ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
На 20__ год
Ухта 2020
Составители:
ФИО, должности составителей
Программа наставничества «наименование образовательной организации» на 20__ год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
СОДЕРЖАНИЕ
| С.
|
Введение
|
|
|
|
1. Цель и задачи Программы
|
|
2. Ролевые модели в рамках форм наставничества, реализуемые в
«наименование образовательной организации»
|
|
|
|
3. Типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника в разрезе форм наставничества
|
|
|
|
4. Календарный план работы Школы наставника
|
|
|
|
Приложения[1]
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В соответствие с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» образовательные организации (далее – ОО) должны разработать и осуществить реализацию Программ наставничества (далее – Программа).
В соответствие с ГОСТ Р54871-2011 («Проектный менеджмент. Требования к управлению программой») Программа – это совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений.
Структурное построение Программы как документа планирования определяется процессом ее разработки, который предполагает выполнение следующих содержательных этапов:
− целеполагание (определение и согласование со всеми участниками системы наставничества в ОО цели и задач);
− определение форм наставничества, как проектов в рамках Программы;
− выбор ролевых моделей в рамках форм наставничества, как микро-проектов;
− разработку типовых индивидуальных планов развития наставляемых под руководством наставника (далее – Индивидуальных планов) в разрезе форм наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.
− разработку календарного плана работы Школы наставника.[2]
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ [3]
Обеспечить развитие участников внедрения Целевой модели наставничества в «наименование ОО» и улучшение личных показателей их эффективности в разрезе форм наставничества
|
Обеспечить успешное зак-репление на месте работы/в должности педагога моло-дого специалиста, повы-шение его профпотенциала и уровня/ создание комфортной профессиональной среды для реализации актуальных педзадач на высоком уровне
|
Проект наставничества 3 «Студент-ученик»
|
Проект наставничества 1
«Ученик-ученик» («Студент-студент»)
|
Обеспечить успешное фор-мирование у школьника представлений о следующей ступени образования, улуч-шение образовательных результатов, метакомпе-тенций и мотивации, появ-ление ресурсов для осознан-ного выбора будущей лич-ностной, образовательной и проф. траекторий развития
|
Обеспечить разносторон-нюю поддержку обучаю-щегося с особыми образо-вательными/социальными потребностями и/или вре-менную помощь в адап-тации к новым условиям
|
Проект наставничества 2 «Учитель-учитель»
|
Микро-проект 1.1.
«Успевающий-неуспевающий»
|
4 ур.- Микро-проекты (ролевые модели)
|
Микро-проект 3.2.
«Лидер-равнодушный»
|
Микро-проект 3.1.
«Успевающий-неуспевающий»
|
Обеспечить успешное формирование у учеников средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи
|
Обеспечить получение студентом актуализирован-ного профессионального опыта и развитие личност-ных качеств, необходимых для осознанного целепо-лагания, самоопределения и самореализации
|
Микро-проект 1.2.
«Лидер-пассивный»
|
Микро-проект 1.3.
«Равный-равному»
|
Микро-проект 2.1.
«Опытный учитель-молодой специалист»
|
Микро-проект 2.2.
«Лидер педсообщества-педагог, испытывающий проблемы»
|
Микро-проект 2.3.
«Педагог-новатор – консер-вативный педагог»
|
Микро-проект 2.4.
«Опытный предметник – неопытный предметник»
|
Микро-проект 3.3.
«Равный-равному»
|
Микро-проект 3.4.
«Куратор-автор проекта»
|
Микро-проект 4.1.
«Активный профессионал – равнодушный потребитель»
|
Микро-проект 4.2.
«Коллега – молодой коллега»
|
Микро-проект 4.3.
«Работодатель – будущий сотрудник»
|
Проект наставничества 4 «Работодатель-ученик»
|
Проект наставничества 5 «Работодатель -студент»
|
Микро-проект 5.1.
«Активный профессионал – равнодушный потребитель»
|
Микро-проект 5.2.
«Коллега – будущий коллега»
ная школа
|
Микро-проект 5.3.
«Успешный профессионал – студент, выбирающий профессию»
ная школа
|
Микро-проект 5.4.
«Работодатель – будущий сотрудник»
|
РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В РАМКАХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В «НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Форма наставничества[4]
| Вариации ролевых моделей[5]
|
Ученик-ученик (студент-студент)
| − «успевающий – неуспевающий» - классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
− «лидер – пассивный» - психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
− «равный – равному» - обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
|
Учитель-учитель (педагог-педагог)
| − «опытный учитель (педагог) – молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
− «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» - конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
− «педагог-новатор – консервативный педагог» - более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
− «опытный предметник – неопытный предметник» - опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).[6]
|
Студент-ученик
| − «успевающий – неуспевающий» - классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины;
− «лидер – равнодушный» - психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество;
− «равный – другому» - обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;
− «куратор – автор проекта» - совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшая и совершенствуя навыки.
|
Форма наставничества
| Вариации ролевых моделей
|
Работодатель - ученик
| − «активный профессионал – равнодушный потребитель» - мотиваци-онная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории;
− «коллега – молодой коллега» – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;
− «работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для будущего трудоустройства.
|
Работодатель –
студент
| − «активный профессионал – равнодушный потребитель» - мотивацион-ная, ценностная и профессиональная поддержка с системным разви-тием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории;
− «успешный профессионал – студент, выбирающий профессию» – краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет студенту или группе студентов возможности и перспективы конкретного места работы;
− «коллега – будущий коллега» – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского, прикладного (модель, продукт) или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, способными оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;
− «работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка в формате стажировки, направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство.
|
ТИПОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫРАЗВИТИЯ НАСТАВЛЯЕМЫХ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА В РАЗРЕЗЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА