прыжка через канаву. И что ученик проявит легкость в выполнении упражнения. Если сейчас я немного отодвину решетку, и собака не возьмет барьер, я повышаю голос и делаю ей твердый выговор. Как правило, этого будет достаточно.
Если же нет - я зову друга, даже если предпочитаю работать сам. Прикрепив к ошейнику животного, лежащего в исходном положении, две корды, мы берем их за оба свободных конца и становимся с двух сторон от канавы, чтобы контролировать любую попытку животного уклониться от выполнения упражнения. Корды, натянутые слева и справа от собаки, заставляют ее двигаться вперед. Таким образом, ей априори не остается ничего, кроме как прыгнуть. Если она в следующий раз снова откажется, я использую две корды на протяжении всей тренировки.
Если случится так, что некому будет мне помочь, я ставлю решетку с другой стороны канавы, напротив себя, таким образом, что моя не сможет обойти ее вместо того чтоб прыгнуть.
Время от времени в течение этого периода я прошу коллегу следить, чтоб мой ученик не заупрямился на исходной позиции, мотивировать его к прыжку, сопровождать первые его шаги, держа рукой за ошейник и полностью контролируя его, и отпускать, только когда он будет полностью уверен, что собака перепрыгнет через препятствие. Я становлюсь с другой стороны решетки. Во время разбега мы вдвоем повторяем команду: "Барьер!".
Благодаря всем этим мотивациям, прыжок в длину, несмотря на его высокую сложность, вызывает определенный интерес у животного.
Наилучшим способом отработки позиции собаки как при прыжках через барьер, так и через забор, будет прибегнуть к помощи друга, и на этот раз, он становится в том месте, куда должна приземлиться собака, притягивает ее к себе, поздравляет, заставляет легко развернуться и держит за ошейник, ожидая моего приказа.
|
Когда мой ученик достигает наилучших результатов в выполнении упражнения, когда он "на высоте", наступает время отрабатывать команду "Место!"
Что касается барьера, то тут все просто. Нужно быть внимательным: собака не должна пройти ни сантиметра, после того как была дана команда "Лежать!" или "Сидеть!". Я кладу маленькую подстилку на то место, где должна оказаться собака.
При отработке прыжков через забор, сначала удаляются все доски, кроме нижней. Высота в двадцать сантиметров, которую нужно преодолеть, не представляет никакой проблемы для собаки.
Таким образом, оба, как хозяин, так и собака, могут сконцентрироваться на финише, и на придании прыжку ослепительного качества исполнения.
|
Я останавливаю моего ученика командой "Сидеть, смирно!" в двух метрах от препятствия, кладу внутрь клетки подстилку или старую одежду. Затем даю команду: "Барьер!", и когда животное перепрыгнет, посылаю его на свою одежду с командой "Место!", не входя при этом внутрь ограждения. Когда собака повернется, сама или по моему приказу, я становлюсь на двухметровой линии и приказываю: "Барьер, к ноге! ". Такая работа может продолжаться полчаса, так как при ее выполнении собака не устает физически. Я завершаю упражнение, как только оно хорошо получилось, даже если мы сделали двадцать или тридцать попыток вначале.
|
Точно так же я действую при работе с барьером, начиная с использования небольшой вертикальной решетки высотой в десять сантиметров, расположенной над серединой ямы, положив подстилку на сторону, где должна приземлиться собака. Чтоб заставить собаку оставаться на месте после прыжка, я подхожу к ней и контролирую ее движения с помощью корды. Идущие одна за другой команды: "Сидеть!", "Барьер!", "Место!", "Барьер!", "К ноге!" можно употреблять столько, сколько понадобится, пока весь процесс не станет таким как нужно (на своем языке я называю его "безупречным")
Когда мой ученик безукоризненно выполняет команду "Место!", и когда он умеет сохранять позицию без применения корды или дополнительных предметов типа старой одежды или решетки, я добавляю доски в забор и поднимаю барьер. Через несколько тренировок собака покажет более высокий уровень выполнения упражнений, но на этот уже раз учитывая правила этого искусства.
Что касается ямы, то подстилку я кладу в пятнадцати метрах за ней. Собака, которая привыкла ложиться на подстилку после прыжка через яму, сделает свой прыжок более быстрым и ровным, так как у нее будет двойная цель: прыгнуть и лечь на подстилку.
ПОЛОЖЕНИЯ
Если и существует упражнение, требующее времени, терпения и точности, то это - именно оно. Действительно, над ним нужно внимательно поработать на протяжении нескольких месяцев, прежде чем надеяться собрать первые почетные плоды. Это очень долго и иногда обескураживающе. Немногим проводникам во время изучения положений удается избежать конфликта со своим учеником.
|
Собака быстро начинает скучать. Если она немного ослушается, нужно начать заново, но сделать это не слишком сурово. Ее психологические проблемы исчезнут, как только она полностью поймет свою роль.
Когда щенку исполняется четыре месяца (как минимум) я ставлю его перед собой; беру его на очень короткий поводок ладонью вниз возле самого ошейника и приказываю: "Лежать, смирно!" Я заставляю его лечь, так как он не знает значение моих слов, и выразив ему свое удовлетворение словами "Хорошо, мой мальчик, смирно!", я отхожу на два метра, повернувшись лицом к нему. Конечно же, он встает, чтоб подойти ко мне. Я немного повышаю голос, усаживая его обратно на место. Такой же будет моя реакция, если он упадет на бок: нет, нет, место, смирно! ".
Очень скоро он понимает, что мы больше не играем. Я продвигаюсь от самого простого к самому сложному в порядке лежать-сидеть-стоять, чтоб с моей стороны использовать все шансы для успешного усвоения этих команд, и я не мирюсь с тем, что он меняет позицию по собственной инициативе, когда я возвращаюсь к нему. Я глажу его, если он остается неподвижным, когда я вернулся. И напротив, если я замечаю малейшие признаки того, что он хочется изменить позицию, я вмешиваюсь с расстояния, давая многочисленные команды: "Смирно, смирно! ".
Я повторяю это упражнение два или три раза каждый день. Каждый раз в конце упражнения я даю своей собаке заключительную команду: "К ноге!".
Во время прогулки я усаживаю ее перед собой и говорю: "Сидеть, смирно!" Она знает положение лежа, поэтому она наверняка ляжет, когда я отойду на один или два метра. Но так как я наблюдаю за ней и контролирую с помощью поводка, мне легко заставить ее сесть.
Затем, когда она сидит, я приказываю: "Стоять!" и, держа ее за ошейник правой рукой, а левой - под живот, я заставляю ее встать. И снова я учу ее сохранять свое положение передо мной в течение пятнадцати секунд.
Этот период, когда она учится неподвижно стоять, лежать или сидеть, продолжается недолго. У собаки нет времени понять значение команд "Сидеть!", "Лежать!" или "Стоять!", но она слушается и неподвижно находится во всех трех положениях, даже если я отхожу на пять метров. Если все хорошо, можно начинать следующий этап обучения, во время которого собака научиться синхронизировать свои движения с моими командами.
Сначала, я ассоциирую жесты с голосовыми командами: во время команды "Сидеть!" я поднимаю руку, «Лежать!" - опускаю ее, а по команде "Стоять!" я ставлю свою руку в горизонтальное положение.
Моя собака стоит передо мной на поводке. Тогда использую следующий технический прием: дергаю поводок сзади, делаю шаг и с помощью голоса и свободной руки даю команду: "Сидеть!".