Современный зарубежный опыт морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боевых действий




Военно-политическое руководство НАТО считает, что боеспособность и морально-боевой потенциал вооруженных сил Североатлантического союза определяется не только качеством вооружения и боевой техники, уровнем обученности и профессионализма военнослужащих, но также их моральным духом, психологической устойчивостью, на поле боя, степенью мотивации, внутренней убежденностью в правоте своего дела, сознательной готовностью к действиям в экстремальных ситуациях, безусловному и четкому выполне­нию боевых задач.

Морально-психологическое обеспечение[34] подготовки и ведения бое­вых действий рассматривается руководством США в качестве неотъемлемо­го слагаемого боеспособности вооруженных сил каждой из стран участниц Североатлантического союза.

Под морально-психологическим обеспечением понимается комплекс мероприятий, направленных на достижение и поддержание необходимого уровня боевой подготовки, формирования у военнослужащих морально-политической готовности к ведению войны, на выработку у них требуемых морально-боевых качеств и достаточной психологической устойчивости для достижения победы в боевых действиях.

Структура морально-психологического обеспечения включает в себя две составляющие:

• морально-политическая подготовка;

• психологическая подготовка (см. рис. 1.1)

Решением задач, связанных с практическим использованием "человеческого фактора", с морально-политической и психологической под­готовкой военнослужащих, в армиях НАТО занимаются, наряду с команди­рами всех степеней, соответствующие организационные структуры и специ­альный аппарат с широким спектром специфических задач. В вооруженных силах большинства стран Североатлантического союза сложилась и эффек­тивно функционирует разветвленная система воспитательной работы со все­ми категориями военнослужащих. По содержанию и направлению своей дея­тельности, формам и методам практической работы, а также в организацион­ном отношении все эти структуры во многом универсальны и в известном смысле наднациональны.

В сфере организации практического функционирования всего комплек­са морально-психологической подготовки можно выделить некоторые черты и особенности, свойственные большинству стран НАТО. К ним, в частности, относятся: наличие соответствующего аппарата практически во всех звеньях организационного строения вооруженных сил (от главных штабов до бригад­ного и батальонного звена), весьма значительное и видное место, занимае­мое этим аппаратом в структурах управления ВС, разветвленность и строгая подчиненность соответствующих служб и органов, наличие у них мощной материальной и финансовой базы в сочетании с многочисленным и высоко­квалифицированным кадровым составом, целенаправленность и размах их деятельности; комплексный подход к решаемым задачам; неразрывное един­ство процесса обучения и воспитания; продуманность и четкость в организа­ции практической работы и т.д.

 

  Уровень морально-психологической подготовки к ведению войны    
Воинские подразделения

   
Офицерский состав     Рядовой и сержантский (унтер-офицерский) состав
   
Психологическая подготовка    
     
Морально-психологическое обеспечение
Оперативная и

боевая подготовка

 

  Морально-психологическая подготовка
   
  Цели и содержание подготовки личного состава ВС    
   
  Предназначение и задачи ВС основных стран НАТО    
                 

 

Рис. 1.1. Структура морально-психологического обеспе­чения подготовки и ведения боевых действий

 

Во многом сходны и основные элементы организационного строения системы морально-психологического обеспечения армий НАТО. Так, в воо­руженных силах США значительная часть задач в области морально-психологической подготовки возложена на службу информации и связей с общественностью, в бундесвере аналогичными проблемами занимается пре­имущественно так называемая система "внутреннего руководства", в воору­женных силах Великобритании и Франции - соответственно служба просве­щения и служба информации и общественных связей. Помимо этих служб в структурах, отвечающих за работу с личным составом, есть и другие звенья, выполняющие свои специфические задачи. К их числу можно отнести службу военных священников (капелланов), а также специальные органы или от­дельные звенья в штабных структурах различных уровней, ведающие вопро­сами социальной защиты военнослужащих, организации быта и досуга:

Не меньше аналогий и общих особенностей можно обнаружить, рас­сматривая систему морально-психологической подготовки в вооруженных силах Североатлантического союза с точки зрения содержания ее деятель­ности.

В нем выделяются следующие направления:

• формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств;

воспитание у них патриотизма;

• формирование и развитие у личного состава положительной мотивации к воинской службе;

• морально-психологическое воспитание военнослужащих;

воспитание у них;

• физическое воспитание личного состава и др.

Как известно, способом существования и выражения содержания вос­питания выступает ее форма, которая находится в прямой зависимости от его сущности.

К основным формам воспитательной работы в вооруженных силах США относятся:

• еженедельные групповые занятия по программам: "Командной инфор­мации", "Морального наследства и человеческого самосовершенствования", "Равных возможностей" и др.;

• занятия по так называемому в войсках "Курсу выживания";

• религиозные мероприятия ("Час капеллана", богослужения индивидуальные пасторские беседы и т.д.);

• празднование дня вооруженных сил США.

Следует подчеркнуть, что важнейшей формой воспитания американ­ских военнослужащих являются занятия по программе "Командная инфор­мация". Характерная особенность: их предписано проводить лично команди­ру подразделения. Кроме того, на этих занятиях обязательно присутствие всего личного состава, включая офицеров. Они проводятся со всеми катего­риями военнослужащих в форме свободного обмена мнениями не реже 1 раза в неделю по 1 часу. Их основные темы: "Долг, честь, страна", "Вооруженные силы на службе нации" и др..

К занятиям по программе "Моральное наследство и человеческое само­усовершенствование", помимо командиров частей и подразделений, привле­каются военные капелланы. В месяц выделяется 7 часов, в том числе одно занятие в течение часа, на котором разбираются модели поведения военнослужащих в различных ситуациях, а 6 часов - для собеседований по основным вопросам.

Целью программы "Равные возможности" является ослабление противоречий в вооруженных силах на национально-рассовой почве, а также по признаку пола и происхождения. Руководителю занятия по этой программе рекомендуется: "осуждать открытую дискриминацию тех или иных категорий, пренебрежительные клички, оскорбительные анекдоты на расовые и на­циональные темы, воспитывать у командиров всех степеней чувство "справедливого" отношения к своим подчиненным независимо от расы, ве­роисповедания, цвета кожи, пола или национальности, популяризовать вклад представителей различных национальных меньшинств в вооруженные силы США" и т.д.

Анализ показывает, что главной формой воспитательной работы в аме­риканской армии является индивидуальная работа. Например, данные сви­детельствует, что около 75% времени капеллана уходит на личное общение с военнослужащими.

В процессе воспитательной работы в вооруженных силах США исполь­зуются самые разнообразные методы: убеждение, внушение, пример, мо­ральное и материальное стимулирование, принуждение.

Что касается конкретных форм и методов воспитательной работы в вооруженных силах НАТО, то и в этой сфере наблюдается высокая степень унификации и единообразия. Сходная организационная структура аппарата и органов воспитания, однотипность целей и задач, содержания и основных направлений их деятельности в определенной степени нивелирует практиче­скую работу с личным составом, способствует широкому распространению устоявшихся и апробированных форм и методов, используемых во всех арми­ях НАТО. С другой стороны, живая практика этой работы, ее конкретные проявления достаточно разнообразны, что обусловлено многими факторами, в том числе сложившимися традициями, национально-психологическими особенностями, спецификой учебного процесса и т.п.

Рассмотрим систему морально-психологического обеспечения подго­товки и ведения боевых действий в США.

В обшей системе мер по поддержанию боеспособности и боеготовно­сти вооруженных сил США видное место занимает процесс комплексного обучения и воспитания военнослужащих. Военно-политическое руководство США исходит из того, что умелые действия командиров и рядового состава на поле боя, их высокий профессионализм и психологическая готовность к активным боевым действиям могут компенсировать любое преимущество противника и сыграть решающую роль в достижении успеха.

Американская военная социология и психология, исследуя проблемы морального духа армии, неоднократно подвергала корректировке свои основ­ные мировоззренческие позиции. Доминирующей остается т.н. синтетическая модель определения морального потенциала армии, которая, не умаляя роль технологического фактора, приоритетным все же считает развитие физиче­ских и духовных сил солдата, являющегося "главной ударной силой на поле боя" и "высшей ценностью армии". В этой связи военные эксперты США призывают командиров армии США "приумножать не технологии, а факторы и традиции, укрепляющие главную силу армии – веру, профессионализм и волю к победе".

Именно в ходе учебно-воспитательного процесса и формируются мо­рально-боевые качества военнослужащих, составляющие важный элемент боевого потенциала ВС США. Процесс морально-психологической подготов­ки носит комплексный и всеобъемлющий характер и осуществляется как ко­мандирами, так и специальным аппаратом по многим направлениям. Основными из них являются следующие: морально-политическая подготовка (воспитательная работа) и психологическая подготовка военнослужащих.

Морально-политическая подготовка личного состава представляет со бой сложившуюся систему взаимосвязанных мер идеологического характера, направленных на интенсивное и прочное внедрение в сознание военнослу­жащих господствующей идеологии, взглядов руководства страны на цели войны, а также на обеспечение высокой морально-нравственной готовно­сти личного состава к ведению боевых действий в любых условиях. Основой морально-политической подготовки является общенациональная идея: "Америка - превыше всего", а также пропаганда идей "атлантизма", которые провозглашают единство стран НАТО на основе общности судеб, моральных ценностей, религиозных идеалов, близости цивилизаций. В комплексе идей "атлантизма" важное место занимает признание руководящей роли США.

Пропаганда идей "атлантизма" поднимает уверенность в крепости со­юзнических отношений в блоке и тем способствует единству союзников и морально-психологической устойчивости личного состава.

Морально-политическая подготовка жестко связана с организацией ма­териального обеспечения, с мерами материального и морального поощрения военнослужащих, с социальным обеспечением их семей.

На систему морально-политической подготовки возложены следующие основные задачи:

• Внедрение в сознание военнослужащих убеждений о подлинно демо­кратическом характере своих государств и его институтов, превосходстве их моральных ценностей над остальным миром, важности Вооруженных Сил для защиты интересов стран НАТО. По мнению зарубежных идеологов, личный состав должен быть твердо убежден, что отстаивая интересы госу­дарства с оружием в руках, он выполняет волю нации, защищает ее права, мир и свободу. Лишь при наличии такой убежденности морально-психологическая подготовка личного состава может дать требуемые резуль­таты.

• Пропаганда идей о наличии военных угроз США и другим странам НА­ТО, формирование образа врага. США присваивают себе права единолично решать международные вопросы военным путем. Одновременно с этим воен­нослужащим внушается идея моральной обоснованности любых действий в бою с врагом, ложная убежденность в правоте своих поступков.

• Выработка у всех категорий военнослужащих способности противостоять "психологическому воздействию" противника, которое рассматривается как важный негативный фактор, существенно влияющий на моральную го­товность войск к войне.

Видные учение и практики зарубежных армий полагают, что высокая морально-политическая подготовка войск строится на следующей формуле: "Для того чтобы победить:

1 - индивид должен верить в себя

2 - армия должна верить в свои силы;

3 - армия должна верить в своего командира;

4 - армия должна верить в свою страну;

5 - армия должна верить в дело своей страны".[35]

Морально-политическая подготовка включает в себя:

государственно-правовое;

национально-патриотическое;

духовное;

• воинское воспитание.

Государственно-правовое воспитание имеет целью привитие военно­служащим чувств верности народу и стране, ее конституции и национальным интересам, президенту и его администрации, а также вооруженным си лам США, стоящим на страже всех этих ценностей.

Национально-патриотическое воспитание, логически вытекая из госу­дарственного, делает акцент на выработку у военнослужащих чувств и сте­реотипов в духе превосходства англосаксонской расы, величия и неповтори­мости национального характера американцев, исторической исключительно­сти Соединенных Штатов и "благородной исторической роли" ВС США в мире. Американский патриотизм, по мнению многих социологов Запада, отличается тем, что он направлен не на территорию проживания, не на людей, а на систему идей, касающихся общественной жизни. Поэтому вместо упот­ребления таких понятий, как "Родина", "Отчизна" чаще выделяются слова "эта страна", "Америка", "американский образ жизни". Во многом это объ­ясняется тем, что Америка, пройдя относительно короткий путь развития, представляет собой сплав многих наций, нашедших здесь свою родину. В ре­зультате такого воспитания вырабатывается особая чувствительность к на­циональному престижу, ко всему американскому, верность своей стране не­зависимо от того, права она или нет.

Усиленная "американизация" мировоззрения нередко находит свое вы­ражение в национальном бахвальстве с присущим ему неуважением к зако­нам, традициям, культуре и правилам общежития народов других стран.

С этим связано также и то, что американский патриотизм твердо зиж­дется на силе, в первую очередь военно-экономической. Характерно, что оче­редной всплеск патриотизма в США произошел именно после успешных де­монстраций военной силы на Гренаде, в Панаме и в Персидском заливе. Во­енные психологи США в этой связи подметили, что впервые за послевоенные годы патриотизм был назван в числе четырех основных мотивов побуждаю­щих американца наниматься в армию. В тот же период зарегистрировано и самое большое число американских военнослужащих, выразивших желание продлить сроки службы в ВС.

Особое место в воспитании патриотизма занимает военная история США и боевые традиции. "Чтобы стать патриотом, - говорится в инструкции армии США по формированию характера, - нужно изучить историю и тради­ции ВС, осознать силу демократии своей страны, ставить интересы страны нише своих личных интересов". Такими традициями, имеющими воспита­тельное значение, справочник офицера армии США считает следующие: служение народу, умение до конца выполнять поставленную задачу, постоянное руководство подчиненными, верность данному слову, преданность, дисциплинированность, товарищество, боеготовность, забота о солдатах, джентльменское поведение, неучастие в политике.

Духовное воспитание играет решающую роль в формировании мораль­но-нравственного облика военнослужащих. Как отмечается в одном из ар­мейских наставлений, "в современной войне успешно выполнять свои задачи может лишь тот солдат, который хорошо подготовлен не только в военном отношении, но и убежден в целесообразности своего участия в боевых дей­ствиях, уверен в победе и готов действовать во имя ее достижения". Эта же мысль подчеркивается и в полевом уставе армии США: "Успех в войне зави­сит прежде всего от человека. Он по-прежнему остается основным орудием войны..."

Духовное руководство военнослужащими реализуется также через ре­лигиозное воспитание. В соответствующих наставлениях четко указывается на необходимость "обеспечить религиозную и духовную поддержку личного состава, направленную на повышение его готовности защищать Америку и ее союзников". Для этого в ВС США имеется достаточно прочная социальная база: число верующих (вместе с членами семей и гражданскими служащими) составляет 2 млн. человек. Абсолютное большинство верующих военнослу­жащих исповедует христианство, из них 66% являются протестантами (баптисты, лютеране, пресвитериане и др.), 32% - католиками. Военнослу­жащие, исповедующие иудейскую и другие нетрадиционные религии, со­ставляют 2%. Всего же в список действующих в ВС США включено 130 ре­лигий, религиозных групп и движений.

Важная роль в духовном воспитании принадлежит капелланам. Ка­пелланы традиционно играют исключительно важную роль в системе воспи­тания военнослужащих. Не случайно видный полководец Второй Мировой войны Д. Эйзенхауэр заявлял, что хороший военный священник стоит больше, чем вес его самого в золоте.

В уставах американских вооруженных сил отсутствует четкое опреде­ление обязанностей капеллана. Причиной этого является сам характер его работы. По мнению военных теоретиков США в обязанности капеллана вхо­дит "все" и "вся", т.е. он выполняет свои задачи во всех сферах жизнедея­тельности воинского коллектива. Вот только некоторый их перечень: ока­зание помощи военнослужащим в удовлетворении их духовных потребно­стей, проведение регулярных богослужений, поддержание сплоченности и морального духа среди личного состава, разрешение конфликтных ситуаций, информирование командира о настроениях его подчиненных, предотвраще­ние самоубийств, профилактика алкоголизма и наркомании, посещение боль­ных и раненых, забота о семьях военнослужащих и т.п.

Основными формами работы священников являются:

• индивидуальная работа с военнослужащими. Около 75% времени капел­лана уходит на личное общение с военнослужащими;

• проведение церковных богослужений, отправление религиозных обря­дов, участие в проведении военных праздников;

• проведение так называемых занятий "о смысле жизни", иными словами по вопросам религиозной морали и нравственности;

• руководство группами верующих солдат по изучению религиозной лите­ратуры;

• групповые беседы с солдатами на религиозные темы и по текущим во­просам.

Военные священники, по существу, выполняют функции консультан­тов-социологов при командирах частей.

Воинское воспитание призвано способствовать подготовке солдата. готового несмотря ни на какие опасности и лишения, выполнить свой долг на поле боя. В основе такого воспитания лежат типизированные правила поведения, принимаемые военнослужащими как единственно возможные. По мнению известного американского психолога Ч. Москоса, в число этих нрав­ственных ценностей входят: чувство долга, профессиональная готовность к самопожертвованию, храбрость, дисциплинированность, честность.

Большое значение для морально-политической подготовки имеет про­паганда "воинских доблестей" союзников по НАТО, в том числе подвигов, совершенных в локальных войнах последних лет (Вьетнам, Гренада, Фолк­лендские острова, Ирак, Югославия и др.). Одновременно, как образцы вы­полнения служебного долга и боевого мастерства, прославляются действия экипажей самолетов американских ВВС, сбросивших атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, применявших химические средства против мирного населения Вьетнама. С помощью такой идеологической ра­боты снимается с военнослужащих моральная ответственность за совершен­ные им преступления.

Качественное выполнение задач воинского воспитания в ВС США достигается за счет комплексной реализации целого ряда программ, систем принципов, правил и требований, регламентирующих жизнедеятельность войск. Прежде всего это осуществляется путем достижения единства процесса обучения и воспитания. С этой целью широко используются различные комплексные программы, несущие не только учебную, но и воспитательную нагрузку. Особую роль играет личная примерность командиров всех звеньев, авторитет и служебный рост которых ставится в прямую зависимость от их умения строить деловые и доброжелательные отношения с подчиненными. В последние годы в этом процессе все более заметное место отводится укреп­лению контактов командования частей и подразделений с семьями военно­служащих.

Огромное значение в воспитательном процессе придается принципу мотивации, т.е. постоянному развитию у военнослужащих заинтересованности в армейской службе. Он предусматривает использование командирами всех степеней различных способов и форм материального и морального стимулирования, психологического воздействия, а также методов принужде­ния. Вооруженные силы США в этом смысле располагают мощнейшим ар­сеналом методов, форм, приемов и средств. Недаром в армейской среде су­ществует мнение о том, что Пентагон является сегодня "лучшим и самым требовательным работодателем Америки".

На высокое качество обучения и воспитания нацелен и принцип децен­трализации, предполагающий предоставление командирам права самостоя­тельно определять содержание, формы и методы работы с личным составом в зависимости от способностей, психологической закалки военнослужащих, уровня обученности и слаженности подразделений, их боевого предназначе­ния. Активно поощряется любая инициатива, пусть и ошибочная, по прин­ципу "больше ошибок в мирное время - меньше в бою". Одновременно взят курс на освобождение командиров от чрезмерной опеки вышестоящих шта­бов и бумажной волокиты. В равной степени в рамках одного подразделения поощряется "добровольная" передача власти по цепочке подчиненным, осо­бенно в ходе учений, т.е. практика подмены командиров их заместителями и помощниками. В основе такой практики, как оценивают эксперты США, ле­жат истинные чувства общей заботы о профессионализме подчиненных, об усилении доверия, уважения и внимания друг к другу. В своих отношениях с подчиненными начальники и командиры всех степеней стремятся не "давить на мелочи", а видеть в них прежде всего мастеров своего дела и бойцов.

Немаловажное значение в американских вооруженных силах придается воспитанию у личного состава пленоустойчивости. С этой целью осуществ­ляется планомерная подготовка военнослужащих, направленная на усвоение правил поведения в плену у неприятеля. Эта работа строится прежде всего на основе Кодекса поведения военнослужащих. Он включает в себя:

С татья I - Я американский солдат. Я служу в вооруженных силах, стоящих на страже нашей страны и нашего образа жизни. Я готов отдать свою жизнь ради их защиты.

Статья 2 - Я никогда не сдамся в плен добровольно. Командуя други­ми, я никогда не отдам своим подчиненным приказа сдаться в плен, пока у них есть средства сопротивляться.

Статья 3 - Если я буду захвачен в плен, я буду продолжать оказывать сопротивление всеми доступными средствами. Я сделаю все возможное, для того чтобы бежать из плена и помочь бежать другим. Я не пойду ни на какое соглашение с врагом ради своего освобождения и не приму от него ни каких особых привилегий.

Статья 4 - Если я стану военнопленным, то я буду хранить верность своим товарищам по плену. Я не дам никакой информации и не приму уча­стия ни в каких действиях, которые могут принести вред моим товарищам. Если я окажусь старшим по званию, то я возьму на себя командование. Если же нет, то я буду выполнять все законные приказы тех, кто старше меня по званию, и буду оказывать им всякую поддержку.

Статья 5 - На допросе, если я все же попаду в плен, от меня требуется назвать свою фамилию, воинское звание, личный номер и дату рождения. Я буду уклоняться от ответов на другие вопросы, насколько у меня хватит сил. Я не сделаю ни одного устного или письменного заявления, предательского по отношению к моей стране и ее союзникам или вредящего их делу.

Статья 6 - Я никогда не забуду о том, что я американский солдат, не­сущий ответственность за свои действия и верный принципам, сделавшим мою страну свободной. Я всегда буду верить в Бога и в Соединенные Штаты Америки

Большое внимание уделяется разъяснению личному составу ответст­венности за нарушение таких положений статьи Кодекса как:

• оказание помощи врагу.

участие в преступных сговорах.

• подстрекательство или попытки подстрекательства к неповиновении старших по званию и измене и т.д.

Особый акцент делается па строгое соблюдение наиболее часто нарушаемой 5 статьи, которая гласит: "Я не сделаю ни одного устного или письменного заявления, предательского по отношению к моей стране и ее союз­никам или вредящею их делу". Тем американским военнопленным, которые не имеют больше сил сопротивляться в плену рекомендуется "временно oтступигь", т.е. пойти на незначительные уступки своим тюремщикам. С тем, чтобы свести к минимуму успех врага, их учат "...писать или произноси слова неправильно, так, чтобы любой американец, читая или слушая подобное заявление сразу понял, что оно было сделано под давлением"

Всё это свидетельствует о том, что воспитательная работа в вооруженных силaх США носит ярко выраженный конкретный, практический характер и направлена прежде всего на подготовку военнослужащих к ведению боевых действий.

Важноезначение уделяется информационной работе. Она осуществляется по трем направлениям:

1) информирование войск;

2) информирование общественности;

3) поддержание связей с местным населением.

1. Информирование войск состоит в подготовке и распространении информационно-пропагандистских материалов, а также контроле за выполнением программ организованных форм идеологического воздействия на личный состав. Офицеры, занимающиеся этими вопросами, также имеют задачи по изучению возможностей пропаганды противника и выработки соответствующих способов противодействия ей.

2 Информирование общественности заключается в подготовке и пе­редаче через гражданские СМИ (в том числе 1700 ежедневных газет) раз­личного рода материалов, рассказывающих о жизнедеятельности ВС и укре­пляющих доверие к ним со стороны местного населения как внутри США, так и за рубежом.

3. Поддержание связей с местным населением обеспечивается путем непосредственных контактов через представителей частей (гарнизонов), вете­ранские организации, местные органы власти.

Таким образом, разнообразные направления, формы и методы мораль­но-политической подготовки решают главную задачу - обеспечить мораль­ную стойкость военнослужащего в войне.

Второй составляющей МПО является психологическая подготовка во­еннослужащих. Она традиционно считается в ВС США одним из главных элементов мощи армии. Осуществляется она комплексно, интенсивно и не­прерывно в условиях повседневной учебы, на учениях и специальных сбо­рах. Основу ее составляют программы реалистической подготовки, носящие не только жесткий, но и опасный характер и связанные с риском для жизни военнослужащих. Считая принцип реализма в обучении войск наиболее пер­спективным в деле повышения эмоционально-волевой устойчивости личного состава и предотвращения "психологических потерь" в бою, военное коман­дование США усиленно готовит военнослужащих к действиям в реальной боевой обстановке: среди огня, дыма, крови, в условиях радиоактивного и химического заражения и других опасностей.

В 50-е годы, особенно в ходе боевых действий в Корее, а потом и во Вьетнаме, точка зрения на основные задачи и цели психологической подготовки в США стала меняться.

Военные психологи стали утверждать, что недостаточно формировать лишь моральные качества, отдавая при этом предпочтение стойкости духа и нравственности. Необходима серьезная работа по формированию психологи­ческой готовности к боевым действиям, позволяющей преодолевать трудно­сти в условиях современной войны. Поэтому особое внимание стало уделять­ся факторам чисто психологическим, обусловленным нарастанием психофи­зиологической неустойчивости у солдат и офицеров, проявление которой все чаше сводило на нет многие направления морального воспитания. Военно­служащие стран НАТО впервые в Корее, а затем во Вьетнаме, и во время других войн очень часто просто забывали о своих моральных и нравственны? принципах, не выдерживая высоких психологических нагрузок.

Вот почему военные специалисты пришли к выводу о необходимости придавать большое значение собственно психологическим компонентам морально-боевых качеств личного состава, которые должны усиливать моральный дух и боеспособность войск, эффективность боевых действий.

При проведении морально-психологической подготовки в странах НАТО большое значение придается исследованиям теоретических и методических основ психологической подготовки, а также анализу психологических аспектов боевого опыта прошлых войн в целях его использования в совре­менных условиях. Ведущее место в этом занимает США. В странах НАТО 146 учреждений исследуют проблемы психологической подготовки, 130 из них находятся в США, в том числе 80 непосредственно в системе Вооружен­ных Сил.

Целью психологической подготовки вооруженных сил США является выработка психологической устойчивости военнослужащих к воздействиям боевой обстановки, формирование групповой психологической сплоченно­сти, психологическое сопровождение в ходе подготовки и ведения боевых действий, снижение психологических потерь, а также проведение мероприя­тий по психореабилитации.

Составными частями психологической подготовки к ведению боевых действий в вооруженных силах США являются:

• психологический отбор военнослужащих при подготовке и психодиагностика перед ведением боевых действий;

• формирование психологической устойчивости в ходе боевой и физиче­ской подготовки;

• психологическое сопровождение в ходе подготовки и ведения боевых действий;

• прогнозирование и снижение психологических потерь;

психокоррекция и психореабилитация.

Повышению психологической устойчивости войск в бою призван спо­собствовать тщательный отбор военнослужащих. В Вооруженных Силах США психологический отбор кадров ведется с 19.17 года. Если раньше пси­хологическим проверкам подвергались главным образом кандидаты в офице­ры, то в настоящее время эта практика распространяется на отбор унтер-офицеров, уорент-офицеров, сержантов и рядовых.

Военные психологи США и основных стран НАТО важное значение придают результатам тестов, проводимых для кандидатов в условиях предна­меренно созданных помех и отвлекающих факторов (шум, световые эффекты, выполнение заданий в защитной одежде, масках и т.п.). В этих тестах выяв­ляются способности проверяемых переносить большие психологические на­грузки, концентрировать внимание и усилия в заданном направлении, прове­ряется характер их реакций ("модель поведения") в различных конкретных ситуациях. Данные о времени и качестве выполнения заданий кандидатами при помехах и в оптимальных условиях сопоставляются и анализируются, выявляются лица, способные выполнять несколько действий одновременно.

По принятой в ОВС НАТО методике психологические проверки воен­нослужащих повторяются через 2-3 года. Результаты сопоставляются и учи­тываются при продвижении по службе.

В последнее время военные психологи обращают внимание на военно­служащих, которые лучшие результаты при психологических тестах показы­вают не в оптимальных, а в экстремальных условиях, при сильных стрессах. Они считают, что именно такие солдаты, в силу особенностей психики, спо­собны сохранить самообладание и не поддаться страху в бою, взять на себя роль лидера в экипаже или расчете в сложной обстановке. В рекомендациях психологов для командного состава указывается также, что лучшими солда­тами оказываются, как правило, люди, настроенные в основном оптимисти­чески, активные члены туристических, спортивных и других обществ. В то же время в сложных условиях быстро теряются и падают духом люди с ус­тойчивыми пессимистическими настроениями, боязливые по натуре, склон­ные к употреблению наркотиков и алкоголя, имеющие сложности в семейной жизни. Определенную роль в развитии нежелательных психологических стрессов у личного состава играют условия службы (климат, характер мест­ности, организация быта, степень удовлетворения нужд и запросов, распоря­док дня и т.д.) и так называемые личные причины (болезнь и смерть родст­венников и т.п.). По мнению психологов, сильно сказываются на психологи­ческой устойчивости военнослужащих также и моральный климат, сложив­шийся в подразделении, стиль руководства командира, преобладающие лич­ностные и групповые интересы.

Все это учитывается при отборе и подготовке военных кадров. При подготовке к боевым действиям с личным составом проводится психодиагностика с целью уточнения психического состояния военнослужа­щих перед боем и определения мер по их адаптации к экстремальным усло­виям.

Психологическая подготовка к боевым действиям осуществляется в процессе обучения и службы личного состава. Для этого в первую очередь используются все формы оперативной и боевой подготовки. Выработка психологической устойчивости ведется как при одиночной подготовке солдат так и на учениях. Считается, что от эффективности психологической подготовки во многом зависит достижение успеха в бою. Главной задачей считается обеспечение психологической устойчивости, недопущение паники и пре­одоление страха у личного состава в самых сложных боевы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: