Практические аспекты импринтинга




 

Поскольку процесс импринтинга у хищных птиц довольно растянут, а не сжат, как у уток или овец, и состоит из пяти перекрывающихся аспектов, он может вырабатываться различными способами в зависимости от способа выращивания птицы. Две крайние ситуации, имеющие широкое распространение, показаны на рисунке 4.13.1. Дикопойманная птица, у которой выраболся естественный импринтинг, обычно вполне подходит для соколиной охоты. Основная проблема таких птиц - их хорошо развитая реакция страха (что делает ястребов особенно сложными в использовании). Кроме того, их импринтинг на расположение гнезда делает вольеры настолько чуждыми, что птицы подвергаются слишком большому стрессу, чтобы иметь возможность нормально размножаться. У них обычно хорошие охотничьи способности, хотя иногда они охотятся слишком независимо от сокольника, что делает их использование бессмысленным.

Противоположная крайность - когда хищная птица выкармливается человеком. Она непрерывно кричит на своего «родителя», требуя пищи, она относится к людям как к сибсам и закрывает от них пищу, она агрессивна на добыче и даже может атаковать сокольника. Поскольку соколиная охота подразумевает прилет ловчей птицы к сокольнику за пищей и отъем у нее добычи, сокольник действует одновременно как родитель и как сибс, усиливая это ревностное поведение, если только он очень тщательно не отработал порядок обращения с птицей. Естественный процесс обретения независимости от родителей не происходит, и поведение хищной птицы останавливается на стадии птенцовой зависимости. Если таких птиц постоянно брать на охоту, не предоставляя им хорошего шанса добыть дичь, они могут сорваться на сопровождающем их «родителе» (сокольнике) или других поставщиках добычи, например, собаках. Если такой птице удается поймать дичь, она может оставить жертву, чтобы отогнать конкурентов - «сибсов» (сокольника и собак).

Для решения этих проблем существует несколько способов, все они основываются на минимизации имиджа сокольник-родитель-сибс и максимизацию самостоятельности в охоте на дичь. Эти вопросы рассматриваются в разделе 5.3.

Смена сокольника часто вызывает изменения в поведении, особенно у ястребов, которые, похоже, идентифицируют людей лучше соколов. Но новые отношения, которые ловчая птица строит с сокольником, обычно базируются на старых, запечатленных в результате импринтинга образах сокольника-родителя, и очень скоро птица снова начинает кричать, теперь уже на нового «родителя».

Когда хищные птицы, у которых выработан импринтинг на человека, готовятся к размножению, самки отказываются охотиться и требуют пищи у «мужа» - сокольника, а самцы демонстрируют ухаживание «жене» - сокольнику. Самые разнообразные неестественные объекты могут стимулировать их к совокуплению. Такие птицы хорошо приспособлены к искусственным условиям и легко приходят в состояние готовности к размножению в неволе. Но несмотря на то, что они привыкли к человеку, они демонстрируют различные ненормальные реакции на особей своего вида и могут убить друг друга, если их поместить вместе.

    Дикопойманная птица. Птица, выращенная человеком. Вольерная птица.
Импринтинг на родителей. Требует пищи у особей своего вида. Требует пищи у человека, отвергают особей своего вида. Требует пищи у особей своего вида, не кричат на людей, игнорируют их.
Импринтинг на сибсов. Проявляют конкурентную агрессивность: ревность, закрывание пищи и т.д. по отношению к особям своего вида. Относятся к людям как к сибсам. Особи своего вида вызывают инстинктивную реакцию хищника – убить. Не проявляют агрессивности или ревности по отношению к людям из-за пищи.
Реакция страха. Боятся других хищников, особенно людей. Не боятся человека, особенно сокольника. Могут бояться особей своего вида. Не боятся людей, особей своего вида, собак, и т.д.
Импринтинг на партнера. Половозрелые самки требуют пищи у самца своего вида. Самцы демонстрируют самкам ухаживание. Весной самки кричат на «супруга» - человека, требуя пищи. Самцы демонстрируют ухаживание «жене» - человеку. Половые реакции вызывают только особи своего вида.
Импринтинг на расположение гнезда. Реагируют на естественные пригодные для гнезд места. Предпочитают искусственные гнезда, того типа, в котором выращивались. Предпочитают искусственные гнезда и спокойно чувствуют себя в вольерах.

 

Рисунок 4.13.1 Различные способы выработки импринтинга.

 

В последние годы методики выработки импринтинга на человека стали более изощренными. Они могут иметь целью предотвращение естественного спаривания, чтобы при отлете гибридной особи, она не могла спариться с дикой птицей. Другой целью может быть получение птицы для разведения - донора спермы или несушки, которую планируется искусственно осеменять. Таких импринтов выкармливают вручную с первого дня жизни и в изоляции от других птиц. Когда птица вырастает настолько, что может питаться сама, ручное выкармливание прекращается, и птице дают хорошо порубленные целые тушки, выкладывая их в кормушку. Пищу никогда не кладут открыто. Птенца клобучат и рядом с ним ставят кормушку или самого птенца сажают рядом с кормушкой. Надевание клобучка производят несколько раз в день, начиная с того времени, когда появится второй пуховой наряд и до тех пор, пока у птицы полностью не высохнет оперение. В течение всего периода роста, птенцы должны постоянно видеть людей, занимающихся своей каждодневной работой. Когда птенцы смогут ходить, их можно на какое-то время выносить на улицу. Птенца можно облетать (см. 5.4), хотя это не обязательно для птиц, которые выращиваются исключительно для разведения. Такие птицы нормально развиваются и обычно не кричат, с ними очень рано можно начать охотиться. Но если не все сделано правильно, то результат будет катастрофичным. В первы год таким птицам нельзя сильно снижать вес. По этой причине они больше подходят для охоты с кругов на пернатую дичь, чем для преследования, которое требует большего контроля над весом птицы.

Между этими двумя экстремальными ситуациями, естественным и не естественным импринтингом, существует огромное множество возможных комбинаций псевдоимпринтинга, который зависит от обращения с птицей на каждой стадии ее развития. Название «импринт» или «псевдоимпринт» - очень общий термин, который мало что значит, если не приведены детали выращивания птицы. Если неизвестна история развития птицы, потребуется много времени и умения, чтобы определить, насколько естественен выработанный у птицы импринтинг и на какие объекты он выработан.

Многие сокольники считают, что нужно держать птенцов вместе до полного оперения без контакта с человеком. Потом они придут в ужас от того, что птицы начнут кричать. Это происходит потому что у птенцов выработался импринтинг друг на друга как на сибсов, но у них не было объекта, на которого мог бы выработаться импринтинг как родителя. В подобных условиях лишения возможности удовлетворить эту потребность период повышенной восприимчивости, похоже, растягивается и продолжается, когда птицы уже оперятся. Таким образом, у них может выработаться импринтинг на сокольника, т.к. это первый объект, с которым у них сложились отношения как с родителем и, следовательно, они начнут кричать, требуя пищи. Обычно, такие связи не столь прочны, как при нормальном импринтинге на родителей, но они постоянны и укрепляются последующим зовом на руку на тренировках. Если молодых птиц впервые поместили в вольер когда они почти полностью оперились (слетки), то они уже будут иметь импринтинг на свою натуральную мать, при условии, что он параллельно не накладывался на человека, и останутся натуральными импринтами. Некоторые сокольники предпочитают, чтобы молодая птица выходила из репродукционного вольера «готовой и дикой». Дикость показывает, что реакция страха не была подавлена вмешательством человека, а значит, другие аспекты импринтинга тоже происходили нормально. Но сама по себе реакция страха не является желательной для соколиной охоты или для птицы-производителя, ее можно селективно исключить при развитии, не влияя на другие аспекты импринтинга.

Третья колонка на рисунке 4.13.1 показывает вольерных птиц пригодных для соколиной охоты и разведения. Хотя у этих птиц отсутствует страх, они не связаны импринтингом с сокольником и годятся для нормального спаривания в вольерах. Вместо того, чтобы пытаться избежать псевдоимпринтинга путем изоляции, развивающемуся птенцу можно предложить определенный узнаваемый объект, на который у птенца выработается импринтинг как на родителя. Тогда в дальнейшем не будет проблемы с псевдоимпринтингом. Вероятно, лучший способ это сделать - выращивать птенца с помощью самки того же вида, у которой выработан импринтинг на человека. Такой подход имеет два преимущества. Во-первых, при этом у птенца вырабатывается нормальный импринтинг на свой собственный вид; он идентифицирует свою приемную мать как источник пищи и не будет кричать на сокольника. Во-вторых, поскольку приемный родитель не боится людей, выращивание птенца может происходить в окружении человеческой активности. Взрослая самка не будет проявлять боязни к человеку, и при отсутствии этих сигналов птенец вырастет без страха перед человеком или другими присутствующими объектами, такими как собаки или машины. Разумеется, процесс следует начинать до того, как у птенца сформируется реакция страха. Важно, чтобы люди не проявляли никакого интереса к птенцу или к процессу подачи пищи, иначе у птенца может выработаться на них импринтинг как на поставщиков пищи или сибсов. Птенец должен идентифицировать людей как безобидную часть декораций, типа деревьев, кустов или облаков. Когда большое количество птенцов будет выращено приемной матерью, они сами обычно хорошо разводятся в вольерах. Если в эти вольеры заходят люди (но не вмешиваются и не кормят), то родители вырастят новое поколение без страха перед людьми. Другими словами, ваши птицы будут по-настоящему домашними.

Закрытые вольеры со световым люком хороши для размножения нервных птиц вроде ястребов, т.к. они не позволяют птицам видеть то, что происходит снаружи и может их напугать. Но такие вольеры не годятся для выращивания птенцов. В идеале вольер должен иметь высоко установленное окно. Оно не обязательно должно быть большим; окно нужно только для того, чтобы птицы могли видеть, что происходит снаружи, а не для того, чтобы вы заглядывали внутрь. Достаточно по одному окну для каждой птицы с присадой под ним, размером с ладонь вашей руки. Когда все тихо, даже нервные птицы будут подлетать к окну и смотреть наружу, отступая в недра вольера, если их что-то встревожит. В начале сезона размножения окна можно заблокировать. Но когда птенцы начнут оперяться, важно, чтобы они могли видеть окружающий мир. Иначе, когда их возьмут обучать, они получат слишком большой стресс и могут стать слишком нервными для продуктивной работы.

Другой способ выработки нормального импринтинга без реакции страха не столь хорош, как первый и подразумевает использование копии родителя, обычно это управляемый рукой манекен. По возможности все делается так же, как и при первом методе, но роль матери играет надеваемый на руку манекен, похожий на естественного родителя. Здесь преимуществом является отсутствие необходимости в приемной матери, которая может быть неуправляема. Однако здесь сложнее предотвратить возникновение у птенцов ассоциации между человеком и процессом кормления. Этот метод следует проводить очень осторожно и аккуратно, иначе птенец поймет, что все это лукавая затея. Я отношусь к этому методу как к последнему средству.

Третьим методом выращивания является «ясельное» выращивание, при котором человек выращивает сразу группу птенцов. В результате вырастают очень уравновешенные птицы, подходящие для нормального спаривания. Но некоторые виды, особенно ястреб Харриса, обычно становятся слишком фамильярными, и если их немного урезонить для соколиной охоты, они быстро дегенерируют в отвратительных крикунов.

Если вы покупаете птицу, то очень важная часть ее развития будет вне вашего контроля. Определение заводчиков «выращенный родителями» фактически может означать ручное выкармливание до 10-14 дневного возраста. Обычно это делают, чтобы повысить выживаемость птенцов и дождаться, пока будут держаться неразъемные кольца. Но соколы начинают узнавать и формировать импринтинг на кормильцев с пятого дня жизни, и если их поместить к натуральным родителям на десятый день, то эти первые несколько дней общения с человеком, часто накладывают отпечаток на поведении молодых птиц, который сохранится даже после облета по обычной методике. Если вы цените свою птицу, вам следует подробнее расспросить заводчика о том, как именно ее выращивали, и заблаговременно навести справки об этом человеке.

 

Де-импринтинг

 

Как я уже говорил, импринтинг необратим. Однако, есть примеры того, что он, похоже, реверсируется. Вспоминаются примеры слетков, а иногда даже дикопойманных взрослых птиц, которые становились «крикунами». И наоборот, птиц импринтированных на человека, которые нормально размножались в природе и в неволе. В случае диких птиц с нормальным импринтингом, у которых вдруг обнаружился «псевдоимпринтинг», это может быть результатом выработки условного рефлекса (см. раздел 4.17) и часто связано с ранением. Раненые птицы сильнее зависят от человека и могут вернуться к птенцовому выпрашиванию пищи. Поскольку здесь замешан условный рефлекс, а не импринтинг, это легко исправить.

Когда псевдоимпринты размножаются естественным путем, что можно видеть из таблицы импринтинга, могут иметь место различные виды псевдоимпринтинга, включая двойной импринтинг. Двойной импринтинг происходит, когда оба объекта импринтинга присутствуют одновременно (синхронно), или когда один появляется следом за другим (асинхронно). Это происходит, когда полуоперенную птицу берут из гнезда (у нее «наполовину» сформировался естественный импринтинг) и оставшееся для формирования импринтинга время выращивают вручную. При этом обычно кажется, что у птицы полностью выработался импринтинг на человека (конечно, в зависимости от степени вмешательства человека), но при достижении половой зрелости, если есть естественный партнер, птица может нормально размножаться или, по меньшей мере, проявлять нормальное поведение при спаривании. Синхронный двойной импринтинг формируется, когда оба, натуральный и искусственный родитель/партнер присутствуют одновременно в течение всего периода формирования импринтинга. Такие птицы могут размножаться естественным путем и дополнительно стимулироваться искусственным «партнером».

В основе большинства проблем и недоразумений у домашних хищных птиц обычно лежит асинхронный двойной импринтинг.

Ястребы, в отличие от соколов, имеют обратимую реакцию страха. Естественно, что некоторые ястребы, являющиеся агрессивно прирученными (сломанными) псевдоимпринтами, становятся абсолютно дикими, когда линяют без контакта с человеком. С началом работы они опять становятся ручными. Соколы и сарычи с импринтингом на человека, даже ожиревшие и оставленные без внимания, обычно остаются относительно смелыми (хотя могут активно проявлять территориальное поведение). Каким образом у ястребов связаны страх, импринтинг, физическое и психическое состояние и стресс, еще необходимо изучать; мы лишь начинаем это понимать. Возможно, у ястребов реакция страха не так сильно связана с другими формами импринтного поведения, как у соколов и сарычей. Возможно, у ястребов это вообще невозможно понять.

На волю можно выпускать только тех птиц, у которых естественный импринтинг полностью сформирован во всех пяти аспектах. Если вы взяли для реабилитации осиротевшую хищную птицу и вам не удалось сформировать у нее естественный импринтинг, не отпускайте ее на волю. Отпуская такую птицу вы никому не сделаете ничего хорошего. Вам следует проверить свои способности как реабилитатора и скорректировать свою работу, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем.

 

Приобретенное поведение

 

Этот раздел трудно писать, потому что здесь пересекаются области этологии, физиологии животных и эмпирических технологий тренинга. Каждая область имеет своих специалистов с собственной терминологией и скептицизмом в отношении других подходов. Каждая область вносит свой вклад в понимание общей проблемы, и в то же время сама по себе каждая область слишком специализирована или слишком поверхностна. Я приведу лишь упрощенное резюме того, что является чрезвычайно сложным, взаимосвязанным, частично понятым предметом, который на самом деле недоступен научному исследованию.

Я считаю, что существует два аспекта обучения: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное обучение вырабатывает непроизвольную реакцию или отсутствие реакции через автономную нервную систему, которая не имеет отношения к сознательной деятельности. Выработанное поведение предсказуемо, автоматично и не требует мыслительной деятельности. Сюда входит привыкание, классический условный рефлекс, оперантное обучение, ассоциативное обучение и травматическое обучение.

Произвольное обучение вырабатывает осознанные, произвольные реакции, которые не являются автоматическими и неосмысленными. Сюда относится обучение, основанное на понимании и на опыте. Интеллект в упрощенном смысле можно считать способностью к обучению; продукт интеллекта и опыта - мудрость.

В главе 5 мы приступим к рассмотрению практических элементов обучения и мотивации хищных птиц. Здесь в главе 4 мы обсуждаем теорию и принципы, лежащие в основе поведения и обучения. Понимание этих принципов сделает очевидным решение многих практических проблем, а также поможет сделать весь процесс обучения эффективным и отлаженным, требующим гораздо меньше усилий.

 

Привыкание

 

Привыкание это процесс при котором частое воздействие стимула на птицу вызывает отсутствие реакции на него. Она «привыкает» к нему. Это происходит при традиционной выноске. Птицу просто привязывают к руке, и носят круглые сутки, пока она физически и психически не устанет реагировать. После этого дикий ястреб спокойно сидит на руке, несмотря на все окружающие стимулы, которые вначале его пугали.

Большая проблема привыкания это его недолговечность, как и классического условного рефлекса. Это значит, что работа над процессом привыкания никогда не прекращается. Елизаветинский сокольник обычно вынашивал своего тетеревятника по утрам, пока он трижды не слетал с руки, прежде чем идти с ним на охоту. Наиболее трудная работа по обучению дикопойманного ястреба - это привыкание. В основном, обнашиваемую птицу подвергают воздействию неприятных для нее стимулов, таких как люди, машины, клобучки и т.д., это повторяется часто и до тех пор, пока птица не перестает на них реагировать. Раз нет ответа, то нет и вознаграждения.

Одна из основных проблем птиц, содержащихся в открытых вольерах, их «постоянная выноска» или привыкание, но правильное размещение окон вольера часто позволяет сохранять птицу достаточно прирученной без риска и ущерба, которые имеют традиционные открытые вольеры.

Привыкание очень помогает в обучении тетеревятника не реагировать на белых хорьков. После того, как в течение нескольких дней птица видит хорьков в клетках, она перестает обращать на них внимание. Привыкание можно использовать для борьбы с «перманентными страхами». Мой старый тетеревятник очень нервно реагировал на пластиковые контейнеры, такие как ведра, птичьи ванночки и клетки для хорей. После того, как все эти предметы были подвешены на резинках в его комнате для линьки на весь ее период, причем они двигались и постукивали на ветру, птица полностью «излечилась». Если причиной нервозности является травматическое обучение (см. раздел 4.18), привыкание часто способствует долговременному, почти перманентному излечению. Конечно, эффект длится дольше, когда привыкание используется против каждодневных стрессирующих стимулов.

Вот пример непреднамеренного злоупотребления привыканием: мой друг позвонил и спросил, почему его сокол настойчиво игнорирует вабило. Он приучал сокола к вабилу, привязывая к нему мясо и бросая рядом с соколом, сидящим на присаде. Так рекомендовали его книги. Сокол прыгал на вабило, съедал мясо, проверял вабило на наличие спрятанного мяса и возвращался обратно на присаду. Сокольник оставлял вабило там на весь день, пока она был на работе. На следующий день, и позже, сокол игнорировал вабило и шел только на руку. Сокольник успешно выработал у птицы привыкание, она стала игнорировать вабило. Чтобы исправить ситуацию, пришлось начинать работать с другим вабилом, которое выглядело иначе, и переманивать сокола с вабила на кусочек мяса в перчатке сразу после того, как он съест мясо на вабиле.

В общем, привыкание более эффективно и более устойчиво у молодых птиц, чем у старых. Молодые птицы продолжают вырабатывать привычки. Старые птицы, как и собаки, лошади, люди, часто уже имеют сформировавшееся эго, которое сложно изменить. Если процесс привыкания останавливается, например, в конце сезона, когда ловчую птицу отправляют на линьку, в следующий раз он идет проще. С каждым годом ловчей птице для восстановления забытого требуется намного меньше выноски.

Привыкание на один стимул часто приглушает ответ и на другие сходные стимулы. Например, тетеревятник, который не реагирует на белых хорей, может не реагировать и на белых кроликов. С другой стороны тетеревятник может быть очень разборчивым и хорошо ладить с одной собакой, сильно шокируясь присутствием другой, даже если обе собаки одной породы.

Чтобы ускорить и усилить эффект привыкания, можно использовать какие-нибудь позитивные подкрепления, например, класть пищу в клобучок для птиц, которые его боятся, или кормить птицу в процессе выноски. Следует обращать пристальное внимание, чтобы птица не билась в процессе носки, иначе у нее может возникнуть ассоциация между рукой и неприятными ощущениями, а это приведет к тому, что она станет еще более дикой. Здесь основную роль играет чуткость сокольника, а не его терпение.

 

Условный рефлекс

 

За условные рефлексы отвечает автономная часть нервной системы, не связанная с сознанием, при этом реакция на раздражитель возникает быстро и машинально. Примером является ситуация, когда вы видите, как кто-то зевает, и прежде чем он закончит зевать, начинаете зевать сами. Понаблюдайте за этим, когда будете поздно вечером ехать в поезде или машине. Таким же образом звук льющейся в жестяную банку воды вызывает очень быстрый смущающий рефлекс! Рефлекс запускается менее чем через секунду после предъявления стимула и не требует мыслительного процесса вообще. Часто именно рефлекторные реакции привлекают наше осмысленное внимание к чему-нибудь.

Классический Павловский условный рефлекс происходит следующим образом: стимул, или раздражитель (т.е. свист), ответ (т.е. прилет на руку), вознаграждение (т.е. пища) - все это происходит быстро, одно за другим. Это положительное или подкрепленное кондиционирование.

Раздражитель может быть очень слабым и кратковременным. Если учесть, что хищные птицы лучше нас слышат и видят, они могут заметить раздражитель, недоступный для нашего восприятия. Если вы заметили, что ловчая птица делает что-то непонятное, внимательно изучите ситуацию, возможно, птица реагирует на раздражитель, которого вы не замечаете. Помню, однажды я принес свою самку тетеревятника в жилую комнату, чтобы она пообсохла после вечерней охоты на кроликов. Дело было ранней весной. Я посадил ее на спинку стула в алькове. Она почистила перья и успокоилась, а затем начала делать странные вещи: она стала бросать взгляды на кусок провода, висевший у стены. Я подумал: «Ее интересует шнур. Она, должно быть, думает, что это ветка. Может, она хочет устроить гнездо». Я вышел на улицу, принес несколько веток и свалил их на стул. Естественно, она спрыгнула и провела прекрасный вечер, строя гнездо на стуле! Если вы смотрели видео Стива Мартина, вы видели, как его попугаи четко реагируют на слабые раздражители, которые мы обычно даже не замечаем. На соколиной охоте мы используем большое количество раздражителей, например, свист или зов, сигналы, подаваемые рукой и кручение вабила. Фактически мы используем больше раздражителей, чем на самом деле хотим, и ловчая птица часто реагирует на них, когда мы этого не осознаем. Обычно это не проблема, ловчая птица научается понимать наши индивидуальные привычки. Когда это становится неуместным, это называется " суеверное " поведение (реакции, закреплённые при их случайном совпадении с подкреплением). У нас есть самец Харриса. Его тренировали лишь пару недель, пользуясь темно-коричневой перчаткой. Мы пошли с ним охотиться в тростники и обнаружили, что он летит к любому, кто поднимет темно-коричневую перчатку, перчатки другого цвета его не интересовали. Нам пришлось избавляться от этого случайно выработавшегося суеверного поведения!

Когда животное заметило раздражитель и отреагировало на него должным образом, его действие должно быть подкреплено. Как сказали бы Karen Psyor или Steve Martin, «положительное подкрепление - это то, что происходит в связи с выполняемым действием и повышает вероятность того, что это действие будет произведено снова». Положительное подкрепление является лучшим способом обучения хищных птиц. Вознаграждением обычно является пища или добыча, но существует множество других, более тонких способов вознаграждения. Когда вы поймете, что двигает хищной птицей в конкретной ситуации, что она действительно хочет, вы сможете предложить ей соответствующее вознаграждение.

Негативное подкрепление - это то, чего животное стремится избегать. Оно происходит в связи с выполняемым действием и уменьшает вероятность, того что это действие будет производиться снова. Например, если вы махаете клобучком вокруг головы птицы, а затем быстро и грубо его надеваете, у ловчей птицы вскоре возникнут ассоциации между видом клобучка и последующими неприятными ощущениями, и она начнет слетать, как только его увидит. Заметьте, что действие и подкрепление происходят быстро друг за другом, поэтому птица может своим действием или бездействием изменить подкрепление. Хищные птицы хорошо обучаются посредством негативного подкрепления (см. травматическое обучение) и при слабом негативном кондиционировании, например, когда сокол начинает отказываться от добычи, которую он считает невкусной. Но сокольник должен быть крайне внимательным, чтобы негативное подкрепление не было связано с ним. Иначе это разрушит те хрупкие связи, которые он с таким трудом выстроил. Кроме того, обучение негативным подкреплением является самоограниченным, потому что животное будет делать только то, что необходимо, чтобы избежать негативного подкрепления, в то время как при позитивном подкреплении оно будет прилагать все большие и большие усилия, чтобы получить больше вознаграждения.

Оперантное кондиционирование - это когда сначала следует поведенческая реакция без стимула, а затем идет подкрепление. Это сложная часть обучения, поскольку сначала нужно, чтобы птица сделала то, что необходимо, а потом вы даете подкрепление. Птица может сделать это случайно или ее можно спровоцировать, создав нужную ситуацию. Здесь весьма важны естественные врожденные инстинкты. Например, когда сапсан ходит на кругах какое-то время, вы стараетесь поощрить его, бросая под него дичь. День за днем сапсан ходит выше, дольше и увереннее. Сокольник все время должен искать способы мотивировать птицу сделать то, что от нее требуется, чтобы затем дать положительное подкрепление. Часто это означает, что нужно разбить требуемое поведение на множество промежуточных стадий, а не пытаться сделать все одним махом.

Пример оперантного негативного подкрепления - когда собака прыгает на новый диван и сразу получает шлепок. После нескольких попыток нежелательное поведение исчезает. Нужно, чтобы сначала собака сделала нежелательный поступок, а затем вы научите ее этого не делать.

Любое подкрепление - позитивное, негативное, реальное или подразумеваемое должно быть дано как можно ближе к действию, иначе оно не будет с ним связываться. Если вы накажите собаку, за то, что она убежала, когда она прибежит, собака свяжет наказание с возвращением. Это будет наказание, а не негативное подкрепление. Иногда можно принимать в расчет интеллект, поскольку человек или животное могут связать причину и следствие во времени, пространстве и абстрактно. В целом, чем короче связь, тем эффективней обучение. Сравните с игрой в шахматы, когда вы пытаетесь продумать серию ходов, каждый ход может вести к победе или поражению.

Пока вы вырабатываете и формируете нужное поведение, лучше давать положительное подкрепление каждый раз при правильном выполнении. Но затем, если поведение не подкрепляется, оно может ослабеть. Если вы не будете поощрять птицу, когда она к вам прилетает, то со временем она будет приходить все медленнее, а затем перестанет прилетать вообще. С другой стороны, если вы поощряете ее каждый раз, она начнет принимать поощрение как само собой разумеющееся и станет самодовольной. Лучше давать подкрепление по разным схемам, на практике это означает поощрять примерно на каждый пятый раз. Но схема поощрения должна быть непредсказуемой, нерегулярной. Другими словами, на десять приходов вы можете поощрить всего 2-3 раза, эти поощрения должны быть произвольно разделены в течение этих десяти подзывов. Вы можете дать подкрепление два раза подряд, а затем 6-8 раз не давать ничего. Контролировать систему поощрений должны вы, а не птица. То же происходит, когда ловчая птица преследует дичь. Вы можете подумать, что птица была бы менее озадачена, если бы вы поощряли ее каждый раз, но это не так. Представьте выключатель света. Всякий раз, когда вы его включаете, загорается свет. Затем, однажды, ничего не происходит. Вы пробуете еще пару раз. Опять ничего. Вы отказываетесь от затеи. Или, например, фонарь. Вы его включаете, ничего не происходит. Это необычно для фонаря! Поэтому вы пробуете еще несколько раз, начинаете проверять контакты, батарейки, лампу и т.д., уверенные, что в конце концов он загорится.

Некоторое время назад я охотился с другом и заметил, что он дает птице прикорм каждый раз, как она приходит на зов. Если прикорма не было, птица не прилетала; он научил ее не прилетать без прикорма. Я спросил: «Почему ты не зовешь ее без прикорма?». Он попробовал и птица не пришла. Я подумал: «Это странно, если бы это была одна из моих птиц, она бы прилетела. Как бы я это сделал? Я бы просто заставил ее прийти». Но, анализируя более детально, я понял, что я всегда обучал, используя различную схему подкреплений (вероятно, потому что мне было лень возиться с мясом!). Кроме того, когда ловчая птица обучена, я никогда не привязываю к вабилу мясо. Мясо на вабиле - фактор риска, оно стимулирует собственнический инстинкт, и всегда есть риск, что птица его утащит.

Самое эффективное обучение - когда подкрепление дается как можно ближе к действию, желательно в течение миллисекунд. Но, возможно, это физически невыполнимо, а любое промедление грозит тем, что у птицы не сложится связи между действием и поощрением. Промежуток может быть заполнен словесным поощрением, например, похвалой, похлопыванием или улыбкой. Это лучше работает с общественными животными, но может с успехом использоваться и для птиц, возможно, в этой области сокольники отстают. Steve Martin в качестве моста между действием и поощрением говорит слово «Хорошо» перед тем, как фактически поощрить своих попугаев. Мы используем в качестве моста вабило без мяса. Мы свистим и крутим вабило (раздражитель), ловчая птица хватает вабило (мост), мы подходим и поощряем птицу за то, что она прилетела и в то же время позитивно подкрепляем собственное приближение. Это также решает проблему, которая возникает, когда ловчая птица ассоциирует наше приближение с воровством ее добычи (негативное подкрепление).

Кроме обучения птицы прилетать на зов и поощрения ее поведения, есть еще один аспект, который следует учитывать - синхронность. Когда вы обучаете птицу, она должна приходить немедленно. Она вполне на это способна, ведь если бы раздражителем был кролик или другая жертва, птица бы бросилась за ним стрелой. Чтобы этого добиться, с самого начала никогда не зовите птицу дольше трех секунд. Если она не пришла, уберите руку и вабило и ничего не делайте. Не зовите ее снова. Отвернитесь от нее, поставьте точку на этом эпизоде и перейдите на другое место. Не идите по направлению к ней (кто кого обучает?). Если вы хотите подойти поближе, идите по касательной. Дайте понять птице, что у нее был шанс, а она его упустила. Ошибка была ваша, потому что вы приняли неверное решение. Опытный сокольник понимает птицу и, зная ее историю, может предсказать ее поведение. Он всегда аккуратен в том, чтобы то, что он просит, выполнялось. Поэтому обучение идет быстро, как человек, бегущий по камням через реку. Он наметил свой путь, проверил камни и идет быстро и уверенно от камня к камню. Менее опытный сокольник доходит до середины и падает или обнаруживает, что расстояние до следующего камня слишком большое, и тратит время на поиски другой дороги.

Таким образом, хотя ловчая птица может быть «обучена», существует огромная разница между птицей, которая идет только за пищей, которая вялая и капризная,у которой укоренилась манера отказывать и птицей, которая мгновенно приходит на зов. Ловчая птица, которую с самого начала обучали равномерно и правильно, будет лучше той, которую неопытный сокольник в течение часов и недель пытался чему-то научить с помощью неопределенных методик. Важно уметь «читать» ловчую птицу, чтобы уметь предвосхищать события. Когда сокол летает, по различным знакам вы «знаете», что он «думает» и ведете себя соответственно, чтобы урок шел гладко, без препятствий. Опоздание на полсекунды в осознании происходящего - это все, что нужно чтобы провалить урок или даже потерять птицу. По мере того, как вы будете лучше понимать птицу, она покажется вам более интеллектуальной. Некоторые люди понимают эти знаки лучше, чем другие; странно, но у большей части наших сокольников симптомыдислексии (словесная слепота), они, кажется, лучше понимают животных, чем написанные слова. Проблема в том, что хотя эти люди дрессировщики «от природы», они не могут выразить словами или проанализировать то, что они делают.

Наказание - это та особенность, которой обучение хищных птиц, за исключением, возможно, некоторых орлов, отличается от обучения общественных животных, таких как лошади и собаки. Наказание следует за действием, оно не ассоциируется напрямую с действием и животное не имеет возможности контролировать происходящее; оно не может остановить выполнение действия, чтобы избежать наказания, потому что действие уже совершено ранее. Наказание производится сокольником персонально. Наказание не работает на хищных птицах, потому что большинство ловчих птиц не общественные животные. Они не принадлежат к социальной структуре, это только в социальных структурах существует мораль, совесть и доминирование (способ насаждения морали).

Собака, например, является общественным животным, у которой все наследуемые биологические программы направлены на социальное поведение. Мы говорим, что собака «хочет угодить», т.е. 0на согласна, чтобы ее поведение было модифицировано более доминирующими особями в обществе. Мы можем внести в ее мозг понятие «греха». Если мы решаем, что воровство из помойного ведра это «грех», то когда она сделает это впервые, мы хватаем ее за загривок, встряхиваем, строго смотрим ей в морду и рычим «нельзя» (не



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: