О влиянии Японии на европейскую моду можно было бы писать огромные тома.
Жителей Европы интриговала таинственная Япония, товары, привезенные оттуда нелегально или легально, всегда пользовались огромным спросом.
Европейцы стали признавать уникальность культуры Японии только во 2-й половине XIX века, когда та открыла свои границы. Но, несмотря на это, еще в XVIII веке голландская Ост-Индская компания импортировала японские кимоно, которые в Европе мужчины носили в качестве домашней одежды.
Поскольку поставки кимоно были ограничены, то в Европе стали шить кимоно из ткани indienne (индийский ситец).
В Англии такую одежду называли – баньян.
В Голландии такие костюмы называли Japonsche rocken,
Во Франции такие халаты назывались La robe de chambre en indienne («домашние платья на индийский манер»)
La robe de chambre en indienne
Такой халат считался символом достатка.
Долгое время Япония оставалась государством, закрытым для иностранцев. В период правления императора Мэйдзи наступила эра реформ: страна открыла границы и стала развивать торговлю с Западом. В 1859 году, после открытия порта Йокогама, Япония стала экспортировать шелк в Европу, причем, вывозились в основном высококачественные дорогие ткани. Европейские барышни и дамы стали носить простеганные домашние платья, изготовленные из сорта хабутаэ.
домашнее платье производства Япония.
Домашнее платья из японского шелка
Открытие Японии для международной торговли, возбудило интерес европейцев ко всему японскому, и в начале 1880 – х гг в моде появилась тенденция, названная «японизмом».
|
Toshiba
В середине 1950-х Toshiba первой в Японии начала производить цифровые вычислительные машины, транзисторные телевизоры и микроволновые печи, в 1980-х открыла первое крупное производство ноутбуков и в течение нескольких лет была мировым лидером, а в 1990-х разработала формат DVD и выпустила первые DVD-плееры. Финансовый кризис 1997 года, ударивший по всем японским компаниям, вынудил Toshiba провести масштабную реорганизацию, сократить 6500 сотрудников и закрыть несколько подразделений. Главный бизнес корпорации — персональные компьютеры — за год потерял 89% чистой прибыли. Кроме того, корпорация начала допускать ошибки в производстве — в 1999 году из-за неисправного дисковода в ноутбуках Toshiba получила иски на сумму более $1 млрд.
Sony
Японская компания, которая покорила мир кассетными плеерами Walkman, кинескопами Trinitron и ноутбуками Vaio, на протяжении нескольких десятилетий была тем, чем сейчас является Apple, — производителем самых желанных гаджетов. Sony и сейчас выпускает массу новых устройств каждый год, но основные деньги делает на изготовлении компонентов, кинопроизводстве и видеоиграх. От производства компьютеров корпорация уже отказалась, направлению смартфонов жить осталось недолго, в ближайшем будущем, скорее всего, будет покончено с видео- и аудиотехникой.
Легендарный бренд персональных компьютеров Vaio, которые в середине 1990-х произвели на рынке настоящий фурор (Стив Джобс, по слухам, даже хотел поставить на них Mac OS), не принадлежит Sony с 2014 года. Новый владелец, фонд Japan Industrial Partners, продолжает выпускать ноутбуки Vaio, но даже на домашнем рынке их доля не дотягивает до 1% (доля на мировом рынке так мала, что её никто не оценивает).
|
Бизнес Vaio подкосило убийственное сочетание высоких цен и отсутствия инноваций. Другие устройства Sony — например, телевизоры и смартфоны — теряют позиции по тем же причинам. В прошлом году подразделение Sony Mobile рассчитывало продать 19 млн смартфонов — Apple продаёт в два раза больше каждый квартал.
Состояние бизнес-юнитов, на которые корпорация делает ставку, тоже далеко не в идеальной форме. Sony придётся списать более $1 млрд убытков от кинопроизводства. Последние премьеры — экранизация Angry Birds и новая часть «Охотников за привидениями» — провалились и привели к отставке главы Sony Entertainment.
Panasonic
Всемирную известность бренд Panasonic заработал в 1960-х годах, когда корпорация Matsushita Electric Industrial (кроме того, ей принадлежали такие бренды, как Technics и National) начала использовать его для телевизоров, которые производила для международного рынка. Только в 2008 году Matsushita провела ребрендинг и с тех пор называется Panasonic Corporation.
Как и другие японские гиганты потребительской электроники, Panasonic проиграл конкуренцию более энергичным корейским и китайским компаниям. В 2012 году телевизоры, персональные компьютеры и цифровые фотоаппараты принесли компании суммарный убыток в $853 млн — по мнениюпотребителей, компания «забыла, что такое инновации».
В 2016 году Panasonic закрыл производство телевизоров. Сейчас компания фокусируется на B2B — 70% выручки корпорации генерирует это направление. Один из ключевых активов — производство солнечных батарей. Технологии Panasonic используют практически все существующие электрокары — от Toyota Prius до Tesla.
|
Аудио- и видеотехникой Panasonic тоже занимается главным образом в сегменте B2B (Panasonic Avionics производит развлекательные системы для самолётов). Тем не менее в 2014 году корпорация решила возродить культовый бренд Technics, который она использовала для проигрывателей виниловых дисков и другой аудиофильской техники.
В 1953–2008 годах Matsushita принадлежал ещё один знаменитый японский производитель электроники — JVC. Эта компания первой начала производить доступные телевизоры и изобрела формат VHS. Её бизнес начал сдавать позиции во второй половине 1990-х, в 2009-м проблемный актив купил Kenwood. По итогам первой половины 2016-го чистый убыток JVC Kenwood составил $56 млн — против $45,1 млн годом ранее.
Sharp
В 1960-х Sharp выпустил первый в мире транзисторный калькулятор. Позднее компания одной из первых начала производство ЖК-калькуляторов, плоских телевизоров и мобильных телефонов, способных выходить в интернет. В 2000-х Sharp развивал в основном два направления: ЖК-панели и мобильные телефоны. Но первое начало затухать из-за полного перехода Японии на цифровое вещание, а смартфоны Sharp, лидировавшие на домашнем рынке вплоть до 2010 года, не выдержали конкуренцию с Apple и Samsung.
Убытки Sharp за 2015 год превысили $2,67 млрд, и в конце февраля 2016-го руководство компании объявило о готовности продать бизнес за $4,4 млрд тайваньской Foxconn, которая уже контролировала около 10% акций.
Foxconn от сделки сначала открещивалась, но в итоге заплатила $3,5 млрд и только что начала строительство новой фабрики для производства LCD-панелей в Гуанчжоу.