В Чечне
Впервые после окончания Великой Отечественной войны Российской армии пришлось вести крупномасштабные боевые действия на значительной части своей территории, сражаться не с внешним агрессором, вторгшимся в нашу страну, а с незаконными вооруженными формированиями. Ничего общего с общепринятыми не имели методы и способы вооруженной борьбы. применяемые этими формированиями: нападения из-за угла, террористические акты, захваты заложников, использование наемников, тактика "живого шита", покушения на военных и государственных руководителей и др...
Все эти и другие особенности операции предъявляли исключительно высокие, во многом специфические требования к профессиональной подготовке, боевой выучке и тактической грамотности российских воинов. Вместе с тем, они заставляли командный состав, штабы, воспитательные структуры Российской армии уделять самое пристальное внимание морально-психологическому обеспечению боевых действий, формированию у воинов морально-политических, психологических и боевых качеств, позволяющих им успешно выполнять задачи операции в своеобразных социально-политических, национальных и военно-стратегических условиях региона.
В оcнове работы по морально-психологическому обеспечению боевых действий Российской армии в ходе операции лежала идея восстановления в Чеченской Республике конституционного порядка, сохранения территориальной целостности России на базе формирования у воинов патриотического сознания, любви к своему Отечеству, верности присяге и воинскому долгу, готовности к проявлению мужества, отваги и героизма в бою, к выполнению боевого приказа. Эта центральная идея морально-психологического обеспечения конкретизировалась, уточнялась в зависимости от этапов операции особенностей полученной боевой задачи.
|
Так, в период подготовки к операции главное внимание обращалось и. уяснение каждым военнослужащим необходимости и законности привлечения военной силы к разоружению в Чечне незаконных вооруженных формирований и установлению там конституционного порядка, формирование у личного состава убежденности в справедливости дела, за которое им предстояло сражаться на чеченской земле.
В ходе подготовки к боевым действиям во всех соединениях, частях и подразделениях Объединенной группировки федеральных войск были определены мероприятия по их морально-психологическому обеспечению, предусматривавшие проведение разнообразной идейно-воспитательной и организационной работы на всех этапах операции с учетом ее характера, содержания и задач. Мероприятия по морально-психологическому обеспечению обычно включались в суточные планы боевой подготовки.
Для разъяснения личному составу цели и задач операции, законности ввода российских войск в Чеченскую Республику использовались разнообразные формы и методы воспитательной и информационной работы: групповые и индивидуальные беседы, боевые листки, листки-молнии, печать, наглядная агитация, радио и др.
Была налажена система боевого информирования. Ежедневно в отделениях, экипажах, расчетах проводились 15-20 минутные информации. Большая разъяснительная работа проводилась вокруг обращения Президента России к гражданам страны от II декабря 1994 г., в котором раскрывались причины ввода федеральных войск в Чеченскую Республику, их цели и задачи.
|
К проведению работы в боевой обстановке готовились воспитательные структуры частей и соединений. Были приняты меры по их укомплектованию опытными кадрами. С офицерами-воспитателями проводились семинары, обмены опытом, инструктажи.
Им оказывалась помощь в планировании и организации работы в боевых условиях. Готовилась материально-техническая база, проверялась укомплектованность полевых клубов, налаживалось снабжение подразделений газетами, подбирались ротные библиотеки.
Офицеры воспитательных структур разрабатывали и направляли в части и подразделения различные информационные материалы, которые впоследствии использовались в работе с личным составом. Значительное место отводилось совершенствованию боевой выучки частей и подразделений, их способности вести активные боевые действия, развитию у воинов психологической устойчивости, готовности смело и решительно действовать в сложной и опасной для жизни обстановке. Особое внимание уделялось переводу сознания воинов с мирного на военный лад.
На занятиях и тренировках отрабатывались действия личного состава в бою, при этом стремились создать условия близкие к боевым путем постановки различных вводных, усложняющих обстановку и заставляющих солдат проявлять инициативу, смекалку и сообразительность. На этапе выдвижения войск к Грозному свою главную задачу командиры, штабы, воспитательные структуры видели в морально-психологическом обеспечении своевременного прибытия частей и подразделений в назначенные районы, поддержания в пути следования крепкой воинской дисциплины, организованности, высокой бдительности, боевой настороженности и готовности к предстоящей встрече с противником.
|
Накануне марша с командирами подразделении, офицерами воспита-. тельных органов, боевым активом были проведены короткие инструктивные совещания. Основные усилия сосредоточивались на работе с личным составом непосредственно во взводах, отделениях, расчетах и экипажах. Воинам разъяснялись задачи марша, их обязанности, сигналы оповещения и порядок действия по ним. Особое внимание обращалось на работу с водителями боевых и транспортных машин, повышение бдительности воинов, соблюдение требований дисциплины и мер безопасности, недопущение беспечности и неорганизованности, предотвращение травматизма, обморожения, отравления угарным газом и т.п.
Непосредственно на марше командиры, заместители но воспитательной работе осуществляли постоянный контроль за действиями личного состава. Во время коротких остановок и привалов доводили до воинов обстановку в Чеченской Республике, разъясняли решения российского правительства, поставленную задачу. Путем непрерывного личного общения с военнослужащими они укрепляли их моральный дух, уверенность в свои силы и возможности боевой техники и оружия, психологически готовили личный состав к боевому соприкосновению с дудаевскими вооруженными формированиями.
Существенные изменения.в содержании морально-психологического обеспечения были внесены после того.. когда уже на этапе выдвижения наши поиска встретили ожесточенное сопротивление как со стороны незаконных военных формирований, так и со стороны части местного населения. В этих условиях работа командиров, штабов, воспитательных структур с личным составом все больше и больше стала приобретать черты, характерные для сложной и напряженной боевой обстановки с применением мотострелковых пастей, воздушно-десантных войск, морской пехоты, различных видов тяжелого вооружения, фронтовой и армейской авиации.
Большая и напряженная работа по морально-психологическому обеспечению проводилась в ходе ожесточенных боев по освобождению от незаконных вооруженных формирований столицы Чеченской Республики города Грозный. Особое внимание обращалось на уяснение личным составом особенностей ведения боевых действий в крупном населенном пункте. Исходя из опыта штурма Берлина в годы Великой Отечественной войны и учитывая неизбежность ожесточенного сопротивления противника на улицах города, командование Объединенной группировки войск пришло к выводу о необходимости создания специальных штурмовых групп и отрядов, которые должны были взламывать оборону противника, вклиниваться в нее, разрывать на отдельные, изолированные участки, тем самым создавая благоприятные условия для действия основных сил.
Готовились к работе с личным составом и воспитательные структуры. Были подготовлены и разосланы в войска краткие распоряжения по морально-психологическому обеспечению. С боевым активом проводились инструктивные занятия. Создавалась система боевого информирования воинов о действиях своих войск и противника, разрабатывался порядок донесений о морально-психологическом состоянии личного состава. Офицеры воспитательных структур были распределены по штурмовым группам и отрядам.
Накануне штурма Грозного в частях, наступающих на главных направлениях, прошли краткие митинги, на которых воины давали обещания действовать в бою смело и решительно, оказывать поддержку своим боевым товарищам, проявлять инициативу и выполнить приказ командования. Личному составу штурмовых групп и отрядов разъяснялись их конкретные боевые задачи, маршруты наступления, особенности объектов, подлежащих захвату.
В ходе боевых действий по овладению городом на первое место в работе с личным составом выдвигалось такое испытанное средство влияния на военнослужащих, как личный пример командиров и начальников, офицеров штабов и воспитательных структур. Умелыми, инициативными действиями, проявлением мужества и отваги офицеры наглядно показывали подчиненным как надо выполнять воинский долг, решать поставленную задачу и, тем самым, увлекали за собой бойцов, укрепляли их моральный дух, усиливали уверенность в неминуемости победы.
Командиры, офицеры-воспитатели придавали большое значение обобщению передового опыта боевых действий, доведению его до всего личного состава, популяризации героических подвигов воинов, своевременному преставлению к правительственным наградам солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, отличившихся в боях.
Большое значение придавалось таким важным участкам работы, от которых в значительной степени зависел моральный дух и боевой настрой войск, как преодоление возможной морально-психологической и физической усталости личного состава после тяжелых напряженных боев, забота о материально-бытовом обеспечении военнослужащих, организация своевременной эвакуации с поля боя раненых и убитых, медицинское обслуживание воинов, создание необходимых условий для отдыха и досуга и др. Все эти и другие вопросы постоянно находились в центре внимания командиров, штабов, офицеров воспитательных структур.
Определенное место в ходе операции занимала организация и проведение противодействия информационно-пропагандистским диверсиям, а также мероприятия по морально-психологическому воздействию на личный состав незаконных вооруженных формирований и население Чеченской Республики. Значительная работа по морально-психологическому обеспечению войск проводилась и на последующих этапах операции после освобождения Грозного и при ведении боевых действий в предгорных районах Чечни.
В целом работа командиров, штабов, офицеров-воспитателей по морально-психологическому обеспечению боевых действий российских войск в Чечне сыграла важную роль в мобилизации личного состава на выполнение поставленных боевых задач. В войсках удалось обеспечить необходимый моральный дух, психологическую стойкость и боевой настрой личного состава. Несмотря на огромные нравственно-психологические и физические нагрузки, большие потери в личном составе и боевой технике, офицеры, сержанты, солдаты стойко сражались с противником, о чем свидетельствуют многочисленные примеры мужества, отваги, героизма и самопожертвования в бою. Было немало случаев, когда в тяжелые минуты боя, воины, рискуя собственной жизнью, прикрывали выход из окружения своих товарищей, выносили с поля боя раненых, вызывали огонь на себя, совершали другие героические подвиги.
Результативность работы по морально-психологическому обеспечению боевых действий подтверждается и данными социологических исследований. Так, если в частях, прибывших в Чечню на доукомплектование Объединенной группировки войск только 20% личного состава поддерживало силовые методы по наведению там конституционного порядка, то через некоторое время, особенно после активного участия в боях, такой точки зрения придерживалось уже более 50% воинов, что в определенной степени было следствием проводимой в войсках воспитательной работы.
Активная воспитательная работа сказывалась и на настроении личного состава, сплочении воинских коллективов, укреплении войскового товарищества, Так, 84% опрошенных воинов заявило, что после боев в г. Грозном у них укрепилась вера в свои душевно-нравственные силы и боевое мастерство, 47% опрощенных заявили, что в трудную минуту боя они могут положиться на своих боевых товарищей, тогда как до начала боёв такоё точки зрения придерживалось 13% военнослужащих.[32]
Из этого следует, что командиры и должностные лица органов воспитательной работы должны постоянно отслеживать динамику основных мотивов действий военнослужащих, способствовать формированию у подчиненных адекватных складывающейся обстановке эффективных побудителей и регуляторов боевой деятельности.
Исследования, проводимые во время военных конфликтов в Афганистане и Чечне, показывают, что мотивы боевых действий воинов зависят от социально-политических условий в которых проходит боевая деятельность войск.
Так, если на первом этапе боевых действий наших войск в Афганистане (1979-1985 г.г.) преобладающими мотивами активного поведения военнослужащих были патриотизм, интернационализм, братская помощь афганскому народу, то после 1985 года, с началом социально-политического расслоения общества, основными побудителями боевой активности стали: воинский долг, боевое товарищество, уважение к командирам и др.
Изучение показывает, что в Чечне основными мотивами боевых действий воинов чаще выступали: воинский долг, коллективизм, чувство мести, а также стремление выполнить боевую задачу, приказ командира.[33]
Вместе с тем в деятельности командиров, штабов, воспитательных структур по морально-психологическому обеспечению боевых действий федеральных войск в Чечне было немало недостатков и просчетов.
Многие из недостатков объяснялись крайне ограниченными сроками подготовки войск к такой сложной, к тому же впервые проводимой российскими войсками, операции. По существу войска не были полностью готовы к боевым действиям такого масштаба. Приходилось завершать подготовку в ходе выдвижения к Грозному и нередко в бою, что неизбежно приводило к большим потерям и отрицательно сказывалось на качестве выполнения боевых задач и морально-психологическом состоянии войск.
Одна из основных причин недостатков в морально-психологическом обеспечении войск состояла в том, что положенная в его основу идея восстановления силовым методом конституционного порядка в Чечне и защиты территориальной целостности России из-за целого ряда субъективных и объективных причин, несмотря на ее правильность по содержанию, была недостаточна понятна воинам и не обладала необходимым мобилизующим потенциалом. Поэтому командирам, офицерам-воспитателям приходилось затрачивать огромные усилия для разъяснения воинам содержания этой не всегда понятной, порой и далекой от их повседневных забот, идеи, что в конечном счете отрицательно сказывалось на осознании ими необходимости применения силы в Чечне.
Как показывают социологические исследования, в некоторых частях к началу боевых действий около 80% личного состава не было убеждено в необходимости наведения силой конституционного порядка в Чечне. Не все обстояло благополучно с психологической готовностью войск к операции. Личный состав не ожидал ожесточенного сопротивления со стороны противника и морально был не готов к тяжелым кровопролитным боям. Войска готовились к легкой и быстрой победе.
Слабым местом в деятельности командиров, штабов, воспитательных структур была организация работы по противодействию информационно-пропагандистским провокациям. Недостаточно активно осуществлялось морально-психологическое воздействие на местное население и личный состав вооруженных формирований.
Опыт боевых действий объединенной группировки федеральных войск в Чеченской республике убедительно показал, что морально-психологическою состояние сражающихся войск в огромной степени зависит от духовно нравственного состояния всего общества, от поддержки армии народом, общественными организациями, средствами массовой информации, от степени понимания и одобрения обществом целей и задач, которые в бою решают Вооруженные силы.