Введение.
Контрольная работа на тему: «Внешняя политика правительства Маргарет Тэтчер» является итогом изучения и исследования данного вопроса.
Имя Маргарет Тэтчер не оставляет равнодушным, о ней написаны десятки книг. Эта женщина очень популярна во многих странах, особенно Тэтчер была популярна в Советском Союзе в середине 80-х годов. Тэтчер вошла в историю Британии, как первая женщина- премьер- министр. История Британии не знала такого примера, когда бы женщина руководила военными операциями, как это было во время войны с Аргентиной.
Как настоящий большой политик, она не стояла на месте и твёрдо придерживаясь своих основных принципов, со временем меняла свои оценки и взгляды.
Именно поэтому, интерес историков к персоне Маргарет Тэтчер велик.
Цель данной работы осветить деятельность и влияние Тэтчер на международной арене, показать изменения в мире в отношении Британии.
В отечественной историографии, есть ряд авторов, которые посвятили свои работы деятельности Тэтчер на внешней арене, еще при её правлении,[1]так и работа зарубежного автора.[2] В этих работах отображены шаги к «примирению» с СССР и итоги Англо-Аргентинского конфликта.
После ухода с пота премьер-министра, Вышла книга зарубежного автора, в которой даётся оценка и критика деятельности М. Тэтчер.[3]
Так же углублённо и всесторонне изучали внешнеполитическую деятельность и советские дипломаты, которые непосредственно имели личные беседы с Тэтчер.[4]
Есть также ряд литературы, которая, к сожалению, не переведена на русский язык, к ней относятся и мемуары Тэтчер в двух томах.
В данной работе я рассмотрела основные направления внешней политики:
1. Жёсткая политика в отношении стран «третьего мира»- Фонклендский конфликт.
2. Тесные партнёрские отношения с США.
3. Улучшение советско-британских отношений после прихода к власти в СССР Горбачёва.
4. Активное участие Великобритании в евроинтеграционных процессах.
Контрольная работа состоит из введения, пяти глав.
Первая глава посвящена первым месяцам правления и сложным международным проблемам, к которым М. Тэтчер была не подготовлена.
Вторая глава освещает Англо-Аргентинский конфликт и его итоги.
Третья глава освещает международные отношения с США, отношения с Р. Рейганом и Дж. Бушем.
В четвёртой главе освещены вопросы об определении политической линии в отношении СССР.
Пятая глава освещает нелёгкое сотрудничество со странами Европы, в том числе с ФРГ и Францией.
В конце работы даются основные выводы внешнеполитических отношений правительства Тэтчер.
Первые шаги на внешнеполитической арене М. Тэтчер.
Уже в первые месяцы правления перед Тэтчер встали сложные международные проблемы, к которым была мало подготовлена. Она, новичок во внешнеполитических вопросах, столкнулась с матерыми зарубежными государственными деятелями, искушенными в сложнейших вопросах дипломатии. Очень многие в Англии сомневались, что ее деятельность на этом поприще будет успешной. Что стояло за этими сомнениями?
Во-первых, Тэтчер никогда не занималась дипломатией на правительственном уровне. Со времени Н. Чемберлена она была первым премьер-министром, не имевшим в прошлом опыта руководства каким-либо внешнеполитическим ведомством.
По-видимому, Тэтчер понимала, что ей не хватает глубоких знаний международной политики. Поэтому, чтобы оправдаться, она однажды высказала такую мысль: "Умение схватить суть проблемы внешней политики — вот что необходимо сейчас, а не знание деталей дипломатии".[5] Правда, впоследствии она несколько изменила свою точку зрения и много внимания стала уделять всестороннему ознакомлению с международными проблемами во всех деталях.
Тэтчер мало была знакома и с правилами, и с традициями дипломатии. Кроме того, сомнение вызывали и ее личные качества: по мнению некоторых, она по своему характеру не слишком отвечала требованиям, которые предъявлялись к тонкой дипломатической деятельности. Ее бескомпромиссность, стремление не столько понять позицию партнера по переговорам, сколько навязать свою точку зрения не могли помочь установлению нормальных отношений с зарубежными коллегами.[6]
Наконец, дипломатия, как наука и искусство, была далеко не адекватна партийной и вообще внутриполитической борьбе. Можно было быть способным функционером партии, даже ее лидером, но недостаточно приспособленным к ведению внешнеполитической деятельности. Однако первые переговоры, которые вела Тэтчер, показали, что она недостаточно советовалась с английскими дипломатами. Был случай, когда руководители МИД Англии в конфиденциальных беседах отговаривали ее от желания публично упомянуть в положительном контексте имя лидера одной из стран Персидского залива. Английские дипломаты одно время считали, что Тэтчер "недостаточно надежна". "Это делает очень трудными наши конфиденциальные разговоры с премьером", — говорили они.[7] Конечно, промахи Тэтчер были результатом ее неопытности.
Сразу после вступления на пост премьер-министра на нее свалился ряд неотложных внешнеполитических проблем. Прежде всего, Тэтчер пришлось отправиться в Токио на встречу лидеров семи западных индустриальных держав. Совещание в Токио прошло для Тэтчер удачно. По счастью, вопросы, которые там обсуждались, были ей знакомы: энергетический кризис, резкое повышение цен на нефть и т. д. Впервые в заседании "семерки" участвовала женщина
и остальные делегаты относились к ней с уважением. Кроме того, она не выступала с какими-то требованиями, и это нравилось всем участникам. Японцы, вежливые по натуре, были очень внимательны к женщине-премьеру и довольны, что страной ее первого заграничного визита стала Япония. И хотя на пресс-конференции Тэтчер было предоставлено слово последней, она единственная из руководителей правительств и государств говорила без бумажки, спонтанно.
Во внешней политике М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы. Уже в первые месяцы после прихода к власти ей и её команде пришлось дебютировать на дипломатической арене. Это был вопрос о судьбе Родезии (Зимбабве).
Краткая история вопроса такова. В 1965 году расистский режим Я. Смита провозгласил в одностороннем порядке независимость этой африканской страны, ранее бывшей британской колонией. В 1978 году Смит заключил с умеренными южнородезийскими деятелями соглашение о внутреннем урегулировании, цель которого состояла в сохранении в стране колониалистского и расистского порядка. Совет Безопасности ООН признал такое урегулирование незаконным.
В 1979 году расисты создали марионеточное правительство с участием некоторых африканцев во главе с Музоревой. Тэтчер, бывшая в то время лидером оппозиции, намекала, что она выступает за признание этого марионеточного правительства, против которого вели борьбу национально-патриотические силы во главе с Р. Мугабе и Дж. Нкомо.[8] Такой же политики придерживались и США. Когда Тэтчер стала премьером, она установила контакты с Музоревой, хотя и соблюдала некоторую осторожность. Министерство иностранных дел доказывало ей, что, признавая марионеточное правительство Музоревы, Англия вступает в конфликт с ООН и с Содружеством наций. В конце концов, лорду Каррингтону удалось убедить Тэтчер, и она подписала вместе с другими странами Содружества коммюнике о непризнании, премьер показала себя разумным политиком, сумевшим под давлением обстоятельств занять правильную позицию даже ценой крутых поворотов. Последние, видимо, были правы, но правильно было и то, что первые шаги Тэтчер, признававшей Музореву, были недостаточно обдуманны.
Прошло немного времени, и на основе новой конституции Зимбабве победу на выборах одержал Мугабе. Право-консервативные круги, не ожидавшие такого поворота событий, рекомендовали премьеру воздержаться от признания его правительства, но для Тэтчер еще одно изменение позиции было уже невозможным. Новое правительство не пользовалось ее симпатиями.