Статистический учетпо праву считается главной информационной системой, характеризующей социально-экономические процессы и явления любой страны, и предназначен для использования при проведении комплексного анализа, принятии решений и выработке государственной политики во многих областях знаний.
Национальный учет является одними из наиболее совершенных и распространенных в мировой практике балансовых методов взаимосвязанной статистической характеристики развития общества и результатов деятельности предприятий и населения.
При переходе на международную методологию учета значительно расширяются возможности анализа и отражения ситуации во многих сферах деятельности, в частности, углубляются знания о следующих явлениях.
1) Наблюдение за изменением состояния экономики дает возможность следить за динамикой таких основных экономических потоков, как производство, потребление ДХ и органов государственного управления, накопление, экспорт, импорт, заработная плата, прибыль, налоги, кредитование, заимствование и т.д., причем потоки товаров и услуг учитываются как в текущих, так и постоянных ценах.
Обеспечивается информация о ряде основных балансирующих статей и соотношений, определение и вычисление которых возможно только в рамках структуры национального учета (например, о превышении доходов над расходами или дефиците бюджета, о доле доходов, которая сберегается или инвестируется отдельными секторами экономики, о внешнеторговом обороте и т.д.). При этом выводится оценка и дается толкование динамики месячных индексов промышленного производства, потребительских цен и цен производителей.
2) Макроэкономический и мезоэкономический анализ. Данные учетов используются для изучения причинных механизмов, действующих в экономике страны и регионов, в оценке параметров функционирования, взаимосвязей между различными экономическими переменными путем применения эконометрических методов к временным рядам данных, составляемым в рамках структуры экономики, как в текущих, так и постоянных ценах.
|
Виды используемых моделей для исследований могут различаться в зависимости от уровня и школы экономической мысли соответствующего исследователя, а также от целей анализа. Статистический учет является достаточно гибкой системой, чтобы удовлетворять требования разных экономических теорий и моделей при единственном условии: что они не противоречат основным понятиям производства, потребления, дохода и т.п., которые лежат в основе СНС.
Достижения в области вычислительной техники позволяют осуществлять социально-экономический анализ крупных моделей с помощью микро-ЭВМ. Для этого разработано множество пакетов эконометрических программ.
3) Выработка социально-экономической политики и принятие соответствующих решений. Социально--экономическая политика государства на краткосрочную перспективу формируется на основе оценки последних тенденций и текущего состояния социальной сферы и экономики страны, а также мнения относительно вероятных изменений в будущем. Краткосрочные прогнозы, как правило, составляются с использованием вышеупомянутых экономических моделей.
В средне- или долгосрочной перспективе социально-экономическая политика должна формулироваться с учетом общей государственной стратегии, которая может требовать количественного выражения в форме плана большинства элементов, составляющих средне- или долгосрочный индикативный план, который представляет собой показатели потоков учетов, в связи, с чем подготовка такого плана без данных показателей вряд ли представляется возможной. Как для планирования, так и для прогнозирования во многих случаях совершенно необходима добротная социально-экономическая модель, точно отражающая функционирование общества за прошлые периоды.
|
Выработка социально-экономической политики и принятие соответствующих решений имеет место на всех уровнях государственного управления (макро-, мезо- и микро-), а также в рамках государственных и частных корпораций.
4) Международные сопоставления. Статистический учет является системой, которая используется для предоставления в международные или наднациональные организации данных национальных счетов, соответствующих стандартам, принятым на международном уровне понятиям, определениям и классификациям. Полученные таким образом данные широко применяются для проведения международных сопоставлений объемов таких основных агрегатов, как ВВП или ВВД на душу населения, а также для сопоставления структурных статистических показателей, таких, как отношение величины инвестиций, налогов или государственных расходов, например, к ВВП:
;
.
Такие общие сопоставления используются экономистами, аналитиками и журналистами для оценки эффективности функционирования органов власти и управления, экономики предприятий и домашних хозяйств. Они могут влиять на общественное и политическое мнение по поводу относительной успешности государственных программ. Базы данных статистического учета используются также в целях социально-экономического анализа, при котором осуществляется объединение временных рядов и структурных данных, что обеспечивает более широкий диапазон наблюдений для оценки функционирования взаимосвязей.
|
Уровни ВВП либо ВНД на душу населения используются также международными организациями для определения показателей интенсивности и определения наличия прав граждан на получение займов, помощи или иных средств и для определения условий, на которых такие займы, помощь или средства предоставляются.
Если задача состоит в сопоставлении объемов товаров и услуг, производимых или потребляемых в расчете на душу населения, то данные национальных валют должны пересчитываться в общую валюту посредством паритетов покупательной способности, а не обменных курсов. Хорошо известно, что в целом ни рыночные, ни фиксированные обменные курсы не отражают относительной внутренней покупательной способности разных валют.
Пересчитанные по обменным курсам данные нельзя истолковать как показатели относительных объемов соответствующих товаров и услуг.
Хотя международные организации и используют статистический учет, чтобы обеспечить возможность сбора международно-сопоставимых показателей национальных счетов, она была создана не для этих целей. Статистический учет стал стандартной (или всеобщей) системой, используемой с незначительными изменениями или вообще без изменений большинством стран мира для собственных национальных задач. Национальные статистические органы и государственные ведомства сами серьезно заинтересованы в том, чтобы национальный учет удовлетворял их собственные потребности в области анализа и политики и по этой причине принимают активное участие в развитии всей системы учета стран мира.
Гибкость внедрения и использования данных статистического учета при анализе.
А) Статистический учет наделен обобщенными характеристиками, позволяющими отдельным странам, независимо от их структуры, институционных механизмов или уровня развития выбирать из Системы те ее части, которые считаются наиболее актуальными и целесообразными для внедрения с точки зрения их собственных потребностей и возможностей.Статистический учет предусматривает гибкое внедрение, в связи с чем наблюдения, счета и таблицы, классификации и разбивка по секторам, представленные в настоящем издании, не рассматриваются как нечто неизменное.
В некоторых случаях необходимость гибкого подхода специально оговариваются в дополнительных методиках. Например: предлагаются два альтернативных метода разбивки сектора ДХ на подсектора по основному источнику их дохода или на основе социально-экономических критериев или типа местности, где располагаются ДХ, либо даже проведения дополнительного дезагрегирования сектора ДХ путем одновременного использования двух и более критериев в иерархическом порядке.
Вспомогательные системы учета предназначены для таких особых целей, как контроль за состоянием здоровья населения или за состоянием окружающей среды. Кроме того, эти формы учета можно использовать для изучения новых методологий и для разработки новых методов учета, которые после их полного освоения и принятия могут со временем стать частью основной национального учета, подобно тому, например, как в СНС был интегрирован анализ формулы «затраты-выпуск» (метод, разработанный В. В. Леонтьевым).
5. Статистический учет как основа для координации всех видов учетов выполняет функцию, выступая основой для координации социально-экономической статистики в двух различных отношениях:
во-первых, в качестве аналитической основы, которая обеспечивает согласованность определений и классификаций, используемых в разных, но смежных областях статистики;
во-вторых, в качестве основы учета, которая обеспечивает численную согласованность данных, полученных из таких различных источников, как опросы предприятий, обследования ДХ, статистика внешней торговли товарами, декларации по НДС и прочие административные источники.
6. Согласование различных статистических систем. Между статистическим учетом и смежными статистическими системами необходима максимальная согласованность в том, что касается основных понятий, определений и классификаций. Статистический учет всегда занимал центральное место в социально-экономической статистике, поскольку данные из таких более специализированных систем, как платежный баланс или статистика трудовых ресурсов, обычно приходится использовать в сочетании с данными национальных счетов.
Согласованность между различными системами повышает пригодность всех соответствующих данных для комплексного анализа. Это стало одной из движущих сил пересмотра национального счетоводства на предмет совместимости. Международная Организация Труда (МОТ) также пересмотрела стандарты по статистике труда, в которых понятие занятости определяется в соответствии с принятой в СНС границей сферы производства, касающейся разграничения между организованным и неорганизованным секторами экономики.