ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ОСНОВЫ




 

Целостной является такая основа, у которой не нарушен первоначальный формат, имеются в наличии и целы все детали (доски, шпонки, соединитель­ные планочки) и у которой все доски со­единены между собой.

Довольно частыми нарушениями целостности основы произведения бы­вают расклейка досок, а также утраты или изломы шпонок и других крепежных деталей, состроганные или опиленные края и углы доски иконы, что обычно яв­ляется результатом подгонок икон к но­вым, предназначенным им местам при перестановках. Иногда встречаются про­изведения с изломанными досками.

При проведении реставрационных работ с доской произведения художни­ку-реставратору помогает опытный сто­ляр. Однако практика показывает, что умение самого реставратора выпол­нять столярные работы очень желатель­но, так как способствует максималь­ной сохранности живописи. Для этого в мастерской должны быть набор столяр­ного инструмента и верстак.

 

Подготовка древесины. Из древесины изготовляют недостающие части основы произведения. Иногда используют мел­кие опилки (древесную муку).

При работах по вставке утраченных шпонок, скрепляющих планочек («карасики», «ласточки» и т. п.) и утраченных частей самой доски произведения нельзя пользоваться свежей, невыдержанной древесиной. Свежая древесина по (Физико-механическим свойствам резко отли­чается от естественно состарившейся древесины произведений, особенно про­живших многовековую жизнь, в частно­сти, своей гигроскопичностью, скоростью набухания и отдачи влаги. Коэффици­ент усушки и разбухания у выдержан­ной древесины ниже, чем у свежей. Ес­ли соседствуют элементы из древесины разных сроков выдержки, то при измене­нии влажности набухание и усушка про­ходят неравномерно и это ведет к повтор­ному повреждению основы произведе­ния. Поэтому для восполнения утрат нужно подобрать не только соответст­вующую породу древесины, но и есте­ственно выдержанную или искусственно состаренную. Способ искусственного состаривания древесины сравнительно не­давно разработан и внедрен в практику реставрационных работ.

Свежую древесину подвергают тепло­вой обработке в сушильной камере, что ведет к изменению ее химических, фи­зико-механических свойств, первона­чального цвета, снижает ее гигроскопич­ность. Заготовки древесины в виде брус­ков выдерживают при температуре от 110° до 190°. Время и температура на­грева зависят от породы дерева, исход­ной влажности, сечения обрабатываемо­го бруска и желаемых результатов. Так, выдержка свежей липовой заготовки толщиной до 5 см при температуре 160° в течение четырех часов снижает гигро­скопичность на 50% и придает древесине свойства дерева столетней выдержки в естественных условиях.

Клеи. Для склеивания древесины и приготовления пасты из опилок исполь­зуют преимущественно клеи животного происхождения (мездровый, столярный, казеиновый), а в экспериментальном порядке — синтетические — поливинил-ацетат (ПВА) и клей БФ-4.

Клеи должны отвечать следующим технологическим требованиям: обладать гигроскопичностью (а следовательно, набухать и усыхать при изменении температурно-влажностного режима), меха­нически прочно сцепляться с древеси­ной, быть химически нейтральными по отношению к основе и к другим слоям произведения, обладать высокой морозо­стойкостью при комнатно-сухом со­стоянии, быть удобными в процессе склеивания. Таковы мездровый, столяр­ный и казеиновый клеи, которые исполь­зуют с древнейших времен.

Мездровый (столярный) клей при­готовляется из одной весовой части су­хого клея (15—17% влажности) и трех частей воды, костный клей — из одной весовой части клея и полутора частей воды. Набухание обоих сортов клея в во­де при комнатной температуре происхо­дит за 6—12 часов. Они начинают рас­пускаться в водяной бане при темпера­туре плюс 25—30°. Оптимальной для распускания мездрового клея является температура плюс 50—70°, для костно­го — плюс 40—60°.

Костный, мездровый и другие коллагеновые клеи обладают реверсивной способностью распускаться в воде и застуденевать. Однако обратимость клея ограничена. После нескольких разогре­ваний (а особенно перегревов с после­дующими охлаждениями) он утрачивает способность застуденевать — давать прочную пленку. С таким клеем работать нельзя.

Влажность склеиваемой древесины не должна превышать 15%. Темпера­тура в помещении (как и самой склеивае­мой древесины) должна быть плюс 18— 25е. Наносят клей жесткой щетинной кистью на обе склеиваемые поверхности. При застуденевании и последующем высыхании клеевая пленка дает боль­шую объемную усадку. Толстая пленка при высыхании растрескивается, проч­ность склеивания падает. Оптимальной является толщина клеевого слоя от 0,08 мм до 0,15 мм. Продолжитель­ность выдержки смазанных клеем по­верхностей — три-пять минут. Продол­жительность выдержки склеиваемых по­верхностей в припрессованном состоя­нии — 24—48 часов.

Казеиновый клей готовят из обез­жиренного молока. Полученный осадок

в виде творога промывают и сушат. Из­мельчают сухие комочки в светло-жел­тый зернистый порошок, имеющий ки­слотную реакцию. В этот порошок добав­ляют известь или аммиачную воду.

Современная отечественная про­мышленность выпускает казеиновый клей в виде порошка с необходимыми щелочными добавками и антисептирующими веществами. В продажу поступают два сорта сухого клея — «Экстра» и ОБ (обыкновенный).

Для того чтобы порошок клея распу­стился в воде, в него добавлена гашеная известь. Медный купорос добавляется (только в клей сорта «Экстра») для по­вышения водостойкости клеевого шва и антисептирования. Добавленный в клей фтористый натрий замедляет загустева-ние приготовленного для работы клея, а керосин предохраняет порошок от об­разования комков во время хранения. Хранят порошок казеинового клея в сухом помещении при температуре не выше +30°. При более высокой темпе­ратуре понижаются его клеящие ка­чества.

Приготовляют клеевую массу из од­ной весовой части порошка клея и двух частей воды комнатной температуры. По­рошок всыпается постепенно в воду при постоянном перемешивании. Для набу­хания и получения однородного раство­ра клея необходимо перемешивать его около 40 минут с небольшими переры­вами. Если в процессе разведения полу­чаемая масса несколько загустевает, то добавлять воду не следует. Нужно про­должать перемешивание до получения однородной сметанообразной массы. Перед склеиванием с поверхности массы клея нужно удалить пену. Если в массе наблюдаются сгустки, то ее нужно про­пустить через частое сито (однако при обнаружении комочков в порошке клея просеивать его нельзя, так как это может нарушить нормальное соотношение вхо­дящих в него веществ и этим снизить его качество). Приготовленный клей мож­но использовать в течение трех-четырех часов. По прошествии этого времени он загустевает и теряет склеивающие ка­чества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: