Блаженный Шука сказал: Со времени исчезновения Анируддхи прошло несколько месяцев, пришедшихся на пору дождей. Ядавы и Вришни в сердцах своих уже похоронили царевича и оплакали его гибель.
Но однажды в Двараку пожаловал вечный скиталец Нарада и поведал горожанам о судьбе их соплеменника. Тогда почтенный Шурасена велел снарядить надежную дружину о двенадцати полках и под водительством Кришны отправил их в Шонитапур.
Во главе своих отрядов Кришна поставил Прадьюмну, Сатьяки, Гаду, Самбу, Сарану, Нанду, Упананду, Бхадру и Баладеву. И уже через несколько дней Ядавы осадили со всех сторон столицу Баны.
Дабы выманить демона из крепости, воинство Кришны принялось жечь окрест сады и леса, рушить сторожевые башни, засыпать рвы, дробить ворота. Объятый гневом Бана устремился навстречу врагу, обреченный на смерть. Войско его, ободренное примером вождя, с громовым кличем ударило по осаждающим.
Всемогущий Шива со знаменем и трезубцем, на белом быке выступил против войска Кришны в окружении сонмища духов и оборотней, возглавляемых Картикейей.
И такая яростная битва разгорелась между ратями Шивы и Кришны, что боги, видавшие многое на своем веку, застыли в оцепенении. Кришна сражался с владыкой мира Шивою. Прадьюмне в соперники достался сын Шивы, неодолимый Карткейя.
Баларама скрестил свое оружие с Кумбхандой и Купакарной, Самба выступил против сына Баны, а Сатьяки — против самого Баны.
Казалось, что наступил конец света, что сталкиваются и гибнут в мировом пожаре звезды вселенной. Небесные мудрецы, волхвы и чародеи, ангелы, райские девы и бесы поднебесья спустились на землю на воздушных челнах, дабы видеть небывалое побоище.
|
Острыми стрелами лука Шаринги сеял смерть Кришна среди неисчеслимого как волны в океане воинства бесов, духов, чертей, привидений, ведьм, огненных демониц, полуконей, полуптиц, кикимор, призраков, теней, упырей, вурдалаков и прочей нечистой силы.
Ливень стрел, копий и дротиков обрушил на Кришну владыка трезубца. Но Господь только улыбался, отшвыривая от Себя оружие Шивы.
Брахмастру Шивы, - стрелу, что разрушает стихии, Кришна сразил Своею собственною брахмастрой. Горой Он остановил столп ветра, дождем погасил клуб огня. Неодолимое копье пашупату, способное уничтожить всю обитаемую вселенную, Обладатель лука Шаринги измельчил в куски валом стрел нараян.
Затем Кришна пустил в ход Свои колдовские чары, и вызвав у повелителя гор приступ зевоты, принялся разить войско Баны мечом, палицей и секирою.
Ошеломленный натиском Прадьюмны, истекающий кровью подобно горе, источающей алые водопады, Картикея отступил с поля боя верхом на своем верном павлине.
Пали замертво Кумбханда и Купакарна, не сумев уклониться от палицы Баладевы. И воины Баны, кто еще оставался на поле боя, в ужасе разбежались.
Окинув поле, усеянное телами своих воинов, тысячерукий витязь прервал поединок с Сатьяки и поспешно повернул колесницу туда, где развивался сверкающий стяг Кришны.
Обезумев от ярости, он в единый миг натянул пятьсот луков и положил в каждый из них по две стрелы.
В мелкие щепы разнес Кришна луки тысчерукого витязя. Затем неотватимые стрелы Господа настигли быстрых коней Баны и свалили их на землю. Следом за лошадьми пал замертво колесничий Баны, и Кришна в знак победы затрубил в свою громкую раковину.
|
И явилась Кришне старая мать Баны, добродетельная Котара, нагая с распущенными волосами, и упала Господу в ноги, моля не лишать жизни ее наразумного отпрыска.
Господь отвел глаза в сторону, дабы не видеть срамоту женщины, а демон улучив мгновение скрылся за крепостными стенами.
Оставшись на поле боя без свиты, господь Шива пустил пред собою свое огненное страшилище Джвару с тремя головами и тремя ногами, готового испепелить вселенную.
Кришна выставил навстречу живому оружию Шивы Свой огненный образ Вишну-джвару.
Уязвленный болью жупел Шивы воззвал о помощи, но владыка его не тронулся с места. В отчаянии неодолимое оружие разрушителя взмолилось о спасении Властителю чувств, Кришне. Со сложенными у груди ладонями простонал Шива-джвара.
Я склоняюсь пред Тобой в великом почтении, Господь Безграничный, Душа жизни, Всеведущий и Безупречный. Твоею волею создается, держится и рушится образ вселенной. Ты – Истина, покоящаеся вне добра и зла. Ты – Тот, кого Веды величают безусловным Существом.
Ты пребудешь по ту сторону Твоего обмана, что порождает сплетение времени, судьбы, действия, сознания, желаний, свойств, стихий, образов, жизненных потоков, чувств, самости и совокупности всех начал. Как семя прозрастает в растение, а растение порождает семя, все вышеназванные начала перетекают одно в другое. Я молю Тебя, избавь раба Твоего от сего наваждения.
Ты караешь грешников и одариваешь благочестивых, сберегаешь закон, указуешь на долг. Когда добродетель и благочестие обращаются в прах и в мире воцаряется насилие, Ты нисходишь сюда и в забавах истребляешь всех повинных. Ныне Ты сошел на Землю, дабы облегчить ее бремя.
|
Точно в лихорадке я страдаю от холодного жара Твоего оружия. Страдаю как душа, заключенная в тело, спутанная желаниями и не способная найти убежище у Твоих блаженных стоп.
Всевышний отвечал: О трехглавый витязь, ты довольно угодил Мне твоею молитвою. Да покинет тебя твой страх. Оружие Мое не причинит тебе зла. И убережется от любого оружия Шивы всякий, кто памятует эту твою молитву.
Поклонившись до земли Кришне, огненный образ Шивы покинул поле боя. И тут же пред взором Всевышнего предстал Бана на своей неуязвимой колеснице, взъяренный гибелью войска.
В тысяче рук он сжимал тысячу копий, дротиков и луков. Не долго думая, демон принялся осыпать Всевышнего дождем златоперых стрел.
Стрелы Баны подобно языкам пламени пронзали пространсво, но Кришна, уклоняясь от них, отсекал огненным кругом руки демона как дровосек сухие ветви.
Сжалился Шива над истекающим кровью слугой своим. И преклонив голову пред Богом богов, молвил:
Господи, Ты суть Безусловная Истина, Вездесущий Свет, Тайна Тайн, сокрытая в звуке. Образ Твой доступен чистому сердцу, ибо Сам Ты, как небо, чист.
Небо — Твой пуп, огонь — лицо, вода — Твое семя, звезды — голова. Стороны света — Твой слух, травы — волосы на Твоем теле, дождевые тучи — Твои кудри. Земля — Твои стопы, луна — Твой ум, солнце — око, я — Твоя самость. Океан — Твой живот, царь небесный — руки, творец — Твой разум, родитель людей — детородный член, закон — Твое сердце. Ты – предвечное существо, создатель всего, что есть в свете.
Господи всемогущий, ныне Ты низошел в зримый мир, дабы во благо всех существ уберечь его от беззакония. На Тебя уповают обитатели семи ярусов вселенной, призванные помогать Тебе в Твоем добром деле.
Ты Единый, Неповторимый, запредельный чувственному опыту. Ты - Самосущий. Ты, не имеющий причины, Сам причина всех причин, Владыка бытия. Ты неизменное Начало в переменах, кои претерпевают вещи в здешнем мире в сознании живых существ, обманутых Твоею ворожащей силою.
Высвечивая качества предметов, Ты указуешь наблюдателю, кто Ты есть, что есть Твой обман, и кто есть сам наблюдатель, как Солнце, спрятавшееся за облаком, освещает облако, предметы, наблюдателя и самое Себя. Отгородившись обманом, Ты раскрываешь Себя и самое обман.
Очарованные Твоим ложным бытием, живые существа связывают себя ложными узами с детьми, женами, жилищем, и мечутся несчастные в океане тревог, то поднимаясь на его поверхность, то изчезая в его пучине.
Незавидна судьба того, кто милостью свыше обрел человеческий облик, но не смиряет плотских страстей и не склоняется к Твоим стопам. Жалок тот, кто губит себя самообманом.
Горькую отраву пьет всякий, кто предал бессмертную душу свою ради сиюминутных услад - кто отверг Тебя, Господи, ради чувственных вещей. Жалок всякий, кто отверг сладкий мед ради горького зелья обмана.
Творец мира, боги небесные, вселенские мудрецы и я, разрушитель тверди – все мы, покорно склонив головы, молим Тебя, Господи, даровать нам убежище у лотосных стоп Твоих. Молим принять нас в круг Твоих верных рабов.
Мы склоняемся к стопам Твоим, о Спаситель. Причина всех причин, Твоей волею созидается, держится и разрушается вселенная. Друг и Заступник каждого, неизменно умиротворенный, Ты - Душа наша и Божество. Единый и Неповторимый, Ты - Убежище для всех и Средоточие дум.
Господи, смилуйся над слугой моим Баною, коего я одарил доблестью и бесстрашием. В память о его прадеде Прахладе, прошу, не лишай его жизни.
Всевышний отвечал: О владыка гор, Я явился сюда не для того, чтобы казнить Бану. Пусть живет он и здравствует, и пусть процветает его царство. Но должен он отдать мне внука Моего Анируддху и законную Его супругу Ушу.
Жизни Баны ничто не угрожает, ибо Я обещал его прадеду Прахладе, что от моей руки не погибнет ни один из его потомков.
Я отсек Бане его руки для того лишь, чтобы умерить его гордыню, а воинство его Я истребил, ибо стало оно тяжким бременем для матушки Земли.
И хотя остался он с четырьмя руками, отныне смерть и старость не властны над ним. И будет он до скончания века твоим доверенным спутником и близким слугою. И да покинет его страх на веки вечные.
Блаженный Шука сказал: Бана почтил Господа земным поклоном и вывел из своей крепости златокованную колесницу, с восседающими на ней Ушей и Анируддхою.
Господь благословил Шиву и всю его свиту и царский поезд победоносной дружиною двинулся торжественно обратно в Двараку с наряженной колесницей жениха и невесты во главе.
Дварака приветствовала возвращение Кришны праздничным убранством. Горожане украсили дома и улицы пестрыми стягами и цветочными гирляндами, окропили душистой водою. На широких дорогах возведены были разноцветные арки. На площадах дымились благовонные снадобья, всюду толпились празднично одетые горожане всех званий. Музыканты трубили в раковины и били в барабаны, а сказители возносили хвалу своему Властелину и Его ближним.
Всякий, кто пробудившись утром ото сна, помянет победу Господа Кришны над Шивою, никогда не вкусит горечь поражений и будет неуязвим.