Беседа на тему: “Ласковое имя”.




Программа

Направленный на снижение агрессивности подростков

 

Цель программы “Тренинга Снижение агрессивности”:

· формирование позитивного отношения участников друг к другу;

· формирование позитивного отношения к себе;

· развитие коммуникативных умений;

· снижение агрессивного поведения

· формирование умения осуществлять рефлексивный анализ;

· развитии эмпатии и сенситивности;

· коррекция уровня притязаний.

Занятие 1

Цели: знакомство участников друг с другом, осознание цели участия в тренинге, снятие напряжения, знакомство с основными правилами социально-психологического тренинга, определение уровня самооценки каждого участника тренинга.

 

Установочная беседа.

“Мы собрались, чтобы помочь друг другу стать умнее, сильнее, научится доверять друг другу, сплотится, научится вести себя среди людей, обрести уверенность в себе, научится общаться друг с другом на равных, без страха, унижения и обид, без ссор и драк, честно и справедливо, научится понимать самого себя, других людей и жизнь. Если у кого-то трудный характер, следует научиться его обуздать. Если же кто-то боязлив, он должен стать смелым. А если кто-то нерешителен, он должен поверить в себя, в свои силы.

Кто-то у нас в группе страдает неврозом, а кому-то невроз угрожает, у кого-то может возникнуть. Что такое невроз? Невроз – болезнь, при которой человек не уверен в себе и в своих силах, тревожен и всего боится, не верит самому себе, не верит никому. От неуверенности рождаются страха, робость и чувство незащищенности. Освободится от неуверенности в себе можно только одним путем – стать более умным, сильным, ловким, научится защищать себя словом и делом, научится понимать себя и других.

Человек может все. Слабый способен стать сильным, смелым, волевым. При каких условиях это возможно? (Если человек хочет этого достичь, изменить себя и стремится к этому.) Помните, что лентяй с каждым днем становится все ленивее, слабый, если не борется с этим, все слабее, а глупый все глупее. И наоборот. Вы согласны с этим?

Исправлением того, что у вас плохо, усилением того, что у вас хорошо, достижением того, чтобы вас уважали, и вы были собой довольны, мы и займемся в нашей группе.”

 

Знакомство.

(Необходимы плотные карточки по числу участников и фломастеры)

“В начале работы нашей группы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано ваше тренинговое имя. При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого; литературного героя, героя фильма и т.п. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочитать ваше имя. В дальнейшем на протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

У вас есть пять минут для того, чтобы вы брать имя, оформить визитки и подготовиться к самопрезентации, основная задача которой - подчеркнуть свою индивидуальность. Вы должны сказать о себе так, чтобы все остальные участники сразу запомнили вас. Для этого мы сядем в большой круг. По очереди, называя себя, вы объясните, почему вы взяли именно это имя на время тренинга. Необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.п.), которые действительно выделяют вас из окружающих.”

Для многих участников покажется трудным и даже невыполнимым задание представить себя, подчеркнув при этом свои особенности – это ведь уже первый шаг к борьбе с собственной неуверенностью и скованностью. Ведущий собственным примером самопрезентации и наводящими вопросами к участнику, испытывающему затруднения, должен помочь справиться с робостью и найти индивидуальные особенности.

Беседа на тему: “Ласковое имя”.

“Вспомните, какими ласковыми именами вас называли ваши родные близкие вам люди, ваши знакомые. Задумайтесь, кто, в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что-нибудь требуется? Когда к вам обращаются с какой-нибудь просьбой? Когда у вашего собеседника просто хорошее настроение? Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так? Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошее слово? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявить теплые чувства благодарности?

А теперь вспомните, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека, к которому вы обращаетесь, или это название птицы или животного (рыбка, котенок, цыпленок), или просто прозвище, но очень ласковое?

Что вы при этом испытываете сами? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?”

(Можно вести беседу, опираясь на прошлый опыт ребят, когда они жили в семьях, имели друзей и подруг.)

Это задание стимулирует эмоциональное раскрытие участников, т.к. оно обращено к самым приятным минутам их жизни. Его выполнение многих заставляет задуматься о стиле своих отношений с родными и близкими, обратить внимание на свою манеру и стиль обращения. После выполнения этого задания заметно теплеют отношения среди участников тренинга.

 

Правила нашей группы”.

“ А сейчас мы познакомимся с основными правилами социально-психологического тренинга и особенностями этой формы общения.

a) Доверительный стиль общения.

“Предлагаю принять единую форму обращения на “ты”.

b) Общение по принципу “здесь и теперь”.

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, т.к. боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый из вас мог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнает себя. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

Остальные правила см. в “Тренинге коммуникативных учений”.

 

5. “Проективный рисунок”(определение самооценки).

Реквизит: бумага, карандаши.

“Кто я есть? Этот вопрос волнует каждого. Вам предлагается выполнить два рисунка. Возьмите лист бумаги и выполните рядом два рисунка: я – такой, какой есть; я – такой, каким хотел бы быть.”

В такого рода рисунках проявляется отношение к себе. Если себя рисуют высоким, крупным, широкоплечим, стройным, а свое лицо максимально привлекательным, имеет место высокая или завышенная самооценка; если себя рисуют маленьким, узкоплечим, непривлекательным, речь идет о заниженной самооценке. Заниженная самооценка отчетливо проявляется в случаях, если изображение “каким я хочу быть” отличается в лучшую сторону от изображения “какой я есть”.

 

Оценка своих качеств”.

“А теперь поставьте отметки (по пятибалльной системе) следующим своим качествам: уровень ума, способность к учебе, смелость общительность, физическая сила внешняя привлекательность, доброта, здоровье.”

Как правило, уровень интеллекта оценивается на “четверку”, поскольку скромность умных и психологическая защита “не очень умных ” уравнивают эту оценку отметкой “4”. Другая отметка этого драматического для “я” качества невозможна. Отметка “3” и ниже однозначно говорит о крайне низкой самооценке, даже об отчаянии, капитуляции, об отсутствии психологической защиты у неуверенного или о браваде уверенного в себе. Оценки остальных качеств, как правило, адекватны.

По внешней привлекательности оценка путем психологической защиты завышается, но может быть и заниженной.

 

Подведение итогов.

“Что нового, полезного, интересного вы узнали на этом занятии? Что для вас показалось трудным?”

 

Прощание.

“Наше занятие подошло к концу. Выходить из комнаты будем по очереди. Встанет первый участник, сделает несколько шагов к двери, за ним отправится второй, стараясь копировать все движения первого и добавив к ним свою деталь. За ним последует третий, копируя все движения второго и добавляя свою деталь и т.д. Я пойду последним, повторяя движения всех вас (например, хромая на обе ноги, дергая шеей на каждый третий счет и т.п.)”.

Занятие 2

 

Цели: сплочение группы, развитие чувства уверенности в себе, формирование доброжелательного отношения к другим людям, прежде всего к участникам тренинга, доверительные отношения к членам группы, формирование умения договариваться, прислушиваться к мнению других участников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: