Эпоха Адзути Момояма (1573 – 1603)




В 1559 Ода Hобунага получил в управление провинцию Овари (район современного города Hагоя). Как и многие другие даймё, он был заинтересован в объединении Японии. Благодаря своим стратегически удачно расположенным владениям ему удалось в 1568 году захватить столицу. Обустроившись в Киото, Hобунага продолжал уничтожать своих врагов. Ему противостояли некоторые воинственные буддистские секты, особенно секта Икко, которая фактически правила несколькими провинциями. В 1571 г. Hобунага полностью разрушил монастырь Энрякудзи. Его война с сектой Икко продолжалось до 1580 года.

Нобунаге крупно повезло с двумя его самыми опасными противниками на востоке: Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин умерли до того момента, когда они смогли бы реально противостоять Hобунаге. После смерти Такэды Сингэна Hобунага победил клан Такэда в битве при Hагасино в 1575 году, активно используя огнестрельное оружие.

В 1582 году генерал Акэти убил Hобунагу и захватил его замок Адзути. Тоётоми Хидэёси, генерал, сражавшийся за Hобунагу, быстро отреагировал и, победив Акэти, унаследовал власть. Хидэёси быстро уничтожал своих противников. Он подчинил себе северные провинции и остров Сикоку в 1583, а также Кюсю в 1587 годах. После победы над кланом Ходзё в итоге сражения при Одавара в 1590 году Япония была окончательно объединена.

Пытаясь установить контроль над Японией, Хидэёси уничтожил множество замков, выстроенных по всей стране во время эры гражданских войн. В 1588 году он конфисковал все оружие у крестьян и монахов во время так называемой «Охоты за мечами». Он запретил самураям иметь отношение к земледелию и заставил их переселиться в города. Чёткое разделение между классами усиливало контроль правительства над народом. К тому же в 1583 году началась ревизия всех земель государства, а в 1590 году провели перепись населения. В том же году был отстроен огромный замок Хидэёси – Осака.

В 1587 г. Хидэёси своим указом выгнал из страны всех христианских миссионеров. Hо францисканцы в 1593 году смогли вернуться в Японию, а иезуиты восстановили свою былую активность на западе. В 1597 году Хидэёси усилил преследование христианских миссионеров, запретил менять веру и казнил 26 францисканцев в качестве предупреждения. Христианская церковь набирала силу и вполне могла захватить контроль над народом; к тому же множество иезуитов и францисканцев весьма агрессивно теснили позиции синтоизма и буддизма.

Следующей целью Хидэёси после объединения страны был захват Китая. В 1592 году армия Японии вторглась в Корею и за несколько недель захватила Сеул; однако уже на следующий год они были отброшены назад более сильной армией Китая. Хидэёси упорствовал и не сдавался до последнего поражения и вывода войск из Кореи в 1598 году. Несмотря на то, что война эта была неудачной, умершему в 1598 году Хидэёси было чем гордиться. Он завершил объединение страны, начатое еще Нобунагой. Им было установлено четкое социальное разделение всех слоев общества. На верхушке этого общества, сразу вслед за императором и аристократами, стояли самураи. Воины получили множество привилегий. Законодательно было оформлено право на ношения воинами двух мечей. Кроме них, этого права не имел никто. Каждого простолюдина или крестьянина, который, по мнению самурая, проявил к нему недостаточное уважение, он мог безнаказанно зарубить на месте.

Власть военных была подкреплена мощной финансовой базой, созданной в результате успешных сражений и объединения страны. Несмотря на войну, оживилась торговля с Китаем при посредничестве португальских миссионеров. Получила дальнейшее развитие тактика применения больших масс войск, в том числе с использованием огнестрельного оружия. Ружья и пушки, лишь недавно ввозимые в Японию, японские мастера-оружейники теперь производили сами. По качеству островное огнестрельное оружие не уступало европейскому.

После смерти Хидэёси Токугава Иэясу, сподвижник Хидэёси и Hобунаги, взял власть в свои руки как наиболее влиятельный человек в Японии. Когда Хидэёси умирал, он попросил Иэясу вечно заботиться о его сыне-наследнике Хидэёри и семье Тоётоми.

Эпоха Эдо (1603 – 1868)

Токугава Иэясу был самым влиятельным человеком в Японии после Хидэёси, умершего в 1598 году. Hо он нарушил своё обещание и не оказывал уважения наследнику Хидэёси – его сыну Хидэёри, так как хотел править Японией сам. В течение нескольких лет, искусно лавируя в бурных политических водах (о его гениальном политическом предвидении и терпении ходили легенды), он сумел одержать убедительную победу над своими конкурентами в борьбе за власть. В битве при Сэкигахара в 1600 году Иэясу победил сторонников Хидэёри и других своих противников с запада. Таким образом, он получил неограниченную власть и богатство. В 1603 году властью императора Иэясу был провозглашён сёгуном и основал своё правительство в Эдо (ныне – Токио). Сёгунат Токугава правил Японией на протяжении 250 лет.

Иэясу строго контролировал страну. Он умело распределял землю между даймё: наиболее верные вассалы (те, кто поддерживал его ещё до битвы при Сэкигахара) получили стратегически более важные участки. Для полноты контроля над народом в период Эдо существовала система из 4-х классов: на вершине социальной лестницы стояли самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и купцы. Представителям этих четырёх классов запрещалось менять свой социальный статус. Парии – «эта», люди с профессиями, считающимися «грязными», образовывали пятый, самый дискриминированный класс.

Иэясу продолжал развивать международные торговые отношения. Он установил торговые связи с Англией и Германией. В то же время в 1614 году он добился запрещения христианства ради предотвращения опасного влияния извне.

После уничтожения клана Тоётоми в 1615 году и взятия Осаки он и его наследники практически не имели противников, поэтому период Эдо можно назвать достаточно мирным периодом. Воины (самураи) обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству и т.п., например, чайной церемонии. Буддизм секты Дзэн и неоконфуцианство распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и верности.

В 1633 году сёгун Иэмицу запретил дальние плавания, а в 1639 году почти полностью изолировал Японию: контакт с внешним миром ограничивался торговлей с Китаем и Голландией через порт города Hагасаки. Были запрещены все иностранные книги. Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, рос местный рынок. В эпоху Эдо и, особенно, период Гэнроку (1688 – 1703) наблюдался расцвет культурной жизни. Среди населения, особенно городского, набирали популярность такие формы искусства, как театр кабуки и укиё-э – картинки на бытовые темы.

Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков; однако его позиции были уже немного не теми, что в начале. Класс купечества рос так быстро, что некоторые самураи вошли в финансовую зависимость от него. Это послужило причиной сглаживания классовых различий между самураями и купцами, и могущество самураев постепенно приходило в упадок. К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа крестьянских восстаний.

В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и в Японию из Китая и Европы (Германия) пришли некоторые новые философские учения.

В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира. Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. За Россией последовали европейские государства и американцы в XIX веке. Командор Пэрри в 1853 и 1854 годах просил у японского правительства открыть несколько портов для морской торговли, но внешние торговые отношения оставались незначительными до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Эти события породили волну антизападных настроений и критики сёгуната Токугава, а также рост движения в поддержку реставрации императорской власти. Антизападное и проимперское движение («Сонно Дзёй») было широко распространено среди самураев провинций Тёсю и Сацума. Более сдержанные люди сумели оценить серьёзные достижения науки и военного искусства Запада и предпочли открыть Японию миру. Позже и консерваторы из Тёсю и Сацума поняли преимущества Запада, участвуя в нескольких битвах с западными военными кораблями.

В 1867 – 68 годах правительство Токугава под политическим давлением ушло со сцены, и власть императора Мэйдзи была восстановлена.

Приложение 2

Основные понятия восточной медициныИнь и Ян

Восточная медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы, а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются восточной медициной как взаимодействие между двумя началами Инь и Ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности.

Принцип Инь и Ян – восточное восприятие действительности, подразумевающее и материальный, и духовный мир как единство двух противоположных и одновременно взаимозависимых сил: Инь и Ян. Знак Инь-Ян символизирует всеобщий закон перемен. Он показывает нам, что одно переходит в другое в своем экстремуме. Знак Инь-Ян, каждая часть которого имеет в центре точку противоположного цвета, представляет два полюса, содержащих во внутреннем ядре сущность противоположностей. Другими словами, не существует чистого Инь или Ян, белого или черного, женского или мужского, темного или светлого, доброго или злого. Это означает, что в женщине есть и мужские качества, а в мужчине – женские, что всегда есть серые тона, что плохой поступок никогда не бывает только плохим, а хороший поступок может иметь плохие последствия. Но Инь и Ян нельзя отнести к категориям добра и зла. Знак Инь-Ян показывает, как изменяются явления. Это описание изменения явлений, а не суждение о них. Этот знак отражает, каким образом противоположности зависят друг от друга, как они воздействуют друг на друга и переходят друг в друга.

Взаимосвязи внутри тела

Восточная медицина учит, что различные части человеческого тела находятся между собой в тесной органической взаимосвязи. Действие системы каналов, в которую включаются также кровеносные сосуды и нервные пути, проявляется во взаимодействии между отдельными плотными и полыми органами и в обмене между внутренними органами и другими частями тела.

Так, например, сердце взаимосвязано через систему каналов с тонким кишечником и кровеносными сосудами. Ключом к пониманию его состояния является поверхность языка. Легкие находятся в связи с толстым кишечником, они отвечают за кожу и волосяной покров тела. Ключом к пониманию их состояния является нос. Селезенка связана через систему каналов с желудком, она отвечает за мышцы и конечности. Ключом к пониманию ее состояния является рот. Печень связана с желчным пузырем, оба ведают сухожилиями. Ключом к пониманию ее состояния являются глаза. Почки связаны каналами с мочевым пузырем, они ведают костями. Ключом к пониманию их состояния являются уши.

Отклонения от нормы в работе внутренностей отражаются, согласно представлениям восточной медицины, через систему каналов на поверхности тела. С другой стороны, болезни, проникающие внутрь через поверхность тела, могут распространяться дальше по канальным сосудам. Наполнительные и полые органы также могут оказывать взаимодействие друг на друга через систему каналов.

Меридианы

Меридианы – это каналы, по которым течет Ки (Ци), или жизненная энергия. Те места, где можно почувствовать этот поток энергии, называют точками акупрессуры или акупунктуры. Восточная медицина рассматривает меридианы как сеть, связывающую внутреннее и внешнее: внутренние органы и поверхность тела, ткани и дух, Инь и Ян, землю и небо. Эта система состоит из энергетических каналов, расположенных преимущественно вдоль вертикальной оси тела, сосудов Лю и особого канала Дай Май, который окружает талию, как пояс.

В состав системы меридианов входят Меридианы Двенадцати Органов, называемые также Двенадцатью Постоянными Каналами. Каждый из них связан с определенным органом. Меридиан – это главный энергетический канал, соединяющий данный орган с другими органами и с поверхностью тела.

Хорошее функционирование меридианов и сосудов Лю обеспечивает полноценную циркуляцию энергии Ки (Ци) в организме и, значит, достаточное питание тканей, сохранность и согласованность работы внутренних органов, мышц, сухожилий и костей.

Проведенные в Китае в последнее время исследования показали, что Дэ-Ци (“подход Ци меридианов») тесно связана с нервной системой.

Пять стихий

В даосском учении о Пяти Стихиях, относящихся к природным силам, подробно описана связь между стихиями, телом и духом. Работу стихий и законы, которым они подчиняются, можно наблюдать во всех явлениях природы, включая человеческое существование.

Именно из этих наблюдений родилось учение о Дао. Дао означает «то, что нельзя назвать». Из него рождается все. У него нет направлений, нет воли, нет цели. Вот что такое Дао. Из Дао возникли противоположности: Инь и Ян, земля и небо, материя и энергия. Пять Стихий рождены из Инь и Ян. Стихии приносят силу, создают, защищают и разрушают мир. Пять Стихий проявляются во всех явлениях космоса: пространстве и времени, звездах, климате, временах года, растениях и животных, минералах и горных породах и в человеческих жизнях. Органы и ткани живых существ, а также их восприятия, ощущения, эмоции, психические возможности тесно связаны со стихиями. Стихии поддерживают равновесие друг в друге, создают друг друга, переходят и блокируют одна другую. Если энергетические уровни стихий не уравновешены, то у людей возникает дискомфорт и болезни.

Все эти представления входят в учение У-син (пять движений, пять фаз изменения, пять элементов). Эта теория исходит из примитивного наблюдения, которое заключается в том, что дерево, огонь, металл, земля и вода являются основными составляющими, из которых состоит окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования. В медицине учение о пяти элементах или пяти движениях служит для объяснения физиологии и патологии человеческого организма, а также его взаимоотношений с окружающим миром.

Взаимосвязи между явлениями и вещами объяснялись с помощью четырех основных функций пяти элементов: взаимного порождения (Шэн), взаимного подавления (Гэ), взаимного разрастания (Чэн) и неподатливости (Ву).

Полная последовательность порождения пяти элементов имеет следующий вид: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля – металл, металл – воду, вода – дерево. В обратной последовательности протекает цикл взаимного разрастания.

Очередность подавления: дерево подавляет землю, земля подавляет воду, вода – огонь, огонь – металл, металл – дерево. В обратной последовательности протекает цикл преодоления подавления.

Соответствие пяти

фаз личного развития

ОГОНЬ (гормональная система)

(открытие)

– представляет сердце и дух, соответствует открытию – безусловному отдаванию, реагирование на происходящее со спонтанной эластичностью и приспособляемостью. Наша способность проявлять сострадание, переживать радость, делиться с другими жильем, то, что заставляет сиять жизнью наши глаза. Патологии ОГНЯ показывают чрезмерную открытость сердца (в ущерб себе), отсутствие ощущения границ во взаимоотношениях, неспособность ответить эмоционально или быть спонтанным.

ЗЕМЛЯ (пищеварительная система)

(согласованность)

– представляет селезенку и ум, ЗЕМЛЯ ассоциируется согласованностью, это – терпение, нахождение в моменте, вдумчивое внимание и полезные ментальные ассоциации. Это также способность быть в моменте очень ясно. Терпение, стабильность, дом, чувство принадлежности жизни. Патология ЗЕМЛИ указывает на навязчивость мыслей, разбросанные и рассеянные действия, потеря осознания окружающего, трудность движения.

МЕТАЛЛ

(дыхательная система)

(освобождение

Золото, легкие и душа, отражает отпускание – отступление от опыта, чтобы оценить его и отобрать нужное, нахождения вновь цели и направления, и способность отпустить чрезмерные эмоциональные привязанности к людям и событиям. Патологии МЕТАЛЛА характеризуются постоянными жалобами и печалью, отделенностью, наваждениями, жизнью прошлыми или сильными привязанностями.

ВОДА (сердечно-сосудистая система)

(выравнивание)

Почки и воля. ВОДА имеет отношение к выравниванию – утверждение основ, интеграции и баланса, забор энергий и сохранение запасов. Это способность оставаться укорененным даже в хаосе. Это руль в течении жизни. Случаются моменты, когда мы постигаем неизведанное и должны позволить самой жизни стать нашим проводником без оговорок, суждений или паники. Патология ВОДЫпроявляется как отсутствие направленности, незавершенность, экстремизм, страх или однобокость деятельности.

ДЕРЕВО (иммунная система)

(доверие)

Дерево, печень и Небесная душа выражены идеей ДОВЕРИЯ. Это означает доверие Богу, Вселенной, Великому Духу. Это выход за пределы ограничений как внутренних, так и внешних, выражение творчества и фокусировка на наших намерениях. Патология ДЕРЕВА проявляется депрессией, робостью, подозрительностью, излишней осторожностью, потерей цели, импульсивностью и т.д.

 

 

Время активности органов в течение суток для более эффективного воздействия при лечении

Орган Высшая активность Низшая активность

Печень 1ч. – 3 ч. З ч.– 5 ч.

Легкие З ч. – 5 ч. 5 ч. – 7 ч.

Толстый кишечник 5 ч. – 7 ч. 7 ч. – 9 ч.

Желудок 7 ч. – 9 ч. 9 ч.– 11 ч.

Селезенка и подж. 9 ч. – 11 ч. 11 ч. – 13 ч.

Сердце 11 ч. – 13ч. 13 ч. – 15 ч.

Тонкий кишечник 13 ч. – 15 ч. 15 ч. – 17 ч.

Мочевой пузырь 15 ч. – 17 ч. 17 ч. – 19 ч.

Почки 17 ч. – 19 ч. 19 ч. – 21 ч.

Система кровообращ. 19 ч. – 21 ч. 21 ч. – 23 ч.

Общая концентрация 21 ч. – 23 ч. 23 ч. – 1 ч.

Желчный пузырь 23 ч. – 1 ч. 1 ч. – 3 ч.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: