Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов для рационального ведения бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и периодическое обобщение данных.
Каждому из элементов присущи свои специфические способы.
Характеристика способов бухгалтерского учета
Таблица 4
Элементы метода | Способы |
Первичное наблюдение | Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия активов хозяйства данным учета, а также состояния расчетов с другими организациями. |
Стоимостное измерение | Оценка – перевод натуральных и трудовых измерителей в денежный (стоимостной) измеритель. Калькуляция – исчисление всех элементов себестоимости продукции, товаров, услуг. |
Текущая группировка | Счета учета предназначены для группировки и текущего учета экономически однородных объектов учета в денежной оценке. Двойная запись – каждая операция записывается на счетах дважды одинаковыми суммами: по дебету одного счета и по кредиту другого счета. |
Периодическое обобщение данных | Балансовое обобщение: сумма всех статей актива баланса равна сумме всех статей пассива баланса. Путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования осуществляется контроль за объектами бухгалтерского учета. Отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. |
Рассмотрим технологию формирования и обобщения учетной информации как последовательность четко регламентированных этапов (четырех элементов метода бухгалтерского учета):
1) Первичное наблюдение, которое обеспечивается выполнением правил документирования
и инвентаризации. Наблюдение должно быть зафиксировано в виде документа, заполненного с соблюдением определенных требований, придающих документу юридическую силу.
В процессе осуществления деятельности по разным причинам могут возникать потери и недостачи товарно-материальных ценностей. Выявить и оформить такие факты становится возможным в процессе проведения инвентаризации.
2) Стоимостное измерение, для которого основными правилами являются калькулирование
и оценка. Хозяйственные операции затрагивают объекты учета, имеющие разные единицы измерения (весовые, объемные, трудовые). Нередко возникает необходимость в исчислении эффективности проводимых мероприятий, результатов работы, когда наряду с натуральными и трудовыми измерителями применяются сводные (обобщающие) показатели. С этой целью в бухгалтерском учете применяется оценка. С помощью данного способа осуществляется перевод трудовых и натуральных измерителей в стоимостной (денежный) измеритель.
3) Систематизация, группировка и детализация бухгалтерской информации. Процесс
управления только тогда достигает цели, когда в текущем учете контроль за наличием и движением имущества, формированием и погашением обязательств осуществляется по отдельным их группам, видам, наименованиям по местам нахождения или возникновения. Поэтому в учете объекты должны быть сгруппированы по экономической однородности. Эта задача решается при помощи системы счетов бухгалтерского учета. Операции на счетах отражаются методом двойной записи.
Двойная запись - специфический прием бухгалтерского учета, в соответствии с которым любой объект отражается двумя записями в разных сторонах бухгалтерского счета.
Пример: в операции поступления денежных средств, полученных из банка в организацию, одновременно следует отразить в учете оприходование их в кассу и списание с расчетного счета.
Дебет 50 «Касса» - Кредит 51 «Расчетные счета» - поступили наличные деньги с расчетного счета в банке.
4) Через счета и двойную запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности путем составления бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс не только раскрывает состав имущества организации по его видам, составу и источникам формирования, но и содержит данные, анализ которых позволяет оценить уровень качества работы управляющих, финансовое состояние организации, ее платежеспособность.
Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности находит отражение в отчетности.
Методы и правила бухгалтерского учета являются базой для разработки методологических основ бухгалтерского учета, для рациональной и правильной организации практического осуществления учетных процедур.
Контрольные вопросы:
Вопрос 1.Что понимается под хозяйственным учетом?
Ответы:
1. Упорядоченная система наблюдения, сбора, регистрации, оценки и обработки полученной информации и передачи ее заинтересованным пользователям.
2. Управление отдельными хозяйственными процессами на базе первичной учетной документации.
3. Хозяйственный учет - это бухгалтерский учет.