Экзаменационный билет №7. Жанры драмы




1. Понятие типологии жанров (А. Веселовского, М. Бахтин).

Концепция Веселовского перекликается гегелевской типологией жанров. Связывает историю жанров с развитием личности. Трактовал эпос, лирику и драму как развившиеся из «протоплазмы» обрядовых «хорических» действий.

1. Жанр по Бахтину, — точка пересечения проблем и методов как теоретической, так и исторической поэтики. В «Формальном методе…» заявлено, что «исходить поэтика должна именно из жанра»: и потому, что «реально пр-ние лишь в форме опр жанра», и по той причине, что «конструктивное значение каждого элемента может быть понято лишь в связи с жанром». Определяя задачи лит-ния в 1970—71 гг., он особо выделял значение жанров, поскольку в них «на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира». Из контекста этого суждения ясно, что именно через свой жанр пр-ние «входит в большое время». Жанр, рассматриваемый в аспекте традиций, литературных и общеэстетических, для Бахтина — основной предмет ист поэтики. Но жанр можно рассматривать и под другим углом зрения.

Сущность жанра, по Бахтину, — обновляющаяся архаика. Иначе говоря, момент радикального обновления одновременно оказывается возвратом жанра к своему началу, «возрождением» смыслов, которыми «отягощены» его исходные структуры.

«Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало». Если именно жанр — носитель «творческой памяти», обеспечивающей «единство и непрерывность» литературного развития, то подобная концепция, несомненно, — ответ на поставленный Веселовским вопрос о «роли и границах предания в процессе личного творчества».

Память о прошлом, сохраняемая в самих «формах видения и осмысления опр сторон мира», формах, «накопляемых» жанрами — это «предание». И говоря о том, что жанр возрождается и обновляется «на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра» Бахтин соотносил «предание» с «личным творчеством». Практическое решение этой основной, с точки зрения Веселовского, задачи исторической поэтики мы видим в анализах «Бобка» и «Сна смешного человека»: в них Бахтин стремился «показать, как традиционные черты жанра органически сочетаются с индивидуальной неповторимостью и глубиной их использования у Достоевского».

Бахтин считал созданную Веселовским концепцию жанра односторонней.

В пр-нии Бахтин, во-первых, различал «тематический» аспект или «событие, о котором рассказывается»; во-вторых, — аспект «слова как факта, точнее — как «событие самого рассказывания»; в-третьих, жанр — особый «тип завершения целого произведения», «сложная система средств и способов понимающего овладения и завершения действительности» или, как выражается Бахтин в других работах, «зона построения литературного образа», «зона и поле ценностного восприятия и изображения мира», «творческий хронотоп»

Идею «трехмерности» жанровой структуры литературного пр-я Бахтин реализовал в сравнении структур романа и эпопеи.

Он выделил именно три «основных структурных особенности, принципиально отличающих роман от всех остальных жанров: 1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новую зону построения литературного образа в романе зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности». В эпопее им соответствуют слово предания, абсолютное прошлое как предмет изображения и абсолютная эпическая дистанция, отделяющая эпический мир от времени певца и слушателей.

«Формы t и хронотопа в романе» имеют своим главным предметом процесс переориентации жанра на реальное историческое время, т.е. второй аспект.

Но в начале этой работы находим утверждение, что «жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом».

 

2. Драма как род литературы. Ее жанры

Драма – род литературы, произведения которого написаны в форме диалога и предназначены для исполнения в сцене.

ПО АРИСТОТЕЛЮ - ДРАМА, фиксирующая речевые акты в их эмоционально-волевой устремлённости и социально-психологической характерности, в их внут-ренней свободе и внешней обусловленности, т. е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотне-сенности, позволяющей видеть в этом Р. л. слияние черт лирики и эпоса.

ПО БЕЛИНСКОМУ – ДРАМА есть вершина поэзии, венец искусства. Драма представляет совершившиеся событие как бы совершающимся в настоящем времени. С одной стороны, круг действия в драме не замкнут для субъекта, но из него выходит и к нему возвращается. С другой стороны, присутствие субъект в драме имеет совсем другое значение, чем в лире.

ПО ГЕГЕЛЮ – Драматическая поэзия – соединяет субъективное и объективное начало: внутреннее становится внешним (реальным). Обнаруживается в действии.

Жанры драмы:

Трагедия – это пьеса, в которой отображаются острые и неразрешимые жизненные противоречия («Гамлет»).

Комедия – это пьеса, в основе которой лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства, постыдных пороков (Комедия положений «Комедия ошибок», нравов «Женитьба Фигаро», характеров «Ревизор»).

Драма – это пьеса, в которой отражены сложные отно-шения между действующими лицами, между личностью и обществом.

Трагикомедия – это пьеса, в которой совмещены черты трагедии и комедии. Главному герою нередко грозит катастрофа, но он остается жив («Вишнёвый сад»).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: