Испокон веков Россия испытывала на себе мощное давление извне Многочисленные орды кочевников с востока, польско-литовские захватчики с запада, немецкие рыцарские ордена и шведы с севера, турки и татары с юга на протяжении столетий опустошали русские земли. Все это не могло сказаться на формировании национального характера, на отношении к военной службе.
В народном эпосе, песнях, былинах, сказках народ воспевал храбрость и отвагу тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, обороняя родную землю от иноземных захватчиков. Защитники Отечества всегда пользовались неизменной любовью народа, а профессия воина считалась трудной, опасной и благородной. Такое отношение к ратному труду в народной среде воспитывало у русских воинов качества, которые всегда отмечали как враги, так и союзники: стойкость в обороне, решительность в наступлении, храбрость, инициатива, презрение к смерти, взаимовыручка.
Изучение истории Российской армии показывает, что многие государственные деятели и военачальники хорошо понимали роль морального духа войск в достижении победы на полях сражений и в своей деятельности важное внимание уделяли морально-психологическому обеспечению боевых действий. Российское воинство всегда было сильно прежде всего своим моральным духом, патриотизмом, верностью долгу.
Необходимо отметить, что в эти годы отечественной истории термин "морально-психологическое обеспечение" в военно-научных трудах и практической работе командного состава почти не применялся. Однако, наши выдающиеся полководцы, военные теоретики, да и вся отечественная военная мысль в целом рассматривали морально-нравственный аспект в подготовке войск к боевым действиям не иначе как в единстве с другими проблемами: развитием военного оперативного искусства, вооружения, боевой техники, тыла и т.д.
|
Практическая деятельность в войсках по укреплению морального духа воинов во многом сводилась к морально-психологическому обеспечению в его современном понимании, т.е. к проведению мероприятий по формированию высоких духовно-нравственных, боевых и психологических качеств, необходимых для достижения победы в бою.
Мы находим подтверждение этому в указах Петра 1, трудах П.А. Румянцева, Г.А. Потемкина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова и других военачальников (ХШ век - первая половина XIX века).
Так, первый российский император и полководец Петр 1, создавая русскую армию, важную роль отводил формированию у воинов моральных качеств защитника Отечества. Он указывал, что все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент.
Важную роль для победы в бою он отводил дисциплине, сознательному отношению к военному долгу, безусловному выполнению приказов, повиновению командирам, личному примеру офицера, обеспечению солдатским пайком. Под руководством Петра 1 была разработана военная присяга и ряд указов.
Начиная с эпохи Петра 1, когда с образованием регулярной армии в России начал формироваться офицерский корпус, воспитание личного состава основывалось на положении, что русский солдат и матрос служат не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр 1 к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражается за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре, только ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".[9]
|
Большое влияние на направление воинского воспитания оказал русский полководец П.А. Румянцев. Исторические документы свидетельствуют о том внимании, которое он уделял нравственно-патриотическому воспитанию солдат и офицеров, привитию у них любви к Родине, чувства воинского долга и чести.
Честь офицерская и солдатская понимались Румянцевым как высшее проявление всех добродетелей военного человека. Он считал, что офицеры только тогда достойны звания Защитника Отечества, когда они "должность и ревность к службе и собственную свою честь в единственный вид и способ своего благополучия заключат"[10].
Взгляды П.А. Румянцева по вопросам воспитания воинов для выполнения боевых задач во многом совпадали с воззрениями фельдмаршала Г.А. Потемкина, который сумел максимально связать обучение и воспитание офицеров я солдат с потребностями боевой практики войск. Он требовал "обучать людей с терпением и ясно толковать способы к лучшему исполнению". Потемкин в своей деятельности по обучению и воспитанию войск стремился развивать у солдат смелость и решительность. При этом он предлагал использовать разнообразные стимулы, учредить специальную солдатскую медаль для поощрения за храбрость и мужество в бою.
|
Генералиссимус А.В. Суворов большое внимание уделял нравственно-патриотическому воспитанию солдат и офицеров, привитию у них любви к Родине, чувства воинского долга и честя, национальной гордости, уверенности в победе, взаимовыручки и дисциплины. Он высказал важные положения, касающиеся подготовки личного состава, и главное то, что успех в бою зависит не столько от числа, сколько от морального духа. В своем главном труде "Наука побеждать" Суворов писал: "Дисциплина - мать победы, а послушание - мать дисциплины", "Сам погибай, а товарища выручай", "Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решительному, справедливому, благочестиву"[11].
Суворов считал, что готовить войско нужно не к плац-параду, а к войне "со всяким неприятелем", а потому целью воспитательного процесса полагал привитие таких качеств, чтобы "всякой при всяком случае" был "бодр, смел, мужествен и на себя надежен".
Суворову удалось много достигнуть в улучшении системы воспитания и обучения войск благодаря тому, что он правильно понял и оценил национальные особенности русского солдата, способного проявлять чудеса храбрости и героизма, самоотверженно идти в бой за командиром, умеющим показать личный пример, проявляющим постоянную заботу о своих солдатах. А.В. Суворов, как никто другой мог мобилизовать все силы и средства для развития и внедрения в войска этих нравственных начал. В любом деле он начинал прежде всего с самого себя, с воспитания командира-воспитателя. Его личный пример с неотразимой силой действовал на солдат и офицеров. Ни Румянцев, ни Потемкин не имели такого влияния на личный состав, как Суворов, потому они, в отличие от Суворова, в основном только разрабатывали и направляли процесс воспитания и обучения войск. Суворову же, прослужившему семь лет в солдатском строю, удалось досконально изучить и понять душу российского солдата.
Суворов требовал от подчиненных самой широкой инициативы, направленной на достижение победы над врагом. Так, в период польской компании, он писал: "Спрашивать старших накрепко запрещаю; но каждому постовому командиру в его окружности делать... самому собою скорый и крепкий удар, под взысканием за малую деятельность". Суворов допускал "возражения низшего высшему, но с тем, чтобы оно делалось пристойно, наедине, а не в многолюдстве, иначе будет буйством; излишние рассуждения, свойственны только школьникам и способностей вовсе не доказывают - способность видна лишь из действий".
Для того времени подобное отношение к подчиненным было невиданным демократизмом и позволяло приобрести воину уверенность в себе, в своих силах и способности сокрушить любого врага. Эту уверенность Суворов воспитывал в своих подчиненных целенаправленной индивидуальной работой. "Каждый, - говорил Суворов, - шел через мои руки, и сказано ему было, что более знать ему ничего не осталось, только бы выученное не забыл. Так он был на себя и надежен - основание храбрости".[12]
Суворов постоянно стремился к всемерному поднятию национального чувства, развития его до степени национальной гордости. При этом он уже тогда понимал, что национальная гордость, национальное достоинство не могут существовать без чувства собственного достоинства гражданина. Чувство личного достоинства - основной камень для постройки достоинства национального. Без чувства собственного достоинства и неразрывно с ним связанный духовный автономии не может быть и подвига, ни высшего, ни иного.
Суворовские заветы нашли продолжателя в лице М.И. Кутузова. Чудеса мужества, героизма, отваги показал русский солдат в войне 1812 года, главным полководцем которой был фельдмаршал Кутузов. Прошедшие через горнило этой войны офицеры вынесли мысль о решающем значении моральной силы в победе над врагом. По убеждению М.И. Кутузова, субординация, дисциплина, бывшие стержнем воинского воспитания в армиях Западной Европы, "сколь ни велики... сами по себе, останутся бессильными тогда, когда не оживятся они тем воинским духом, который преоборяет все обстоятельства, не находит препон ни в каких предприятиях"[13].
Важный вклад в российскую военно-педагогическую науку внес П.С. Нахимов. Особенно ценил П.С. Нахимов силу личного примера как действенного средства воспитания. Во время обороны Севастополя он ежедневно приходил на бастионы, останавливался для отдачи приказаний и распоряжений на самых открытых и опасных местах. Делая это ежедневно в продолжении нескольких месяцев, адмирал вселял убеждение, что жертвовать собою для исполнения долга - дело самое простое, обыденное, и, вместе с тем, в каждом вселялась уверенность в своей собственной неуязвимости. Знаменитый флотоводец полагал, что из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последний есть вернейший.[14]
Значительный вклад в разработку роли морального фактора в войне внесли полководцы и военные теоретики второй половины XIX века Э.Ф. Свидзинскнй, М.И. Драгомиров, В.И. Дацевич, Н.Д. Бутовский, А.А. Тсрехов, Н.И. Мау, Н.Я. Шнеур, С.О. Макаров, М.Д. Скобелев и др.
Выдающийся военный деятель М.И.Драгомиров внес большой вклад в создание военно-педагогической школы обучения и воспитания, научную разработку и практическую реализацию теории моральной и психологической подготовки войск. Основной задачей воспитания он считал привитие боевого духа ("нравственной энергии"). Он писал: "Старайтесь прежде всего вкоренить в солдат чувство долга, развейте в его голове идеи чести и честности. укрепите и возвысьте его сердце... Выше всего стоит готовность страдать и умереть, т.е. самоотвержение... оно даёт силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви... В бою только тот бьёт, кто не боится погибнуть"[15].
Драгомиров четко очерчивал три стороны воинского воспитания: воспитание ума и воли, нравственное воспитание и физическое. Центром всей воспитательной работы он считал воспитание нравственное, справедливо полагая, что оно является стержневым в моральном факторе.
Великие русские полководцы стремились выяснить, найти ту силу, которая выводит воина к героическим подвигам или обращает его в бегство. Эффективно и умело использовал моральный фактор для достижения победы в бою М.Д. Скобелев, полководческий талант и боевые заслуги которого академия Генерального штаба оценила как равные суворовским. Генерал Скобелев прожил неполных 39 лет, девятнадцать из них провёл в боях и походах. За это время он участвовал в семидесяти сражениях. Его штурмы всегда заканчивались победами. Вот почему в 1882 году от академии Генерального штаба на могилу Скобелева был возложен венок с надписью: "Герою Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, полководцу, Суворову равному".[16]
Оценивая значение морального фактора в войне, Скобелев подчеркивал: "Несомненно, раз офицер подметил, что пульс части бьётся слабее, он обязан принять меры, во что бы то ни стало, к восстановлению духа части"[17].
Анализ действий генерала Скобелева показывает, что он прежде всего стремился вызвать боевое доверие к себе, а также любовь и преданность войск. Прибыв к незнакомым войскам, Скобелев принимал целый комплекс мер с тем, чтобы вызвать это доверие.
Скобелев хорошо понимал, что любовь и преданность войск заслужить крайне нелегко. В его поведении не было ни малейших поблажек, заискивания, фамильярности, которые всегда отзываются фальшью и легко распознаются подчиненными. Для Скобелева была характерна постоянная, действительная забота о нуждах и быте подчиненных, которая в сочетании с высокой, нередко жесткой требовательностью и справедливым, достойным вознаграждением за службу вызывали безграничную любовь подчиненных Безупречная же личная храбрость и умение вести войска к победе давали боевое доверие.
Сочетая заботу с требовательностью, Скобелев предлагал тем, кто не находит в себе сил для исполнения требовательности, удалиться из доблестных рядов отряда. Высокое воспитательное значение имела такая мера, как отстранение отдельных бойцов и целых частей от участия в бою.
Скобелев всегда признавая и хорошо понимал значение религии в боевых условиях. Это видно из его распоряжения о священниках перед движением через Балканы, где он говорит, что воздействие на религиозные чувства воинов может иметь место даже в таких обстоятельствах, когда уже и начальник и знамя части потеряют свое значение.
В Текинскую экспедицию все молитвы совершались с участием всего личного состава отряда и с максимальной торжественностью. Подготовка к каждому бою всегда включала общий молебен отряда.
Большой и достаточно разнообразной была работа по "восстановлению в памяти воинов куначества", боевых подвигов прошлого, или, как мы говорим сейчас, воспитания на боевых традициях.
Очень высоко ценил Скобелев и значение коллективно вырабатываемого мнения. Нередко перед боем он вызывал к себе командиров частей и выслушивал их предложения.
Исключительное значение придавал Скобелев и первому боевом; столкновению. Он считал, что пехота, отступившая в первом бою - потерянная пехота. И если первое боевое столкновение для его войск оказывалось невыгодным, то им принимались все меры для нанесения врагу тают потерь, чтобы инициатива снова оказалась в наших руках.
Полезными и поучительными являются меры, применяемые Скобелевым для восстановления в войсках боеспособности и дисциплины. Сам он считал, что меры эти зависят не только от обстановки, но главным образом от личности командира, его характера.
Но универсальной мерой, всегда срабатывающей в российской армии и доступной всем командирам, он считал обращение к строгой уставной требовательности. Это средство Михаил Дмитриевич и рекомендует всем офицерам, подчеркивая при этом, что применение его должно быть тем строже, чем ниже моральный дух и дисциплина войск, но во всех случаях оно должно быть применено "на коротках и без продолжительного пиления".
Исключительно важным считал Скобелев то, чтобы при любых видах боевых действий его войска не встречали для себя ничего нового, и выполняли боевые задачи, к которым были подготовлены, к которым привыкли, т.к. новизна отнимает у войск уверенность и спокойствие в их выполнении.
Вот почему мы видим в войсках Скобелева систему обучения в лесных, ночных, зимних условиях, форсированным маршам, т.е. то, что на современном языке называется действиями в особых условиях. Иными словами, он побеждал противника тем, чего у того не было.
Для укрепления морального духа войск Скобелев, как Суворов, стремился воздействовать на чувство национальной гордости, честное выполнение долга связывал с любовью к Родине. Имея богатый опыт, он видел, что боевая обстановка быстро вытряхивает из людей охотничий инстинкт, жажду приключений, стремление отличиться. Запас нравственных сил расходуется полностью и восполнить их, сплотить бойцов могут только чувства верности родине, отечеству, православной вере.
Существенное место в боевой деятельности Скобелева занимала работа по подрыву морально-психологических сил противника. Такая работа основывалась на "теории невозможного", Скобелев формулировал ей как принцип "Победить - значит удивить". Он удивлял противника, применяя неожиданные, мало знакомые ему способы боевых действий или же резким превосходством своей силы и неожиданностью. Скобелев удивлял врага неожиданными и стремительными атаками, иногда решительным изменением характера своих действий, т.е. неожиданным переходом от оборонительных, пассивных действий к сильному, активному отпору. Дерзость и боевое неуважение к противнику Скобелев показал демонстративным маршем своего отряда в окружении многотысячного войска противника. Этот марш угнетающе действовал на вражеских воинов.
История развития военной мысли в начале двадцатого столетия свидетельствует, что передовые представители русской армии продолжали на практике отстаивать положения о решающей роли нравственной силы на войне. "Там, где человек любит свою Родину, любит свою часть, - подчеркивал М.И. Драгомиров, - там он не задумывается жертвовать собой для их блага".[18]
Генерал Михневич считал, что "духовное начало на войне имеет даже преобладающее значение''.[19]
Крупный военный теоретик А.А. Незнамов большое внимание уделял нравственному фактору в подготовке к войне. Дух воинов, способность к самопожертвованию ставились им чрезвычайно велико. Русско-японская война поставила новые проблемы перед военной теорией и практикой, потребовала пересмотра взглядов на вопросы воинского долга, чести, взаимоотношений между солдатами и офицерами. Изучение опыта войны было проникнуто искренним желанием извлечь правильные уроки, найти основные причины поражения русской армии и флота. Вскрывая недостатки в обучении и воспитании войск, передовые офицеры призывали учить армию тому, что необходимо на войне. "Обучение действиям войск в бою - вот цель, к которой должно всё стремиться и с которого должно всё сообразовываться..." - писал А.А. Незнамов.
Это мы находим также в трудах военных теоретиков того периода М.Д. Бонч-Бруевича, П.И. Изместьева, Д.П. Карского, Д.Н. Трескина, М.С. Галкина, Н.Н. Головина и других.
Так например М.С. Галкин в работе "Новый путь современного офицера" (1906 г.) отмечал, что для победы армии необходимы:
• Преданность Родине до самоотвержения, это составляет долг по отношению к Родине.
• Дисциплина....
• Вера в нерушимость (святость) приказания.
• Храбрость (решительность, неустрашимость)....
• Решимость безропотно переносить труды, холод, голод и нужды солдатские.
• Чувство взаимной выручки, т.е. "сам погибай, а товарища выручай".
"Каждая воинская часть, - писал далее он, имеет известные традиции, боевого и мирного времени они, так сказать, создают физиологию части, т.е. каналы, по которым направляются поступки. В них отражается результат воспитания войск...".[20]
В этот период российской истории военные ученые уделяют значительное внимание проблемам психологии. Участник русско-японской войны П.П. Изместьев, писал: "Современная тактика требует не только от начальника, но и от рядового бойца знания, инициативы и умения воздействовать на других - словом, тактика ныне сделалась более психологической... Воспитывая отдельного человека, нам... необходимо считаться и с психологией масс...". В работе "Из области военной политики" он подчеркивал, что "если Наполеон отводил на войне моральному элементу 3/4 всего успеха, то ныне этот моральный элемент имеет ещё большее значение. Успех ныне зависит именно от морального элемента".[21]
Ценные мысли по проблемам МПО мы находим в трудах крупного военного ученого ДЛ. Парского. Его рассуждения[22] о мерах по подъёму морального духа войск в бою, значимости боевых традиций и личного примера офицера, "установление товарищества в бою" и другие актуальны и сегодня.
Закон зависимости хода и исхода войны от соотношения морально-психологических возможностей воюющих сторон не только признавался на словах, но и являлся руководством к действию для всего офицерского корпуса России, Талантливый учёный профессор Н.Н. Голвин в своей работе "Искусство боя" писал: "Великими практиками военного искусства давно установлен закон главенствующего значения духовного элемента в бою. Это можно сказать, избитая истина".
С момента создания регулярной российской армии вплоть до революции 1917 года основу формирования у личного состава духовно-нравственных и психологических качеств составляли идеи православия, самодержавия и народности, воплощённые в призыве "За веру, царя и Отечество", под которым воины шли в бой. Идеи православия, самодержавия и народности связывали воедино весь процесс подготовки воина к защите Отечества, самоотверженному поведению в боевой обстановке. Важную роль в этом играла религия. Религиозные идеи и суждения, искусно передаваемые народным массам оказывали огромное духовное и психологическое воздействие на сознание воинов армии. Их сила заключалась в том, что они соединили в себе идею православия и царя-самодержца с призывами защиты Отечества, что в сознании воина неизбежно воплощалось в понятную для него необходимость защищать от врагов свою страну, свой дом, свою землю и свою семью.
При изучении опыта российской армии в дореволюционной России по морально-психологическому обеспечению боевых действий необходимо учитывать, что главенствующая роль отводилась нравственному воспитанию. Психологической подготовке уделялось меньше внимания, что объяснялось тем, что сама наука психология в то время была относительно молодой и неразработанной. Однако эмпирически полководцы и военачальники выходили на решение проблем психологической закалки войск, стремились понять психологию солдата и офицера, воспитать у личного состава самоотверженность и решительность в атаке, стойкость в обороне, подготовите воина для достижения победы над врагом. Именно поэтому русский солдат всегда проявлял героизм, самоотверженность, преданность Отечеству, беззаветную храбрость, стойкость и выносливость. Недаром прусский король и полководец Фридрих II говорил, что русского солдата мало убить, его ещё надо повалить.
В целом система моральной и психологической закалки личного состава базировалась на передовых традициях и национальных особенностях русского народа и обеспечивала высокий моральный дух и психологическую стойкость воинов.
К 1917 году военная мысль России располагала солидными теоретическими и практическими наработками в морально-психологической области военного дела. На этой основе формировались дисциплинарные, административные и боевые навыки офицерского состава, воинские традиции.