Разнообразие бескоалиционных игр требует их объединения в классы эквивалентности. Каждый из классов можно исследовать на примере игры с простой структурой. Стратегическая эквивалентность является обоснованием для объединения игр в один класс, а это означает, что игры, объединенные в один класс, считаются стратегически эквивалентными.
Опр.: Пусть имеется две игры
и
. Тогда эти игры называются стратегически эквивалентными, если
, при котором выполняется следующее условие:

Обычно условие стратегической эквивалентности записывают следующим образом:
.
Стратегическая эквивалентность обладает следующими свойствами:
1) рефлексивность
;
2) симметрия и
;
Док-во: 
, 

Стратегическая эквивалентность позволяет разбить все множество бескоалиционных игр на попарно непересекающиеся классы:
Различия в стратегически эквивалентных играх заключаются в масштабах выигрыша
и в начальном капитале
. Стратегия в каждой из этих игр заключается в максимизации своего выигрыша, причем этот выигрыш максимизируется на одинаковых стратегиях.
Теорема: стратегически эквивалентные игры имеют одни и те же ситуации равновесия.
Доказательство:
Пусть имеется две стратегически эквивалентные игры:
. Это значит, что в ситуации равновесия должно выполняться условие:
, 
Очевидно, меняя ситуацию равновесия
на другую ситуацию равновесия
, получим:
.
Так как
— ситуация равновесия, то для игры
должно выполнятся условие:
, но из этого неравенства следует, что
, а это условие означает, что ситуация
есть ситуация равновесия для двух игр
и
, то есть две стратегически эквивалентные игры имеют одну и туже ситуацию равновесия
. Теорема доказана.
Теорема: всякая бескоалиционная игра с постоянной суммой стратегически эквивалентна некоторой бескоалиционной игре с нулевой суммой.
Доказательство:
Рассмотрим бескоалиционную игру с постоянной суммой:
,
,
.
Возьмем такие произвольные вещественные числа
,
, чтобы
. Рассмотрим функцию выигрыша
. Это есть условие стратегической эквивалентности игр
и (т.к. k=1, а
не зависит от S). Тогда выигрыш игры Г равен
. То есть игра Г является игрой с нулевой суммой. Теорема доказана.
Таким образом, мы доказали, что игры с постоянной суммой всегда можно привести к играм с нулевой суммой.
Антагонистические игры.
Общие сведения
Опр.: Игра
называется антагонистической, если выполняются условия
и
.
Другими словами, антагонистическая игра — это игра двух лиц с нулевой суммой.
Обозначив множество стратегий первого игрока через X
, а множество стратегий второго игрока через Y
, антагонистическую игру можно описать следующим образом:
, где
— выигрыш первого игрока или проигрыш второго.
Как отмечалось выше, целью исследования является нахождение ситуации равновесия (равновесия в прямом конфликте). Поэтому поведение игроков диктуется:
1-ый игрок старается за счет выбора стратегии
максимизировать свой выигрыш (
);
2-ой игрок за счет выбора стратегии
старается минимизировать проигрыш (
).
Суть этого конфликта состоит в том, что каждый из игроков обладает возможностью менять только свою стратегию. Преодоление этой трудности, другими словами определение наиболее рационального способа поведения игроков в этой игре, это и есть игровая модель принятия решений.
Если в антагонистической игре двух лиц множества X и Y конечны, то игра называется матричной. Название объясняется тем, что игру можно представить таким образом: элементы множеств X и Y занумеровываются, например:
и
.
Ситуацией в этом случае является пара
,
,
. Выигрыш первого игрока
рассматривается как элемент
матрицы А размером
Эта матрица называется матрицей игры. Игра протекает следующим образом: игроки одновременно и независимо друг от друга называют номер строки (первый игрок) и номер столбца (второй игрок). Элемент матрицы, расположенный на пересечении выбранных строки и столбца, и есть выигрыш первого игрока и соответственно проигрыш второго.
Рассмотрим матричную антагонистическую игру с матрицей выигрышей:

Первый (максимизирующий) игрок выбирает строку. Второй (минимизирующий) игрок выбирает столбец, на их пересечении записан выигрыш первого игрока. Каждый игрок стремится к увеличению своего выигрыша. Но его выигрыш зависит не только от его выбора, но и от того, какая стратегия будет выбрана противником. Поэтому, стремясь получить максимальный выигрыш, каждый игрок должен учитывать поведение противника. В теории игр выбор оптимальной стратегии предлагается осуществлять, основываясь на принципе минимакса (максимина), который иногда называют «принципом осторожной игры против умного партнера».
Вот рассуждения первого игрока, основанные на указанном принципе. «Пусть я выбрал i-ую строку. Тогда самое меньшее, на что я могу рассчитывать, будет
. Поэтому естественно выбрать такую строку, чтобы этот минимальный выигрыш был наибольшим:
. Таким образом, я могу гарантировать, что меньше, чем
, мой выигрыш быть не может».
Эта величина называется нижним значением игры и обозначается:
.
Номер строки i, который выбрал первый игрок, называется максиминной стратегией первого игрока.
Рассуждения второго игрока, основанные на принципе минимакса. «Пусть я выбрал j-ый столбец. Тогда самое большее, что я могу проиграть — это
. Поэтому естественно выбрать такой столбец, чтобы этот максимальный проигрыш был наименьшим, т.е. чтобы
. Таким образом, я мог бы гарантировать, что меньше, чем
, мой выигрыш быть не может».
Величина
называется верхним значением игры и обозначается:
.
Значение j называется минимаксной стратегией 2-ого игрока.
Теорема: Если
- антагонистическая игра, то для любого
,
имеет место:


Доказательство:
Так как по определению
, то, очевидно,
. Так как
, то
. Эти неравенства очевидны для любых x, y, в том числе и для тех, которые обеспечивают верхнюю и нижнюю цены игры:
.
Таким образом,
. Теорема доказана.
Пример. Имеется следующая платежная матрица
A(x)

B(y) 
Нижняя цена игры равна -3, верхняя цена игры равна 4, максиминная стратегия первого игрока есть
, минимаксная стратегия второго игрока есть
.
Если нижняя цена игры равна верхней цене игры, то игра называется игрой с cедловой точкой. Пусть
, тогда величину с называют ценой игры, а стратегии игроков, обеспечивающие результат с, — оптимальными стратегиями. Клетку матрицы, определяющую величину с, называют седловой точкой, так как значение с является одновременно минимальным элементом строки и максимальным элементом столбца, на пересечении которых стоит эта величина.
Любая седловая точка является искомой точкой равновесия в игре, так как любое отклонение игроков от оптимальной стратегии приведет к уменьшению выигрыша первого, либо к увеличению проигрыша второго.
— цена игры. Если
, то игра является несправедливой, т.к один игрок точно проигрывает. Если
, то игра справедливая. Для того чтобы сделать несправедливую игру справедливой, первый игрок должен уплатить второму игроку величину с перед началом каждой новой партии.