечается значительное число нападений в предплечье, атак на подготовку и повторных атак уколом в туловище и руку, контратак с оппозицией уколом в туловище и руку.
У фехтовальщиков на саблях 12-13 лет превалируют простые атаки ударом по маске и попытки применить атаки с несколькими финтами (выполняемые с шагом и выпадом),контратаки ударом по руке в наружный сектор с отступлением. Основу обороны составляют 3-я и 4-я экспромтные защиты с выбором и 5-я защита преднамеренная. Кроме того имеют место серийные перемещения по дорожке в целях маневрирования.
В 14-16 лет саблисты атакуют преимущественно используя комбинации передвижений (выпад + выпад, шаг или скачок вперед и выпад + выпад),оборонительные комбинации из контратаки и защиты с ответом. Кроме того, в составе действий постоянное применение имеют:
- атаки на подготовку ударом по маске;
- атаки с парированием контратаки противника по ходу сближения;
- обобщающая 4-я защита с ответом по маске;
- маневрирование.
На этапе спортивного совершенствования фехтовальщики на саблях владеют:
- комбинациями атак с вероятностным завершением;
- ответными атаками с финтами и выбором сектора;
- комбинациями оборонительных действий (защиты и контратаки);
- нападениями уколом из положения "оружие в линии";
- оборонительными подготавливающими действиями;
- нижними защитами;
- ударами в контртемп.
Вместе с тем, у фехтовальщиков на саблях всех возрастных категорий зарегистрированы практически аналогичные количественные соотношения между простыми атаками и атаками с финтами, защитами с ответом и контратаками, так как взаимозависимость данных действий составляет основу формирования тактики ведения поединков.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
В СТРУКТУРЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Компонентом технической подготовки фехтовальщиков является специализирование двигательных качеств. В частности, стартовая быстрота движений в сочетании с правильной техникой маневрирования обеспечивает фехтовальщику возможность успешно перемещаться по дорожке и применять основные атаки. Специализирование силы мышц(ног, спины) ускорит освоение повторных и ответных атак.
Известно, что физическое утомление негативно влияет на технику передвижений и точность уколов в многоступенчатых соревнованиях. Эти показатели лимитируются выносливостью к продолжительным динамическим и статическим напряжениям мышц.
Тактические умения действовать внезапно во многом обеспечиваются скоростно-силовыми возможностями спортсмена. В то же время низкий уровень гибкости, подвижности суставов (в частности плечевого и тазобедренного) может существенно осложнить освоением типовых положениях боевой стойки в колющих видах оружия и вызвать появление ошибок при изучении техники (неправильное положение вооруженной руки, профильность туловища), резко снизить точность уколов.
Результативность действий в соревнованиях и тактика ведения поединков взаимосвязаны с физической подготовленностью у юных спортсменов. В частности, быстрота передвижений шагами вперед и назад у подростков 10-13 лет взаимосвязана с показателями выполнения прыжково-беговых упражнений. При этом значительное влияние двигательных качеств на успешность ведения поединков у начинающих фехтовальщиков объясняется узостью состава действий и тактических компонентов их применения в соревнованиях, не позволяющего столь юным участникам успешно противодействовать физическому превосходству противников.
Ощутимое влияние физических качеств на результативность действий фехтовальщиков на этапе начальной специализации порождает серьезную проблему, связанную с оценкой способностей юных спортсменов при их переходе в учебно-тренировочные группы ДЮСШ. Ибо выделение спортсменов с более высокими результатами в своей возрастной группе (обусловленным превосходством в физическом развитии) может уменьшить внимание к тем, кто наделен способностями к тактическому обыгрыванию и точным идеомоторным представлениям, но не может их реализовать при отставании в развитии двигательных качеств. У подобных спортсменов возможно снижение интереса к занятиям фехтованием из-за отрицательных эмоций, часто возникающих после проигрыша серий поединков, соревнований. Именно поэтому фехтовальщики, склонные к тактическому обыгрыванию и единоборству оружием (в рапире это выражено в проникновении через защитный барьер противника), нуждаются в педагогической опеке из-за их перспективных устремлений при освоении тактики ведения боя.
Процесс овладения техникой ведения поединков на разных этапах подготовки юных фехтовальщиков регламентируется уровнем определенных двигательных реагирований и воздействием сенситивных периодов их развития, так как совершенствование разновидностей действий нападения и защиты обусловлено прежде всего специализированностью сложных реакций.
Прослеживая особенности взаимосвязей между результативностью действий и показателями двигательных реакций, можно убедиться, что на этапе начальной специализации едва различима параллель между реакцией выбора и результативностью защит с ответом, атак с финтами и контратак. С повышением технико-тактической подготовленности увеличивается воздействие психомоторных качеств на результативность действий в поединке. Так, уже на этапе углубленной тренировки, быстрота и точность дифференцировочных реакций опосредуют результативность атак с финтами и атак с действием на оружие, увеличение объема ложных нападений и защит с ответом. Следовательно, фехтовальщики с коротким временем дифференцировочных реакций и малым количеством ошибок в точности реагирований имеют более высокую результативность атак с финтами, атак с действием на оружие и защит с ответом.
По мере повышения технико-тактического уровня более важным становится дифференцирование внезапно появляющихся сигналов, быстрота реакции выбора. Причем по этим показателям установлены отчетливые различия между фехтованием на саблях и фехтованием на рапирах и шпагах. Так, в поединках саблистов более значимо представлены взаимосвязи реакций выбора с разновидностями нападений. В фехтовании же на рапирах и шпагах, где атаки с выбором представляются трудновыполнимыми, данные связи между компонентами соревновательной деятельности становятся заметными только у рапиристов 18-19 лет.
Вероятностное прогнозирование в подавляющем большинстве отмечено при выполнении преднамеренных действий. В свою очередь, действия экспромтные чаще всего не опосредованы вероятностной моделью, учитывающей последовательность действий противника, и потому в большей мере зависят от быстроты двигательных реагирований. Таким образом, тактика ведения поединков, построенная на прогнозировании действий противников независимо от возраста и квалификации фехтовальщика всегда имеет основой опережающую подготовку к появлению более вероятного действия.
ТИПОВАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ОСВОЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
И ТАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
Выбор последовательности освоения разновидностей действий по возрастным этапам основывается прежде всего на учете сложности их двигательного компонента. При этом в каждом виде оружия из-за различий в характеристиках двигательных действий имеет место своеобразие при оптимизации последовательности их освоения. Так, например, контратаки в фехтовании на шпагах и саблях, являясь обязательными компонентами системы обороны, осваиваются практически параллельно с изучением защит и ответов. В свою очередь, в фехтовании на рапирах, спортсмены начинают изучать контратаки только после достаточно прочного освоения прямых верхних защит с ответом.
Обучение атакам целесообразно начинать с основных атак, учитывая затем их следующие характеристики:
- простые атаки;
- атаки с финтами;
- атаки с действием на оружие;
- атаки комбинированные.
Далее необходимо переходить к обучению повторным атакам, ответным атакам, атакам на подготовку. Параллельно с обучением атакам осваиваются и защиты с ответом, конкретные контрзащиты и простые контрответы. Затем приступают к обучению защитам с выбором, защитам обобщающим, ответам с финтами, контрответам с финтами.
Освоение встречных нападений целесообразно в следующей последовательности:
- контратаки на начало атаки;
- контратаки на удлинение атаки;
- ремизы;
- нападения уколом из положения "оружие в линии".
Учитывая степень готовности спортсменов к выполнению действий и особенности реагирований, целесообразно обучение разновидностям действий строить в такой последовательности:
- преднамеренные обусловленные действия;
- преднамеренные действия с выбором;
- экспромтные действия с выбором;
- преднамеренные действия с переключением;
- экспромтные действия с переключением;
- преднамеренно-экспромтные действия с переключением.
Оптимизация последовательности освоения разновидностей действий основана на учете неравномерности развития сенсомоторных реагирований. Ибо по мере взросления подростка наивысших значений вначале достигают показатели простой двигательной реакции (лежащей в основе выполнения обусловленных действий), затем дизъюнктивной и в дальнейшем дифференцировочной - более сложных видов двигательных реакций (опосредующих качество действий с выбором и переключением).
Освоение тактических умений проходит эффективнее при соблюдении такой последовательности:
- умение различать сектор для нападения;
- умение различать направление нападения противника (данное положение целесообразно в сабле и шпаге, в рапире же начинают с защит с выбором, а затем переходят к уколам в открывающий сектор);
- умение различать простое нападение от нападения с фин-тами или значительной длины;
- умение переключаться от нападения к защите, от подготовки к нападению, от одного нападения к повторному нападению, от защиты к нападению, от защиты к повторной защите (в сабле переключение от нападения в один сектор к нападению в открывающийся сектор опережает другие умения).
Изложенная последовательность освоения тактических умений является лишь принципиальной и определяет целесообразность акцентирования внимания на каждом из них в тренировочном процессе, учитывая при этом вид оружия и индивидуальные характеристики занимающихся.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ВИДАХ ФЕХТОВАНИЯ
Обучение фехтованию должно включать направленность на овладение адекватной избранному виду оружия системой боя, а так же характеристик соревновательной деятельности сильнейших спортсменов. Причем подобный подход к оснащению средствами ведения боя и технико-тактическому совершенствованию юных фехтовальщиков не противопоставляется индивидуализации подготовки с учетом их двигательных и психических качеств, склонностей к применению излюбленных действий.
В фехтовании на рапирах в связи с ограниченной поражаемой поверхностью и фактором тактической правоты атак и ответов (при одновременных взаимных уколах) особо важны умения проникать клинком сквозь защитные барьеры противника, учитывая его защитные реакции и пространственно-временные параметры перемещения оружия и изменения дистанции. В свою очередь построение обороны основывается на разнообразии направлений защитных движений оружием.
В боях на рапирах применение действия нападения и защиты проходит при постоянно изменяющейся дистанции и помехах, создаваемых оружием и внезапными уклонениями. Данные условия определяют высокие требования к технической правильности действий клинком в связи с проблемами достижения точности уколов. Ибо технический брак часто приводит к промахам и недействительным уколам даже при выполнении тактически адекватных действий.
В фехтовании на саблях невелик объем взаимодействий клинками и практически нет проблемы целевой точности нанесения ударов, но исключительно высоки требования к пространственно-временным параметрам движений, соотношению между альтернативными действиями. Именно поэтому основными компонентами тактики ведения боя являются чередование альтернативных действий и, в частности:
- простых атак и атак с серией финтов;
- контратак и защит с ответом в отступлении;
- двухступенчатых комбинаций действий нападения и защиты;
- разновидностей комбинаций приемов маневрирования.
В фехтовании на шпагах выделяется стремление спортсменов опережать действия противников на основе точной оценки микроинтервалов времени и пространственных положений клинков при их взаимоперемещениях. Данное положение обусловлено широкими возможностями нанесения уколов в руку и впереди стоящую ногу, применения разновидностей контратак и ремизов (определяющими необходимость подготавливающего единоборства клинками), совмещения нападений и оппозиций от встречных уколов.
Практическая реализация установок на формирование системы боя, присущей избранному виду фехтования, окажет существенное влияние на последовательность освоения разновидностей действий и тактических компонентов их подготовки и применения.
УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ
С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ВЫСШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
СТРУКТУРА ТРЕНИРОВКИ
И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Цикличность построения тренировки, в особенности ее периодизация, базируются на биоритмических закономерностях жизнедеятельности организма. Тренировочные циклы могут быть четырех разновидностей: микроцикл (чаще всего недельный), мезоцикл (этап, период тренировки), макроцикл (год) и мегацикл (четыре года).
I. Подготовительный период включает пять этапов:
- функциональной и физической подготовки (4 недели);
- технической подготовки (4 недели);
- технико-тактического совершенствования (4 недели);
- формирования соревновательной деятельности (4 недели);
- двигательной и психической реабилитации (2 недели).
II. Основной период включает пять этапов:
- совершенствования соревновательной деятельности (4 недели);
- контрольных соревнований (9 недель);
- двигательной реабилитации и психической разрядки (2 недели);
- модельных соревнований (3 недели);
- главных соревнований (8 недель).
III. Переходный период состоит обычно из трех этапов:
- выведения из спортивной формы (2 недели);
- отдыха и лечебных мероприятий (3 недели);
- восстановления двигательной кондиции.
При планировании годичного цикла определяются:
- общие объемы тренировки, а также по этапам и периодам (в часах);
- объемы физической и специальной подготовки (в часах);
- количество дней тренировки и тренировочных занятий, дней и часов соревнований;
- количество индивидуальных уроков у тренера (и их продолжительность в часах);
- количество тренировочных боев на результат и боев в официальных турнирах.
Подготовка фехтовальщиков в четырехлетних (многолетних) циклах должна предусматривать:
- динамику объемов тренировочных нагрузок и соревновательной деятельности;
- количественные показатели применяемых средств по годам тренировки;
- выполнение нормативных требований по совершенствованию состава средств ведения поединков, физических и психических качеств и надежности их проявлений;
- повышение (сохранение уровня) спортивных результатов.
Направленности подготовки спортсменов к высшим результатам в главных соревнованиях служит ранжирование значимости основных соревнований годичного цикла, учитывающее следующие требования:
- расположение основных соревнований в годичном цикле - подчиняется задаче достижения спортивной формы к главным соревнованиям;
- объемы соревновательных боев - должны быть взаимосвязаны с динамикой тренировочных нагрузок;
- количество соревнований и соревновательных боев на каждом этапе - регламентируется с учетом индивидуальных характеристик спортсменов (стаж занятий, квалификация, подготовленность и т.д.);
- нагрузки и напряженность поединков главного соревнования - моделируются на этапах контрольных и модельных соревнований.
Рациональное распределение соревновательных нагрузок в годичном цикле является основой целесообразного управления процессом подготовки к главному соревнованию года, позволяет достичь высокого уровня адаптации организма к предстоящим нагрузкам и повысить технико-тактическую подготовленность.
Разделение годичного цикла на периоды и этапы во многом носит условный характер, так как для каждого из них определена лишь основная педагогическая направленность тренировочного процесса, концентрирующая усилия тренеров и спортсменов на одной из многих сторон подготовленности. При этом тренировки, как правило, являются многокомпонентными по составу средств и решаемым в них задачам. Исключение составляют лишь первые несколько занятий годичного цикла (обычно не более месяца), а также проводимые в переходном периоде из-за их полного или преимущественного насыщения средствами физической подготовки.
Следовательно, фехтовальщики, подготовка которых нацелена на высшие достижения, почти весь год используют специализированные средства тренировки, прежде всего занимаются технико-тактическим совершенствованием и боевой практикой, а также на протяжении 9-10 месяцев участвуют в официальных соревнованиях.
Именно соревнования, в числе которых 5-7 престижных, зачетных или отборочных, с необходимостью показать в них планируемый или желаемый результат, определяют содержание подготовки к каждому из них и суммарно к главному соревнованию годичного цикла.
Учитывая полисоревновательные характеристики годичного цикла квалифицированных фехтовальщиков (15-25 соревнований в год, в том числе 30-40 дней участия в них с объемом от 250 до 400 поединков), ведущее место занимает повышение технико-тактического уровня на основе оптимизации состава средств ведения поединков и тактических компонентов их подготовки и применения, специализирования проявлений двигательных и психических свойств спортсменов и их индивидуализации (рис. 14).
Совмещение задач непрерывного технико-тактического совершенствования и повышения (сохранения, восстановления) функциональной подготовленности (имея в виду как двигательный аппарат, так и психическую сферу) достигается объединением микроциклов перед ответственным соревнованием в единую систему. В ней распределение нагрузок внутри каждого микроцикла и между ними (помимо реализации общей направленности тренировки к главному соревнованию года) подчинено задаче обеспечения успешного выступления в предстоящих соревнованиях, в том числе и за счет коррекции объемов и содержания занятий на основе срочной оценки состояния спортсмена.
Распределение нагрузок в недельных циклах подчинено также моделированию условий крупных соревнований, с обычной для них двухдневной (личные турниры) или трехдневной (личные и командные чемпионаты) продолжительностью. Имеет место и четырехдневное соревнование (первенство мира) с перерывом между личным и командным первенствами. Учитывая это, оптимальным является микроцикл с пятью днями специальной тренировки, разделенными между собой на две части (два и три дня) днем физической подготовки, и ограниченным использованием физических упражнений (обычно в утренние часы) в седьмой (выходной) день (в условиях сбора).