РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В РАМКАХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В «НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»




ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

НАСТАВНИЧЕСТВА

На 20__ год

 

Ухта 2020

Составители:

ФИО, должности составителей

Программа наставничества «наименование образовательной организации» на 20__ год (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

СОДЕРЖАНИЕ

  С.
Введение  
   
1. Цель и задачи Программы    
2. Ролевые модели в рамках форм наставничества, реализуемые в «наименование образовательной организации»  
   
3. Типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника в разрезе форм наставничества  
   
4. Календарный план работы Школы наставника  
   
Приложения[1]  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствие с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» образовательные организации (далее – ОО) должны разработать и осуществить реализацию Программ наставничества (далее – Программа).

В соответствие с ГОСТ Р54871-2011 («Проектный менеджмент. Требования к управлению программой») Программа – это совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений.

Структурное построение Программы как документа планирования определяется процессом ее разработки, который предполагает выполнение следующих содержательных этапов:

− целеполагание (определение и согласование со всеми участниками системы наставничества в ОО цели и задач);

− определение форм наставничества, как проектов в рамках Программы;

− выбор ролевых моделей в рамках форм наставничества, как микро-проектов;

− разработку типовых индивидуальных планов развития наставляемых под руководством наставника (далее – Индивидуальных планов) в разрезе форм наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.

− разработку календарного плана работы Школы наставника.[2]

 


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ [3]

Обеспечить развитие участников внедрения Целевой модели наставничества в «наименование ОО» и улучшение личных показателей их эффективности в разрезе форм наставничества  
Обеспечить успешное зак-репление на месте работы/в должности педагога моло-дого специалиста, повы-шение его профпотенциала и уровня/ создание комфортной профессиональной среды для реализации актуальных педзадач на высоком уровне
Проект наставничества 3 «Студент-ученик»  
Проект наставничества 1 «Ученик-ученик» («Студент-студент»)
Обеспечить успешное фор-мирование у школьника представлений о следующей ступени образования, улуч-шение образовательных результатов, метакомпе-тенций и мотивации, появ-ление ресурсов для осознан-ного выбора будущей лич-ностной, образовательной и проф. траекторий развития
Обеспечить разносторон-нюю поддержку обучаю-щегося с особыми образо-вательными/социальными потребностями и/или вре-менную помощь в адап-тации к новым условиям
Проект наставничества 2 «Учитель-учитель»  
1 уровень - Цель
2 ур. - Задачи
3 ур.- Проекты
Микро-проект 1.1. «Успевающий-неуспевающий»
4 ур.- Микро-проекты (ролевые модели)
Микро-проект 3.2. «Лидер-равнодушный»
Микро-проект 3.1. «Успевающий-неуспевающий»  
Обеспечить успешное формирование у учеников средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи
Обеспечить получение студентом актуализирован-ного профессионального опыта и развитие личност-ных качеств, необходимых для осознанного целепо-лагания, самоопределения и самореализации
Микро-проект 1.2. «Лидер-пассивный»  
Микро-проект 1.3. «Равный-равному»
Микро-проект 2.1. «Опытный учитель-молодой специалист»
Микро-проект 2.2. «Лидер педсообщества-педагог, испытывающий проблемы»
Микро-проект 2.3. «Педагог-новатор – консер-вативный педагог»
Микро-проект 2.4. «Опытный предметник – неопытный предметник»
Микро-проект 3.3. «Равный-равному»
Микро-проект 3.4. «Куратор-автор проекта»
Микро-проект 4.1. «Активный профессионал – равнодушный потребитель»
Микро-проект 4.2. «Коллега – молодой коллега»
Микро-проект 4.3. «Работодатель – будущий сотрудник»
Проект наставничества 4 «Работодатель-ученик»  
Проект наставничества 5 «Работодатель -студент»  
Микро-проект 5.1. «Активный профессионал – равнодушный потребитель»
Микро-проект 5.2. «Коллега – будущий коллега» ная школа
Микро-проект 5.3. «Успешный профессионал – студент, выбирающий профессию» ная школа
Микро-проект 5.4. «Работодатель – будущий сотрудник»


РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В РАМКАХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В «НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Форма наставничества[4] Вариации ролевых моделей[5]
Ученик-ученик (студент-студент) − «успевающий – неуспевающий» - классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; − «лидер – пассивный» - психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков; − «равный – равному» - обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Учитель-учитель (педагог-педагог) − «опытный учитель (педагог) – молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы; − «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» - конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив; − «педагог-новатор – консервативный педагог» - более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями; − «опытный предметник – неопытный предметник» - опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).[6]
Студент-ученик − «успевающий – неуспевающий» - классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины; − «лидер – равнодушный» - психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество; − «равный – другому» - обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность; − «куратор – автор проекта» - совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшая и совершенствуя навыки.

 

 

Форма наставничества Вариации ролевых моделей
Работодатель - ученик − «активный профессионал – равнодушный потребитель» - мотиваци-онная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории; − «коллега – молодой коллега» – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора; − «работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для будущего трудоустройства.
Работодатель – студент − «активный профессионал – равнодушный потребитель» - мотивацион-ная, ценностная и профессиональная поддержка с системным разви-тием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории; − «успешный профессионал – студент, выбирающий профессию» – краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет студенту или группе студентов возможности и перспективы конкретного места работы; − «коллега – будущий коллега» – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского, прикладного (модель, продукт) или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, способными оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора; − «работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка в формате стажировки, направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство.

 

 


ТИПОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫРАЗВИТИЯ НАСТАВЛЯЕМЫХ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА В РАЗРЕЗЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: