Ежедневные записи, рутина и гигиена




 

Обычно во время обучения и при ежедневных охотах ловчую птицу держат на привязи. В этот период важно вести таблицы, отмечающие ежедневный и ежегодный прогресс. Я иногда обращаюсь к материалам 15-летней давности. Пример простой таблицы дан на рисунке 5.7.2, а ее бланк в приложении 3. Таблицы бесценны, когда вы работаете сразу с несколькими птицами, или когда с птицей работают несколько человек, а также при обучении молодых сокольников. В поездках на охоте я веду дневник с именами посетителей и описанием полетов, но это все глазурь на пироге. Ваши каждодневные таблицы - это рабочий инструмент.

Вам также следует соблюдать ежедневную и еженедельную рутину, поддерживая все в чистоте и порядке. Утро в субботу или в воскресенье - хорошее время для недельной уборки, выброса грязного материала, дезинфекции присад, проверки снаряжения и генеральной уборки. Молодые владельцы любых животных должны с самого начала усвоить эту основу дисциплины до того как им можно будет доверить птиц. Сейчас когда вы сидите и читаете все это, вы можете встать и показать мне своих птиц или вам понадобится сначала там прибраться?

Рутинная уборка поможет предотвратить болезни и сохранить здоровье птиц до старости. В вашем распоряжении должны быть качественные специализированные дезинфицирующие средства для птиц, шланги, жесткие щетки, по возможности аппараты для мытья под давлением, фумигаторы и аптечка первой помощи для хищных птиц и людей. Вам также нужны необходимые приспособления для хранения и приготовления пищи. В этой книге нет раздела, посвященного ветеринарии, потому что акцент должен делаться на профилактику, а не на лечение. При правильном содержании более ста птиц нам приходится обращаться к ветеринару примерно один раз в год. Ваша задача предотвратить заболевания и тщательно осматривать птиц, чтобы если что-то покажется ненормальным, сразу обратиться к специалисту-ветеринару и предоставить ему точное описание.

До сих пор в этой книге мы рассматривали самих птиц, выведение птенцов и подборку снаряжения, которое вам потребуется прежде, чем вы начнете обучать птицу. Нам еще нужно обсудить, как работает разум птицы, прежде чем мы будем готовы взять ловчую птицу на руку.

 

Развитие и поведение

 

Физическое развитие

 

Процесс роста птицы можно разделить на две стадии. Сначала энергия птенца идет на рост тела, затем, когда птица почти полностью выросла, ее энергия направляется на рост перьев.

Только что вылупившиеся птенцы хищных птиц покрыты тонким покровом врожденного пуха, достаточно густым у видов, живущих в холодном климате, и более редким у пустынных видов. Затылочные мышцы, которые используются для разламывания скорлупы, все еще набухшие, и птенцу едва хватает сил поднять голову. Глаза часто закрыты. Птенец отвечает на негромкий зов матери, поднимая голову и раскрывая рот.

В течение первой недели птенец быстро набирает вес. Хотя желточная сумка используется около трех или четырех дней, живот значительно увеличивается соразмерно потребляемой пище, в это время птенец фактически представляет собой машину по переработке пищи.

Через 7-8 дней у мелких хищных птиц, и через 12-14 дней у крупных сквозь врожденный пух начинает прорастать другой, более густой пух, который позволяет птенцу контролировать свою температуру и в течение некоторого времени выживать без обогревания. Это освобождает мать для охоты, и она может помочь самцу в добывании пищи для ненасытных птенцов. Родители проводят большую часть своего времени, добывая пищу. В этот период длинные кости птенцов и весь их скелет быстро растут. Примерно к 18 дню у мелких хищных птиц, и к 22-26 дню у крупных видов птенцы достигают веса взрослых особей. Любой дефицит в качестве или количестве пищи в течение этого периода приводит к замедлению или отставанию в росте, а также может вызвать развитие остеопороза (пористость костей), рахита или других дефектов, некоторые из которых летальны или необратимы.

По мере того, как длинные кости начинают твердеть, птенец начинает больше походить на хищную птицу и может передвигаться, делая несколько нетвердых шагов. Теперь его организм все усилия направляет на рост перьев. Быстро растут первостепенные и рулевые. Еще через несколько дней птенец пестрый от растущих перьев и оставшегося пуха, очень скоро будет казаться полностью оперившимся. Любой дефицит питания на этой стадии вызывает появление стрессовых отметин на растущем оперении. Хотя птенец может казаться полностью оперенным, маховые и рулевые еще полностью не выросли и отяжелены пеньками, в которые еще есть кровь. Много времени уделяется чистке оперения, играм и разминке крыльев, а в промежутках между ними птенец спит.

Все это время, пока растут кости и перья, органы чувств и мозг тоже развиваются. Птенец хорошо видит и слышит и узнает своих родителей. Это период наибольшей восприимчивости для различных форм импринтинга (см. раздел 4.7). В этот короткий период любое воздействие на его умственное и физическое развитие окажет глубокое влияние на всю его оставшуюся жизнь.

Примерно к четырехнедельному возрасту мелкие хищные птицы начинают летать. Крупные виды начинают летать в 5-6 недель. Но пройдет еще некоторое время, прежде чем их оперение окончательно высохнет. Кажущиеся высохшими перья внутри перьевой сумки еще имеют мягкий стержень, и в течение примерно недели после этого момента молодых птиц нужно хорошо кормить. Скелет тоже продолжает отвердевать, а суставы укрепляться. Головки длинных костей еще плохо соединены с телом кости. Только что оперившиеся птенцы требуют осторожного обращения, им необходимо избегать чрезмерного напряжения и усилий. Молодые ястребы, если их привязать, могут не только получить растяжения конечностей, но и поранить щитки лап, которые в это время еще мягкие.

Современные методы выведения и выращивания птенцов дают очень хорошие результаты в смысле физического развития. Большинство проблем возникают со стороны умственного развития, поэтому большая часть этой главы посвящена поведению и его основам. Физическую проблему гораздо проще диагностировать, чем психическую. Прежде чем приступить к обучению ловчей птицы, необходимо изучить ее естественное поведение и факторы, которые на него влияют.

 

Составляющие поведения

 

Поведение хищных птиц формируется тремя компонентами и их взаимодействием между собой.

Первая составляющая является врожденной или наследственной, а значит фактически неизменна. Вторая составляющая формируется в результате импринтинга в раннем возрасте, и у взрослой птицы в большей части неизменна, а третья составляющая, приобретенное поведение, может изменяться в течение жизни птицы. Для тех, кто выращивает птиц, чтобы потом выпустить их на свободу и для тех, кто их выращивает для соколиной охоты или для последующего разведения, крайне важно понимать, что можно, а чего нельзя сделать.

Составляющие поведения можно перечислить следующим образом:

 

Наследственное или врожденное поведение.

 

- Видовые инстинкты.

 

- Индивидуальный темперамент.

 

- Биологические побуждения и мотивы.

 

- Память.

 

Поведение, формирующееся в результате импринтинга.

 

- Импринтинг на родителей.

 

- Импринтинг на сибсов.

 

- Реакции страха.

 

- Импринтинг на будущих половых партнеров.

 

- Импринтинг на тип гнезда, его расположение и окружающую обстановку.

 

Приобретенное поведение.

 

Непроизвольное обучение.

 

- Привыкание.

 

- Классический условный рефлекс.

 

- Оперантное обучение.

 

- Ассоциативное обучение.

 

- Травматическое обучение.

 

Произвольное обучение.

 

- Основанное на понимании.

 

- Основанное на опыте.

 

Врожденное поведение

 

Каждая хищная птица вылупляется из яйца, имея свою индивидуальную «биологическую программу», унаследованную от предков, которые, поколение за поколением, оставались в числе выживших и смогли оставить потомство. Их программа, имеет три отдельных, но взаимосвязанных между собой компонента: видовые инстинкты, индивидуальный темперамент и биологические мотивации. Каждая птица также обладает различными способностями к хранению информации в памяти.

Этот генетический или врожденный компонент достаточно силен, чтобы заставить птицу вести себя определенным образом в определенных ситуациях в течение всей жизни. В неволе эти ситуации могут не возникнуть, и тогда определенные поведенческие реакции никогда не проявятся или проявятся не к месту или в измененном виде, что может озадачить сокольника, который не поймет происхождение такой поведенческой реакции.

 

Видовые инстинкты.

Это инстинкты, которые являются характерными для вида, их центром является полосатое тело (раздел 1.7). Например, сарыч сильно отличается от тетеревятника, не учитывая разницу в строении и физиологии. Его темперамент соответствует его анатомии и нацелен на ловлю небольшой, медленно перемещающейся добычи. То же самое можно сказать о паре сапсан - тетеревятник, немотряна то, что обе птицы являются активными хищниками, питающимися исключительно позвоночными, их темперамент и способы охоты различны. Их поведение при ухаживании и на гнезде также различается.

В целом, виды, охотящиеся на быструю дичь, такую как птицы, на короткой дистанции, обычно живут в лесу или около него, обладают очень быстрыми реакциями и импульсивным характером. Нам они кажутся пугливыми и неадекватно реагирующими на стимулы. Их нервная система настолько тонко настроена, что в целом такие птицы подвержены припадкам и нервным болезням. Кажется, что ответная реакция на стимул происходит слишком быстро, чтобы в его идентификации и принятии решения была задействована большая часть мозга. Так, тетеревятник, заметив небольшое движение, бросается в атаку почти мгновенно. Только когда птица уже летит, мозг, обработав сигнал, определяет, что это был всего лишь клочок пуха, и атака отменяется. Сходное поведение можно наблюдать у лесных видов ястребиных орлов и лесные соколов рода Micrastur. В лесных ландшафтах события происходят неожиданно, и успешным охотником будет тот, кто вовремя среагирует, чтобы воспользоваться мимолетным случаем, прежде чем добыча успеет скрыться.

Виды, атакующие быструю дичь на длинных дистанциях, живут в открытых пространствах, их атаки часто продуманы и рассчитаны, а не спонтанны. Такие виды, например соколы, обычно имеют более спокойный темперамент. Из крупных соколов самый специализированный хищник скорее всего сапсан, у него довольно выдержанный и нелюбопытный темперамент. Это делает сапсанов довольно скучными в общении, но надежными охотниками в поле. Дербник, кречет и новозеландский сокол, даже в возрасте нескольких лет, могут часами играть, как кошки, с прутиком или добычей, нападая на них снова и снова. Похоже их умственная энергия бьет ключом и нуждается в выходе.

Поведение птиц сильнее зависит от инстинктов, чем это может показаться с первого взгляда. Во многих ситуациях, особенно произошедших один-два раза за птичью жизнь и требующих правильной реакции, выгоднее полагаться на инстинкты, чем на обучение. Например, поведение при ухаживании, совокуплении, строительстве гнезда, насиживании и выращивании птенцов является стереотипным инстинктивным поведением. Здесь невелик вклад обучения - например, родители обучаются лучше кормить птенцов, но по большому счету, впервые размножающиеся птицы имеют почти столько же шансов вывести птенцов, как и опытные.

Не всегда выгодно программировать все поведение в форме инстинктов. Некоторым вещам нужно обучаться, причем быстро. Здесь приходит на помощь импринтинг (см. 4.7). Через импринтинг птицы быстро учатся узнавать своих родителей, затем включаются модели инстинктивных реакций – выпрашивание пищи и др., и птица ведет себя нужным образом. Иначе птенец мог бы тратить энергию, выпрашивая еду у травяной кочки или пролетающих чаек.

Некоторые стороны жизни птицы полностью зависят от инстинктов. Она не может обучиться, потому что у нее нет такой возможности; птице сразу нужно реагировать правильно. Кроме гнездового поведения, хорошим примером являются миграции. Хищная птица может мигрировать, пролетая очень сложный путь, инстинктивно определяя дорогу без помощи родителей. Некоторые традиционные пути миграции запрограммированы в генах птицы и передаются из поколения поколение.

Другие аспекты жизни птицы не могут полагаться на инстинкты, потому что они слишком вариабельны. Например, кажется, что различное поведение при поиске и атаке, описанное в шестой части, в основном инстинктивное. Эти формы поведения проявляются у различных родов и вполне узнаваемы. Когда они используются молодыми птицами впервые, они проявляются как полная последовательность действий, например атака с планирования (6.13) или непрямая атака с бреющего полета (6.11). Хотя молодые ловчие птицы снабжены, как положено виду, собственным набором инстинктивных моделей атаки, инстинкт не может полностью подготовить птицу к разнообразной дичи, которую она может встретить, к тактическим уловкам жертв и проблемам, связанным с местностью. Хищная птица должна все это выучить на собственном опыте и использовать тот стиль атаки, какой подходит в данном случае. Птица, конечно, оттачивает летное мастерство, умение хватать и убивать жертву и основные стратегии атаки. Все это основывается на инстинктах, но совершенствуется при обучении. Чем более специализирован вид, тем сильнее его охотничье поведение зависит от инстинктов. Чем более вид универсален и приспособляем, тем в большей степени его поведение может формироваться в результате обучения.

Чтобы набраться опыта и развить охотничье искусство, птице нужно время. Обычно две трети птиц гибнет до того, как добьется успеха (см. 8.3). Только после того, как птица овладеет охотничьим мастерством, достаточным чтобы прокормить себя и семью (дополнительная нагрузка примерно в 4-6 раз), она будет готова к размножению. Птице незачем достигать половой зрелости до того, как она разовьет охотничьи навыки. Крупные соколы достигают половой зрелости в два и более года; они медленно совершенствуют своё искусство охоты. Мелкие хищные птицы, такие как дербники, пустельги и перепелятники не только быстрее достигают половой зрелости, но и быстрее становятся опытными охотниками. Причиной этого, возможно, служит то, что характерная для них прямая атака с лета (см. 6.10), а в случае дербника и перепелятника погоня (см. 6.12), являются большей частью инстинктивными стратегиями. Более успешные стратегии, такие как атака с планирования и непрямая атака с лета, для своего развития требуют детального опыта, позволяющего оценивать реакцию жертвы, а для этого необходимо обучение.

Это подчеркивает эволюционный баланс между глупостью и интеллектом. Хищная птица, которая может жить благодаря стереотипным врожденным охотничьим реакциям, готова размножаться раньше, чем та, которой требуется длительный период для обучения. Последняя вполне может погибнуть еще до того как сможет завести птенцов. Мелкие хищные птицы имеют меньший интервал между поколениями, т.к. они раньше начинают размножаться и меньше живут. Стратеги имеют высокую смертность в раннем возрасте, но большую продолжительность жизни.

Опытные стратеги могут существовать в местах,где численность дичи в десять раз меньше той, которая может потребоваться неопытным молодым птицам. Большая часть атак, предпринимаемых опытными стратегами, осуществляется, в тех ситуациях, в которых молодые птицы вообще бы не увидели возможности для атаки, как в случае, деревенского парня, приехавшего в большой город в поисках раб0ты; возможностей вокруг полно, но он не знает, где искать.

Время выведения птенцов рассчитано таким образом, чтобы когда подросшим птенцам потребуется большое количество пищи, ее было достаточно. Эта синхронизация наиболее заметна у таких видов, как чеглок Элеоноры, существование которого зависит от мигрирующих воробьиных. Также важно, чтобы обилие молодняка дичи продолжалось достаточно долго, чтобы птенцы хищных птиц успели развить свое охотничье мастерство, иначе они «упустят возможность», и многие погибнут.

Таким образом, размножение, большинство компонентов которого стереотипно или легко выучивается при импринтинге, в основном инстинктивно, а охотничье поведение, хотя и основывается на инстинкте, имеет большой вклад обучения, что позволяет птице адаптироваться к разнообразным ситуациям, с которыми ей приходится сталкиваться при ловле дичи. Различия в акцентах этих двух аспектов жизни хищной птицы - размножения и охоты - отражены в пропорции неудач. Впервые размножающиеся птицы лишь чуть менее успешны, чем опытные, в то время как неопытные охотники имеют гораздо больший риск остаться без пищи, чем взрослые птицы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: