Основным источником изменения химического состава воздуха в помещениях с ограниченным воздухообменом является человек. Состав газообразных продуктов жизнедеятельности человека достаточно сложен и до конца не расшифрован и не изучен. Воздушная среда невентилируемых помещений ухудшается пропорционально числу лиц, находящихся в нем, и временем их пребывания. В выдыхаемом воздухе, кроме углекислого газа и окиси углерода (что уже отмечалось), содержатся ацетон (от следов до 100 мг/м3), различные органические кислоты, углеводороды и другие вещества. Всего на сегодня в выдыхаемом воздухе идентифицировано до 250 различных химических веществ.
Через кожные покровы человека выделяются муравьиная, валерьяновая, пропиленовая кислоты, которые при взаимодействии с аминами, альдегидами и аммиаком образуют специфический запах пота. Из мочи и фекалий в воздух помещения выделяются аммиак, амины, органические кислоты, индол, скатол, сероводород. При порче пищевых продуктов в окружающий воздух поступает также много разнообразных химических веществ, в том числе окись углерода и акролеин.
Источником окиси углерода и других вредных веществ в помещениях с ограниченным воздухообменом является табачный дым. С ним выделятся в воздух свыше 100 различных химических веществ, в том числе акролеин, углекислый газ, сероводород.
Холодильные установки систем рефрижерации и кондиционирования воздуха являются потенциальными источниками появления в помещениях фреонов, которым сопутствуют фтористый водород, фторфосген, тетрафторфосген.
Химические свойства полимерных материалов (поливинилхрорида, фенолформальдегида, стирола, полиолефина, эпоксидных смол, капрона, кремнийорганических полимеров, фторопласта, резины, лаков, красок и др.), которые широко используются для отделки интерьеров вагонов, способствуют выделению в окружающую среду токсических веществ, как в результате своего старения, так и в чрезвычайных обстоятельствах (например, при пожарах).
|
Скорость старения полимерных материалов находится в прямой зависимости от интенсивности воздействия физических, химических, биологических, механических и других факторов (тепла, света, ультразвука, ионизирующих излучений, кислот, щелочей, микроорганизмов, вибрации и пр.). Так при повышении температуры до 60 оС и выше многие полимерные материалы разлагаются с выделением альдегидов, кетонов, перекисей, спиртов, эфиров и пр. Состав и количество этих соединений зависят от химического состава исходных материалов и температуры нагрева. При этом часто химические вещества в результате термоокислительной деструкции полимеров, оказываются более токсичными, чем исходные продукты, входящие в состав полимерной композиции.
Большое значение при формировании химического состава воздуха в вагоне имеют лакокрасочные материалы, которые постепенно выделяют в воздух до 10% летучих веществ. Наиболее распространенные из них – ксилол, толуол, ацетон, бензол, скипидар и другие соединения, имеющие относительно высокую упругость паров. Краски, имеющие в своей основе эпоксидные смолы и поливинилацетат, являются источниками выделений вредных веществ (таких, например, как эпихлоридгидрин).
Биологическое действие вредных веществ в наибольшей мере определяется их концентрацией в воздухе, а также растворимостью их в крови и тканях человека. Большинство вредных веществ, входящих в атмосферу помещений с ограниченным воздухообменом, обладают общетоксическим действием. К ним относятся: ароматические углеводороды и их амидо- и нитропроизводные (бензол, толуол, ксилол, нитробензол и др.). Раздражающим действием обладают кислоты, щелочи, а также хлор-, фтор-, серо- и азотосодержащие соединения. Все эти вещества вызывают воспалительную реакцию органов дыхания, кожи и слизистых оболочек глаз. Альдегиды даже после непродолжительного воздействия вызывают повышенную чувствительность организма к ним. Это различные кожные реакции, астматические явления и т.п.
|
Полициклические ароматические углеводороды типа 3, 4 – бензопропилена, 1, 2 – бензантрацена, входящие в состав выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания, способствуют развитию злокачественных опухолей.
Гидроксиламин, формальдегид, этиленамин, органические перекиси обладают мутагенной активностью, влияют на генетический аппарат, что может неблагоприятно сказаться на потомстве первого, а иногда второго и даже третьего поколения.
Бензол, сероуглерод, сурьма, никотин, этиленамин, соединения ртути и другие им подобные вещества оказываю негативное влияние на репродуктивную функцию организма человека.
Большинство химических веществ изменяют органолептические свойства воздуха и вызывают ощущения запаха по мере увеличения их концентрации. Поэтому одним из критериев допустимости той или иной концентрации вещества в воздухе является отсутствие запаха.
|
Таким образом, химический состав воздуха в вагоне является многокомпонентной, постоянно изменяющейся средой, от состояния которой зависит возможность длительного нахождения в ней людей без вреда для здоровья.
Биологические факторы
К биологическим факторам относятся: обеспеченность пассажиров водой и пищей, наличие вредных микроорганизмов в воздухе, воде и помещениях, а некоторыхслучаях – организмов живой природы (насекомых, растений и пр.), образующие вместе с пассажирами единую экологическую систему.
Поскольку влияние биологических факторов строго индивидуально, то при их рассмотрении вводится понятие «современного стандартного человека». Это человек ростом 170 см, массой 70 кг, с поверхностью тела в 1,8 м2 и продолжительностью жизни в 70 лет. Его организм состоит из воды (40 – 48 кг, или 57 – 66% массы тела), белка (10 кг, или 14% массы тела), жира (7 кг, или 10% массы тела), углеводов (0,7 кг, или 1% массы тела) и золы (3,5 кг, или 5% массы тела).
Из элементов, образующих тело человека, самую важную роль играют кислород, углерод, водород и азот. Они составляют практически всю массу человека. Кальция и фосфора в организме человека – почти 2 кг. Калия, серы, натрия, хлора содержится по нескольку десятков граммов, железа же – около 6 г.
Энергетические затраты на пластические построения, возобновление тканей тела и регуляцию функций организма (табл. 4.1) осуществляются за счет питания. Это важная составляющая часть обмена веществ.
Табл. 4.1. Расход энергии при различных видах деятельности человека
№ | Вид деятельности | Расход энергии, кКал/ч |
Сон Легкая сидячая работа Легкая физическая работа Тяжелая физическая работа | 58 – 61 100 – 112 350 – 500 500 – 750 |
Дневной рацион питания (в граммах) при ненапряженной физической работе по главнейшим продуктам составляет:
- мясо (мясные продукты) – около 200;
- молоко или соответствующие ему молочные продукты – около 500;
- хлеб и хлебные изделия – 300 – 500;
- сахар – 50 – 100;
- картофель – около 300;
- прочие овощи – 400;
- крупы – 40;
- растительное масло – 20 – 30;
- животные жиры, кроме входящих в другие продукты – 10 – 15;
- яйца – 1 шт. на два дня.
Питьевая норма (минимально необходимое организму суточное количество воды, при котором не нарушаются процессы жизнедеятельности) для взрослых в условиях умеренного климата составляет около 2,5 л в сутки (35 – 40 мл на килограмм массы тела), при физической работе средней тяжести – до 5 л, при тяжелой работе на открытом воздухе – до 6,5 (от режима и объемов потребления воды зависит и нагрузка на почки: при обильном неумеренном питье мочеотделение может увеличиться в 10 раз). При этом приблизительно половина объема поступает в организм в виде так называемой свободной жидкости (чистая вода, напитки, супы и т.п.), а вторая – в составе самих пищевых продуктов. Частично организм покрывает свою потребность в воде за счет ее высвобождения в виде внутриклеточных обменных процессов (около 400 мл за сутки).
Из нормального организма за сутки в среднем выводится до 1,5 л воды с мочой, 0,2 л с калом; 0,5 – 1,0 л испаряется через кожу. Общее количество потребляемой воды зависит от климатических условий, интенсивности физических нагрузок и других факторов.
Ввиду особого значения питьевой воды для жизни человека стандартами (регламентами, ГОСТами и др. нормативными актами) предусматривается: жесткость воды должна быть не более 7 мг/экв/л; содержание свинца – 0,1, мышьяка – 0,05, меди – 1,0, цинка – 5,0, железа – 0,3, хлора – 0,5 – 6,3, фтора – 0,7 – 1,5 мг/л. Недопустимо биологическое загрязнение воды возбудителями инфекционных болезней. Вода считается безопасной для питья, если ее микробное число (общее количество бактерий в 1 мл) не превышает 100 единиц, а если коли-титр (объем воды, в котором обнаруживается 1 кишечная палочка) и коли-индекс (количество кишечных палочек в 1 л воды) – соответственно 300 и 3 единиц.
Скорость обмена веществ для поддержания жизнедеятельности современного стандартного человека приведена в табл. 4.2, а общий баланс – в табл. 4.3.
Табл. 4.2. Скорость обмена веществ современного стандартного человека
Вещество | Скорость обмена, кг/день |
Выделение водяного пара Потребление кислорода Выделение углекислого газа Выделение волы в процессе обмена веществ Потребление сухой пищи Выделение мочи Выделение кала Выделение твердых остатков от пищи Превращение в углекислый газ углерода из пищи Превращение в воду водорода из пищи Потребление воды из пищи Общий выход воды Общее потребление воды (чистая вода и пища) | 1,0 0,9 1,0 0,18 0,6 1,3 0,2 0,04 0,28 0,2 0,45 2,48 2,5 |
Табл. 4.3. Общий баланс обмена веществ стандартного человека
Поступление | Выделение | ||
Вещество | Количество, кг/день | Вещество | К-во, кг/день |
Пища сухая Кислород Вода | 0,6 0,9 2.0 | Углекислый газ Водяной пар Кал Моча | 1,0 1,0 0,2 1.3 |
Σ | 3,5 | Σ | 3,5 |
Из биологических загрязнителей особую опасность представляют возбудители инфекционных и паразитарных болезней. Кроме того, социальную значимость могут приобретать и загрязнения среды возбудителями болезней животных, вредителями и конкурентами сельскохозяйственных растений. Все они способны опосредовано влиять на здоровье человека.
4.3. Классификация пассажирских вагонов
Как видно из выше приведенного задачи, для которых используются в нашей стране пассажирские вагоны, достаточно разнообразны, разнообразен и типаж этих вагонов.
Инвентарный парк пассажирских вагонов составляет на сегодня около 26 тыс. единиц, из них доля рабочего парка равна 85 %. Парк пассажирских вагонов включает вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров (мягкие, купейные, плацкартные, межобластные), и специальные (вагоны-рестораны, багажные, почтово-багажные, служебные). Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, составляют 91 % инвентарного парка, специальные − 9 %. Износ парка пассажирских вагонов составляет 74,1 %. В соответствии с намеченной инвестиционной программой, доля новых вагонов в парке должна составить к 2017 году более 50 %; количественно это выражается следующей диаграммой (см. рис. 4.1) [4.2].
Рис. 4.1. Диаграмма изменения количественного состава парка
пассажирских вагонов на ближайшую перспективу.
Классифицировать пассажирские вагоны можно по следующим признакам:
- по назначению: универсальные для пассажиров (вагоны пригородного, местного, дальнего сообщения и другие); специальные вагоны (вагоны-рестораны, вагоны для развлечений, служебные и прочие вагоны), вагоны для ценных грузов в самом широком смысле этого слова (почтовые, багажные, комбинированные и прочие);
- в зависимости от используемых систем жизнеобеспечения: с системами для создания микроклимата в вагоне (за счет систем электрического, воздушного, водяного или комбинированного отопления и вентиляции), с системами кондиционирования воздуха (с обработкой воздуха по всем или по основным параметрам состояния), с санитарно-техническими системами (водоснабжения и ассенизации), с системами организации питания пассажиров (централизованного или индивидуального обеспечения);
- по оформлению интерьера: с открытой или купированной планировкой;
- по системам энергообеспечения вагонов: вагоны централизованного или индивидуального энергоснабжения;
Рис. 4.2. Схематическое изображение классификационных признаков табл. 4.4
Табл. 4.4. Пассажирские вагоны
пп | Показатель классификации | В а р и а н т ы | ||||
Назначение: - универсальные для пассажиров - специальные для пассажиров - для ценных грузов Системы жизнеобеспечения - микроклимат - кондиционирование воздуха - санитарная гигиена -питание Интерьер Энергообеспечение Конструктивная схема Скорость движения | 1) Пригодного сообщения 2) Местного сообщения 3) Дальнего следования 4) Рестораны 5) Вагоны для развлечений 6) Служебные 7) Почтовые 8) Багажные 9) Комбинированные 10)Отопление 11)Отопление 12)Отопление 13)Отопление 14)Вентиляция электрическое воздушное водяное комбинированное 15) По всем параметрам 16) По основным параметрам 17) Водообеспечение 18) Ассенизация 19) Централизованное 20) Индивидуальное 21) Открытая планировка 22) Купированный салон 23) Централизованное 24) Индивидуальное 25) Традиционные одноэтажные 26) Двухэтажные 27) Сочлененные 28) Нормальная 29) Ускоренная 30) Скоростные 31) Высокоскоростные скорость поезда поезда поезда | |||||
Исполнение | ||||||
Примечание: v entilare – лат. веять, махать – вентиляция; konfuzor – лат. - соединитель – конфузор и диффузор; deflectere – лат. – отклонять; conditio –условие, состояние – кондиционирование; микроклимат – отгр. micros + klima = малый + наклон; сomfort – от англ. – совокупность бытовых благ для человека. Характеристика спальных вагонов | ||||||
Наименование помещений | Соотношение площадей отдельных помещений вагонов к внутренней площади вагона, % | |||||
Вагоны | ||||||
12-местный | 58-местный | 38-местный | 32-местный | |||
Пассажирское | 61,8 | 72,8 | 72,6 | 69,4 | ||
Служебное | 6,7 | 7,1 | 7,2 | 7,7 | ||
Котельное | 4,5 | 6,0 | 4,0 | 8,5 | ||
Туалеты | 17,9 | 9,5 | 9,6 | 12,5 | ||
Тамбуры | 9,6 | 8,0 | 7,9 | 2,4 | ||
Другие | 4,0 | 2,6 | 2,7 | 2,4 | ||
- по конструктивной схеме: вагоны традиционной схемы, двухэтажные и сочлененные вагоны;
- по скорости движения: пассажирские (с нормальной скоростью движения), ускоренные, скоростные и высокоскоростные вагоны.
Все разнообразие класса пассажирских вагонов приведено в классификационной таблице 4.4 и на рис. 4.2, выполненными с использование предложенного нами принципа классификационного конструирования [4.1].
Из приведенной классификации видно, что весь класс этих вагонов можно лишь условно называть пассажирскими, так как не все из них служат для перевозок пассажиров по определению. Их объединяет, как уже указывалось выше, практически одинаковые цельнонесущие конструкции кузовов, их длина, основные части, свойственные пассажирским вагонам и эксплуатация (при необходимости) в пассажирских поездах. Отличаются они в основном внутренним оборудованием и интерьером, а также конструктивным оформлением боковых стен. Они, как правило, имеют свои, узко специальные вырезы (количество, размеры, расположение и шаг) для окон и дверей.
В этом классе подвижного состава можно выделить универсальные вагоны для пассажиров 1, 2, 3 (табл. 4.4, рис. 4.2), специальные вагоны 4, 5, 6, а также на вагоны для перевозок ценных грузов 7, 8.
Наши пассажирские вагоны выполняются таким образом, чтобы в них была возможность перевозок пассажиров различных категорий (см. п. 4.1). Именно под этим понимается универсальность пассажирских вагонов.
Пассажирские вагоны рассматриваются в качестве среды комфортного кратковременного пребывания человека. При этом уровень комфорта (анг. comfortable – совокупность бытовых удобств), предлагаемый пассажиру, зависит от назначения вагона и рода поезда. Он может быть предельно скромным в вагонах пригородного сообщения и изысканным – в специальных вагонах. Уровень комфорта определяется способностью систем жизнеобеспечения создавать пассажиру предварительно заявленные условия перевозки и благоприятную психосоциальную среду за счет интерьера, работы специальных систем и качества обслуживания 10…22 (табл. 4.4, рис. 4.2).
Универсальные пассажирские вагоны имеют традиционную одноэтажную 25, двухэтажную 26 и сочлененную 27 (табл. 4.4, рис. 4.2)конструкцию. В силу сложившихся традиций (лат. trāditio привычка – установившийся порядок поведения) почти весь парк пассажирских вагонов в нашей стране одноэтажный, т.е. все пассажиры, находятся в вагоне на одном уровне пола.
Как уже выше отмечалось (см.п. 4.2) в зависимости от конструкции пассажирские вагоны могут включаться в пассажирские поезда (с обычной, нормальной скоростью движения 28), ускоренные 29, скоростные (с повышенными скоростями движения 30) и в высокоскоростные 31 (табл. 4.4, рис. 4.2) поезда.
В одинаковых внешних обводах внутри вагонов производится зонирование в соответствии с категорией, классом и назначением вагона (см. п. 4.1). Оно заключается в выделении в вагоне (чаще с помощью перегородок и стен) следующих целевых зон:
· основных – для размещения пассажиров (салоны или купе);
· дополнительных – для кратковременного нахождения пассажиров, связанного с естественными жизненными отправлениями и туалетом (санузлы), сменой ритма поездки (коридоры и проходы) и т.д.;
· вспомогательных, связанных с посадкой и высадкой пассажиров и обеспечением микроклимата в пассажирских помещениях (тамбуры);
· служебных – для обслуживания пассажиров в пути следования проводниками, а также для размещения в вагоне систем жизнеобеспечения.
В зависимости от категории вагона наличие и соотношения указанных зон меняется.
При двух тележечной схеме вагонов (рис. 4.3) наиболее неблагоприятно во-
Рис. 4.3.. Схема зонирования внутреннего пространства
универсального пассажирского вагона: 1 – тамбуры; 2 –туалеты;
3 – служебные помещения; 4 – пассажирские помещения (купе);
5 – проходы и коридоры; А и Б – точки опирания кузова на тележки;
стрелками показаны направления посадки-высадки пассажиров
здействие условий движения на пассажиров наблюдается в концевых частях кузова, в области опирания кузова на тележки. Поэтому в этих местах располагаются тамбуры (фр. tambour пристройка – для защиты основного помещения от холода) закрытые площадки по торцам вагона. В средине вагона, в наиболее комфортной зоне, размещаются пассажирские помещения, между ними – служебные и санитарно-технические помещения. Соединяются все зоны вагона проходами и коридорами.
4.4. Традиционные универсальные пассажирские вагоны
В классе универсальных вагонов выделяют пригородные 1, межобластные (в местном сообщении) 2 и спальные (дальнего следования) 3 (табл. 4.4, рис. 4.2) вагоны.
Пригородные вагоны обслуживают пассажиров крупных городов в радиусе 200 км или осуществляют другие (подобные по дальности и назначению) перевозки. Они обычно находятся в составах электро- и дизель-поездов (рис.4.4, 4.5). Часто подобную роль выполняют межобластные и спальные (открытого типа) вагоны, включаемые в составы «рабочих», «дачных», «грибных» и других подобных поездов. В народе их часто называют «дежурками», «подкидышами» и т.п. другими именами-прозвищами. По внутренней планировке эти вагоны не рассматриваются как пригородные, так как задуманы и сделаны для других целей.
Резервация мест в пригородных вагонах не предусматривается. Поэтому общая вместимость таких вагонов (включая тамбуры и лестницы двухэтажных вагонов – их горизонтальные проекции) определяются по числу мест для сидения и заполнению вагона стоящими пассажирами из расчета 5 человек на 1 м2 свободной площади пола (площадь, занятая ногами сидящих пассажиров шириной 0,2 м от края каждого дивана не учитывается). При этом общее расчетное число мест пассажиров в вагоне не должно быть более двойного количества мест для сидения. При определении населенности второго этажа пригородного вагона принимается норма для размещения 4 стоящих пассажира на 1 м2 свободной площади пола. Средний вес пассажира с багажом для пригородных вагонов принимается 0,7 кН.
Пригородные вагоны проектируются в расчете на то, что максимальное время пребывания в них пассажира не превышает 2-х часов. Поэтому уровень комфорта в таких вагонах более чем скромный. Туалетные помещения либо отсутствуют, либо один туалет обслуживает несколько вагонов. Проводники вагонов не предусматриваются, водообеспечение (кроме туалетов) отсутствует. Отопление вагонов или электрическое (в электропоездах), или воздушное (в дизель-поездах). Из-за отсутствия обслуживающего персонала в вагонах отпадает необходимость в выделении служебных и дополнительных зон внутри вагона.
Поскольку пригородные поезда имеют частные и кратковременные остановки, то к таким вагонам предъявляется требование обеспечения минимальных затрат времени на вход и выход пассажиров. Для этого тамбуры увеличиваются, а подходы к ним не занимаются стационарными местами для сидения. В местах выхода из вагона площадь освобождается для накопления
Рис.4.4.Общий вид пригородного прицепного вагона дизель-поезда: 1- салон для пассажиров; 2-тамбуры; 6-туалеты
пассажиров перед остановкой. Это позволяет им быстро выходить, в результате чего сокращается время стоянки поезда на станции.
Рис. 4.5. Пригородные электро (вверху)- и дизель (внизу)-поезда и их
пассажирские салоны
С учетом вышесказанного зонирование внутреннего пространства пригородного вагона заключается в выделении основной зоны для пассажиров с центральным проходом в середине вагона и вспомогательных зон (тамбуров) по концам (рис. 4.6).
Пассажирское помещение пригородного вагона представляет собой общий салон со сдвоенными многоместными диванами для сидения и центральным проходом. Над окнами на боковых стенах укрепляются багажные полки, а на диванах, - поручни для стоящих пассажиров.
Для ускорения входа и выхода пассажиров иногда прибегают к рассредоточению выходов и устраивают два пассажирских помещения со средним тамбуром (рис. 4.7). Однако такое решение усложняет конструкцию вагона из-за ослабления несущей способности кузова дополнительными вырезами в боковых стенах под наружные двери среднего тамбура.
В местном сообщении для перевозок пассажиров между городами и населенными пунктами областного и районного подчинения (в пределах до 700 км) используют так называемые межобластные вагоны (рис. 4.8, 4.10).
Рис. 4.6. Схема зонирования пригородного вагона с общим пассажирским
помещением (стрелками показаны направление потоков пассажиров)
Рис. 4.7. Схема зонирования пригородного вагона с двумя пассажирскими
помещениями (стрелками указаны направления потоков пассажиров)
Рис. 4.8. Общий вид вагона местного сообщения и его интерьер
Рис. 4.9. Схема зонирования внутреннего пространства
межобластного вагона:
1 - тамбуры; 2 – туалеты; 3 – служебные помещения; 4 – пассажирское помещение;
5 – проходы и коридоры; 6 – гардероб; стрелками показаны направления посадки-
высадкипассажиров
В этих вагонах предусматривается резервация всех мест. Вагоны рассчитаны только на сидящих пассажиров, а заявленный уровень комфорта обеспечивает поездку, длительностью до семи часов. Расчетный вес пассажира с багажом составляет 0,8 кН.
Зонирование внутреннего пространства межобластного вагона представлено на рис. 4.9, а пассажирского салона – на рис. 4.11.
Рис. 4.11. Зонирование пассажирского салона в вагоне
местного сообщения
В межобластном вагоне предусмотрены отдельные для каждого пассажира мягкие кресла изменяемой геометрии, заданный микроклимат в пассажирском салоне, санитарно-гигиенические помещения, буфетное отделение или буфетная стойка, гардероб, проводник-стюард.
Пассажирское помещение в отечественных вагонах выполняется открытым с центральным сквозным проходом. По обе его стороны размещаются мягкие кресла в сдвоенных и одинарных блоках. По обеим сторонам пассажирского помещения располагаются дополнительные зоны с туалетными комнатами. В служебной зоне располагается купе проводника (часто с буфетной стойкой), котельное отделение (при водяном отоплении в вагоне) и кипятильник.
В вагоне предусмотрено два тамбура, один из которых приято считать рабочим (со стороны купе проводника). Через него осуществляется посадка и высадка пассажиров.
В пассажирском помещении могут устанавливаться поворотные и неподвижные кресла. Первые – по желанию пассажира могут быть установлены в нужном направлении (по ходу или против хода движения поезда). Вторые – постоянно сориентированы: с одной сторону центрального прохода в одном направлении, а с другой – в обратном. Поэтому в вагонах с неподвижными креслами только половина пассажиров расчетной населенности может ехать лицом в направлении движения поезда.
Для размещения багажа (рис. 4.11) на боковых стенах вагона над окнами пассажирского помещения установлены багажные полки.
Гардероб для верхней одежды располагается обычно напротив купе проводника.
В вагонах с электрическим отоплением на месте котельного отделения оборудуется служебное помещение с мойкой для посуды, комбинированным кипятильником, охладителем питьевой воды, шкафами для посуды. В некоторых типах вагонов на месте гардеробного помещения устраивается радиопункт.
В межобластных вагонах нередко устраивается буфетное отделение, оборудованное автоматами для напитков (кофе и чая), подогревателями воды и пищи, сервировочными приспособлениями, холодильными шкафами и т.д.