В комплекс обслуживания туристов на маршруте автобусного путешествия входит обслуживание при движении по маршруту а автобусе и обслуживание на приеме (размещение, питание, экскурсии и пр.).
Обслуживание туристов в автобусе регламентируется.
Типовыми правилами транспортного и туристско-экскурсионного обслуживания туристов и экскурсантов (Циркулярное письмо Министерства автомобильного транспорта Российской Федерации и ЦСТЭ от 29.12.76 года № 7172 (4-367 ЦО)
Правилами пользования автобусами на туристско-экскурсионных маршрутах, утвержденными ЦСТЭ и согласованными с Министерством автомобильного транспорта России.
Основными положениями "Типовых правил транс портного и туристско-экскурсионного обслуживания туристов и экскурсантов" предусмотрена подача автобусов для туристско-экскурсионных поездок в установленное время, в технически исправном и оборудованном состоянии, с соблюдением санитарных норм. Ими также предусмотрены движение автобусов строго по утвержденному маршруту следования с соблюдением установленного графика.
Необходимо соблюдение безопасности движения и перевозок туристов и экскурсантов, порядка среди туристов чистоты и сохранности оборудования автобуса и т.д.
"Типовыми правилами..." также определен порядок взаимодействия и общения водителя автобуса и представите ля туристско-экскурсионной организации.
В своей совместной работе по обслуживанию туристов и экскурсантов водитель, гид (экскурсовод, руководитель туристской группы) обязаны обеспечивать туристам и экскурсантам приятный, отдых и высококачественное туристско-экскурсионное обслуживание.
Им вменяется в совместную обязанность: содействие в полном выполнении программы по туристско-экскурсионному обслуживанию группы, устранение совместными согласованными усилиями срывов и неполадок в обслуживании туристов и экскурсантов, быть чисто и аккуратно одетыми.
|
В общении друг с другом и с туристами необходимо быть корректными, вежливыми, не допускать грубости и резкости, придерживаться правил официально принятого общения.
Работа руководителя группы и водителя автобуса на протяжении всего маршрута должна быть слаженной. Необходимо учитывать обоюдные интересы, сочетая их с интересами туристов в первую очередь.
Досрочное прибытие автобуса в пункт назначения не дает руководителю группы право требовать от водителей дополнительной работы, не предусмотренной графиком движения и программой обслуживания.
Водитель автобуса обязан выполнять указания и распоряжения руководителя группы, если они не связаны с измерением маршрута следования, нарушением правил дорожного движения и не угрожают безопасности перевозки, а также не противоречат существующим инструкциям.
В случае отклонения от маршрута по техническим причинам или по вине водителя, руководитель группы дела ют запись в путевом листе и справке-наряде.
Руководителюгруппы и водителю запрещается:
- изменять иди продлевать запланированный в соответствии с автобусньм паспортом и заявкой маршрут, если это не вызывается особыми условиями, угрожающими безопасности движения;
- отговаривать туристов и экскурсантов от участия в мероприятиях, предусмотренных туристско-экскурсионной программой обслуживания;
|
- разрешать проезд в автобусе лицам, не входящим в туристско-экскурсионную группу, за исключением лиц, вписанным в путевой лист, и работникам, проверяющим экскурсовода, руководителя туристскойгруппы на маршруте.
При обнаружении порчи туристами оборудования автобуса руководительгруппы совместно с водителем и старостой группы составляет акт, который передается водителю. О составлении акта делается запись в путевом листе.
Водитель, экскурсовод, руководитель туристской группы обязаны оказывать содействие и помощь туристско-экскурсионным группам, автобусы которых остановились из-за аварии или технической неисправности. Проезжая мимо неисправного туристского или экскурсионного автобуса, водитель, экскурсовод, руководитель тургруппы обязаны остановиться, выяснить требующуюся помощь и оказать ее. При необходимости организуется подвоз туристов и экскурсантов аварийного автобуса к ближайшему крупному населенному пункту и оказывается содействие в вызове резервного автобуса, технической помощи. Помощь в пути должна оказываться всем без исключения туристским и экскурсионным группам независимо от того, каким автопредприятием предоставлен автобус. Отказ в оказании помощи должен расцениваться как серьезное нарушение настоящих Правил.
Спорные вопросы разрешаются экскурсоводом, руководителем тургруппы и водителем без участия туристов. Вовлекать туристов и экскурсантов в споры, апеллировать к их мнению категорически запрещается.
Перед началом поездки руководитель группы обязан:
- убедиться, что автобус по своему техническому, сани тарному состоянию и оборудованию отвечает требованиям "Типовых правил транспортного и туристско-экскурсионного обслуживания туристов и экскурсантов";
|
- проверить наличие необходимых документов и списка туристов и убедиться а соответствии числа туристов и экскурсантов количеству мест для сидения в автобусе;
- проверить наличие у туристов, экскурсантов путевки и документа, удостоверяющего личность (у групп мчащихся школ, училищ ° заверенного списка, участников путешествия, экскурсии). Лица, не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, не должны включаться в группу туристов, экскурсантов;
" дать разрешение водителю на начало посадки туристов, экскурсантов в автобус;
- представиться туристам, представить водителей и познакомиться со старостой группы, а в сборной группе назначить (выбрать) старосту и разъяснить ему его задачи на маршруте путешествия;
- ознакомить туристов с маршрутом следования, программой и содержанием поездки, правилами пользования автобусом и поведения в пути следования;
- разъяснить водителю путь следования по городу до выезда и дать распоряжение на начало движения.
В пути следования руководитель группы:
- ведет экскурсию (путевую информацию) в соответствии с методическими указаниями и применительно к особенностям контингента туристов, экскурсантов;
- обеспечивает соблюдение» туристами правил пользования автобусом, чистоты и сохранности его оборудования, не допускает отвлечение ими водителя во время работы и другие нарушения, мешающие отдыху туристов и экскурсантов;
- удовлетворяет запросы и пожелания туристов и экскурсантов, если они не изменяют маршрут следования и график движения и не выходят за пределы допустимых на маршруте действий;
- назначает в особых случаях дополнительные остановки в интересах инвалидов, туристов, экскурсантов преклонного возраста или заболевших;
- своевременно указывает водителю места и стоянки автобуса и информирует его о расположении заправочных станций и пунктов технической помощи.
В промежуточных и конечных пунктах маршрута руководитель группы обеспечивает:
- получение направления на ночлег, питание, экскурсионное обслуживание туристов и экскурсантов, а также водителя автобуса в соответствии с предусмотренной туристско-экскурсионной программой;
- доведениедо сведения туристов, экскурсантов и води теля: названия и адреса гостиницы и столовой (ресторана) с указанием часов их работы и порядка питания;
содержания экскурсий с указанием времени и места их начала; маршрута и названия остановок общественного транспорта при самостоятельном следовании туристов в столовую (ресторан), гостиницу; даты, времени и места отправления автобуса с промежуточного и конечного пунктов маршрута в соответствии с графиком движения.
Выбор места отправления производится исходя из наибольшего удобства туристов и экскурсантов с обязательным соблюдением всех установленных требований безопасности движения.
Экскурсоводу, руководителю тургруппы запрещается:
а) отдавать распоряжения, противоречащие "Правилам дорожного движения";
б) делать громкие замечания водителям в присутствии туристов;
в) делать замечания и отдавать распоряжения водителям через звукоусилительную установку;
г) изменять установленный режим водителя.
Завершение туристско-экскурсионной поездки
Выполненное задание по перевозке туристов и экскурсантов удостоверяется подписью экскурсовода, руководителя туристской группы в путевом листе водителя и справке-наряде с указанием фактического времени, показания спидометра, количества перевезенных туристов и экскурсантов.
После окончания путешествия руководитель тургруппы сдает в диспетчерскую службу туристско-экскурсионной организации отчетную документацию (записи, предусмотренные "Типовыми правилами..,", письменный отчет о поездке, отзывы старосты группы).