Значительный опыт морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боевых действий накоплен в советский период отечественной истории. В это время сформировалась четкая система формирования у личного состава морально-политических, боевых и психологических качеств, необходимых для достижения победы в бою. Несмотря на изменение после революции 1917 года идеологической основы проводимой работы в войсках сохранилась четкая преемственность в подходе и оценке роли Морального духа войск. Подтверждение этому мы находим в трудах В.И. Ленина. "Во всякой войне, - отмечал он, - победа в конечном счете обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь".[23] Эти ленинские установки легли в основу содержания проводимой в войсках партийно-политической работы.
Видные военные мыслители и полководцы: П.И. Изместьев, М.В. Грулев, А.М. Дмитриевский, А.А. Керсновский, М.В. Фрунзе, М.Н Тухачевский, Б.М. Шапошников, С.С. Каменев, А.С. Бубнов, А.И. Егоров, С.И. Гусев и другие внесли достойный вклад в развитие теории и практики морально-психологического обеспечения боевых действий войск. Выводы военно-теоретической мысли этого периода были закреплены в военной доктрине и первых воинских уставах Рабоче-крестьянской Красной Армии.[24] Например, в Дисциплинарном Уставе РККА отмечалось, что "воинский дух выражается в мужестве и храбрости до пренебрежения опасностью, в самоотверженности, вере в себя и свои силы, в проявлении в нужную минуту личного почина и инициативы (самодеятельности), находчивости, решимости, бодрости, выносливости в перенесении трудов, лишений и страданий при всяких обстоятельствах''.[25]
|
Научные разработки и практические выводы для войск по проблемам морально-психологического обеспечения проходили проверку в годы гражданской войны (1918-1920 г.г.).
Гражданская война в нашей стране явилась тяжелейшим испытанием для народных масс, воинов армий противоборствующих сторон. По своей ожесточенности и неисчислимым человеческим жертвам она превзошла многие войны, которая вела Россия против внешних врагов. Это была поистине национальная трагедия. И кажется противоестественным говорить о силе морального духа, психологической стойкости, героизме воинов: ведь эти качества проявлялись в борьбе между гражданами одной страны. Тем более приходится удивляться тому, что в этой братоубийственной войне, как в "обычной" войне между враждебными государствами, воины обеих армий проявляли высокие морально-боевые качества, героизм и самопожертвование.
Истоки их, как нам представляется, лежат в той работе по морально-психологическому обеспечению боевых действий войск, которые проводили различные органы, учреждения и организации Белой и Красной Армий. И хотя эта работа в то время носила несколько иное название "идейно-политическое и морально-боевое воспитание", - по своей сущности она была направлена именно на формирование высоких моральных, боевых, психологических и других качеств, необходимых для выполнения боевых задач.
Как показывает исследование, в организации, формах и методах этой работы было много общего в противоборствующих армиях.
Во-первых, это касается прежде всего признания вождями и лидерами обеих сторон роли и значения морального фактора в войне, их убеждения в необходимости проведения работы по формированию морально-психологических качеств воинов путем идейно-политического в морально-боевого воспитания.
|
Во-вторых, фактически общим был объект воздействия - сограждане одной страны, большинство из которых были представлены слоем крестьян, одетых в солдатские шинели. Подчас трудно объяснить, по какому принципу проходила дифференциация населения при комплектовании армий. Одно лишь можно сказать с определенностью, что классовое деление, политические взгляды, симпатии и антипатии были не единственным критерием, по которому шло размежевание при комплектовании в пополнении Краевой и Белой армий. Известно, что в Красной Армии было значительное количество офицеров русской армии, которые добровольно вступили в нее. В то же время в Белой армии были соединения, целиком состоявшие из промышленных рабочих. Казачество же было представлено на той и другой стороне.
В-третьих, общими были некоторые направления идейно-политического и морально-боевого воспитания. Например, патриотическое воспитание личного состава. Люди, занимавшиеся воспитанием воинов, апеллировали к патриотическим чувствам, стремились превратить их в средство для повышения боевых качеств воинов.
Конечно, нельзя не отметить, что патриотизм в армиях противоборствующих сторон базировался на разных основаниях. Если в Красней Армии он формировался на классовой основе и трактовалсякак "пролетарский патриотизм", который был неотделим от ненависти "к эксплуататорам", то в Белой армии в его основе лежали чувства любви к многовековой истории России, верности монархии, гордости за историческое прошлое Родины.
|
В-четвертых, одинаковыми были также многие средства воздействия на с«знания воинов обеих армий. Исключение, пожалуй, составлял более высокий уровень оснащения полиграфической, радиотехнической и специальной техникой Белой армии благодаря помощи союзников.
В-пятых, примерно одинаковыми были формы и методы воспитания. Отличие состояло лишь в том, что в Белой армии метод поощрения имел свои особенности. В частности, в качестве поощрения за успешное выполнение боевой задачи применялось такое понятие, как "военная добыча".
В то же время в идейно-политическом и морально-боевом воспитании армий противоборствующих сторон существовали и значительные различия. Это, в первую очередь, касалось методологических основ. Если в Красной Армии такой основой большевики считали марксизм-ленинизм, то в Белой амии - самодержавие, патриотизм, духовность.
Различие состояло и в самих воспитателях. В Красной Армии это были комиссары, политработники и коммунисты. Среди них были как высокообразованные, интеллигентные, подготовленные люди, так и малограмотные, с низкой культурой, но с высокой "революционной интуицией и страстью''. Так, по данным политотдела 14-й армии на 1 августа 1920 г., 65% политработников армии имели лишь начальное образование, а 1% были вообще не грамотными.[26] В отчете политотдела Южного фронта член РВС И. Ходоровский сообщал, что из 1892 работников, прошедших через политотдел, 70% были с низшим образованием, а 9% - неграмотные.[27]
Офицеры старой русской армии, которые после революции перешли на службу в Красную Армию, занимались в основном штабной, а не воспитательной работой.
В Белой армии большинство офицеров занимались воспитательной работой по необходимости, поскольку понимали, что от настроя солдатских масс во многом зависел исход гражданской войны, а значит, и их судьба. Другая часть офицеров - новоиспеченные командиры, получившие офицерские погоны после окончания курсов, корпусных школ и юнкерских училищ по ускоренным программам, не имела необходимых навыков воспитания солдат, а зачастую и недооценивала эту сторону своей работы.
В Белой армии существовал действенный и эффективный институт военных священников, который выполнял важную роль в духовно-нравственном, идейно-политическом и морально-боевом воспитании воинов. Военные священники проводили большую культурно-просветительную работу, создавали атмосферу спокойствия в воинских коллективах, способствовали нравственному очищению белого воинства, снимали многие сомнения и сумятицу в душах.
Большое различие состояло и в целях воспитания. Если в Красной Армии главной целью воспитания являлось формирование сознательного и стойкого "защитника власти трудящихся", готового умереть за идеалы социализма, то в Белой армии цель воспитания состояла в том, чтобы воспитать стойкого бойца "против большевиков, которые посягнули на вековые устои Святой Руси: права неприкосновенности собственности, порядка, христианской веры и монархизма".
Изучение опыта гражданской войны позволяет сделать и некоторые выводы о сильных и слабых сторонах воспитательной работы в обеих армиях.
Сильной стороной в воспитательной работе в Красной Армии являлось, прежде всего, тщательное теоретическое обоснование цели, задач, средств, форм и методов этого процесса, его масштабность. Большевики, впервые придя к власти, смогли использовать для идейного воздействия на массы всю государственно-политическую машину, которая обуславливала наличие взаимосвязанной и хорошо организованной системы органов, учреждений и организаций для проведения идеологической подготовки личного состава в лице политорганов, партийных организаций, комиссаров.
Кроме того, существовала благодатная почва для обработки населения и воинов. Все свои надежды на долгожданный мир, получение обещанной земли они связывали с новой властью, победами Красной Армии, состоявшей в основном из представителей народа. Массы верили в правоту идей большевиков, не сомневались в осуществимости цели, задач и обещаний их вождей. Это, наряду с целеустремленностью и непрерывностью воспитательной работы, которая проводилась ежедневно и ежечасно, в условиях боев и в периоды передышек, на фронте и в тылу, приносило действенные результаты.
В то же время необходимо отметить и наличие слабых сторон в системе воспитания красноармейцев. К ним, в частности, можно отнести: веру воспитателей в непогрешимость вождей и в связи с этим догматическое стремление любой ценой выполнить указания центра; стремление подменить содержание и глубину воспитательной работы массовостью; отсутствие единства в формах и методах воспитания (хотя это вряд ли было серьезным недостатком, так как шли поиски наиболее эффективных из них); слабую подготовленность самих воспитателей: существовал большой разрыв в уровнях подготовленности верхних эшелонов руководителей идейно-политического воспитания (членов РВС фронтов и армий, начальников политотделов) и непосредственных исполнителей директив и других документов, исходящих сверху (комиссаров, политработников, коммунистов). Сильные стороны и недостатки в идейно-политическом и морально-боевом воспитании личного состава были также и в Белой армии. Ее сильными сторонами являлись:
• во-первых, высокое духовное начало этой работы, в чем большая заслуга военного духовенства, которое своим постоянным и целеустремленным трудом создавало особую высоконравственную атмосферу в рядах воинов. Военные священники добивались осознания воинами святости присяги и приказов командиров, насаждали дух чести и достоинства воинов, греховности пьянства, разбоев и грабежей и т.д., сдерживали низменные инстинкты людей, заставляя их задуматься о вечном;
• во-вторых, высокая техническая оснащенность идейно-воспитательного процесса, насыщенность средств воздействия высокопроизводительной техникой, полиграфическим оборудованием, средствами радио и кино;
• в-третьих, высокий профессиональный уровень культурно-просветительных работников, чему способствовала поддержка интеллигенцией Белого движения.
К числу слабых сторон воспитательной работы в армии Белого движения нужно отнести:
• недостаточную теоретическую обоснованность этого процесса, использование дореволюционных военно-педагогических идей, которые разрабатывались с учетом борьбы с внешними врагами, слабый учет особенностей именно гражданской войны, где противниками Белой армии были сограждане;
• отрицательное влияние на сознание воинов настроения большинства русского народа, которое не поддерживало Белое движение, находясь под влиянием большевистских идей;
• несоответствие деклараций и обещаний конкретным мероприятиям и делам вождей Белого движения, отсутствие четкой программы по аграрному и Рабочему вопросам, что снижало эффективность воспитания;
• некоторое отчуждение между воспитателями (офицерами) и воспитуемыми (нижними чинами), культурно-духовное неравенство между ними.
Кровопролитная и жестокая гражданская война завершилась победой сторонников Советской власти. Несомненно, что такой исход не был случайным. Он определялся многими объективными и субъективными факторами, главный из которых - поддержка Советской власти большинством российского народа. Именно такой точки зрения на причины поражения Белого движения придерживаются многие исследователи, видные военно-политические деятели, активные участники гражданской войны.
В то же время война показала, что морально-психологическое обеспечение (идейно-политическое и морально-боевое) являлось тем дополнительным оружием, которое во многом способствовало победам или поражениям армий противоборствующих сторон. Вот почему в годы войны в Белой и Красной армиях проводилась большая работа по формированию, наращиванию и поддержанию на должном уровне морально-политического и психологического состояния войск. Эту работу организовывали, проводили и несли за нее ответственность специальные органы, учреждения и организации той и другой сторон, используя при этом самые разнообразные формы, методы и средства воздействия на сознание и поведение воинов.
Опыт идейно-политического и морально-боевого воспитания воинов армий противоборствующих сторон в годы гражданской войны имеет большое значение для организации работы по морально-психологическому обеспечению деятельности войск в современных условиях, поскольку он дает богатый материал для извлечения из него определенных уроков и выводов:
• во-первых, опыт показывает, что к войне, к боевым действиям личный состав необходимо готовить, в тем числе в морально-боевом и психологическом отношениях. Недооценка этого, ошибки и просчеты в подготовке войск неизбежно приводят к неудачам, поражениям, большим человеческим жертвамнам, особенно в начальный период;
• во-вторых, эффективность и надлежащая психологическая подготовка личного состава во многом зависят от правильного определения той центральной идеи (стержня), вокруг которой должна строиться вся воспитательная работа. Такой идеей в современных условиях может быть лишь идея патриотизма, защиты Отечества, любви к своей Родине;
• в-третьих, история учит, что морально-психологическое обеспечение боевых действий дает желаемый результат лишь в условиях ее высокой организации. А это обуславливает необходимость не только создания стройной системы морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил, но и разработки механизма ее реализации в войсках;
• в-четвертых, нужно помнить, что морально-психологическое обеспечение деятельности войск должно носить конкретный характер, быть ориентировано на конкретного противника, на реальные условия, на конкретные условия боя, с учетом особенностей современной войны, тех задач, которые в ней будут ставиться, и тех средств, которые будут использоваться. Высокое морально-психологическое состояние частей и подразделений может быть достигнуто лишь на основе сочетания глубокой убежденности, воинского мастерства и психологической подготовки воинов. В этой работе самым тесным образом должны взаимодействовать командиры, штабы, органы воспитательных структур;
• в-пятых, важным и не менее значимым опытом гражданской войны является то, что морально-психологическое состояние противоборствующих сторон в огромной степени зависит от духовно-нравственного состояния всего общества, от отношения его к армии, от поддержки армии обществом. Это влияет на моральный дух воинов, психологическое состояние войск, является важным условием победы в войне.
Наконец, важным условием успешною» решения задач морально-психологического обеспечения в современных условиях является хорошо поставленная работа по вооружению командиров и начальников всех степеней, офицеров воспитательных структур теорией и практикой формирования у российских воинов высоких моральных и психологических качеств, необходимых для выполнения задач по защите Отечества. Реализация всех этих и других мер позволит создать нравственные предпосылки и материальные условия для повышения престижа воинской службы, укрепить воинскую дисциплину в войсках, повысить боеготовность и боеспособность частей и подразделений, будет способствовать успешному решению задач воинскими коллективами в боевой обстановке.
После окончания гражданской войны в военно-научной литературе анализировались ее итоги, разрабатывались теоретические проблемы и практические рекомендации войскам по морально-психологическому обеспечению. В этот период отечественной истории была проведена военная реформа (1924-1928 гг.), уточнены многие положения военной доктрины и других документов, в том числе и по вопросам воспитательной работы, в 20-е годы заметно усилилось внимание к психологическим идеям. Развитие военной психологии рассматривалось как предпосылка разработки эффективных методов боевой подготовки. В 1921 году в ряде военно-учебных заведений был введен курс военной психологии. Так, в академии Генерального штаба курс "Психология воина" с 1920 года читал ее начальник Слесарев А.Е., много сделавший для развития военной, а также национальной (этнической) психологии. Наиболее заметной работой по военной психологии первых лет после гражданской войны была изданная в 1923 году книга Изместьева П.И "Очерки военной психологии".
В этой книге большое внимание уделялось анализу психологического состояния солдат в бою, выявлению причин страха и паники, Изместьев П.И. сознательно старался преодолеть идеализм в военной психологии. Он обосновал значение психологии в подготовке войск к боевым действиям, показал роль морального фактора в войне и пути его укрепления. В этот же период по инициативе М.В. Фрунзе была создана система психофизиологических лабораторий (центральные, окружные, лаборатории военных учреждений и учебных заведений).
К средине 20-х годов начинает четко обозначаться системный, комплексный подход к нематериальной сфере вооруженной борьбы, проблемам сознания и психики военнослужащих. В эти годы было издано большое количество книг, брошюр, статей о воспитании и обучении воинов. Среди них видное место занимали работы М.Ф. Фрунзе, М.Н Тухачевского, В.В. Куйбышева. Большой вклад в развитие военной педагогики и психологии, практики подготовки войск внесли журналы: "Война и революция", "Политработник", "Военно-педагогический журнал", "Партработник" и другие.
30 октября 1928 года ЦК ВКП(б) принял специальное постановление "О политико-моральном состоянии Красной Армии"[28], в котором намечались меры по активизации воспитательной работы, повышению роли науки в морально-политической и психологической подготовке войск.
Несмотря на проводимую работу в практике подготовки личного состава в эти годы допускался существенный разрыв между воспитанием и обучением. В статье "Обучение войск" МН. Тухачевский назвав разрыв обучения и воспитания "чрезвычайным, исключительным злом" для Красной Армии писал: "Только политическая зрелость и сознательность может дать красноармейцу волю к победе, решительность. выносливость, без чего ни строевая, ни тактическая подготовка не может ему быть понятна".[29]
30-е годы характеризовались перестройкой всей системы воспитательной работы. Усложнение военного дела потребовало изменения методики обучения и воспитания личного состава. Важную роль в этом сыграл Центральный институт труда (ЦИТ). Обращение к методикам ЦИТа способствовало оживлению военно-педагогической и военно-психологической мысли в армии и на флоте.
Большие маневры, проведенные Наркоматом обороны в 1935-1936 гг., показали положительные результаты в морально-психологическом состоянии личного состава. Вместе с тем, выявились и серьезные упущения в морально-психологическом обеспечении при ведении боевых действий в сложных условиях. Основная причина этого существенного недостатка состояла в том, что войска ориентировали на возможность легкой победы над слабым противником и не приучали в полной мере преодолевать трудности современного боя.
В последующие годы в целях дальнейшего повышения боевой готовности войск были проведены крупные мероприятия, направленные на улучшение комплектования, обучения и воспитания. Однако военная педагогика и особенно психология в период 1936-1939 гг. развивались недостаточно активно.
Бои на Карельском перешейке зимой 1939-1940 года и боевые действия на Дальнем Востоке вскрыли ряд существенных недостатков как в практике боевой подготовки личного состава, так и в системе морально-психологического обеспечения. После этого началась перестройка боевой подготовки войск, активно внедрялся принцип "учить войска тому, что необходимо на войне". Войска учились действовать днем и ночью, в любую погоду, на разнообразной местности, приучались переносить длительные физические напряжения, умело использовать боевую технику. В 1940 году было установлено полное единоначалие и введен институт заместителей командиров по политической части. В августе этого же года Главное управление политической пропаганды направило в войска директиву "О перестройке партийно-политической работы", в которой потребовало коренного улучшения организационной и воспитательной работы с учетом опыта боевых действий. Много внимания уделялось совершенствованию воинского воспитания. На совещании высшего комсостава в январе 1941 года специально рассматривался вопрос о развитии военной психологии и повышении его роли в подъеме морального состояния войск.[30]
Практическая и теоретическая работа, проводимая в эти годы, способствовала повышению боеспособности наших Вооруженных Сил, укреплению их морально-психологического состояния. Однако до начала Великой Отечественной войны значительная часть недостатков не была устранена, и это, наряду с другими причинами, отрицательно сказалось на действиях войск в начальный период войны. Вместе с тем, необходимо отметить, что за этот период (1918-1941 гг.) сформировалась четкая система морально-политической подготовки войск, созданы воспитательные органы (политотделы) и система подготовки кадров этих структур, разработаны и практически освоены руководящие и методические документы по проведению воспитательной работы. В сложных, напряженных и противоречивых внутренних и международных условиях было сделано многое для того чтобы в моральном, боевом и психологическом отношении подготовить Вооруженные Силы к смертельной схватке с врагом, выстоять перед ним, а затем сокрушить его.
Сложившаяся в предвоенные годы в Советских Вооруженных Силах система морально-психологического обеспечения боевой деятельности войск ярко проявила себя в годы Великой Отечественной войны. В этой системе достаточно четко можно выделить три направления.
Первое направление охватило круг вопросов, связанных с формированием у личного состава высоких духовно-нравственных качеств, прочного политико-морального состояния, идейной зрелости. При этом особое место отводилось укрепление патриотического сознания, неукротимого стремления к разгрому врага, воспитанию у воинов ненависти к немецко-фашистским захватчикам. И вовсе не случайно в первые недели и месяцы войны воспитательная работа направлялась на перевод сознания народа и армии с мирного на военный лад.
Основу воспитательной работы в тот период составляло формирование у воинов убежденности в справедливом, освободительном характере Великой Отечественной войны. Командиры и политработники делали все возможное для того, чтобы у солдат, сержантов и офицеров ни оставалось ни малейшего сомнения в справедливости дела, ради которого они сражаются, в том, что они ведут священную войну за свое Отечество. Нет необходимости объяснять, почему эта работа тесно увязывалась с воспитанием воинов в духе дружбы и братства всех народов нашей страны, сплочением бойцов разных национальностей в единую боевую семью.
Второе направление морально-психологического обеспечения включало большой комплекс проблем, связанных с формированием и развитием у воинов профессионально-боевых качеств. Речь идет о воспитании у личного состава мужества, отваги, героизма, храбрости, эмоционально-волевой устойчивости, способности не теряться в экстремальной обстановке, готовности к самопожертвованию, дисциплинированности и исполнительности, верности воинскому долгу, взаимной выручки, стремления к овладению военным делом.
Следует выделить и третье направление, четко обозначившееся в морально-психологическом обеспечении боевых действий поело коренного перелома в ходе войны. Это спецпропаганда на войска и население фашистской Германии.
В первые недели и месяцы войны основное внимание командиров, штабов, политорганов, политического аппарата, партийных организаций было сосредоточено на перестройку всей системы морально-психологической закалки войск в соответствии с требованиями войны, условиями и задачами военного времени. Перестройка касалась всех звеньев морально-психологического обеспечения и осуществлялась на всех уровнях, начиная от подразделения, части, соединения и до высших структур армейского организма.
Воспитательная работа в этот период направлялась на перевод сознания личного состава с мирного на военный лад. Советские воины должны были понять всю глубину опасности, нависшей над нашей страной, отрешиться от благодушия и беспечности, от настроений мирного времени, осознать, что дело идет о жизни и смерти нашего государства, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение.
Как показывает анализ, в ходе войны центральное место в работе по укреплению морального духа и психологической стойкости войск отводилось формированию у личного состава высоких духовно-нравственных качеств, прочного политико-морального состояния. При этом акцент ставился на развитие и укрепление у воинов патриотического сознания, любви к своему Отечеству, преданности советскому народу, неукротимого стремления к разгрому врага. Большое внимание уделялось воспитанию у воинов ненависти к немецко-фашистским захватчикам, разоблачению фашистской идеологии. Перед Красной Армией ставилась задача: истребить всех немецких оккупантов, пробравшихся на территорию нашей Родины.
Важнейшую основу воспитательной работы в войсках составляло формирование у воинов убеждения в справедливом, освободительном характере Великой Отечественной войны. Командиры и политработники делали все возможное для того, чтобы у солдат, сержантов и офицеров не было сомнения в праведности дела, ради которого они сражаются, в том, что они защищают свою землю, своих отцов и матерей, жени детей, братьев и cecтёp от фашистских захватчиков, ведут великую священную войну за свое Отечество «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» - этот девиз был главным призывом для воинов Красной Армии. Он определял их духовно-нравственный настрой с первого дня войны и до ее победного завершения.
Многонациональный состав Красной Армии предопределял необходимость проведения большой работы по воспитанию воинов в духе дружбы и братства народов нашей страны, сплочению бойцов различных национальностей в единую боевую семью Это благотворно сказывалось на нравственном климате в подразделениях и частях, выполнении боевых задач. В воинских коллективах не было неприязни и раздоров на национальной почве. Воины всех национальностей стойко защищали единое для всех Отечество - Советский Союз, проявляя при этом мужество, отвагу и героизм.
В непобежденном гарнизоне Брестской крепости сражались представители 40 национальностей нашей страны Знаменитый дом Павлова в Стали граде защищали воины различных национальностей, в их числе четыре русских, три украинца, два грузина и по одному абхазцу, таджику, узбеку и казаху На фронтах войны сражались соединения, сформированные в союзных и автономных республиках в значительной степени из представителей коренных национальностей Всею за годы войны было создано и направлен» в действующую армию свыше 80 национальных дивизий и отдельных бригад.
Проводимая в войсках воспитательная работа способствовала укреплению морального духа войск, повышала боевую активность личного состава и положительно отражалась на выполнении боевых задач Вместе с тем, объективный анализ этой работы показывает, что в её содержании и организации было недостатков и просчетов, которые отрицательно сказывались на морально-психологическом состоянии войск и как следствие, на результатах боевой деятельности.
В целях преодоления этих недостатков военные советы, политорганы, заместители командиров по политической части, используя различные методы, организовывали обучение командиров и политработников приемам и формам проведения воспитательной работы в боевой обстановке. Однако не всегда это удавалось сделать. Поэтому многим командирам и политработникам приходилось приобретать опыт воспитательной работы непосредственно на полях сражений методом проб и ошибок, нередко расплачиваясь за него своей кровью и кровью своих подчиненных.
Одно из основных направлений морально-психологического обеспечения боевых действий Красной Армии в годы войны включало большой комплекс проблем, связанных с формированием и развитием у воинов психологических и боевых качеств, крайне необходимых для выполнения боевой задачи в сложной, напряженной и опасной для жизни обстановке. Речь шла о воспитании и развитии у личного состава мужества, отваги, героизма, храбрости, эмоционально-волевой устойчивости, способности не теряться в сложной боевой обстановке, готовности к самопожертвованию, дисциплинированности и исполнительности, верности воинскому долгу, войскового товарищества и взаимной выручки в бою и других качеств, без которых нельзя было добиться победы над врагом.
Содержание этой работы определялось особенностями боевой обстановки. В первом и частично во втором периодах войны основное внимание сосредоточивалось на подготовку воинов к ведению оборонительных боев. Именно в это тяжелое для армии и страны время наиболее полно проявилось огромное значение психологической устойчивости войск и стали очевидными серьезные просчеты и недостатки в психологической подготовке личного состава, допущенные как в предвоенные годы, так и в начале войны, в результате чего многие солдаты, сержанты и офицеры оказались не готовы к отражению внезапного для них нападения противника, его стремительного продвижения в глубь нашей страны, ведению тяжелых оборонительных боев, активной борьбе с тайнами и самолетами врага, преодолению панических настроений. «Наши войска, - отмечал Г.К. Жуков, - должным образом не обучались ведению войны в сложных условиях... Не рассчитывали, что противник сосредоточит такую массу бронетанковых и моторизованных войск и бросит их в первый же день компактными группировками на всех стратегических направлениях».
Командиры и политработники немало сделали для того, чтобы переломить неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в начале войны, показать воинам, что и в оборонительных боях можно бить врага, воспитывали у них стойкость и упорство, стремление любой ценой, в т.ч. и ценой собственной жизни, удерживать занимаемые рубежи, во чтобы то не стало не пропустить противника. Большая работа в этом направлении была проведена в оборонительных сражениях под Смоленском и Москвой, Одессой и Севастополем, Ленинградом и Сталинградом, на Северном Кавказе и Курской дуге.
Так, при подготовке к Курской битве, учитывая появление у противника новых тяжелых танков, самоходных орудий и самолетов, важное место отводилось изучению способов эффективной борьбы с ними, преодолению у личного состава "танкобоязни" и "самолетобоязни". В войсках организовывали изучение боевых возможностей немецких танков, прочности их брони-уязвимости мест, способов борьбы с ними.
Части поочередно отводились в тыл, где на учебных полях была скопирована оборона противника, на которой стрелковые подразделения проходили обкатку танками, учились вести огонь по низколетящим самолетам противника. Воины учились пропускать через свои траншеи вражеские танки, отсекать от них пехоту, а затем огнем артиллерии, минометов, противотанковых ружей, связками гранат и бутылками с горючей смесью уничтожать их, что самым положительным образом сказалось на ходе и исходе оборонительных сражений.
В годы войны, особенно в ходе оборонительных боев, исключительно большое внимание уделялось поддержанию в войсках крепкой воинской дисциплины - важнейшего условия высокой стойкости личного состава, удержания занимаемых рубежей.
Разносторонняя работа по психологической закалке личного состава проводилась в ходе наступательных боев, что особенно было характерно для второго и третьего периодов войны. Командиры и политработники основное внимание сосредоточивали на формировании у воинов высокого наступательного порыва, способности к взламыванию долговременной обороны противника, уничтожению его окруженных группировок, форсированию с ходу крупных водных преград, штурму городов-крепостей. При длительном нахождении войск в обороне значительное место отводилось психологической подготовке личного состава к переходу от состояния, характерного для оборонительных действий, к решительному наступлению.
В ходе боя проявлялась забота о поддержании высоких темпов наступления с тем, чтобы не дать противнику закрепится на промежуточных рубежах, обеспечении четкого взаимодействия пехоты, танков, артиллерии и авиации, своевременном снабжении войск боеприпасами, горюче смазочными материалами, организацией питания, отдыха личного состава, своевременном выносе с поля боя раненных, оказании им первой помощи и отправки их в тыл, захоронении убитых.
Большой интерес представляют особенности организации психологического обеспечения Берлинской наступательной операции, завершившейся падением Берлина и капитуляцией фашистской Германии. На специально созданных учебных полях проводились тренировки по взламыванию обороны врага, форсированию водных преград, ведению боевых действий в населенных пунктах, лесистой местности и ночью.
Первостепенное внимание обращалось на подготовку воинов к ведению боев в крупном городе, где каждый дом превращался противником в крепость. Учитывалось, что танки, вступая на улицы Берлина, теряют одно т главных преимуществ - маневренность, становятся уязвимыми и нередко могут быть легкой добычей для врага. Поэтому ставка была сделана на подготовку и применение штурмовых групп и отрядов, состав которых тщательно подбирался, в него обязательно включались опытные воины, коммунисты и комсомольцы.
В годы Великой Отечественной войны в действующей армии был накоплен богатый арсенал разнообразных методов, форм и средств воспитания у личного состава высокого морального духа, психологической устойчивости и боевой активности: индивидуальное и групповое общение командиров и политработников с подчиненными, устная и наглядная агитация, радио, газеты и журналы, боевые листки, рукописные листовки-молнии и др. Большое внимание уделялось пропаганде боевого опыта, популяризации боевых подвигов личного состава.
Сильное мобилизующее воздействие на воинов оказывали приказы и выступления Верховного Главнокомандующего, Народного Комиссара обороны И.В. Сталина, особенно сформулированные в них боевые призывы, такие как: «Стоять на смерть! Ни шагу назад'», «Очистим советскую землю от немецко-фашистских захватчиков!», «Добьем фашистского зверя в его собственной берлоге' Водрузим Знамя Победы над Берлином!».
В годы войны активизировалась работа по воспитанию воинов на героической истории нашего Отечество, пропаганде славных боевых традиций Российского воинства. Советских Вооруж