Обучение основанное на понимании предполагает, что птица осмысленно осознает или понимает ситуацию на том уровне, на который способен ее разум, в отличие от выработки условных рефлексов, которые не связаны с сознательной деятельностью. Достаточно просто объяснить птице значение вабила как возможного источника пищи. Вы показываете ловчей птице вабило с привязанным мясом и после того, как она один-два раза поест на нем, она усвоит урок. Затем в поле, у птицы в мозгу происходит что-то похожее на: «Я хочу есть. То вабило означает пищу. Я спущусь и поем».
В идеальных условиях охота с обученной, а не тренированной (т.е. у которой вырабатывались условные рефлексы), птицей весьма успешна. Проблемы начинаются когда птица получает сигналы, которые преобладают над принятым решением. Например: «Я хочу есть.То вабило означает пищу. Когда закончится дождь, я могу спуститься и поесть. Оно не убежит». Результатом будет сильно промокший и расстроенный сокольник.
Сокольник, который выработал у птицы рефлекс реагировать немедленно, имеет гораздо больший контроль над птицей, потому что ответ птицы машинален. Но требуется мастерство, чтобы выработать условные рефлексы, когда нельзя использовать негативное подкрепление и птица имеет свободу перемещений. Попыткавыработать у птицы рефлекс при отсутствии мотивации или подача неаккуратных, неточных или растянутых сигналов может свести этот процесс на нет и придется уповать на сознательные решения птицы.
Один из аспектов осознанного обучения, это его относительное постоянство. После того, как ловчая птица выучила значение чего-либо, она редко это забывает. Реакции, основанные на рефлексах, со временем затухают, а знание остается навсегда. Вы не можете что-то произвольно забыть. Однажды потерянную невинность нельзя вернуть. Когда птица усвоила значение вабила, она будет помнить его и много лет спустя. Она может ничего с этим не делать, но все равно помнить. Если случайно вы выдали птице какой-то секрет, например, если она обнаружила, что куры являются неплохим обедом, вы не сможете шепнуть ей на ушко «пожалуйста, забудь этот маленький секрет». Все, что вы можете сделать, это держать ее подальше от кур и, возможно, попробовать использовать негативное кондиционирование (выработка условных рефлексов), но ловчая птица все равно не забудет про кур; она это осознала и ее невинность потеряна.
|
Обучение, основанное на понимании, очень мало используется современными сокольниками, это позор, потому что оно проходит очень быстро и эффективно. Лучший путь это естественный путь, т.е. использование другой ловчей птицы, которая показала бы молодой, что надо делать. В естественных условиях птица многому учится осознанно, наблюдая за родителями и сибсами, присоединяясь к ним. Одинокая птица часто должна выучивать каждую вещь сама, не имея перед собой примера. Это может вызвать проблемы при притравливании и обучении набору высоты. Если птица получила импринтинг, позволяющий безопасно отпускать ее с птицей-учителем, то это большой плюс. Ловчая птица сможет учиться на примере. Следует позаботиться, чтобы птица качественно выучила урок и умела правильно оценивать ситуацию, но не стала бы зависимой от птицы-учителя.
Опыт
|
Поведение, основанное на опыте, обычно представляет собой смесь разных типов обучения, которые уже обсуждались, но которые происходят неконтролируемым образом. Подражание может быть краткой версией опыта. Когда птица получает диапазон различных стимулов, например, различные виды добычи, опыт помогает птице сделать выбор. Ловчая птица узнает, что утки взлетают медленно, затем набирают скорость и удерживают ее, в то время как фазаны взлетают быстро, а затем замедляют темп и останавливаются. Зная по опыту эти различия птица действует соответственно.
Возраст птицы влияет на способность к обучению. После окончания импринтинга птица очень хорошо обучается. Когда птица уже может летать, она наиболее восприимчива и остается такой в течение первого года жизни. Старики говорят: «нельзя научить старую собаку новым трюкам» и это не безосновательно. На зябликах экспериментально показано, что если они не выучили свой песенный репертуар в результате изоляции в первые месяцы жизни, то они никогда его не выучат.
Насколько это относится к хищным птицам неизвестно, но отдельные хищные птицы демонстрируют определенные предпочтения, например преданность определенному излюбленному виду дичи. Кроме того, молодую птицу, которая весь год содержалась в вольере, очень трудно во всех отношениях сделать ловчей. В то время как молодая птица может обучиться чему-то с первого раза, более старым птицам потребуется несколько повторений. Некоторые пойманные дикомыты никогда полностью не адаптируются к неволе.
Все то, что говорилось об обучении ловчих птиц, применимо и к обучению сокольников. Иногда ловчая птица тренирует сокольника быстрее, чем он ее.