Техника поиска считается отработанной, если собака во время тренировки с укрытием лает, чтобы заставить атакующего человека выйти, и, когда последний это делает, кусает его за одну из ног. Он имитирует уклонение или отступление, подставляя ей другую ногу. После отработки отзыва, а также когда собака ответственно несет караульную службу, помощник переходит к конвоированию. Он идет на собаку медленным шагом, и моя задача состоит в том, чтобы научить своего подопечного, не используя рывки, следовать в том же ритме, в котором движется помощник Каждые пять метров "злоумышленник" начинает уклоняться назад, подставляя попеременно правую и левую ноги.
Очень важно сделать уклонения частыми, так как повторяющиеся рывки снижают бдительность подопечного. Собака знает, что уклонения позволят ей укусить, поэтому постоянно находится настороже.
На этом этапе мы уже можем менять укрытия. Помощник убегает, прячась в ближайшем укрытии. Я подвожу к нему свою собаку и начинаю новый этап тренировки: провокация-лай-хватка-призыв к ноге. Дальше мы тренируемся в следующем укрытии и продолжаем, пока собака не устанет: если она лает менее энергично, я останавливаю тренировку и в следующий раз возобновляю ее с последнего проработанного укрытия. Так, укрытие за укрытием, собака неизбежно учится работать по всему полю и, более того, брать след, а не просто искать глазами.
Работа всегда выполняется на контролирующей веревке, но на слегка ослабленной. Например, когда мы подходим к укрытию, я ускоряю шаг, что ведет к натяжению корды, но в этом случае собака не рискует быть удушенной, когда лает, а я могу сделать рывок при необходимости.
Осторожно, без какого-либо давления, я заставляю собаку искать и бегу вместе с ней, отпуская корду в пяти метрах от укрытия: таким образом, я полностью контролирую происходящее и в случае укуса спокойным голосом даю команду "Нельзя!", не рискуя, в конечном итоге, потревожить собаку моими замечаниями и отвлечь ее внимание от лая и помощник
|
Если я все правильно сделал, собака приобретает умение искать. Мне остается только усовершенствовать его, но я незамедлительно перехожу к конвоированию.
КОНВОИРОВАНИЕ
Необязательно отрабатывать умение конвоировать одновременно с обнаружением. Вполне возможно сделать так, чтоб преступник приближался к собаке, угрожая ей и тем самым вызывая у нее волнение.
Но я предпочитаю работать над обнаружением без корды. Итак, мой ученик подходит к укрытию и лает. Я подбегаю, надеваю на него строгий ошейник, хватаю поводок и становлюсь немного слева от помощника Помощникдважды выходит из своего укрытия, выставляя вперед то левую, то правую ногу. Мы смотрим в одном направлении. Я делаю рывок назад, чтобы заставить собаку отойти, все время повторяя: "Назад, внимание, мой мальчик, назад, нельзя!" Я даю контролирующий поводок помощник(не раздвижной).
Ограниченное в действиях рывками, хорошо знакомыми на данном этапе, животное отступает. Собака слышит повторяющуюся команду "Назад!". Незаметно значение этого слова проникает в ее сознание. Вполне естественно, что собака постоянно пребывает в напряженном состоянии, вызванном мимикой помощник, который, помимо прочего, тихо говорит ей: "Внимание! Внимание!", если собака теряет бдительность.
|
Я слежу за тем, чтобы не отдавать приказы слишком громко и не делать слишком сильные рывки: молодая собака может решить вернуться ко мне в поисках укрытия и потеряет бдительность.
Я напротив делаю все, чтобы мой ученик был сосредоточен исключительно на нападающем человеке.
Последний же, постепенно овладев абсолютным вниманием собаки, очень медленно движется вперед. Я спокойно приказываю своему ученику отступить: "Назад, мой мальчик, назад, внимание, назад!" Я становлюсь впереди злоумышленника и в конечном итоге полностью контролирую ситуацию.
С самых первых шагов, прежде чем собака потеряет бдительность, помощник уклоняется назад: такое его поведение заставляет животное кусать, я хвалю его и затем даю команды: "Стоп!" и "Внимание, назад, не трогай, на место, назад!" И мы начинаем сначала. Каждый раз помощникменяет место хватки, чередуя правую и левую стороны, все время поддерживая бдительность собаки. Последняя, вероятней всего, сильно захочет укусить, и, если такое случается, злоумышленник или я сам сразу же реагируем на это маленькими рывками. Возбуждение и запрет кусать дают свой эффект, позволяя довольно быстро добиться четкого конвоирования и бдительности без укусов. Далее можно постепенно ускорять темп ходьбы.
Затем я еще несколько раз отрабатываю несение караульной службы: собака внимательна; собака послушно отступает по заданной траектории после первого уклонения злоумышленника, я задерживаю ее в сидячем положении, и иногда помощниксовершает еще одно уклонение, когда собака полностью сосредоточена.
|
Полностью управляемый двумя поводками (оба из которых может держать злоумышленник) ученик показывает идеальное конвоирование. Помощник меняет направление, на первых порах делая свои повороты размашистыми. Он делает это для того, чтобы во время уклонений собака кусала его за опорную ногу, за ту, которая находится ближе всего к ней: этот принцип основан на том, чтоб укусить именно ближайший объект, даже если он кажется менее "аппетитным", потому что для этого потребуется минимум движений.
Когда бдительность собаки становится безупречной, и ее интересует только помощник я могу стать сзади или справа от атакующего человека. И последнее: я не ставлю собаку рядом со злоумышленником, потому что там она сможет сделать только хватку. Мне больше не нравится позиция, когда она сзади помощник так как это не дает возможности ни поработать над бдительностью собаки, ни предотвратить возможные укусы.
ЛОБОВАЯ АТАКА
Для меня лобовая атака - такое же упражнение, как и остальные. Но именно оно нуждается в соблюдении "золотой середины". Именно в атаке проявляются внутренние качества собаки.
Начало
Во время натравки собака уже научилась хватать за опорную ногу, то есть за ту, на которую опирается помощникпри повороте. По факту, злоумышленник, если он бежит влево, может опираться только на левую ногу. Поэтому я научил своего подопечного всегда во время преследования целиться на ближайшую к нему ногу атакующего человека.
Теперь ритм ускоряется. Помощникбыстрей перемещается в сторону. Он всегда подстраивается так, чтоб находится на одной линии с собакой.
Никогда или почти никогда на тренировках с собакой младше двух лет не практикуются уклонения. Уклонения замедляют быстроту, с которой собака идет в атаку, а я так сильно добивался быстрого толчка, что не могу рисковать, чтоб все это потерять. Собака будет безупречно начинать атаку, только если помощник, уклоняясь время от времени, будет делать так, чтоб собака все время выигрывала и делала хватку.
Я больше не прошу злоумышленника смягчать импульс от толчка и отступать в момент хватки. На конкурсах этот момент не смягчается. Ничего страшного, если собака жестоко начинает атаку, чувствуя при этом несильную боль. Меня не огорчает, что мой спутник грубый и взмокший: если однажды что-то пойдет не так по вине человека, назначенного атакующим, у меня есть шансы на то, что собака поведет себя достойно.
Препятствия и угрозы
Когда техника укуса закреплена, я прошу помощник научить собаку преодолевать преграды, справляться с угрозами, ударами палки, проще говоря, со всеми "ловушками", которые могут возникнуть во время атаки.
Эта работа должна быть построена с учетом характера собаки: представители некоторых линий собак сталкиваются с определенными проблемами в возрасте восьми месяцев. С временем собаки будут действовать более уверенно. Необходимо работать согласно их уровню и никогда не выходить за пределы возможностей собаки.
Тем не менее, когда собака готова, я натравливаю ее на помощника на собаке всегда надета веревка, и я провожу тренировку на расстоянии двенадцати метров, удерживая собаку во время атаки, а помощник отходит на двенадцать шагов назад, размахивая палками, в нашем случае двумя шумящими бамбуковыми тросточками. Я пускаю собаку в атаку, не дожидаясь, пока помощник "откроет» преграду. Мой ученик, несомненно, получит по морде, но он не должен обратить на это внимание. Если же он отступает, преграды становятся менее сложными, но они никогда не "открываются".
Таким способом я хочу добиться того, чтоб раздраженная собака лаяла и искала возможность продвинуться вперед, чтоб укусить. На расстоянии нескольких метров я даю собаке возможность набраться сил, в этот момент она выглядит как лошадь, тянущая плуг, а затем останавливаю ее в пятнадцати сантиметрах от атакующего человека, который без остановки размахивает палками. Одним движением я освобождаю собаку. Она хватает ткань, сама не успев ничего понять. Она прорывает закрытую преграду. Возможно, собака получит один или пару ударов по голове, возможно - схватит палку и ткань одновременно, но она уже выиграла. Помощник великодушно поощряет ее, сразу же предлагая подольше погрызть добычу со словами: "Хорошо, мой мальчик, хорошо, взять, хорошо", которые один раз мягко произносит он, а второй - я.
Необходимо научить собаку преодолевать закрытые преграды, так как часто на соревнованиях атакующие люди не открывают их. Так будет лучше. Из этих же соображений необходимо показать животному, что удар в нос не смертелен. Кроме того, помощник может ударить собаку палкой по носу совсем нечаянно, даже если он очень опытен. Поэтому следует тщательно закалить своего ученика, прежде чем отправлять его "на угли". Более того, при первом же касании морды, я нахожусь сзади и словами поддерживаю собаку, поэтому маловероятно, что я обнаружу ее, воющую от столь слабой боли.
Если собака кусает палку и штаны одновременно, злоумышленник тотчас же отпускает палку во избежание какой-либо травмы.
До этого я брал собаку на метровую цепь и помощник, быстро размахивая палками вверх-вниз, подталкивал ее к моменту хватки. Подбадриваемый моими словами: "Вперед, вперед, мой мальчик, взять!», мой ученик, конечно, может получить несколько ударов по носу, но он быстро привыкает и больше не реагирует на это.
При натравке помощникиспользовал всевозможные жесты и угрозы. И, конечно, он не останавливался. Цель этого - убедить собаку, что угрозы и преграды не опасны для нее. На самом деле, это никогда не будет лишним. Бамбук, разломленный на шесть частей, даже если неумело им пользоваться, дает очень мягкие удары.
Поэтому, если требуется возобновить атаку, помощник должен ударить собаку палкой по шее, такой жест является приемлемым в начале атаки, также, как и удары по задней части тела и хвосту, и "прикосновения" рукой к собаке.
Я без колебаний сжимал пасть своей собаки во время процесса натравки, чтоб добиться уверенной хватки, но никогда я не касался лап и живота. Почему? Потому что это запрещено. Я никогда, даже во время натравки, не делаю того, что запрещено на соревнованиях. Это приведет только к возникновению проблемы, которую мне нужно будет решать, в то время как вышеуказанные действия совершенно не пригодятся на соревнованиях.
Из тех же соображений помощник никогда не должен касаться палкой лап собаки или подсовывать ее под лапы, так кактаким образом он рискует вызвать серьезные проблемы. Собака в этом случае рискует принять неправильную позу, упасть на спину... и остановиться.
По мере осваивания учеником базовой техники, я увеличиваю время атаки, отпуская корду на один, два, три, пять, десять, а затем и на двадцать метров. После захвата я снова беру свободный конец корды, при необходимости сдержать собаку. Но ни в коем случае я не должен оказывать постоянное давление на веревку.
ОТЗЫВ
Для некоторых дрессировщиков отзыв является серьезной проблемой, хотя это не должно стать непреодолимым препятствием, если все правила развития были соблюдены.
В маленьком возрасте даже самый крепкий щенок не может быть чрезмерно упрямым. Именно тогда я начинаю бесцеремонно вмешиваться в момент его укуса.
Во время натравки, когда собака грызет валик, пребывая на цепи, помощник время от времени притягивает ее к себе, чем вызывает натяжение цепи. Затем он усаживает ее на землю и ослабляет цепь, чтоб дать собаке немного передохнуть. Таким образом, собака привыкает держать хватку даже при затянутом ошейнике.
Чтоб отозвать собаку я делаю рывки, не переставая спокойно разговаривать со своим учеником. Я сухо, без лишних эмоций, даю единственную команду: "Стоп!" и сопровождаю ее хорошим рывком.
Отзыв нужно развивать постепенно. Я не обращаю внимания на маленькое непослушание в самом начале. Я всегда смогу ужесточить рывки, когда собака станет достаточно зрелой.
Поработав на цепи, что позволило мне в непосредственной близости от хозяина показать собаке, что значит отзыв, я беру корду для начала атаки с нескольких метров.
Валик, гетры и панталоны подносятся собаке последовательно, всегда как с правой, так и с левой сторон.
Если мне нужно добиться короткого захвата в момент толчка, я даю собаке от десяти до пятнадцати секунд на укус,а потом отзываю ее.
Когда я добиваюсь своевременного начала атаки и безупречного укуса, я прошу помощник увеличить продолжительность атаки и усилить борьбу на последних секундах, чтоб мой ученик начал нервничать и в момент отзыва нанес укусы, которые я смог бы откорректировать. Существуют более жесткие методы, если рывков и строгого ошейника недостаточно, но, если хозяин не выходил за рамки во время натравки, необходимости в них не будет.
К тому же, хорошо натренированная собака к десяти или двенадцати месяцам уже понимает, какой должна быть продолжительность атаки.
На двенадцатой секунде (из пятнадцати отведенных на укус) собака готовится отпустить ткань. Хватка ослабевает. Некоторых помощник дебютантовэтот момент очень пугает, они говорят: "еще пару секунд, и мне пришлось бы несладко... "
Правильноеобучение должно привести к беспрекословному выполнению команды отзыва, но не всегда все происходит гладко, и иногда приходится применять более жестокие ограничительные меры.
Именно так мне пришлось поступать при отработке отзыва с Отаром. Это была моя первая бельгийская овчарка, собака более упрямая в момент отзыва, чем немецкая овчарка, которая более чувствительна к приказам своего хозяина.
Поэтому мне пришлось применять более жестокие методы. Я опишу эти методы подробно, потому что в начале книги я обещал это сделать, а также потому, что хочу показать читателю, что нет ни малейшей необходимости применять пытки, чтоб добиться послушания.
Наиболее простой и распространенный способ добиться прекращения действия - бросить в собаку, которая отказывается отпускать ткань, какой-либо предмет. Например, ботинок, или два, если нужно. Я не советую бросать ошейник, так как он будет шуметь. Именно шум отвлекает собаку. Если чемодан, выбранный для отработки охраны предмета, будет заполнен болтами или цепочками, собака не будет кусать.
Способ с резинкой является, на мой взгляд, лучшим, по крайней мере, для собаки, которая кусает за ноги. В момент хватки помощник натягивает резинку, направляя ее на нос собаки, и отпускает ее в момент команды: "Стоп!" Это очень удивляет собаку, так как она не видела, откуда пришелся удар.
Для действительно непокорных собак существует еще один более жестокий метод, который стоит применять только в крайнем случае, в таком, как был с Отаром.
Во время атаки на собаке надеты два строгих ошейника, один из которых привязан к поводку в руках у помощника, а второй - к веревке в руках у хозяина. Одновременно с командой "Стоп!" я делаю резкий рывок. Когда собака останавливается, злоумышленник держит собаку на поводке в течение двенадцати секунд, я увеличиваю число рывков и зову собаку. Так как собака находится на двух поводках, она не может повернуться к хозяину, который еще настойчивей продолжает звать ее. Это вводит ее в состояние невероятной паники.
При следующих атаках собака ожидает оклик, но она поняла, что должна остановиться, как только услышит команду "Стоп!".
Я настаиваю на том, что такой метод должен применяться исключительно, если остальные не сработали. И что характер замечаний должен всегда изменяться от легкого - к строгому. То же касается и "ударов", которые иногда являются необходимыми. Их следует наносить только по спине кордой, сложенной впятеро, немного напоминающей плеть прошлых лет.
Задача не в том, чтоб доставить боль, а в том, чтоб впечатлить собаку громким криком во время наказания. Никакого притворства! Для воздействия на собаку с сильным характером нужно нечто большее, чем голос. Но я всегда предпочту самое легкое наказание, если этого будет достаточно.
Помимо методов, которые я только что описал, существует искусство укрощения с широким использованием электрического ошейника и даже электрического костюма. Такое меня не интересует. Со своей стороны, я использую все возможности, пока собака еще молодая, и никогда не позволяю ей превзойти меня. Использование электричества не только снижает чувствительность, но и носит двоякий характер: мы получаем результат мгновенно, но никогда не знаем, каковы будут последствия. Лучше показывать свое физическое превосходство над собакой, и тогда она отплатит с лихвой.
ЗАЩИТА ХОЗЯИНА
В процессе конвоирования злоумышленника при обнаружении, собака научилась следить за ним и отходить назад. С этого момента я могу начать готовить собаку к защите хозяина.
Сначала помощникнаправляется ко мне, собака находится рядом. Он идет прямо, приветствует меня, дает мне руку, обращается ко мне