1. Проблема разграничения стиха и прозы. Особенности стихотворной речи. Принципы анализа поэтического текста.
Стихотворная речь и художественная проза представляют собой два типа организации художественной речи. Поэтическая речь эмоциональная, оценочная, монологическая, насыщенная тропами и фигурами. Прозаическая речь – простая и естественная, отличающаяся точностью и конкретностью.
Критерии:
стихотворная речь | Прозаическая речь | |
Ритмичность | +. Ритм - равномерная повторяемость определенных элементов во времени или в пространстве. Ритмичный строй стиха оказывает эмоциональное воздействие на читателя, создавая определенное настроение, поэтому стихотворная речь имеет особую эмоциональную выразительность, создает душевное волнение. Единицы стиха: слог > стопа > стих > строфа. Наличие рифм - созвучий в конце стихов. Рифмы имеют ритмико-интонационное и смысловое значение. Строфа - группа стихов, объединенных по интонационно-смысловому принципу и по способу сочетания рифм. Строфа всегда выражает законченную мысль или рисует целостную картину. | не так сильно выражен |
Деление на строчки, членение | ритмические паузы, не всегда совпадающие с синтаксическим членением речи. В длинных строках всегда есть ритмическая пауза в середине строки - цезура. | интонационно смысловые (логические) ударения и паузы; |
Разбивка | Разбивка на стихи, сопоставимые отрезки текста. | Сплошная речь |
Порядок изучения стихотворных текстов:
- рассмотреть название стихотворения (если есть), композицию, понять, каков художественный мир анализируемого произведения. Выяснить, есть ли в нём сюжет, что на первом плане: события или переживания лирического героя. Отметить, как представлены время и пространство в тексте, увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания. Важно понять метрику: ритм, строфу, рифмы, ассонансы, аллитерации.
|
Для более глубокого понимания текста …нужно попытаться вписать его в контекст творческого пути поэта (необходимость анализа реального фона, историко-биографической основы создания художественного текста), литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта.
Соответственно выделяют метрическую, тоническую, силлабическую и силлабо-тоническую системы стихосложения.
2. Психологическая школа в академическом литературоведении XIX века
Предпосылки возникновения: - развитие психологии, антропологии и физиологии; - возник интерес изучения эстетики психофизиологическом аспекте; - переориентация исследованной мысли от общего целого к частному целому; - возникновение интереса к формально-стилистическому анализу, к проблеме личности писателя и его творческой индивидуальности; - поворот от общекультурных дефиниций к исследованию конкретных худож. элементов к изучению слова.
А. А. Потебня – автор лингвоэстетической концепции слова.
Влияние идей Гумбольдта: - концепция слова; - философия логоса.
Слово как индивид. творческий акт речи и познания. Возникновение слова, звук как отражение чувства.
Потебня впервые рассмотрел слово как творчество (опираясь на работы Гумбольдта). Любые звуки – это отражение творчества. Творчество – воображение. Человек – творческая личность, каждый является индивидуальной. Речь формулирует индивидуальность человек, может сказать о человеке, может создать творческого человека. Междометия – рефлексия чувств, звуков. Понимание слова и субъективны трактовки сугубо индивидуальны. Слово обладает образностью. Невозможности идентичности понимания слова и произведения. Впервые выделил структуру слова: - внешняя форма; - содержание; - внутренняя форма (содержит образно-художественную сущность. Он считал, что проза возникла тогда, когда внутренняя форма слова потерялась - забвение).
|
Язык – естественный процесс. Он как физиологический процесс также как дышать. Рассмотрел эволюцию развития от мысли к языку. Мысль – содержание. Слово – форма. Чувственное содержание. Человеку свойственно видеть мир чувствами. У человека развит чувственный мир, и это выражает через слово. Слово имеет эмоциональную окраску. Слова созданы для того, чтобы оформлять свои чувства. Звук играет роль. Интонация тоже играет роль. Слово как создатель новых смыслов. Слово имеет когнитивные способности, играет четкую информативную форму. Явления могут иметь новый смысл. Чтобы поменять самого себя, надо им дать названия. Поменять смысл, а слово имеет связь с мыслью. На это влияет ситуация. Всё это творчество.
Т.О., 70-80 годы 18 века от КИЛВ отпочковалась психологическая школа. Она так называлась, потому что опиралась на психологию как на точную науку. Взгляд на лит-ру как на продукт душевной деят-ти писателя. Психологический анализ её героев, догадки о псих. свойствах рис-ах, исходя из его сочинений. Это психология Э. Эннекина – психолог. метод исследования, основанный на изучение эстет. особенностей лит. произв. и возбуждаемых им эмоций. В рус. ЛВ ПШ изучала худ. творчество как многоуровневый (соц., культ., эстет.) процесс взаимодействия художника со средой. Художник – созерцающий и чувственный объект