Есть межобластные вагоны с автономной системой энергообеспечения (от подвагонного генератора) и водяным отоплением, а есть вагоны с централизованным энергообеспечением (от вагона-электростанции или от контактной сети на электрифицированных железных дорогах). Последние – могут иметь водяное или электрическое отопление.
Межобластные вагоны имеют 76, 7 4, 73, 72, 68, 54 или 49 мест для пассажиров.
Вагоны дальнего следования предназначаются для перевозок пассажиров на расстояния более 700 км в пределах двух и более железных дорог. С их помощью устанавливается связь с центрами экономических районов, крупными промышленными и культурными центрами, курортными городами и т.п. В вагонах дальнего следования находятся только спальные места с их полной резервацией.
Длительное пребывание (переезд из Владивостока в Москву длится около 7-ми суток)человека в спальных вагонах обеспечивается за счет создания необходимого уровня комфорта. Он достигается меньшей населенностью вагона по сравнению с пригородными и межобластными вагонами; возможностью естественного поведения человека в стесненных условиях (свободное перемещение по вагону и поезду, условия сна и отдыха, питание, развлечения – включение в составы дальних поездоввагонов-ресторанов, вагона-клуба, вагона-выставки, киновагона и т.д.); наличием необходимых санитарно-гигиенических обустройств; регулируемым микроклиматом; наличием обслуживающего персонала (проводников-стюардов) и пр.
Пассажирские помещения в отечественных спальных вагонах выполняются открытыми (не купейными) и купейными (франц. coupe отделять – отдельное помещение в вагоне для нескольких пассажиров) (рис.4.12, 4.13).
|
Пассажирские вагоны с открытой (не купейной) планировкой при одинаковом оформлении бывают двух типов.
Одни – предназначаются только для сидящих пассажиров. Их принято называть общими вагонами. Эти вагоны включают в пассажирские поезда дальнего следования для обеспечения перевозок пассажиров в пригородном и местном сообщении при отсутствии на этих маршрутах соответствующих поездов. Пассажирские места в таких вагонах не резервируются, а их населенность определяется по нормам заполнения вагонов пригородного сообщения. Роль общих вагонов выполняют также вагоны открытой планировки с креслами для сидения, подобные межобластным вагонам.
Другие – относятся к спальным вагонам. Это так называемые плацкартные вагоны. В плацкартном вагоне отделения для пассажиров имеются поперечные и продольные (боковые) спальные места. Между ними располагается средний продольный (вдоль вагона) проход. Такое отделение рассчитано на четыре поперечно расположенные спальные места и два – на продольные (боковые) и все в два яруса. Третий ярус предназначается для размещения постельных принадлежностей и багажа пассажиров. В исключительных случаях на этих местах могут располагаться спящие пассажиры. Проход не отделен от спальных мест перегородками. С этой точки зрения спальные места и проход имеют общий объем. Из-за этого такие вагоны названы вагонами с открытой планировкой (или не купейными). При этом поперечные места считаются более удобными для поездки (сна), чем боковые. Название вагона сложилось исторически и происходит от слова «плацкарта» (нем. Platzkarte место + билет – билет на нумерованное место в поездах дальнего следования) — дополнительной к проездному билету карточки или квитанции, позволяющей занимать определённое нумерованное место для лежания. Поэтому в такие вагоны продаются билеты на предварительно зарезервированные места. Обычный плацкартный вагон состоит из 9 отделений по 6 мест в каждом; всего в нем помещается 54 пассажира.
|
Слева от прохода расположены поперечные спальные места (2 нижних и 2 верхних) обращенные друг к другу. Между ними размещен — столик, а под нижними и над верхними полками — места для багажа. Окна над столиками открывается (за исключением отделений 3 и 6 с аварийными выходами). Эти места (нечетные № 1-35 — нижние, четные № 2-36 — верхние) условно называются купейными.
Справа от прохода параллельно окну располагается боковое отделение с нижним спальным местом (нечетные места № 37-53), трансформирующимся на день в два сиденья со столиком между ними. Под нижним спальным местом и
Рис. 4.12. Схема зонирования внутреннего пространства
спального вагона открытого типа: 1 – тамбуры; 2 – туалеты;
3 – служебные помещения (3* - купе проводника);
4 – 2- и 4-местные пассажирские отделения; 5 – проходы и коридоры;
стрелками показаны направления посадки-высадки пассажиров
над верхним располагаются места под багаж. Места с № 37 по № 54 называют боковыми.
Нумерация мест в вагоне идет по часовой стрелке, начиная с поперечных мест, переходя затем на боковые.
В вагоне имеется два туалета, двухместное купе проводников, служебное купе и кипятильник для воды.
|
Плацкартный вагон в России предоставляет самый дешёвый проезд пассажиров на дальние расстояния.
Купейные вагоны имеют продольный боковой проход (см. рис.4.3). Купе располагаются только на одной стороне вагона. Они отделены от прохода дверями и образуют изолированные помещения на заданное количество мест.
За каждым пассажиром в вагонах дальнего следования закрепляется спальное место с жесткой, мягкой и полумягкой поверхностью (подушкой). Его конструкция может приобретать форму дивана (нижние нечетные места) или подвесной полки (верхние четные места). Размеры спальных мест и их расположение устанавливается в соответствии со средними антропометрическими данными пассажира, типом и классом вагона.
Табл. 4.5. Характеристика плацкартных вагонов, эксплуатируемых в России | |||||||||||||||||
№ пп | Параметры плацкартных вагонов | Тип вагона | |||||||||||||||
908 А | 909 А | 909 Ад | 909 Ад | 911 А | 912 А | ЦМВО-66 | ПН | ||||||||||
1. | Изготовитель | Польша | СССР-ТВЗ | Польша | |||||||||||||
2. | Число мест для пассажиров: - спальных - для сидения - количество откидных сидений | нет | |||||||||||||||
3. | Скорость конструкционная, км/ч | ||||||||||||||||
4. | Габарит | 1 – ВМ | |||||||||||||||
5. 5.1. | Система отопления | водяная | комбинированная | электрическая | |||||||||||||
Тип циркуляционного насоса | 25.80.01.024/1 | УП-50 | 25.80.01.024/1 | ||||||||||||||
6. 6.1. | Система снабжения холодной и горячей водой | есть | |||||||||||||||
Тип обогревателя наливных труб | электрический | ||||||||||||||||
7. 7.1. | Вентиляция | механическая приточная | |||||||||||||||
Тип вентилятора | двойной радиальный | ||||||||||||||||
8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4 8.5. | Тип генератора | 2ГВ-003.12V1 | PW 114А | 2ГВ-003.12 | 2ГВ.003.13V1 | ||||||||||||
Тип привода | редукторно-карданный от торца оси | ТРКП | редукторно-карданный от торца оси | ||||||||||||||
Тип редуктора | РК 1А | ТРКП | РК 1А | ||||||||||||||
Тип аккумуляторной батареи | щелочная | ||||||||||||||||
Количество элементов Емкость, А.ч | |||||||||||||||||
9. 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 | Освещение | люминесцентными лампами и лампами накаливания | |||||||||||||||
Количество люмине-сцентных светильников | |||||||||||||||||
Количество светильник. с лампами накаливания | |||||||||||||||||
Количество светильни-ков для зеркал | |||||||||||||||||
Количество светильни-ков для чтения | нет | ||||||||||||||||
Количество сигнальных фонарей | |||||||||||||||||
10. | Наличие системы пожарной сигнализации | нет | |||||||||||||||
11. | Тип кипятильника | КS 30/2 | V50.01 тип 1 | V50.01.008 тип 1 | V50.01 тип 1 | ||||||||||||
12. | Тип охладителя питьевой воды | САФ-2В | ВОК-4/50 | САФ-2В | |||||||||||||
13. | Количество радиоприемников | ||||||||||||||||
Количество мест в купе отечественных вагонов может составлять от одного до шести.
В двухместном купе они могут располагаться на одном (друг напротив друга) и двух уровнях (один над другим, при этом верхнее место может быть расположено как поперек, так и вдоль вагона). В трехместном купе спальные места чаще всего располагаются один над другим в три яруса. Такие купе легко трансформируются в двухместные за счет превращения средней полки в спинку нижнего дивана и понижения уровня полки третьего яруса. В четырехместных купе спальные места располагаются один над другим в два яруса на поперечных перегородках купе. Два смежных трехместных купе иногда имеют общую раздвижную стенку-перегородку, при помощи которой может быть образовано шестиместное купе. Возможны и другие архитектурно-планировочные решения купе спальных вагонов.
Конструкция спальных мест предусматривает их трансформацию (при ненадобности) в более удобные для пассажиров формы. Так, например, верхняя полка купейного вагона может опускаться вниз и служить спинкой нижнему дивану, а может подниматься кверху, освобождая пространство и делая более свободным купе.
Ширина купе определяется типом и классом вагона: чем выше класс вагона, тем шире купе.
Для размещения багажа в каждом купе имеются антресоль (она открыта со стороны купе и размещена в пространстве над общим боковым проходом в вагоне) и поддиванные ящики.
По обеим сторонам пассажирского помещения в спальных вагонах располагаются туалетные комнаты и тамбуры.
С одной стороны вагона (ее часто называют рабочей, котловой) располагается двухместное купе проводника, котельное отделение (при водяном отоплении вагона) или помещение для бытовых нужд (при электрическом отоплении) и кипятильник.
Электрообеспечение и отопление спальных вагонов разнообразно.
Общее количество спальных мест в купейном вагоне может составлять от 12 до 38.
Различают спальные купейные вагоны 1 и 2 классов (см. табл. 4.6 и 4.7).
Первые, - их обычно называют вагонами СВ относят к вагонам повышенной комфортности. Вторые, - вагоны 2-го класса, купейными.
Аббревиатура СВ закрепилась за вагонами исторически, и обозначала вагон для императорской свиты, то есть «свитской вагон». Затем его называли СППС (спальный вагон прямого сообщения), ну, а сейчас опять СВ. От обычных купейных вагонов эти вагоны отличаются повышенным уровнем комфорта пассажиров и компоновкой купе — они бывают 1, 2 или 3-местными. Цена билета за проезд в таком вагоне значительно выше, чем в купейном (в СНГ — как правило, примерно в 2 раза (для двухместного купе спального вагона).
Рис. 4.13. Универсальные пассажирские вагоны дальнего следования открытой и купированной планировок: 1,6- санузел, 2- купе проводника; 3- служебное купе, 4- пассажирское купе, 6,11— тамбуры, 7,8,9- коридоры, 10- вспомогательное отделение
Рис.4.14. Интерьеры купированного вагона и оформление спальных мест (вверху) и
плацкартного (открытого) вагона с поперечными и боковыми спальными местами
Купейные вагоны второго класса в отличие от вагона СВ во всех купе имеют по четыре спальных места. Важной отличительной особенностью купейного вагона (повышающей его комфортабельность) является то, что, в отличие от плацкартных вагонов, в купейном вагоне пространство каждого купе изолировано от общего прохода (прохода, идущего через весь вагон) глухой перегородкой, снабженной шиберной дверью. Кроме того, поскольку в купейном вагоне отсутствуют боковые места (а ширина общего прохода остается неизменной) — длина спальных мест в купейном вагоне несколько больше, чем длина поперечных спальных мест в плацкартном вагоне. В большинстве таких вагонов есть кондиционеры. За нижние купейные места (нечётные) людям приходится платить в 1,5—2,5 раза больше, чем за плацкартные. Такие вагоны, в отличие от плацкартных и СВ, есть в каждом пассажирском поезде.
Аварийные выходы находятся в 3-м и 6-м купе вагона и представляют собой специальные не открывающиеся окна. Подобную схему размещения аварийных окон имеют все типы вагонов. Однако следует учесть, что в вагонах, оборудованных системой кондиционирования, изначально могут быть установлены окна, не предназначенные для открывания.
Рис. 4.15. Купейные вагоны 1-го класса (вверху) и 2-го класса (внизу)
Табл.4.6. Сравнительная характеристика спальных вагонов
Наименование зон и относительных параметров | Соотношение суммарных площадей зон внутреннего пространства по отношению к площади пассажирских помещений для вагонов | ||
пригородного | межобластного | спального | |
Основная | |||
Дополнительная | 0,23 | 0,07 | 0,1 |
Вспомогательная | 0,13 | 0,08 | 0,1 |
Служебная | - | 0,1 | 0,16 |
Полная вместимость вагона* | 18/38** | ||
Тара на одного человека | 0,296 | 0,68 | 3,33/1,31** |
Населенность, пасс./м2 | 7,5 | 3,1 | 0,73/1,52** |
Примечания:
* полная вместимость вагона складывается из количества мест для сидения
(лежания) и нормативного заполнения вагона стоящими пассажирами на площади, не занятой местами для сидения;
** числитель относится к мягкому вагону в 2-местными купе, знаменатель – к жесткому купейному вагону с 4-местными купе.
Табл. 4.7. Характеристика купейных вагонов, эксплуатируемых в России | ||||||||||||||||||
№ пп | Параметры купейных вагонов | Тип вагона | ||||||||||||||||
47-Д,Д/Р, К/ед, К, К/ред, К/р, К/кр, Д/ед, Д/к, Д/ред, Д/кр, Д/едд, Д/редд | К/кр, К/ки, К/кид, К/рки, К/крди, К/криК/крив, К/кив | Д/кид, Д/ки, Д/кив, Д/кри, Д/крив | МИКСТ | ЦМВКК | ПК | 61-36 | ||||||||||||
1. | Изготовитель | ГДР | Венгрия | СССР-ТВЗ | ВСЗ Егорова | |||||||||||||
2. | Число мест для пассажиров: - спальных - количество откидных сидений | |||||||||||||||||
нет | ||||||||||||||||||
3. | Скорость конст-рукционная, км/ч | |||||||||||||||||
4. | Габарит | 1 – ВМ | ||||||||||||||||
5. 5.1. | Система отопления | водяная | комбинированная | электрическая | водяная | |||||||||||||
Тип циркуляцион-ного насоса | 25.80.01.024/1 | УП-50 | ||||||||||||||||
6. 6.1. | Система снабже-ния холодной и горячей водой | есть | ||||||||||||||||
Тип обогревателя наливных труб | водяной | электрический | водяной | |||||||||||||||
7. 7.1. 7.2 7.3 | Вентиляция | механическая приточная | ||||||||||||||||
Тип вентилятора | двойной радиальный | |||||||||||||||||
Установка кондиц- ирования воздуха | МАБ-П | Стоун-Карриер | нет | КЖ-25 | КЖ-25П | |||||||||||||
Холодопроизводи-тельность клима-тической установ-ки,Вт (кКал/ч) | 31320 (27000) | 25000 (21200) | - | 29000 (25000) | ||||||||||||||
8. 8.1. 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 | Тип генератора | 23/07.21 | 2ГВ-003.11 | DUGG-28В DCG 4435/24/2а39 | К694L/XP44l | централизованное энергоснабжение | 2ГВ-003.12 2ГВ-003.12V1 | 2ГВ.008V1 | ||||||||||
Тип привода | редукторно-карданный от торца оси | карданный от средней части оси | ТРКП | |||||||||||||||
Тип редуктора | РК 1А РК-6 | EUK 160/1М | Стоун | ВБА 32/2 | ТРКП | |||||||||||||
Аккумуляторная батарея | кислотная | щелочная | 40КН-45 | |||||||||||||||
Число элементов | ||||||||||||||||||
Емкость, А.ч | ||||||||||||||||||
Освещение | люминесцентными лампами и лампами накаливания | |||||||||||||||||
9. | Пожарная сигнализации | есть | нет | есть | ||||||||||||||
10. | Тип кипятильника | КS 30/2 | КS 30/8 | КН3-5 | V50.01.008 тип 1 | |||||||||||||
11. | Охладитель питьевой воды | TWK 10 | АВК-380М | ВОК-4/50 | ВОК 4150 | |||||||||||||
12. | Количество радиодинамиков | |||||||||||||||||
Табл. 4.8. Характеристика вагонов СВ, эксплуатируемых в России
№ пп | Параметры вагонов | Тип вагона | ||||
47-Д/ед, 47-Д/к | К/кц, К/киц, К/киц | СВ/РИЦ | 61-504 | |||
1. | Изготовитель | ГДР | ВСЗ Егорова | |||
2. | Число мест для пассажиров: - спальных - откидных | |||||
3. | Скорость конст-рукционная, км/ч | |||||
4. | Габарит | 1 – ВМ | 03-ВМ | 1 – ВМ | ||
5. 5.1 | Система отопления | водяная | комбинированная | |||
Тип циркуляционного насоса | 25.80.01.024/1 | УП-50 | ||||
6. 6.1 | Система снабжения холодной и горячей водой | есть | ||||
Тип обогревателя наливных труб | электрический | водяной | ||||
7. 7.1 | Вентиляция | механическая приточная | ||||
Тип вентилятора | двойной радиальный | |||||
8. 8.1 8.2 | Наличие установки кондиционирования воздуха | нет | есть | есть | ||
Тип климатической установки | МАБ-П | КЖ-25П | ||||
Холодопроизводительность климатической установки, Вт (кКал/ч) | 31320 (27000) | 29000 (25000) | ||||
9. 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 | Тип генератора | 23/07.21 | DUGG-28В | DCG 4435/24/2а38 | 2ПВ.001.2 | |
Тип привода | редукторно-карданный от торца оси | карданный от средней части оси | ТРКП | |||
Тип редуктора | EUK 160/1М | РК-6 | ВБА 32/2 | ТРКП | ||
Тип аккумуляторной батареи | кислотная | щелочная | ||||
Количество элементов | ||||||
Емкость, А.ч | ||||||
Продолжение табл. 4.8.
10. 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 | Освещение | люминесцентными лампами и лампами накаливания | |||
Количество люминесцент-ных светильников | |||||
Количество светильников с лампами накаливания | |||||
Количество светильников для зеркала | |||||
Количество светильников для чтения | |||||
Количество сигнальных фонарей | |||||
11. | Наличие системы пожарной сигнализации | нет | |||
12. | Тип кипятильника | КS 30/2 | V50.01 тип 1 | ||
13. | Тип охладителя питьевой воды | TWK 10 | ОВК 110 | ||
14. | Холодильный шкаф и агрегат | есть | |||
15. | Электроплитка | есть | |||
16. | Количество радиоприемников |
Сравнительная характеристика основных типов традиционных универсальных пассажирских вагонов приведена в табл. 4.6.
4. 5. Специальные вагоны для пассажиров
Специальные пассажирские вагоны предназначаются для выполнения узконаправленных задач, например, для возможности осуществления всеми пассажирами в пути следования избранных действий (питания, развлечений и т.п.), или для перевозок особенного пассажира (пассажиров) в служебных целях, или для выполнения вагоном специальных, не обязательно связанных с перевозками пассажиров функций (различного рода передвижения, лаборатории, клубы, выставки, кино, библиотеки, церкви, санитарные и энергонесущие вагоны и т.п.). Обычно эти вагоны переделываются из типовых пассажирских вагонов или строятся на их базе. Иногда они представляют собой специальные конструкции. Планировка специальных вагонов разнообразна и зависит от их назначения.
Наиболее характерным примером специальных вагонов являются вагон-ресторан (рис.4.16). Он служит для обеспечения пассажиров в пути следования горячим питанием. Вагон-ресторан имеет цельнометаллический кузов, типовые для пассажирских вагонов ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование, а также салон для посетителей, буфет, кухонные и подсобные помещения. В вагоне имеется необходимое холодильное оборудование для хранения скоропортящихся продуктов (см. табл. 4.9).
Рис.4.16. Экстерьер и интерьер вагона-ресторана
Вагон-ресторан имеет систему кондиционирования воздуха и смешанное водоэлектрическое отопление. Энергообеспечение вагона может быть индивидуальным (от подвагонного генератора и аккумуляторных батарей) или централизованным (от контактной электрической сети). Обеденный зал располагается в средней части вагона. По одну сторону от него размещена производственная зона по приготовлению пищи (с некотловой части вагона), а с
Табл. 4. 9. Характеристика вагонов-ресторанов и вагонов с буфетом
№ пп | Параметры вагонов | Типы вагонов | ||||
Вагоны-рестораны | Вагоны-буфеты | |||||
С | СК, СК/ед, СК/к | 47-БД | БК/ки | |||
1. | Изготовитель | ГДР | ||||
2. | Число посадочных мест | |||||
3. | Число мест для пассажиров: спальных откидных | нет нет | ||||
4. | Скорость конст-рукционная, км/ч | |||||
5. | Габарит | 1-ВМ | 03-ВМ | |||
6. 6.1 6.2 6.3 | Система отопления | водяная | комбинированная | водяная | комбинированная | |
Тип циркуляционного насоса | УП-50 | |||||
Система снабжения горячей и холодной водой | есть | |||||
Тип обогревателя наливных труб | электрический | водяной | электрический | |||
7. 7.1 7.2 7.3 7.4 | Вентиляция | механическая приточная | ||||
Тип вентилятора | двойной радиальный | |||||
Установка СКВ | нет | есть | нет | есть | ||
Тип установки | нет | МАБ 1,II | нет | МАБ II | ||
Холодопроизводитель-ность СКВ | - | 31320 (27000) Вт (кКал/ч) | - | 31320 (27000) Вт (кКал/ч) | ||
8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 8.9 8.10 | Тип привода Тип редуктора | РК-1 РК-1 | карданный от сре-дней части оси и редук-торно-кар-дан-ный от торца оси ЕТНГ-3,5/24 и карданный с редуктором на торце оси РК-1А; карданный от средней части оси редукторно-карданный от торца оси; кар-данный от сред-ней части оси (ЕТНГ-3,5/24 + РК-1А); (EUK 160/1M+ PK-6); ВБА 32/3, ВБА 32/2 | РК-1 РК 1А | карданный от средней части оси ВБА 32/2 | |
Тип аккумуляторной батареи | кислотная | |||||
Тип генератора | 23/07.17 – 2 шт. | (ЕЕВ24-2 + 23/07.19); (DUGG-28B + 23/07.21); DCG-4435/24/2a38; DCG-4435/24/2a39 | 23/07.19 | DCG 4435/24/2а38 | ||
Количество элемен-тов в батарее | (56+26), | |||||
Емкость, А. ч | (300+300); (390+390), | |||||
Освещение | люминесцентными лампами и лампами накаливания | |||||
Количество люмине-сцентных светильни-ков | ||||||
Количество светиль-ников с лампами нака-ливания | 15, 14, 16, 10 | |||||
Количество светиль-ников для чтения | - | |||||
Количество сигналь-ных фонарей | нет | |||||
9. | Наличие системы по-жарной сигнализации | нет | есть | |||
10. | Емкость холодильных камер общая, л | около 8000 | ||||
11. | Отопление кухонной плиты | угольное | жидкое топливо | |||
12. | Тип кипятильника | КS 30/2 | КS 30/8 | |||
Тип охладителя питьевой воды | TWK 10 | |||||
14. | Электрососисковарка | есть | ||||
15. | Кофеварка | есть | ||||
16. | Количество радиодинамиков | |||||