№ | Алгоритм действия | Исходный балл |
Оснащение | ||
1. | Тонометр (перед измерением АД необходимо проверить его исправность) | |
2. | Фонендоскоп | |
3. | Ручка | |
4. | Бумага | |
5. | Температурный лист | |
6. | Салфетки со спиртом (2 шт.) | |
7. | Гибкая измерительная лента. | |
8. | Оснащение для мытья рук. | |
Подготовка к процедуре | ||
1. | Объяснить пациенту, что за 1,5 - 2 часа до измерения АД он должен исключить курение, прием тонизирующих напитков, алкоголя, применение симпатомиметиков, (включая назальные и глазные капли), а за 1 час до измерения ˗ исключить прием пищи. | |
2. | Предупредить пациента о предстоящем исследовании за 5 - 10 минут до его начала. Измерение должно проводиться в спокойной комфортной обстановке при комнатной температуре. | |
3. | Уточнить у пациента понимание цели исследования и получить его согласие. | |
4 * | Вымыть и осушить руки. | 3,5 |
5. | Помочь пациенту освободить руку от одежды. | |
6.* | Подобрать правильный размер манжеты для пациента (см. примечание 1). | |
7. | Попросить пациента лечь на кровать или сесть к столу (на стул с опорой на спинку), таким образам, чтобы не было напряжения мышц. | |
Выполнение | ||
8. | Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх с упором в области локтя. | |
9.* | Наложить манжету на 2,5 см выше локтевой ямки, таким образом, чтобы средняя часть пневмокамеры находилась над проекцией плечевой артерии (одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты), а середина манжеты находилась на уровне сердца пациента (см. примечание 2). | |
10. | Закрепить манжету так, чтобы между манжетой и поверхностью плеча проходили два пальца. | |
11. | Проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки. | |
12. | Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и плотно, но, не сдавливая, поставить на это место мембрану фонендоскопа. | |
13. | Другой рукой закрыть вентиль на груше (повернув его вправо), этой же рукой быстро нагнетать в манжету воздух до исчезновения пульсации + 30 мм рт.ст. | |
14. | Повернув вентиль влево и выпускать воздух из манжеты со скоростью 2 – 3 мм рт.ст. в секунду.При давлении более 200 мм рт. ст. допускается увеличение этого показателя до 4 - 5 мм рт. ст. за секунду. | |
15. | Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии, и следить за показателями шкалы манометра: при появлении тонов Короткова «отметить» на шкале и запомнить цифру, соответствующую систолическому давлению. | |
16. | Продолжая выпускать воздух из манжеты, отметить величину диастолического давления, соответствующую ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова. Для контроля полного исчезновения тонов необходимо продолжить аускультацию до снижения давления в манжете на 15 - 20 мм рт. ст. относительно последнего тона. | |
17. | Сообщить пациенту результат измерения. | |
18. | Повторить процедуру 2 раза с интервалом в 2-3 минуты. | |
Завершение процедуры | ||
19. | Данные измерения округлить до ближайшего чётного числа, записать в виде дроби (в числителе – систолическое АД, в знаменателе – диастолическое АД). | |
20.* | Протереть мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной спиртом. | 3,5 |
21.* | Продезинфицировать гладкую сторону манжеты, (т. к. она соприкасалась с кожей пациента) способом протирания салфеткой, смоченной спиртом. | 3,5 |
22. | Записать данные исследования в температурный лист (протокол к плану ухода, амбулаторную карту). | |
23.* | Вымыть и осушить руки. | 3,5 |
ВСЕГО: |
*При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценку.
|
|
0 – 42 – «2» Подпись преподавателя _________________
43 – 45 – «3» Подпись студента(ки)_________________
46 – 48 – «4» Оценка_________________
49 – 50 -- «5»
Примечания
Примечание 1. Манжета подбирается с учетом охвата плеча, который измеряется в его средней части с помощью гибкой измерительной ленты. Измерение АД средней плечевой манжетой для взрослых выполняется только при охвате плеча, равном 23 - 33 см. В остальных случаях необходимо использовать специальные размеры манжет. При этом ширина и длина внутренней эластичной камеры должны соответствовать охвату плеча - длина не менее 80%, а ширина около 40% последнего. Манжета с меньшей шириной камеры приводит к завышению, а слишком широкая - к занижению значений АД.
Примечание 2. АД может определяться в положении "сидя" (наиболее распространено), "лежа" и "стоя", однако во всех случаях необходимо обеспечить положение руки, при котором середина манжеты находится на уровне сердца. Каждые 5 см смещения середины манжеты относительно уровня сердца приводят к завышению или занижению АД на 4 мм рт. ст.
Лист оценки.
19. Исследование артериального пульса на лучевой артерии
|
(в условиях стационара)
№ | Алгоритм действия | Исходный балл | Полученный балл |
Оснащение | |||
1. | Часы или секундомер | ||
2. | Температурный лист | ||
3. | Ручка, бумага | ||
Подготовка к процедуре | |||
4. | Объяснить пациенту цель и ход исследования | ||
5. | Получить согласие пациента на исследование | ||
6.* | Вымыть и осушить руки | ||
Выполнение процедуры | |||
7. | Во время процедуры пациент может сидеть или лежать (руки расслаблены, руки не должны быть на весу) | ||
8* | Прижать 2, 3, 4 пальцами (1 палец должен находиться со стороны тыла кисти) лучевые артерии на обеих руках пациента и почувствовать пульсацию | ||
9. | Определить ритм пульса в течение 30 секунд | ||
10. | Выбрать одну удобную руку для дальнейшего исследования пульса | ||
11.* | Взять часы или секундомер и исследовать пульсацию артерии в течение 30 секунд. Умножить на два (если пульс ритмичный). Если пульс не ритмичный – считать в течение 1 минуты | ||
12. | Прижать артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости и определить напряжение пульса (если пульсация исчезает при умеренном нажатии – напряжение хорошее; если пульсация не ослабевает – пульс напряжённый; если пульсация полностью прекратилась - напряжение слабое) | ||
13. | Записать результат | ||
Окончание процедуры | |||
14. | Сообщить пациенту результат исследования | ||
15. | Помочь пациенту занять удобное положение или встать | ||
16.* | Вымыть и осушить руки | ||
17. | Записать результаты исследования в температурный лист (или план сестринского ухода) | ||
ВСЕГО: |
0 – 42 – «2» Подпись преподавателя_________________________
43 – 45 – «3» Подпись студента(ки)_________________________
46 – 48 – «4» Оценка_________________________
49 – 50 – «5»
*При невыполнение данного пункта, манипуляция прекращается, и студент(ка) получает неудовлетворительную оценку.
Комментарии.
Лист оценки
- Применение грелки
Студент(ка)___________________________________________________________________
Группа______________________________бригада___________________________________
№ | Алгоритм действия | Исходный балл | Полученный балл |
Оснащение | |||
1. | Грелка | ||
2. | Пелёнка/полотенце | ||
3. | Вода Т – 600С | ||
4. | Термометр (водный) | ||
Подготовка к процедуре | |||
5. | Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие на процедуру | ||
6.* | Вымыть и осушить руки | ||
7.* | Налить горячую (Т – 600С) воду в грелку, слегка сжать её у горловины, выпустив воздух, и закрыть её пробкой | ||
8.* | Перевернуть грелку пробкой вниз для проверки протекания воды и обернуть её пелёнкой/полотенцем | ||
Выполнение процедуры | |||
9. | Положить грелку на нужную область тела на 20 минут | ||
10.* | Снять грелку через 20 минут (повторить п.п. 9 – 10) | ||
Окончание процедуры | |||
11. | Осмотреть кожу пациента, в области соприкосновения с грелкой | ||
12.* | Вылить воду. Погрузить грелку в ёмкость с дез. раствором | ||
13.* | Вымыть и осушить руки | ||
14. | Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на неё пациента в карте стационарного больного | ||
ВСЕГО: |
0 –42 – «2» Подпись преподавателя_______________________
43 – 45 – «3» Подпись студента(ки)________________________
46 – 48 – «4» Оценка_______________________
49 – 50 – «5»
*При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент(ка) получает неудовлетворительную оценку
Комментарии.
Лист оценки
- Применение пузыря со льдом
Студент(ка)___________________________________________________________________
Группа_____________________________бригада____________________________________
№ | Алгоритм действия | Исходный балл | Полученный балл |
Оснащение | |||
1. | Пузырь для льда | ||
2. | Пеленка/полотенце | ||
3. | Кусочки льда | ||
4. | Вода Т – 14 – 160С | ||
5. | Термометр (водный) | ||
Подготовка к процедуре | |||
6. | Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить согласие на процедуру | ||
7.* | Вымыть и осушить руки | 4,5 | |
8.* | Положить в пузырь подготовленные в морозильной камере кусочки льда и залить их холодной водой (Т – 14 – 160С) | ||
9. | Положить пузырь на горизонтальную поверхность для вытеснения воздуха и завернуть крышку | ||
10.* | Перевернуть пузырь со льдом вниз крышкой и проверить протекание воды, и завернуть его в пелёнку/полотенце | ||
Выполнение процедуры | |||
11.* | Положить пузырь на нужный участок тела на 20 минут | 2,5 | |
Снять пузырь со льдом через 20 минут (повторить п.п. 11 – 13) | 2,5 | ||
13. | По мере таяния льда, воду можно сливать, а кусочки льда добавлять | ||
Окончание процедуры | |||
Осмотреть кожу пациента, в области применения пузыря со льдом | |||
15.* | По окончании процедуры воду слить, пузырь погрузить в ёмкость с дез. раствором | ||
16.* | Вымыть и осушить руки | 4,5 | |
17. | Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на неё пациента в карте стационарного больного | ||
ВСЕГО: |
0 – 42 – «2» Подпись преподавателя______________________
43 – 45 – «3» Подпись студента(ки)_______________________
46 – 48 – «4» Оценка________________________________
49 – 50 – «5»
*При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент(ка) получает неудовлетворительную оценку.
Комментарии.
Лист оценки
Постановка горчичников
Студент(ка)___________________________________________________________________
Группа_______________________________бригада__________________________________
№ п.п. | Действие | Исходный балл | Полученный балл |
Оснащение | |||
Горчичники | |||
Лоток с водой (40 – 45*С) | |||
Полотенце | |||
Марлевые салфетки | |||
Часы | |||
Перчатки | |||
Лоток для отработанного материала | |||
Подготовка к процедуре | |||
Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры и получить его согласие. | |||
Помочь пациенту занять удобное положение, лежа на спине или животе | |||
10* | Вымыть и осушить руки | 3,5 | |
11* | Надеть перчатки | 3,5 | |
Налить в лоток воду температурой 40 – 45*С | 3,5 | ||
Выполнение процедуры | |||
Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников. | |||
14* | Погрузить поочередно горчичники в воду дать стечь лишней воде и положить на кожу пациента стороной, покрытой горчицей или пористой стороной. | ||
15* | Повторить п.14 необходимое количество раз. | ||
16* | Укрыть пациента полотенцем и одеялом. | 4,5 | |
17* | Через 5 – 10 минут снять горчичники, поместив их в лоток для отработанного материала. | 4,5 | |
Окончание процедуры | |||
18* | Протереть кожу пациента влажной теплой салфеткой и вытереть насухо полотенцем. | 3,5 | |
19* | Использованный материал, горчичники, салфетку поместить в лоток для отработанного материала, затем утилизировать. | 4,5 | |
Укрыть и уложить пациента в удобное положение, предупредить пациента, что он должен оставаться в постели не менее 20 – 30 минут. | |||
21* | Снять перчатки. Вымыть и осушить руки | 3,5 | |
Сделать запись о выполненной процедуре в медицинскую карту пациента | |||
ВСЕГО: |
0 – 42 – «2» Подпись преподавателя __________________
43 – 45 – «3» Подпись студента (ки) ______________________
46 – 48 – «4» Оценка _____________________
49 – 50 – «5»
* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценку.
Комментарии.
Лист оценки.