Организация морально-политической и психологической подготовки личного состою в ходе подготовки и ведения боевых действий в советский период




Значительный опыт морально-психологического обеспечения подго­товки и ведения боевых действий накоплен в советский период отечествен­ной истории. В это время сформировалась четкая система формирования у личного состава морально-политических, боевых и психологических качеств, необходимых для достижения победы в бою. Несмотря на изменение после революции 1917 года идеологической основы проводимой работы в войсках сохранилась четкая преемственность в подходе и оценке роли Морального духа войск. Подтверждение этому мы находим в трудах В.И. Ленина. "Во всякой войне, - отмечал он, - победа в конечном счете обуславливается со­стоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь".[23] Эти ленинские установки легли в основу содержания проводимой в войсках партийно-политической работы.

Видные военные мыслители и полководцы: П.И. Изместьев, М.В. Грулев, А.М. Дмитриевский, А.А. Керсновский, М.В. Фрунзе, М.Н Тухачевский, Б.М. Шапошников, С.С. Каменев, А.С. Бубнов, А.И. Егоров, С.И. Гусев и другие внесли достойный вклад в развитие теории и практики морально-психологического обеспечения боевых действий войск. Выводы военно-теоретической мысли этого периода были закреплены в военной доктрине и первых воинских уставах Рабоче-крестьянской Красной Армии.[24] Например, в Дисциплинарном Уставе РККА отмечалось, что "воинский дух выражается в мужестве и храбрости до пренебрежения опас­ностью, в самоотверженности, вере в себя и свои силы, в проявлении в нуж­ную минуту личного почина и инициативы (самодеятельности), находчиво­сти, решимости, бодрости, выносливости в перенесении трудов, лишений и страданий при всяких обстоятельствах''.[25]

Научные разработки и практические выводы для войск по проблемам морально-психологического обеспечения проходили проверку в годы граж­данской войны (1918-1920 г.г.).

Гражданская война в нашей стране явилась тяжелейшим испытанием для народных масс, воинов армий противоборствующих сторон. По своей ожесточенности и неисчислимым человеческим жертвам она превзошла мно­гие войны, которая вела Россия против внешних врагов. Это была поистине национальная трагедия. И кажется противоестественным говорить о силе морального духа, психологической стойкости, героизме воинов: ведь эти ка­чества проявлялись в борьбе между гражданами одной страны. Тем более приходится удивляться тому, что в этой братоубийственной войне, как в "обычной" войне между враждебными государствами, воины обеих армий проявляли высокие морально-боевые качества, героизм и самопожертвова­ние.

Истоки их, как нам представляется, лежат в той работе по морально-психологическому обеспечению боевых действий войск, которые проводили различные органы, учреждения и организации Белой и Красной Армий. И хотя эта работа в то время носила несколько иное название "идейно-политическое и морально-боевое воспитание", - по своей сущности она была направлена именно на формирование высоких моральных, боевых, психологических и других качеств, необходимых для выполнения боевых задач.

Как показывает исследование, в организации, формах и методах этой работы было много общего в противоборствующих армиях.

Во-первых, это касается прежде всего признания вождями и лидерами обеих сторон роли и значения морального фактора в войне, их убеждения в необходимости проведения работы по формированию морально-психологиче­ских качеств воинов путем идейно-политического в морально-боевого вос­питания.

Во-вторых, фактически общим был объект воздействия - сограждане одной страны, большинство из которых были представлены слоем крестьян, одетых в солдатские шинели. Подчас трудно объяснить, по какому принципу проходила дифференциация населения при комплектовании армий. Одно лишь можно сказать с определенностью, что классовое деление, политические взгляды, симпатии и антипатии были не единственным критерием, по которому шло размежевание при комплектовании в пополнении Краевой и Белой армий. Известно, что в Красной Армии было значительное количество офицеров русской армии, которые добровольно вступили в нее. В то же вре­мя в Белой армии были соединения, целиком состоявшие из промышленных рабочих. Казачество же было представлено на той и другой стороне.

В-третьих, общими были некоторые направления идейно-политиче­ского и морально-боевого воспитания. Например, патриотическое воспитание личного состава. Люди, занимавшиеся воспитанием воинов, апеллировали к патриотическим чувствам, стремились превратить их в средство для повы­шения боевых качеств воинов.

Конечно, нельзя не отметить, что патриотизм в армиях противоборствующих сторон базировался на разных основаниях. Если в Красней Армии он формировался на классовой основе и трактовалсякак "пролетарский пат­риотизм", который был неотделим от ненависти "к эксплуататорам", то в Белой армии в его основе лежали чувства любви к многовековой истории России, верности монархии, гордости за историческое прошлое Родины.

В-четвертых, одинаковыми были также многие средства воздействия на с«знания воинов обеих армий. Исключение, пожалуй, составлял более высо­кий уровень оснащения полиграфической, радиотехнической и специальной техникой Белой армии благодаря помощи союзников.

В-пятых, примерно одинаковыми были формы и методы воспитания. Отличие состояло лишь в том, что в Белой армии метод поощрения имел свои особенности. В частности, в качестве поощрения за успешное выполне­ние боевой задачи применялось такое понятие, как "военная добыча".

В то же время в идейно-политическом и морально-боевом воспитании армий противоборствующих сторон существовали и значительные различия. Это, в первую очередь, касалось методологических основ. Если в Красной Армии такой основой большевики считали марксизм-ленинизм, то в Белой амии - самодержавие, патриотизм, духовность.

Различие состояло и в самих воспитателях. В Красной Армии это были комиссары, политработники и коммунисты. Среди них были как высоко­образованные, интеллигентные, подготовленные люди, так и малограмотные, с низкой культурой, но с высокой "революционной интуицией и страстью''. Так, по данным политотдела 14-й армии на 1 августа 1920 г., 65% политработников армии имели лишь начальное образование, а 1% были вообще не грамотными.[26] В отчете политотдела Южного фронта член РВС И. Ходоровский сообщал, что из 1892 работников, прошедших через полит­отдел, 70% были с низшим образованием, а 9% - неграмотные.[27]

Офицеры старой русской армии, которые после революции перешли на службу в Красную Армию, занимались в основном штабной, а не воспита­тельной работой.

В Белой армии большинство офицеров занимались воспитательной ра­ботой по необходимости, поскольку понимали, что от настроя солдатских масс во многом зависел исход гражданской войны, а значит, и их судьба. Другая часть офицеров - новоиспеченные командиры, получившие офицер­ские погоны после окончания курсов, корпусных школ и юнкерских училищ по ускоренным программам, не имела необходимых навыков воспитания солдат, а зачастую и недооценивала эту сторону своей работы.

В Белой армии существовал действенный и эффективный институт во­енных священников, который выполнял важную роль в духовно-нравственном, идейно-политическом и морально-боевом воспитании воинов. Военные священники проводили большую культурно-просветительную рабо­ту, создавали атмосферу спокойствия в воинских коллективах, способствова­ли нравственному очищению белого воинства, снимали многие сомнения и сумятицу в душах.

Большое различие состояло и в целях воспитания. Если в Красной Ар­мии главной целью воспитания являлось формирование сознательного и стойкого "защитника власти трудящихся", готового умереть за идеалы со­циализма, то в Белой армии цель воспитания состояла в том, чтобы воспитать стойкого бойца "против большевиков, которые посягнули на вековые устои Святой Руси: права неприкосновенности собственности, порядка, христиан­ской веры и монархизма".

Изучение опыта гражданской войны позволяет сделать и некоторые выводы о сильных и слабых сторонах воспитательной работы в обеих арми­ях.

Сильной стороной в воспитательной работе в Красной Армии являлось, прежде всего, тщательное теоретическое обоснование цели, задач, средств, форм и методов этого процесса, его масштабность. Большевики, впервые придя к власти, смогли использовать для идейного воздействия на массы всю государственно-политическую машину, которая обуславливала наличие взаимосвязанной и хорошо организованной системы органов, учреждений и организаций для проведения идеологической подготовки личного состава в лице политорганов, партийных организаций, комиссаров.

Кроме того, существовала благодатная почва для обработки населения и воинов. Все свои надежды на долгожданный мир, получение обещанной земли они связывали с новой властью, победами Красной Армии, состояв­шей в основном из представителей народа. Массы верили в правоту идей большевиков, не сомневались в осуществимости цели, задач и обещаний их вождей. Это, наряду с целеустремленностью и непрерывностью воспита­тельной работы, которая проводилась ежедневно и ежечасно, в условиях бо­ев и в периоды передышек, на фронте и в тылу, приносило действенные ре­зультаты.

В то же время необходимо отметить и наличие слабых сторон в систе­ме воспитания красноармейцев. К ним, в частности, можно отнести: веру воспитателей в непогрешимость вождей и в связи с этим догматическое стремление любой ценой выполнить указания центра; стремление подменить содержание и глубину воспитательной работы массовостью; отсутствие единства в формах и методах воспитания (хотя это вряд ли было серьезным недостатком, так как шли поиски наиболее эффективных из них); слабую подготовленность самих воспитателей: существовал большой разрыв в уров­нях подготовленности верхних эшелонов руководителей идейно-политического воспитания (членов РВС фронтов и армий, начальников по­литотделов) и непосредственных исполнителей директив и других докумен­тов, исходящих сверху (комиссаров, политработников, коммунистов). Сильные стороны и недостатки в идейно-политическом и морально-боевом воспитании личного состава были также и в Белой армии. Ее силь­ными сторонами являлись:

• во-первых, высокое духовное начало этой работы, в чем большая за­слуга военного духовенства, которое своим постоянным и целеустремленным трудом создавало особую высоконравственную атмосферу в рядах воинов. Военные священники добивались осознания воинами святости присяги и приказов командиров, насаждали дух чести и достоинства воинов, грехов­ности пьянства, разбоев и грабежей и т.д., сдерживали низменные инстинкты людей, заставляя их задуматься о вечном;

• во-вторых, высокая техническая оснащенность идейно-воспитательного процесса, насыщенность средств воздействия высокопроизводительной тех­никой, полиграфическим оборудованием, средствами радио и кино;

• в-третьих, высокий профессиональный уровень культурно-просветитель­ных работников, чему способствовала поддержка интеллигенцией Белого движения.

К числу слабых сторон воспитательной работы в армии Белого движе­ния нужно отнести:

• недостаточную теоретическую обоснованность этого процесса, исполь­зование дореволюционных военно-педагогических идей, которые разрабаты­вались с учетом борьбы с внешними врагами, слабый учет особенностей именно гражданской войны, где противниками Белой армии были согражда­не;

• отрицательное влияние на сознание воинов настроения большинства русского народа, которое не поддерживало Белое движение, находясь под влиянием большевистских идей;

• несоответствие деклараций и обещаний конкретным мероприятиям и делам вождей Белого движения, отсутствие четкой программы по аграрному и Рабочему вопросам, что снижало эффективность воспитания;

• некоторое отчуждение между воспитателями (офицерами) и воспитуемыми (нижними чинами), культурно-духовное неравенство между ними.

Кровопролитная и жестокая гражданская война завершилась победой сторонников Советской власти. Несомненно, что такой исход не был случай­ным. Он определялся многими объективными и субъективными факторами, главный из которых - поддержка Советской власти большинством российско­го народа. Именно такой точки зрения на причины поражения Белого дви­жения придерживаются многие исследователи, видные военно-политические деятели, активные участники гражданской войны.

В то же время война показала, что морально-психологическое обеспе­чение (идейно-политическое и морально-боевое) являлось тем дополнитель­ным оружием, которое во многом способствовало победам или поражениям армий противоборствующих сторон. Вот почему в годы войны в Белой и Красной армиях проводилась большая работа по формированию, наращива­нию и поддержанию на должном уровне морально-политического и психо­логического состояния войск. Эту работу организовывали, проводили и несли за нее ответственность специальные органы, учреждения и организации той и другой сторон, используя при этом самые разнообразные формы, методы и средства воздействия на сознание и поведение воинов.

Опыт идейно-политического и морально-боевого воспитания воинов армий противоборствующих сторон в годы гражданской войны имеет боль­шое значение для организации работы по морально-психологическому обес­печению деятельности войск в современных условиях, поскольку он дает бо­гатый материал для извлечения из него определенных уроков и выводов:

• во-первых, опыт показывает, что к войне, к боевым действиям личный состав необходимо готовить, в тем числе в морально-боевом и психологиче­ском отношениях. Недооценка этого, ошибки и просчеты в подготовке войск неизбежно приводят к неудачам, поражениям, большим человеческим жертвамнам, особенно в начальный период;

• во-вторых, эффективность и надлежащая психологическая подготовка личного состава во многом зависят от правильного определения той цен­тральной идеи (стержня), вокруг которой должна строиться вся воспитатель­ная работа. Такой идеей в современных условиях может быть лишь идея пат­риотизма, защиты Отечества, любви к своей Родине;

• в-третьих, история учит, что морально-психологическое обеспечение боевых действий дает желаемый результат лишь в условиях ее высокой ор­ганизации. А это обуславливает необходимость не только создания стройной системы морально-психологического обеспечения деятельности Вооружен­ных Сил, но и разработки механизма ее реализации в войсках;

• в-четвертых, нужно помнить, что морально-психологическое обеспече­ние деятельности войск должно носить конкретный характер, быть ориенти­ровано на конкретного противника, на реальные условия, на конкретные ус­ловия боя, с учетом особенностей современной войны, тех задач, которые в ней будут ставиться, и тех средств, которые будут использоваться. Высокое морально-психологическое состояние частей и подразделений может быть достигнуто лишь на основе сочетания глубокой убежденности, воинского мастерства и психологической подготовки воинов. В этой работе самым тес­ным образом должны взаимодействовать командиры, штабы, органы воспи­тательных структур;

• в-пятых, важным и не менее значимым опытом гражданской войны яв­ляется то, что морально-психологическое состояние противоборствующих сторон в огромной степени зависит от духовно-нравственного состояния все­го общества, от отношения его к армии, от поддержки армии обществом. Это влияет на моральный дух воинов, психологическое состояние войск, является важным условием победы в войне.

Наконец, важным условием успешною» решения задач морально-психологического обеспечения в современных условиях является хорошо по­ставленная работа по вооружению командиров и начальников всех степеней, офицеров воспитательных структур теорией и практикой формирования у российских воинов высоких моральных и психологических качеств, необхо­димых для выполнения задач по защите Отечества. Реализация всех этих и других мер позволит создать нравственные предпосылки и материальные ус­ловия для повышения престижа воинской службы, укрепить воинскую дис­циплину в войсках, повысить боеготовность и боеспособность частей и под­разделений, будет способствовать успешному решению задач воинскими коллективами в боевой обстановке.

После окончания гражданской войны в военно-научной литературе анализировались ее итоги, разрабатывались теоретические проблемы и прак­тические рекомендации войскам по морально-психологическому обеспече­нию. В этот период отечественной истории была проведена военная реформа (1924-1928 гг.), уточнены многие положения военной доктрины и других до­кументов, в том числе и по вопросам воспитательной работы, в 20-е годы за­метно усилилось внимание к психологическим идеям. Развитие военной пси­хологии рассматривалось как предпосылка разработки эффективных методов боевой подготовки. В 1921 году в ряде военно-учебных заведений был введен курс военной психологии. Так, в академии Генерального штаба курс "Психология воина" с 1920 года читал ее начальник Слесарев А.Е., много сделавший для развития военной, а также национальной (этнической) психо­логии. Наиболее заметной работой по военной психологии первых лет после гражданской войны была изданная в 1923 году книга Изместьева П.И "Очерки военной психологии".

В этой книге большое внимание уделялось анализу психологического состояния солдат в бою, выявлению причин страха и паники, Изместьев П.И. сознательно старался преодолеть идеализм в военной психологии. Он обосновал значение психологии в подготовке войск к боевым действиям, показал роль морального фактора в войне и пути его укрепления. В этот же период по инициативе М.В. Фрунзе была создана система психофизиологических лабо­раторий (центральные, окружные, лаборатории военных учреждений и учеб­ных заведений).

К средине 20-х годов начинает четко обозначаться системный, ком­плексный подход к нематериальной сфере вооруженной борьбы, проблемам сознания и психики военнослужащих. В эти годы было издано большое ко­личество книг, брошюр, статей о воспитании и обучении воинов. Среди них видное место занимали работы М.Ф. Фрунзе, М.Н Тухачевского, В.В. Куйбышева. Большой вклад в развитие военной педагогики и психоло­гии, практики подготовки войск внесли журналы: "Война и революция", "Политработник", "Военно-педагогический журнал", "Партработник" и дру­гие.

30 октября 1928 года ЦК ВКП(б) принял специальное постановление "О политико-моральном состоянии Красной Армии"[28], в котором намечались меры по активизации воспитательной работы, повышению роли науки в мо­рально-политической и психологической подготовке войск.

Несмотря на проводимую работу в практике подготовки личного соста­ва в эти годы допускался существенный разрыв между воспитанием и обуче­нием. В статье "Обучение войск" МН. Тухачевский назвав разрыв обучения и воспитания "чрезвычайным, исключительным злом" для Красной Армии писал: "Только политическая зрелость и сознательность может дать красно­армейцу волю к победе, решительность. выносливость, без чего ни строевая, ни тактическая подготовка не может ему быть понятна".[29]

30-е годы характеризовались перестройкой всей системы воспитатель­ной работы. Усложнение военного дела потребовало изменения методики обучения и воспитания личного состава. Важную роль в этом сыграл Цен­тральный институт труда (ЦИТ). Обращение к методикам ЦИТа способство­вало оживлению военно-педагогической и военно-психологической мысли в армии и на флоте.

Большие маневры, проведенные Наркоматом обороны в 1935-1936 гг., показали положительные результаты в морально-психологическом состоя­нии личного состава. Вместе с тем, выявились и серьезные упущения в мо­рально-психологическом обеспечении при ведении боевых действий в сложных условиях. Основная причина этого существенного недостатка со­стояла в том, что войска ориентировали на возможность легкой победы над слабым противником и не приучали в полной мере преодолевать трудности современного боя.

В последующие годы в целях дальнейшего повышения боевой готовно­сти войск были проведены крупные мероприятия, направленные на улучше­ние комплектования, обучения и воспитания. Однако военная педагогика и особенно психология в период 1936-1939 гг. развивались недостаточно ак­тивно.

Бои на Карельском перешейке зимой 1939-1940 года и боевые дейст­вия на Дальнем Востоке вскрыли ряд существенных недостатков как в прак­тике боевой подготовки личного состава, так и в системе морально-психологического обеспечения. После этого началась перестройка боевой подготовки войск, активно внедрялся принцип "учить войска тому, что не­обходимо на войне". Войска учились действовать днем и ночью, в любую погоду, на разнообразной местности, приучались переносить длительные физические напряжения, умело использовать боевую технику. В 1940 году было установлено полное единоначалие и введен институт заместителей командиров по политической части. В августе этого же года Главное управ­ление политической пропаганды направило в войска директиву "О пере­стройке партийно-политической работы", в которой потребовало коренного улучшения организационной и воспитательной работы с учетом опыта бое­вых действий. Много внимания уделялось совершенствованию воинского воспитания. На совещании высшего комсостава в январе 1941 года специ­ально рассматривался вопрос о развитии военной психологии и повышении его роли в подъеме морального состояния войск.[30]

Практическая и теоретическая работа, проводимая в эти годы, способ­ствовала повышению боеспособности наших Вооруженных Сил, укреплению их морально-психологического состояния. Однако до начала Великой Отече­ственной войны значительная часть недостатков не была устранена, и это, наряду с другими причинами, отрицательно сказалось на действиях войск в начальный период войны. Вместе с тем, необходимо отметить, что за этот период (1918-1941 гг.) сформировалась четкая система морально-политической подготовки войск, созданы воспитательные органы (политотделы) и система подготовки кадров этих структур, разработаны и практически освоены руководящие и методические документы по проведе­нию воспитательной работы. В сложных, напряженных и противоречивых внутренних и международных условиях было сделано многое для того чтобы в моральном, боевом и психологическом отношении подготовить Вооружен­ные Силы к смертельной схватке с врагом, выстоять перед ним, а затем со­крушить его.

Сложившаяся в предвоенные годы в Советских Вооруженных Силах система морально-психологического обеспечения боевой деятельности войск ярко проявила себя в годы Великой Отечественной войны. В этой системе достаточно четко можно выделить три направления.

Первое направление охватило круг вопросов, связанных с формирова­нием у личного состава высоких духовно-нравственных качеств, прочного политико-морального состояния, идейной зрелости. При этом особое место отводилось укрепление патриотического сознания, неукротимого стремления к разгрому врага, воспитанию у воинов ненависти к немецко-фашистским за­хватчикам. И вовсе не случайно в первые недели и месяцы войны воспита­тельная работа направлялась на перевод сознания народа и армии с мирного на военный лад.

Основу воспитательной работы в тот период составляло формирова­ние у воинов убежденности в справедливом, освободительном характере Ве­ликой Отечественной войны. Командиры и политработники делали все воз­можное для того, чтобы у солдат, сержантов и офицеров ни оставалось ни малейшего сомнения в справедливости дела, ради которого они сражаются, в том, что они ведут священную войну за свое Отечество. Нет необходимости объяснять, почему эта работа тесно увязывалась с воспитанием воинов в ду­хе дружбы и братства всех народов нашей страны, сплочением бойцов раз­ных национальностей в единую боевую семью.

Второе направление морально-психологического обеспечения вклю­чало большой комплекс проблем, связанных с формированием и развитием у воинов профессионально-боевых качеств. Речь идет о воспитании у лич­ного состава мужества, отваги, героизма, храбрости, эмоционально-волевой устойчивости, способности не теряться в экстремальной обстановке, готовно­сти к самопожертвованию, дисциплинированности и исполнительности, вер­ности воинскому долгу, взаимной выручки, стремления к овладению воен­ным делом.

Следует выделить и третье направление, четко обозначившееся в мо­рально-психологическом обеспечении боевых действий поело коренного пе­релома в ходе войны. Это спецпропаганда на войска и население фашистской Германии.

В первые недели и месяцы войны основное внимание командиров, штабов, политорганов, политического аппарата, партийных организаций бы­ло сосредоточено на перестройку всей системы морально-психологической закалки войск в соответствии с требованиями войны, условиями и задачами военного времени. Перестройка касалась всех звеньев морально-психологиче­ского обеспечения и осуществлялась на всех уровнях, начиная от подразде­ления, части, соединения и до высших структур армейского организма.

Воспитательная работа в этот период направлялась на перевод созна­ния личного состава с мирного на военный лад. Советские воины должны были понять всю глубину опасности, нависшей над нашей страной, отре­шиться от благодушия и беспечности, от настроений мирного времени, осоз­нать, что дело идет о жизни и смерти нашего государства, о том - быть наро­дам Советского Союза свободными или впасть в порабощение.

Как показывает анализ, в ходе войны центральное место в работе по укреплению морального духа и психологической стойкости войск отводилось формированию у личного состава высоких духовно-нравственных качеств, прочного политико-морального состояния. При этом акцент ставился на раз­витие и укрепление у воинов патриотического сознания, любви к своему Оте­честву, преданности советскому народу, неукротимого стремления к разгро­му врага. Большое внимание уделялось воспитанию у воинов ненависти к не­мецко-фашистским захватчикам, разоблачению фашистской идеологии. Пе­ред Красной Армией ставилась задача: истребить всех немецких оккупантов, пробравшихся на территорию нашей Родины.

Важнейшую основу воспитательной работы в войсках составляло фор­мирование у воинов убеждения в справедливом, освободительном характере Великой Отечественной войны. Командиры и политработники делали все возможное для того, чтобы у солдат, сержантов и офицеров не было сомнения в праведности дела, ради которого они сражаются, в том, что они защи­щают свою землю, своих отцов и матерей, жени детей, братьев и cecтёp от фашистских захватчиков, ведут великую священную войну за свое Отечество «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» - этот девиз был главным призывом для воинов Красной Армии. Он определял их духов­но-нравственный настрой с первого дня войны и до ее победного завершения.

Многонациональный состав Красной Армии предопределял необходи­мость проведения большой работы по воспитанию воинов в духе дружбы и братства народов нашей страны, сплочению бойцов различных национально­стей в единую боевую семью Это благотворно сказывалось на нравственном климате в подразделениях и частях, выполнении боевых задач. В воинских коллективах не было неприязни и раздоров на национальной почве. Воины всех национальностей стойко защищали единое для всех Отечество - Советский Союз, проявляя при этом мужество, отвагу и героизм.

В непобежденном гарнизоне Брестской крепости сражались представители 40 национальностей нашей страны Знаменитый дом Павлова в Стали граде защищали воины различных национальностей, в их числе четыре рус­ских, три украинца, два грузина и по одному абхазцу, таджику, узбеку и каза­ху На фронтах войны сражались соединения, сформированные в союзных и автономных республиках в значительной степени из представителей корен­ных национальностей Всею за годы войны было создано и направлен» в действующую армию свыше 80 национальных дивизий и отдельных бригад.

Проводимая в войсках воспитательная работа способствовала укрепле­нию морального духа войск, повышала боевую активность личного состава и положительно отражалась на выполнении боевых задач Вместе с тем, объ­ективный анализ этой работы показывает, что в её содержании и организации было недостатков и просчетов, которые отрицательно сказывались на морально-психологическом состоянии войск и как следствие, на результатах боевой деятельности.

В целях преодоления этих недостатков военные советы, политорганы, заместители командиров по политической части, используя различные мето­ды, организовывали обучение командиров и политработников приемам и формам проведения воспитательной работы в боевой обстановке. Однако не всегда это удавалось сделать. Поэтому многим командирам и политработни­кам приходилось приобретать опыт воспитательной работы непосредственно на полях сражений методом проб и ошибок, нередко расплачиваясь за него своей кровью и кровью своих подчиненных.

Одно из основных направлений морально-психологического обеспече­ния боевых действий Красной Армии в годы войны включало большой ком­плекс проблем, связанных с формированием и развитием у воинов психоло­гических и боевых качеств, крайне необходимых для выполнения боевой за­дачи в сложной, напряженной и опасной для жизни обстановке. Речь шла о воспитании и развитии у личного состава мужества, отваги, героизма, храб­рости, эмоционально-волевой устойчивости, способности не теряться в слож­ной боевой обстановке, готовности к самопожертвованию, дисциплиниро­ванности и исполнительности, верности воинскому долгу, войскового това­рищества и взаимной выручки в бою и других качеств, без которых нельзя было добиться победы над врагом.

Содержание этой работы определялось особенностями боевой обста­новки. В первом и частично во втором периодах войны основное внимание сосредоточивалось на подготовку воинов к ведению оборонительных боев. Именно в это тяжелое для армии и страны время наиболее полно проявилось огромное значение психологической устойчивости войск и стали очевидными серьезные просчеты и недостатки в психологической подготовке личного состава, допущенные как в предвоенные годы, так и в начале войны, в резуль­тате чего многие солдаты, сержанты и офицеры оказались не готовы к отражению внезапного для них нападения противника, его стремительного про­движения в глубь нашей страны, ведению тяжелых оборонительных боев, ак­тивной борьбе с тайнами и самолетами врага, преодолению панических на­строений. «Наши войска, - отмечал Г.К. Жуков, - должным образом не обуча­лись ведению войны в сложных условиях... Не рассчитывали, что противник сосредоточит такую массу бронетанковых и моторизованных войск и бросит их в первый же день компактными группировками на всех стратегических направлениях».

Командиры и политработники немало сделали для того, чтобы перело­мить неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в начале войны, показать воинам, что и в оборонительных боях можно бить врага, воспитывали у них стойкость и упорство, стремление любой ценой, в т.ч. и ценой собственной жизни, удерживать занимаемые рубежи, во чтобы то не стало не пропустить противника. Большая работа в этом направлении была проведена в оборони­тельных сражениях под Смоленском и Москвой, Одессой и Севастополем, Ленинградом и Сталинградом, на Северном Кавказе и Курской дуге.

Так, при подготовке к Курской битве, учитывая появление у противни­ка новых тяжелых танков, самоходных орудий и самолетов, важное место от­водилось изучению способов эффективной борьбы с ними, преодолению у личного состава "танкобоязни" и "самолетобоязни". В войсках организовы­вали изучение боевых возможностей немецких танков, прочности их брони-уязвимости мест, способов борьбы с ними.

Части поочередно отводились в тыл, где на учебных полях была скопи­рована оборона противника, на которой стрелковые подразделения проходи­ли обкатку танками, учились вести огонь по низколетящим самолетам про­тивника. Воины учились пропускать через свои траншеи вражеские танки, отсекать от них пехоту, а затем огнем артиллерии, минометов, противотанко­вых ружей, связками гранат и бутылками с горючей смесью уничтожать их, что самым положительным образом сказалось на ходе и исходе оборонитель­ных сражений.

В годы войны, особенно в ходе оборонительных боев, исключительно большое внимание уделялось поддержанию в войсках крепкой воинской дис­циплины - важнейшего условия высокой стойкости личного состава, удержа­ния занимаемых рубежей.

Разносторонняя работа по психологической закалке личного состава проводилась в ходе наступательных боев, что особенно было характерно для второго и третьего периодов войны. Командиры и политработники основное внимание сосредоточивали на формировании у воинов высокого наступа­тельного порыва, способности к взламыванию долговременной обороны про­тивника, уничтожению его окруженных группировок, форсированию с ходу крупных водных преград, штурму городов-крепостей. При длительном нахо­ждении войск в обороне значительное место отводилось психологической подготовке личного состава к переходу от состояния, характерного для обо­ронительных действий, к решительному наступлению.

В ходе боя проявлялась забота о поддержании высоких темпов наступ­ления с тем, чтобы не дать противнику закрепится на промежуточных рубе­жах, обеспечении четкого взаимодействия пехоты, танков, артиллерии и авиации, своевременном снабжении войск боеприпасами, горюче смазочны­ми материалами, организацией питания, отдыха личного состава, своевре­менном выносе с поля боя раненных, оказании им первой помощи и отправки их в тыл, захоронении убитых.

Большой интерес представляют особенности организации психологиче­ского обеспечения Берлинской наступательной операции, завершившейся па­дением Берлина и капитуляцией фашистской Германии. На специально соз­данных учебных полях проводились тренировки по взламыванию обороны врага, форсированию водных преград, ведению боевых действий в населенных пунктах, лесистой местности и ночью.

Первостепенное внимание обращалось на подготовку воинов к ведению боев в крупном городе, где каждый дом превращался противником в кре­пость. Учитывалось, что танки, вступая на улицы Берлина, теряют одно т главных преимуществ - маневренность, становятся уязвимыми и нередко мо­гут быть легкой добычей для врага. Поэтому ставка была сделана на подго­товку и применение штурмовых групп и отрядов, состав которых тщательно подбирался, в него обязательно включались опытные воины, коммунисты и комсомольцы.

В годы Великой Отечественной войны в действующей армии был нако­плен богатый арсенал разнообразных методов, форм и средств воспитания у личного состава высокого морального духа, психологической устойчивости и боевой активности: индивидуальное и групповое общение командиров и по­литработников с подчиненными, устная и наглядная агитация, радио, газеты и журналы, боевые листки, рукописные листовки-молнии и др. Большое вни­мание уделялось пропаганде боевого опыта, популяризации боевых подвигов личного состава.

Сильное мобилизующее воздействие на воинов оказывали приказы и выступления Верховного Главнокомандующего, Народного Комиссара обо­роны И.В. Сталина, особенно сформулированные в них боевые призывы, та­кие как: «Стоять на смерть! Ни шагу назад'», «Очистим советскую землю от немецко-фашистских захватчиков!», «Добьем фашистского зверя в его собст­венной берлоге' Водрузим Знамя Победы над Берлином!».

В годы войны активизировалась работа по воспитанию воинов на ге­роической истории нашего Отечество, пропаганде славных боевых традиций Российского воинства. Советских Вооруж



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: