Экзаменационный билет №14. 1. Литературоведение как система основных и вспомогательных дисциплин




1. Литературоведение как система основных и вспомогательных дисциплин

Литературоведение -это наука изучающая художественную литературу, её сущность, специфику, закономерности историко-литературного развития.

Основные литературоведческие дисциплины:

1. История литературы - изучает литературный процесс.

2. Теория литературы - изучает общие законы, структуры и развитие литературы.

3. Литературная критика - изучает современную литературу.

 

Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

- текстовые (изучение черновиков писателей).

- источниковедение (изучение источников).

- архивоведенье (изучение архивов).

- библиография (научное писание и систематизация произведений печати).

- полиграфия (наука письменности, древних рукописий, установление происхождения, по внешнему виду и т.д).

- поэтика (составная часть теории литературы; как построена наука, какие средства использованы).

- общаяпоэтика и историческая поэтика (изучает отдельных исторических средств).

Литературоведение связано с другими гуманитарными дисциплинами; с лингвистикой, философией, историей, психологией и др. Кроме того литературоведение использует точные науки.

 

 

2. Специфика художественного образа (А. Потебня)

Художественный образ – категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности.

Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, способ и форма освоения действительности, ее подсознания, язык искусства.

Искусство оперирует художественным образом. В то время как основной категорией науки является понятие. Понятие – это форма идеального суждения. Понятие – это не художественный образ.

Образ есть результат отражения объекта в сознании человека. Предметом и понятием художественного образа может быть конкретное явление. В понятии – это конкретное рассмотрение через общее. Конкретное, индивидуальное становится иллюстрацией общего. В художественном образе – конкретное, индивидуальное возводится в ранг всеобщего, универсального, но при этом сохраняет конкретность. Например, Толстой («Воскресение»): В начале земля противопоставляется образу народа: черный цвет земли противопоставляется образам людских воротничков, белым лицам людей. Индивидуальное становится общим, универсальным.

Сравнение – исходная модель художественного образа. Все художественные произведения пронизаны сравнениями. Например: «Глаза Катюши Масловой были черными как мокрая смородина».

Толстой: «Только в художественном произведении слова приобретают целостность». В данном примере, мы видим параметры всего художественного целого – тождество при разграничении. Художественный образ в произведении – это всё!!!

Смысл художественного образа контекстуален. Он рожден в контексте художественного целого. Например, звук попадая в произношение, наполняется художественным целым. (Ломоносову не нравился звук «и»: «Свиньи визги вси и дикие и злые»). Все определяется контекстом.

Впервые об образе как о сравнении заговорил Потебня. Теория опирается на исследования Гумбольдта, который начал рассматривать слово в трех направлениях формах: внешняя, внутренняя и значение. Слова, в которых видны истоки происхождения Потебня назвал образными. Но слова, которые длительно функционируют в речи теряют свои истоки и тогда их можно рассматривать только в 2 формах (в внешней форме и значении – безобразные). Потебня не рассматривал понятие художественного образа, а рассматривал понятие поэтической образности. К сферам поэтической образности он относил слова с внутренней формой, тропы, само произведение словесного творчества. Потебня: «Художественный образ – не синоним поэтической образности. Художественным стилем мы не можем говорить, мы выражаться поэтическими фигурами (тропами), но в такой речи остается целостность. Мы не можем вступить в смысловую сферу, только когда мы можем сопоставлять.

Структура поэтической образности:

1) Слово с внутренней формой/образное слово.

2) Тропы – перенесений наименований с одного языка на другой – метафора, метонимия, сравнение, литота, синекдоха, олицетворение.

3) Само словесное произведение.Различимы, далее, образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений. А.А. Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление — в качестве некой чувственно воспринимаемой данности1. Именно это значение слова «образ» является насущным для теории искусства, в составе которой различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные2. Последние (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника — это, следовательно, не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности.Ныне в литературоведении укоренились слова «знак» и «знаковость». Они заметно потеснили привычную лексику («образ», «образность»). Знак составляет центральное понятие семиотики, науки о знаковых системах. На семиотику ориентируется структурализм) упрочившийся в гуманитарной сфере в 1960-е годы, и пришедший ему на смену постструктурализм.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: