Предмет и объекты бухгалтерского учета. Классификация активов и пассивов.




Следует различать понятия предмета и объекта науки. Объект-более широкое понятие, включающее в себя предмет.

Объект-та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки.

Предмет – часть объекта, определенный его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае.

Согласно ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются «факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы и иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами».

!!! Известный теоретик бухгалтерского учета Я.В. Соколов считает, что, так как бухгалтер работает непосредственно с фактами хозяйственной деятельности, представленными в первичных документах, то все, что бухгалтер знает о реальной жизни, он знает не из самой хозяйственной жизни, а только из ее информационного отражения, представленного в первичных документах. Бухгалтер получает эти документы от «отчетообязанных» лиц, кладовщиков, кассиров и т.п. Именно они организуют хозяйственные процессы и именно они создают их информационное обеспечение. Отсюда вытекает, что предметом бухгалтерского учета выступает информация о фактах хозяйственной жизни, изменяющих или подтверждающих состав средств предприятия и их источников, представленная в первичных документах.

Рассмотрим более подробно объекты бухгалтерского учета:

Факты хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (ст. 3 ФЗ № 402).

Активы организации - все имущество, принадлежащее opганизации на правах собственности или пользования, а также задолженность юридических и физических лиц.

Активы формируются за счет привлечения из различных источников, в связи с чем у организации возникают обязательства перед другими организациями и лицами-кредиторами.

Согласно п.1 ст. 307 ГК РФ «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности».

Понятие «обязательство» значительно шире, чем «кредиторская задолженность», и не совпадает с бухгалтерским понятием «пассивы». Представляемые в балансе в качестве кредиторской задолженности обязательства компании – это часть ее пассивов, то есть источников формирования средств фирмы.

Источники финансирования деятельности организации представляются пассивами бухгалтерского баланса. Это кредиторская задолженность + собственный капитал и резервы.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

Экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию (Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике).

Доходы организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

Доходы от обычных видов деятельности (выручку) составляют поступления от продажи продукции и товаров, а также от выполнения работ и оказания услуг.

Прочими доходами являются поступления, связанные с:

·предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

·предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других

видов интеллектуальной собственности;

·участием в уставных капиталах других организаций;

·поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров;

·проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за

использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

·штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора;

·активы, полученные безвозмездно и др.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие вследствие чрезвычайных

обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иногоимущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшениявкладов по решению участников (собственников имущества). Выбытие активов = оплата.

Расходы подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

  • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных МПЗ;
  • расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) МПЗ для целей производства продукции и их продажи, расходы по содержанию основных средств, коммерческие расходы, управленческие расходы.

Прочими расходами являются расходы, связанные с:

  • предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
  • предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • участием в уставных капиталах других организаций;
  • продажей основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;
  • с оплатой услуг банков;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление в пользование кредитов, займов;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии).

Для осуществления хозяйственной деятельности организации используют разнообразные виды имущества. Они являются активами организации и могут быть сгруппированы по ряду признаков: по видам, по размещению в процессе производства, по времени использования и др.

Классификация активов по видам представлена на схеме 5:

 

 

Схема 5. Классификация активов организации по видам.

Классификация активов на внеоборотные и оборотные обуслов­лена тем, что часть имущества организации единовременно потребляется в течение одного про­изводственного цикла и восстанавливается (за счет полученной выручки от реализации продукции, работ или услуг) к началу следу­ющего цикла. Другая часть имущества участвует в не­скольких производственных циклах и восстанавливается за счет средств, накопленных за весь период эксплуатации (амортизацион­ные отчисления).

Основные средства – средства труда, с помощью которых человек в процессе производства оказывает воздействие на предмет труда с целью получения определенной продукции (работ, услуг) (здания, сооружения, машины, оборудование, вычислительная техника, инвентарь).

Жизненный цикл основных средств можно представить в виде схемы:

 

Приобретение Начисление Восстановление Выбытие Приобретение

(поступление) амортизации (реконструкция, ремонт) (списание) (поступление)

 

Схема 6. Жизненный цикл основных средств.

Примеры хозяйственных операций по учету основных средств: приобретение основных средств; внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал; ввод в эксплуатацию основных средств; начисление амортизации; проведение реконструкции, модернизации, достройки и дооборудования основных средств; ликвидация, разборка или демонтаж основных средств; продажа объектов основных средств и др.

Нематериальные активы – учетные объекты, не обладающие физическими свойствами, но обеспечивающие организации получение дохода постоянно или в течение длительного срока их эксплуатации (произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, изобретения, полезные модели, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки и знаки обслуживания).

Результаты исследований и разработок – информация о расходах на завершенные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР), учитываемые на счете 04 «Нематериальные активы» обособленно.

НИОКР - это работы:

  • по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в законодательном порядке;
  • по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране по нормам законодательства.

Согласно ФЗ от 23.08.96 г. №127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» для целей бухгалтерского учета НИОКР признаются:

1. Научно-исследовательская деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

2. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;

3. Экспериментальные разработки - деятельность, направленная на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, устройств, услуг, систем.

 

ПБУ 17/02 не применяется в отношении незаконченных работ. Не используется оно и в отношении расходов на освоение природных ресурсов, затрат на подготовку и освоение производства и расходов, связанных с совершенствованием технологии организации производства, с улучшением качества продукции, изменением ее дизайна и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в производственном (технологическом) процессе.

 

Согласно пункту 9 ПБУ 17/02 к расходам по НИОКР относятся все фактические расходы, связанные с выполнением указанных работ, в том числе:

1. Стоимость МПЗ и услуг сторонних организаций, используемых при выполнении работ;

2. Затраты на заработную плату работникам, занятым при выполнении указанных работ;

3. Стоимость спецоборудования и специальной оснастки, предназначенных для использования в качестве объектов испытаний и исследований;

4. Затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений;

5. Прочие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР.

 

Доходные вложения в материальные ценности – вложения в часть имущества, здания, оборудования, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода (например, лизинг).

Финансовые вложения – вложения денежных средств или иного имущества в другие организации с целью получения дохода или контроля над их деятельностью (вложения в уставные капиталы, ценные бумаги других организаций, предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях).

Оборотные активы – наиболее ликвидные активы, поскольку постоянно находятся в цикле превращения их в денежные средства. Они включают производственные запасы, денежные средства, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения.

Движение оборотных активов организации укладывается в следующую схему:

ТР

Д МЗ П ГП Р Д*

РУС

Схема 7. Движение оборотных активов.

Д - денежные средства, полученные от учредителей или в результате реализации продукции на предыдущих этапах;

ТР - трудовые ресурсы, заработная плата работников организации;

МЗ - МПЗ, исполь­зуемые в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг;

РУС - стоимость работ, услуг сторонних организаций, используемых при производстве продукции, выполне­нии работ;

П - процесс производства (объем незавершенного производства);

ГП - готовая продукция, выполненные работы или оказанные услуги, предназначенные для продажи (реализации);

Р - процесс реализации (на этапе часто возникает дебиторская задолженность по отгруженной продукции);

Д* - денежные средства, полученные от покупателей и заказчиков за отгруженную продукцию, выполнен­ные работы или оказанные услуги.

 

Схема 8. Состав производственных запасов.

Средства в расчетах – разные виды дебиторской задолженности юридических и физических лиц перед организацией (покупателей и заказчиков, подотчетных лиц, учредителей по вкладам, поставщиков по выданным авансам и др.).

Денежные средства – это сумма наличных денег и денежных документов в кассе организации, а также средств на расчетных, валютных и других счетах в банках.

 

Другие активы, учитываемые в качестве оборотных активов

Таблица 3

Активы, учитываемые ранее как РБП Суть и порядок учета Строка в отчетности (подстрока – если сумма существенная)
Компьютерные программы, приобретенные для использования (без исключительных прав на программное обеспечение) Эти права пользования объектами интеллектуальной собственности (НМА), полученные в пользование. Сумму фиксированного разового платежа за пользование НМА надо отражать как расходы будущих периодов и списывать в течение срока действия договора. К счету 97 открыть субсчет «Программное обеспечение». Строка 1170 «Прочие внеоборотные активы» подстрока «Права пользованием программным обеспечением» ЕСЛИ срок использования более 12 мес. ИЛИ Строка 1210 «Запасы» подстрока «Права пользованием программным обеспечением» ЕСЛИ срок менее 12 месяцев
Разовые платежи по договорам страхования Это аванс, то есть дебиторская задолженность. Расходы будут появляться постепенно – по мере истечения срока страхования. Страховки учитывать на счете 76, субсчет «Страховые платежи». Строка 1230 «Дебиторская задолженность»
Расходы, связанные с выполнением договоров строительного подряда По сути, это незавершенное производство. Но их можно продолжать учитывать на счете 97, открыв субсчет. Строка 1210 «Запасы», подстрока «Расходы на выполнение предстоящих работ по договорам строительного подряда»
Пусковые и подготов. работы (в сезонных производствах, при освоении производств, видов продукции) По сути, это незавершенное производство. Но их можно продолжать учитывать на счете 97, открыв субсчета для каждой группы расходов. Строка 1210 «Запасы», подстрока «Затраты на освоение новых производств»

Классификация активов по видам и размещению в процессе производства – см. схему 9:

 

 

Схема 9. Классификация средств организации по видам и размещению в процессе производства.

 

Активы организации формируются за счет привлечения из различных источников, в связи с чем у организации возникают обязательства перед другими организациями и лицами-кредиторами.

Классификация средств организации по источникам формирования и назначению приведена на схеме 10:

Резервный капитал создается посредством отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством и уставом организации и используется для покрытия непредвиденных убытков, выплат доходов учредителям по привилегированным акциям при недостаточности годовой прибыли для этих целей, погашения облигаций, выпущенных организацией, и выкупа собственных акций. Обязательно формировать резервный фонд должны только ОАО. Величина такого фонда не должна быть меньше 5% от УК общества. В резервный фонд ежегодно должна отчисляться сумма, составляющая не менее 5% чистой прибыли. Делается это до тех пор, пока величина резервного фонда не достигнет размеров, установленных учредительными документами.

Резервный фонд могут создавать и другие общества по желанию.

 

 

Схема 10. Классификация средств организации по источникам формирования и назначению.

 

Уставный капитал – зарегистрированная в учредительных документах величина собственного капитала, внесенного учредителями в виде денежных средств или другого имущества при учреждении.

Добавочный капитал формируется за счет прироста стоимости основных средств по результатам проведения переоценки; эмиссионного дохода; курсовой разницы, связанной с формированием уставного капитала в иностранной валюте. Используется на погашение сумм снижения стоимости основных средств по переоценке; увеличение уставного капитала; распределение между учредителями.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом налогов, причитающихся к уплате за счет прибыли; санкций за несоблюдение правил налогообложения; иных аналогичных платежей.

Целевое финансирование – средства, поступающие со стороны государства и других организаций и лиц, и используемые для оплаты расходов, связанных с проведением целевых мероприятий. В настоящее время целевое финансирование в первую очередь касается некоммерческих организаций.

Резервы создаются в ходе деятельности организации и используются по целевому назначению (предстоящих расходов; под снижение стоимости материальных ценностей; по сомнительным долгам; под обесценение финансовых вложений).

Резервы предстоящих расходов и платежей – это так называемые оценочные обязательства. Они возникают, например, в связи с предстоящими выплатами отпускных работникам, выплатам по итогам года либо за выслугу лет, обязательствами по гарантийному обслуживанию проданной продукции.

Оценочные обязательства отражаются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Кредиторская задолженность – это долги организации юридическим и физическим лицам, в том числе это кредиторская задолженность, возникающая по операциям внутри предприятия – по начисленной и еще не выплаченной заработной плате; по начисленным и еще не перечисленным в бюджет налогам и прочим операциям.

Кредит – это ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процентов. Различают банковский и коммерческий кредит.

Заем – договор, по которому одна сторона (займодавец) передает другой стороне (заемщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег или равное количество вещей. Заем, как правило, безвозмездный договор, так как взимание по нему процентов допускается только в отдельных случаях. Участниками договора займа являются, как правило, физические лица.

Доходы будущих периодов –

· доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (арендная плата, полученная авансом за несколько месяцев; плата за коммунальные услуги; абонентская плата за пользование средствами связи);

· сумма бюджетных средств на финансирование капитальных расходов на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации; сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: