Экзаменационный билет № 9. 1. Сравнительно-историческая школа отечественного литературоведения




1. Сравнительно-историческая школа отечественного литературоведения

Предпосылки: - Формирование единой мировой литературы.

В эти годы 60-70е речь шла о появлении этого понятия. До этого существовали отдельные национальные лит-ры.

Мировая лит-ра соединяет общее типологическое сходство. Потребность в изучении типологических схождений и национ-ых особенностей разных лит-ур и объяснение независимо возникающих черт их сходства.

Изучением занялось СИЛВ.

Теория заимствований (Буслаев поддерживал эту теорию).

Лекция «О методах и задачах истории литературы как науки» отразила взгляд на лит-ру как на отражение массового движения.

В этой же работе отвергает теорию заимствования и указала на возможность не зависимого возникновения сходных черт в лит-ре разных народов. Указал на народное содержание всякой лит-ры, причём подчеркнул: народность – исторически развивающийся явление.

Веселевский утвердил историко-поэтический принцип изучения лит-ры. Разработку изложил в «Исторической поэтике». «Ист. поэтика» капитальная разработка исторической эволюции поэтического создания и его форм. Метод Веселовского – органическое соединение разных теорий (мифолог., культурно-истор., миграц., антрополог.). уточнение и определение объема понятий «истор.лит.». Т.о., рассматривает лит-ру как закономерное развитие содержания и формы худ. произв. как эволюцию поэтического сознания. Тут же сформулирует проблему личного творчества.

Веселовский преобразовал и развил культурно-исторические традиции:

- перевёл культурно-исторический план в план сравн.-истор. и в план истор. поэтики, предметом при котором стало самое произведение, а не отражение в лит-ре общественно-соц-ой проблемы. Проблема формализации проведения явления схематизма. Проблема учения о поэтическом стиле – о специфике поэт. языка: образность слова и образность словосочетания.

История лит-ры:

- "Боккаччо, его среда и сверстники",

- Петрарка в поэтической исповеди «Canzoniere»

- В. Жуковский: поэзии чувства и сердечного воображения.

Теоретические принципы историко-лит-ых.

А.Н.Веселовский (брат) был популяризатором компротивистики.

Наиболее известная книга – «Западное влияние в новой р.л.».

 

2. Жанрообразующие факторы произведения

«Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы».

В искусстве и литературе жанр – общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития на основе их самоопределения по предметному смыслу – в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности. Другая, онтологическая сторона творчества (обуславливающая существование произведений искусства в их материальной форме) составляет основу разделения искусства по видам; аксиологическая в единстве с синергетической, преобразующей человека, - по творческому методу и стилю. Жанр – подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. Жанр отражает свойство избирательности искусства, его прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жиз­ни. Художник, как правило, вынужден для реализации своих идей выбирать из множества путей, решений, способов какой-то один, наиболее реальный, дос­тижимый; в большинстве случаев имен­но тот, который требуют заказчики или за который можно получить вознаграж­дение. Поэтому жанровая определенность — в значительной степени функция мастер­ства, нежели таланта.

«Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: