“Что такое обида, обидчивость? Часто ли вы обижаетесь? А как часто вы сами обижаете? Что при этом чувствует тот, кого вы обидели? А вы сами?
Что-то простительно, а что-то не прощается. Есть истинная и есть ложная обида, хотели ли унизить или без злого умысла дружески критиковали. В чем тут разница? Не торопитесь обижаться, подумайте, не отвечайте на обиду сразу. Вполне вероятно, что через день это все будет восприниматься иначе: может, обиды и не было?
Мы часто не замечаем, когда обижаем других, и болезненно реагируем, когда обижают нас. То же с неудачей. И обидное, и неудачу мы часто заслуживаем сами. Тебя могли обидеть, потому что ты неправильно вел себя. Так же и в неудаче, ты может быть повинен сам. Глупый постоянно обижается, а умный ищет в себе самом причины обид и неудач. Что означает: “На сердитых воду возят.” и “Без неудач удачи не видать”?
И тогда – что такое поступок? Помните, по поступкам, а не по словам судят о человеке. Всегда думайте, прежде, чем начать действовать. Поступок, как и слово, уже не вернуть. Поэтому главное – предвидеть последствия своих поступков и быть ответственным во всем. Если кто-то обидел вас, то плохой поступок совершил он, и это его беда; если кого-то обидели вы, то плохой поступок совершили вы, и это ваша беда.
Подумайте об этом: если что-то украли у вас, вы в убытке, но совесть ваша чиста; если же что-то украли вы, у вас прибыль, но совесть ваша нечиста. Согласны ли вы с этими утверждениями?
Грани сходства”.
“Давайте поразмышляем о том, что же нас объединяет в этом мире. Мы такие разные, часто непонятны для других, загадочны и привлекательны, скрытны и замкнуты в одних случаях, откровенны и искренни в других. И все-таки есть нечто, что нас объединяет. Всех, даже внешне совсем непохожих друг на друга, черных и белых, больших и маленьких, молодых и старых. Давайте вместе поищем это объединяющее начало.
|
Для работ разбейтесь на пары, возьмите бумагу и ручку, напишите заголовок “Наше сходство”.
Посмотрите внимательно на человека, сидящего радом с вами. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем ваше сходство? Только нельзя об этом спрашивать партнера. Думайте о партнере и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то одном. Поразмышляйте больше о психологических характеристиках.
Затем, вы передадите друг другу, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем.
Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете, тем самым давая понять, что ваш партнер ошибся. (На время работы желательно включить легкую музыку.)
Теперь поделитесь своими результатами.”
Грани различия”.
“А теперь возьмите новый лист бумаги и напишите название “Наши различия”.
(Работа аналогична работе в предыдущем упражнении.)
Добрый” и “злой” мяч.
Встать в круг. Перебрасывать друг другу мяч. Бросать по-доброму, по наклонной так, чтобы его было легче поймать (“добрый” мяч), и бросать резко, в лицо, так, чтобы ударить и чтобы его было трудно поймать (“злой” мяч).
Когда было легче ловить мяч? Какой вывод из этого? Все надо делать по-доброму, чтобы всем было легко и уютно.
Подведение итогов.
Какие чувства вы сегодня испытывали? Узнали ли вы сегодня что-то новое, интересное? К каким выводам пришли?
|
Прощание.
Участники по кругу дают напутствие, говорят пожелания друг другу.
Занятие 14
Социально-психологический тренинг.
Название: Человек в конфликте.
Время: 2 (два) часа.
Цели: Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние в ходе конфликта, отработать навыки использования воображения для реализации своего эмоционального состояния.
Понять характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах.
Упражнение 1.
Название: Работа с ассоциативным рядом “конфликт”.
Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают инструкцию ведущего:
В фокусе нашего внимания – конфликт.
Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств.
Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит а поведении людей.
Сейчас мы исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека.
Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово “конфликт”.
Какой образ подсказывает ваше воображение?
После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести следующее:
· если конфликт – это мебель, то какая?..
· если конфликт – это посуда, то какая?..
· если конфликт – это одежда, то какая?..
Рефлексия.
В ходе обсуждения ведущий задает вопрос: “Для чего мы делали это упражнение?”
Важно заметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом “конфликт”.
Для того, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение.
Упражнение 2.