Казахские народные сказки




Чудесный сад

 

 

Чудесный сад

 

 

Казахские народные сказки

собрал и пересказал Евгений Малюга

 

Сказка и жизнь

 

Тридцать пять лет тому назад в городе Алма‑Ате на прилавках книжных магазинов появилась книжка в ярком, цветастом переплёте, с весёлыми картинками. Она называлась «Сорок небылиц». Это был первый сборник казахских народных сказок для русских детей. Обработал и рассказал эти сказки Евгений Евгеньевич Малюга.

Книга эта вышла в дни, когда Казахская республика и вместе с ней все братские народы Советского Союза праздновали пятнадцатилетие молодого, набирающего силы Казахстана.

Не успели «Сорок небылиц» выйти, как в короткие дни все до одной разлетелись с прилавков книжных магазинов по бесчисленным адресам – прямо к своим юным, нетерпеливым и взыскательным читателям.

Помню, как, купив эту книгу, я шёл с ней домой, в Дом Советов, где жил, по улицам прекрасного, словно сказка, города. Вдоль тротуаров шумели листвой тенистые деревья, журчала вода в арыках. Всюду реяли флаги, навстречу шли по‑праздничному одетые люди с детьми, с цветами. За городом могучей стеной вздымались высокие горы Заилийского Алатау, в белой пене снегов, сверкая грозными ледниками и островерхими заледеневшими вершинами. А над всем этим, над горами и над городом, над бескрайней степью, голубой опрокинутой бездонной чашей сияло небо, и по нему медленно катился оранжевый шар солнца.

Теперь, когда прошло столько лет, впору спросить себя, почему этот праздничный день, эти флаги, это солнце, эта радость в моём сознании неуловимо соединились со скромной книжкой в цветастом переплёте, слились в одно целое.

Чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно знать мощь современного Казахстана, с его могучей индустрией, с гигантами‑заводами, фабриками, электростанциями, рудниками, шахтами, с его всемирно известной житницей Советского Союза – Целинным краем; Казахстана, с его мощной сетью железных дорог, с невидимыми в небе трассами воздушных путей сообщения и, наконец, с таким местом, имя которого всякий человек на земном шаре помнит, – с космодромом Байконур.

Оказывается, чтобы ответить на вопрос, надо знать ещё, откуда всё это взялось, каков тот народ, который при помощи других народов Советского Союза всё это сделал былью.

Почти от самой Волги и до Алтая, от Урала и до высочайших вершин Тянь‑Шаня, от сибирских степей и до зыбучих песков Каракумов раскинулись степи, горы и долы Казахстана: на две тысячи километров с севера на юг и на три тысячи километров с запада на восток. Вот какая это республика, вот какая это земля!

Но в старые времена сказочно богатая земля не плодоносила. Ведь лишь кое‑где, по окраинам степи, главным образом на юге, жители сеяли хлеб и выращивали в садах фрукты. Земля не дарила людям богатства своих недр, потому что они не были разведаны. О них никто не знал, а если их и добывали, то в таких малых количествах, что на жизни страны это никак не отражалось.

Испокон веков по бескрайним просторам кочевали казахи, перегоняя скот с летних выпасов на зимние, с зимних на летние. В степях и на горных пастбищах – джайляу – паслись бесчисленные отары овец, гурты крупного рогатого скота, табуны лошадей. Однако в старые времена казахи не заготовляли корма: круглый год находился скот на подножном корму. Если не было буранов, не было гололедицы – скот сохранялся, стада и отары прибывали. Но в год бескормицы – джута – погибал скот, беднел, нищал, голодал народ. Когда имевший многие тысячи голов скота бай или хан терял половину, он оставался баем или ханом, но когда имевший скота меньше, чем пальцев на руках, терял последнюю овцу – он или обречен был на гибель, или становился бесправным батраком.

Но казахский народ никогда не мирился с угнетением, с несправедливостью, с нищетой. То тут, то там вспыхивали бунты, восстания, однако они жестоко подавлялись. Уж очень неравны были силы; на помощь ханам и их слугам – биям, богатеям баям приходили царские чиновники и войска. Но когда в России вспыхнула революция, она огненным вихрем ворвалась в Среднюю Азию и в казахские степи. И вот тогда‑то народ наконец смог победить.

Новая жизнь всё здесь изменила. Навсегда исчез с географической карты заштатный городишка‑крепость Верный, и на месте его стала расти красавица Алма‑Ата – столица Советского Казахстана. В степях его стали подниматься ввысь заводы‑гиганты, города, возникли угольные шахты, рудники, нефтепромыслы. Балхаш, Джезказган, Чимкент, Караганда, Эмба‑нефть, Риддер – вот имена первых промышленных новостроек.

Это было начало великого перелома: Казахстан из отсталой колонии, сельскохозяйственного придатка царской России в короткий срок стал могучей индустриально‑аграрной страной, страной высокой социалистической культуры.

В те годы сотни и тысячи казахских юношей и девушек в поисках грамоты, небывалых в прежнем Казахстане новых профессий потоком хлынули из аулов в города, в школы, техникумы, вузы, на стройки. Вместе с жаждой знаний несли они с собой из степи память о родной юрте, запахах степных трав, бережно сохраняли сокровища народной мудрости и поэзии.

В ту бурную пору строительства новой жизни, когда народ как бы стронулся со своего вековечного места и был на подъёме, а душа его была открыта и жаждала обновления, молодой литератор Е. Е. Малюга, общаясь с жителями аулов и городов, был покорен талантливостью этого народа и начал записывать казахские народные пословицы, поговорки, песни и сказки. А записав, обработал их и пересказал для детей.

Тогда‑то и была написана им книжка казахских сказок «Сорок небылиц».

Вот почему этот сборник в весёлой цветастой обложке в моём сознании сочетался с тем далёким, солнечным днём, когда праздновалось 15‑летие Казахстана. Хотя в последующие годы вышло много книг казахских сказок на русском языке и у казахских, и у русских писателей, и у Е. Малюги, и у автора этих строк, та книжка – «Сорок небылиц», как всё, что строилось, организовывалось и созидалось в то время, была одной из самых первых. И поэтому о ней вспоминаешь и думаешь с лаской и улыбкой, как о чём‑то родном, близком.

Следует сказать, что и в прежние времена старая русская интеллигенция – учителя, врачи и многие передовые, мыслящие люди разных профессий, не говоря уже о специалистах – этнографах, географах и филологах, – весьма плодотворно потрудилась, по крупицам собирая материалы об этом интереснейшем крае. Достаточно вспомнить таких людей, как Радлов, Диваев, Пантусов, Алекторов, Потанин и др. Их имена мы все с благодарностью должны помнить: эти люди помогли нам удержать в памяти наше прошлое и обогатить культуру настоящего, нашу современную литературу и искусство мудростью народа, сохранив её в своих записях.

Опираясь на опыт и традиции собирателей казахского фольклора, Е. Малюга своей обработкой сказок стремился сделать их доступными для широкого круга читателей, прежде всего для детей.

В 1962 году выходит новая книга казахских сказок, записанных, обработанных и пересказанных Е. Малюгой для детей – «Чудесный сад». Многие записанные и обработанные им сказки входят в трёхтомное собрание «Казахских народных сказок», изданное Институтом языка и литературы Академии наук Казахской ССР, и в другие сборники.

Идут годы, а Е. Малюга не оставляет своей работы. Результат – предлагаемая читателю книга. Название у неё старое – «Чудесный сад». Оно как бы подчёркивает, что суть книги, её принцип остаются прежними. Это – сказки казахского народа. Но в новом саду появляются всё новые и новые цветы – новые сказки. Их множество в этой книге. И все вместе они единый сборник – своеобразный сад сказок. Давайте пройдём по нему. Тогда мы увидим, что одни сказки повествуют о любви к Родине («Чудесный сад»), другие – о высоком и благородном чувстве чести («Адак», «Сыновья Нуржана»), третьи – прославляют ум и сообразительность («Диковинное имя», «Братья‑странники», «Купленный сон», «Три друга») и бичуют глупость («Осёл‑певец»), В книге есть и весёлые сказки, проникнутые юмором, улыбкой. Автор щедро использует народные речения: пословицы, поговорки.

Вслушайтесь, вчитайтесь, как хорошо написано в этой книге: «Забурлил ручей, загудела земля – и хижина покачнулась. Точно ураган налетел» («Хан Сулеймен и птица Байгыз»), или в другой сказке («Счастье Кадыра»): «Постоял он, повернулся и зашагал по собственному следу туда, откуда пришёл».

Книга заканчивается большим разделом об Алдаре‑Косе, прославленном герое казахских сказок – безбородом, озорном, остроумном человеке, заступнике бедных, чьи весёлые проделки служат и поучением и утехой для простого народа. Герой, подобный Алдару‑Косе, мужественный и умный, весёлый и решительный, существует у многих народов. Это и известные в Европе Тиль Уленшпигель и Робин Гуд, на Ближнем Востоке и в Средней Азии – Ходжа Насреддин, в русской сказке – совершенно особая фигура, казалось бы, простоватого, а на поверку мудрого, сметливого, храброго солдата и мужика‑батрака.

Цикл сказок об Алдаре‑Косе, завершающий книгу «Чудесный сад», – как бы книга в книге. Мы видим Алдара‑Косе побеждающим бая Шигайбая, могучего и жестокого Алаша‑хана, и даже самого шайтана.

Но есть нечто, объединяющее все сказки сборника «Чудесный сад» в единое целое, – это тема борьбы. Если всякая книга подлинно народных сказок утверждает силу правды и добра, торжество справедливости и высокие идеалы, которыми жив человек, то казахские сказки, рассказанные Е. Малюгой, утверждая эти идеалы, требуют от героев активности и как бы говорят: пусть ты бедняк, пусть ты слаб, но не складывай рук, не сдавайся, никогда не унывай – борись! И тогда ты победишь. А вместе с тобой, если ты действительно служишь своему народу, своей родине, а не, как бай, своему желудку и своему карману, тогда вместе с тобой победит мудрость и правда, ибо за ними – справедливость и сила. Ну, а когда приходит победа, тогда, как говорится в одной из сказок:

 

Ходят кони по долине – хорошо!

Ходят овцы по полыни – хорошо!

Скачут козы по утёсам – хорошо!

Спят коровы по откосам – хорошо!

На кокпек‑траве верблюдам хорошо!

И в аулах добрым людям хорошо!

 

Хороша, привольна, богата жизнь Советского Казахстана. Со славой и успехами идет он к своему пятидесятилетию – великому празднику, который в 1970 году торжественно отмечается всем советским народом.

 

Виктор Важдаев.

 

 

Казахские народные сказки

 

 

 

 

Чудесный сад

 

Жили некогда два друга бедняка – Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас своё маленькое стадо. Тем и добывали они себе скудное пропитание. Оба друга давно овдовели, но у Асана была красивая и ласковая дочь – его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын – его надежда.

В одну из вёсен, когда Асан готовился выйти на своё поле, Хасена постигла беда: степь поразил джут и все бараны бедняка пали.

Весь в слезах, опираясь на плечо сына, прибрёл Хасен к другу и сказал:

– Асан, я пришёл проститься с тобой. Стадо моё погибло, без него и мне не миновать голодной смерти.

Услышав эти слова, Асан прижал старого пастуха к груди и проговорил:

– Друг мой, тебе принадлежит половина моего сердца, не отказывайся же, прими и половину моего поля. Утешься, возьми кетмень и с песней принимайся за работу.

С той поры и Хасен сделался земледельцем.

Шли дни, шли ночи, шли месяцы, шли годы. Однажды Хасен вскапывал своё поле и вдруг услышал из‑под кетменя какой‑то странный звон. Он стал поспешно разгребать землю, и вскоре его глазам открылся старинный казан, доверху наполненный золотыми монетами.

Не помня себя от радости, Хасен схватил казан и бросился к лачуге друга.

– Веселись, Асан, – кричал он на бегу, – веселись: тебя посетило счастье! Я вырыл на твоей земле казан, полный золота. Теперь ты навеки избавился от нужды!

Асан встретил его приветливой улыбкой и отвечал:

– Я знаю твоё бескорыстие, Хасен, но это твоё золото, а не моё. Ведь ты нашёл клад на собственной земле.

– Я знаю твоё великодушие, Асан, – возразил Хасен, – но, подарив землю, ты не дарил мне того, что скрыто в её недрах.

– Дорогой друг, – сказал Асан, – всё, чем богата земля, должно принадлежать тому, кто эту землю поливает потом.

Долго они спорили, и каждый наотрез отказывался взять себе клад. Наконец Асан сказал:

– Покончим с этим, Хасен. У тебя есть жених – сын, а у меня невеста – дочь. Они давно любят друг друга. Давай поженим их и отдадим им найденное золото. Пусть наши дети забудут о бедности.

Когда друзья объявили о своём решении детям, те едва не умерли от счастья. Тотчас отпраздновали весёлую свадьбу. Поздно ночью окончился свадебный пир.

А на другой день, лишь только начало светать, молодожёны явились к родителям. Лица их были озабочены, в руках они держали казан с золотом.

– Что случилось, дети? – встревожились Асан и Хасен. – Какая беда подняла вас так рано?

– Мы пришли сказать вам, – отвечали молодые люди, – что не годится детям владеть тем, чем пренебрегли их отцы. К чему нам это золото? Наша любовь – драгоценнее всех сокровищ мира.

И они поставили казан посредине землянки.

Тогда снова начался спор о том, как быть с богатым кладом, и длился он до тех пор, пока не надумали все четверо отправиться за советом к мудрецу, который прославился в народе своей честностью и справедливостью.

Шли они степью много дней и вот пришли к юрте мудреца. Юрта одиноко стояла среди степи, была черна и убога.

Путники, испросив позволения, с поклоном вошли в юрту.

Мудрец сидел на куске ветхой кошмы. Рядом с ним, по двое с каждой стороны, помещались четыре его ученика.

– Что за нужда привела вас ко мне, добрые люди? – спросил мудрец пришедших.

И те рассказали ему о своём споре. Выслушав их, мудрец долго сидел в молчании, а затем, обратившись к старшему ученику, спросил:

– Скажи, как разрешил бы ты на моём месте тяжбу этих людей?

Старший ученик ответил:

– Я бы приказал отнести золото хану, ибо он владыка всех сокровищ на земле.

Мудрец нахмурил брови и спросил второго ученика:

– Ну, а ты какое решение принял бы на моём месте?

Второй ученик отвечал:

– Я бы взял золото себе, ибо то, от чего отказываются истец и ответчик, по праву достаётся судье.

Ещё больше нахмурился мудрец, но всё так же спокойно задал вопрос третьему ученику:

– Поведай нам, как же ты вышел бы из затруднения?

Третий ученик сказал:

– Раз это золото никому не принадлежит и все от него отрекаются, я повелел бы снова зарыть его в землю.

Совсем стал мрачен мудрец и спросил четвёртого, самого младшего ученика:

– А ты что скажешь, моё дитя?

– Учитель мой, – отвечал младший ученик, – не прогневайся и прости мне мою простоту, но сердце моё за меня решило так: я вырастил бы на это золото в голой степи большой тенистый сад, чтобы в нём могли отдыхать и наслаждаться плодами все усталые бедняки.

При этих словах мудрец поднялся со своего места и со слезами на глазах обнял юношу.

– Поистине правы те, – сказал он, – кто говорит: «Почитай молодого, как старого, если он умён». Суд твой справедлив, дитя моё! Возьми же это золото, отправляйся в ханскую столицу, купи там лучших семян и, возвратившись, насади сад, о котором ты говорил. И пусть вечно живёт среди бедняков память о тебе и об этих великодушных людях, что не польстились на столь великое богатство.

Юноша тотчас положил клад в кожаный мешок и, вскинув ношу на плечи, двинулся в путь.

Долго он странствовал по степи и наконец благополучно достиг столицы хана. Придя в город, он сразу направился на базар и стал там кружить в поисках торговцев плодовыми семенами.

Полдня он бродил безуспешно, разглядывая выставленные возле лавок диковинные предметы и яркие ткани, как вдруг за его спиной послышался звон бубенцов и чьи‑то пронзительные крики. Юноша обернулся: через базарную площадь проходил караван, гружённый удивительной поклажей, – вместо тюков с товарами на верблюдов были навьючены живые птицы, тысячи птиц, какие только гнездятся в горах, в лесах, в степи и в пустыне. Они были связаны за лапки, крылья их, помятые и истрёпанные, мотались, как лохмотья; тучи разноцветных пёрышек вились над караваном. При каждом движении каравана птицы бились головками о верблюжьи бока, и из их открытых клювов вырывались жалобные крики. Сердце юноши сжалось от сострадания. Протолкавшись сквозь толпу любопытных, он подошёл к караван‑баши и, почтительно поклонившись, спросил:

– Господин, кто обрёк этих прекрасных птиц на такую страшную муку, и куда вы с ними держите путь?

Караван‑баши ответил:

– Мы держим путь ко дворцу хана. Птицы эти предназначены для ханского стола. Хан заплатит нам за них пятьсот червонцев.

– Отпустишь ли ты птиц на волю, если я дам тебе золота вдвое больше? – спросил юноша.

Караван‑баши взглянул на него насмешливо и продолжал свой путь.

Тогда юноша сбросил с плеч мешок и раскрыл его перед караван‑баши. Караван‑баши остановился, поражённый, а сообразив, какое богатство ему предлагают, тотчас же приказал погонщикам развязать птиц.

 

 

Почувствовав свободу, птицы разом взвились в небо, и было их так много, что в это мгновенье день превратился в ночь, и от взмахов крыльев по земле пронёсся ураган.

Юноша долго следил за удаляющимися птицами, а когда они скрылись с глаз, поднял с земли пустой кожаный мешок и пустился в обратную дорогу. Сердце его ликовало, ноги ступали легко, из уст лилась весёлая песня.

Но чем ближе он подходил к родным местам, тем всё больше завладевало им горькое раздумье, всё больше раскаяние теснило грудь.

«Кто дал мне право распоряжаться по своей прихоти чужим богатством? Не сам ли я вызвался вырастить сад для бедняков? Что скажу теперь я учителю и тем простодушным людям, что ждут моего возвращения с семенами?» – сетовал юноша. Мало‑помалу отчаяние совсем одолело его, и он, упав на землю, стал плакать и стонать, призывая смерть на свою голову. От слёз и горя он так изнемог, что потерял власть над своими ресницами и задремал.

И снится ему сон: неведомо откуда на грудь ему слетела красивая пёстрая птичка и вдруг запела чудным голосом:

– О, добрый юноша! Забудь свою печаль! Вольные птицы не могут вернуть тебе золото, но они по‑иному вознаградят тебя за твоё милосердие. Проснись скорей, проснись!..

Юноша открыл глаза и замер от удивления: вся широкая степь вокруг была покрыта птицами, каких только можно увидеть на свете.

Птицы разгребали лапками в земле ямочки, роняли в них из клюва семена и быстро заметали крыльями.

Юноша пошевелился, и в тот же миг птицы снялись с земли и устремились к небу. И снова день превратился в ночь, и от взмахов крыльев по земле пронёсся ураган… Когда же всё утихло, из каждой ямочки, выкопанной птицами, вдруг потянулись зелёные побеги, они поднимались выше и выше и вскоре превратились в ветвистые деревья, роскошно убранные блестящими листьями и золотыми плодами.

У самого падишаха Индии, верно, не было такого пышного и обширного сада. Величественным яблоням, покрытым корой точно из янтаря, не было числа и счёта.

Между стройными стволами виднелись тучные виноградники, заросли урюка, светлые лужайки, поросшие буйной травой и пёстрыми цветами. Повсюду звучно журчали студёные арыки, выложенные драгоценными камешками. А в ветвях непрестанно порхали и щебетали птички, такие же красивые и голосистые, как и та, что привиделась юноше во сне.

Юноша в изумлении оглядывался по сторонам и всё не мог поверить, что видит сад наяву. Чтобы испытать себя, он громко крикнул и ясно услышал свой голос, многократно повторенный эхом. Видение не исчезло. Тогда он в радости и волнении поспешил к юрте мудреца.

В скором времени слух о чудесном саде разнёсся по всей степи. Первыми к саду прискакали на своих быстрых иноходцах всадники «белой кости»[1]. Но лишь только они достигли опушки, как перед ними выросла высокая ограда с железными воротами на семи замках. Тогда они встали на резные сёдла и пытались через ограду дотянуться до золотых яблок. Но всякий из них, кто прикасался к плодам, внезапно терял силы и замертво валился на землю. Увидев это, всадники повернули коней и умчались в свои аулы.

Вслед за ними к саду со всех сторон потянулись толпы бедняков. При их приближении замки́ упали с железных ворот, и ворота широко распахнулись. Сад наполнился народом – мужчинами, женщинами, стариками и детьми. Они расхаживали по ярким цветам, и цветы не увядали; они пили воду из прозрачных арыков, и вода не мутилась; они срывали с деревьев плоды, а плодов не убывало. Весь день не умолкали в саду звуки домбры, весёлые речи, громкий смех.

Когда же наступило время ночи и на землю спустился мрак, из яблок заструился нежный свет и птицы хором запели тихую и сладкую песню. Тогда бедняки улеглись под деревьями на душистой траве и заснули крепким сном, довольные и счастливые в первый раз за всю свою жизнь.

 

Прекрасная Айслу

 

Жили в одном ауле три кровных брата. Были это такие силачи и удальцы, что все сверстники гордились ими, все девушки заглядывались на них, все старики их похваливали. Крепкая дружба связала братьев с младенческих лет: никогда они не разлучались, никогда не ссорились, ни о чём не спорили.

В какой‑то из дней выехали братья в степь на охоту с беркутом.

Долго не попадались им на глаза ни зверь, ни птица. Уже готовы они были повернуть коней к аулу, как вдруг видят: бежит по степи, прижимаясь к земле, лисица, красная, как огонь. Много денег дадут за шкурку такого зверя! Кинул старший брат беркута вверх, расправил крылья беркут, взмыл в поднебесье и пал с высоты молнией на лисицу.

Погнали джигиты коней, вихрем примчались к месту, где опустился беркут, глядят и дивятся: лисицы нет, будто её и не бывало, а птица сидит на каменной плите, и плита эта не простая: чей‑то чудотворный резец изваял на ней девушку неземной красоты. А по краям плиты вилась узорная надпись: «Кто найдёт моё изображение и доставит его мне, тот будет моим повелителем и супругом».

Без слов и движения стояли джигиты перед таинственной находкой, и у каждого в сердце всё жарче разгоралась любовь к той, что, как живая, смотрела на них с плиты.

Старший брат сказал:

– Как нам быть и что предпринять? Ведь мы втроём нашли чудесный камень.

Средний брат сказал:

– Бросим жребий: пусть судьба рассудит, кому идти за красавицей.

– Братья, мы вместе нашли камень, – сказал младший брат, – так давайте же вместе разыскивать прекрасную. И если мы будем настолько счастливы, что увидим её наяву, пусть она сама из нас троих выберет себе мужа.

На том и порешили. Подняли плиту, а под ней новое диво: в кожаном мешке драгоценный клад – три тысячи старинных червонцев. Разделили деньги поровну и, не заезжая в аул, пустились в странствия на поиски невесты.

Всю степь изъездили молодцы из края в край, истёрли сёдла, изорвали сбрую, насмерть загнали скакунов, но нигде не нашли девушки, чей образ был запечатлён на плите. Наконец прибыли путники в столицу хана. Тут на окраине встретилась им старая женщина. Юноши показали ей плиту и стали расспрашивать, не знает ли она, в какой земле живёт красавица, изображённая на камне.

– Как же мне не знать, – отвечала женщина. Это дочь нашего хана. Её зовут Айслу. Нет на свете девушки, равной ей красотой и достоинствами.

Забыв об усталости и трудностях далёкого пути, братья поспешили ко дворцу хана. Стража, прочтя надпись на плите, тотчас пропустила их в покои ханской дочери.

Увидев живую Айслу, юноши застыли в оцепенении: красавица носила имя луны[2], а сама была как светлое солнце.

– Кто вы? – спросила Айслу. – Какое дело вас привело ко мне?

Старший брат ответил за всех:

– Госпожа, охотясь в степи, мы нашли каменную плиту с твоим изображением и вот, исходив полсвета, принесли её тебе. Исполни обещанное, Айслу! Выбери себе в мужья одного из нас.

Красавица поднялась с драгоценных ковров и, приблизившись к братьям, сказала:

– Доблестные джигиты, не отрекаюсь от обещанного. Но как мне поступить по справедливости, если вас трое и все вы равны передо мной! Как отличить достойнейшего? Хочу испытать вашу любовь. Я стану женой того из вас, кто добудет для меня в течение месяца самый редкостный подарок. Согласны ли на такое условие?

Поклонились ей братья и тотчас снова отправились в дорогу, не ведая того, что дочь хана уже полюбила всей душой младшего из них. И так велика была её любовь, что с этого дня и часа стала она бледнеть и таять, точно от тяжкого недуга, а вскоре слегла в постель и перестала узнавать даже родного отца. Хан был в отчаянии. Он созвал лекарей и баксы со всего света, посулив тысячу верблюдов тому, кто исцелит его дочь. Полный дворец набилось знахарей и колдунов, но прекрасной дочери хана с каждым днём становилось всё хуже и хуже.

А три брата в это время были далеко от столицы. Долго шли они общим путём, но вот дорога разделилась, джигиты разошлись в разные стороны, договорившись на прощанье через тридцать дней вновь встретиться на этом месте.

Старший брат пошёл вправо и спустя некоторое время прибыл в большой город. Обойдя все лавки, он увидел в одной удивительной работы зеркальце в золотой оправе.

– Что стоит это зеркальце? – спросил юноша.

– Зеркальце стоит сто червонцев, а тайна его – пятьсот.

– В чём же его тайна?

– Это зеркальце таково, что если на утренней заре поглядеть в него, то увидишь все земли, города, аулы и кочевья мира.

«Вот такая‑то вещь мне и нужна!» – сказал про себя юноша. Без раздумья отсчитал он деньги, спрятал на груди покупку и зашагал назад, к условленному месту.

Средний брат двинулся прямо, по средней дороге. Вот и он в свой срок вошёл в незнакомый город. На базаре, где торговали иноземные купцы, бросился ему в глаза яркий ковёр, вытканный причудливыми узорами.

 

 

– Какова цена ковру? – спросил он у продавца.

– Ковёр стоит пятьсот червонцев, и тайна его столько же.

– О какой тайне ты говоришь?

– Да ведь это ковёр‑самолёт! Он может перенести человека за один миг в любое место мира.

Юноша отдал продавцу все свои деньги и, свернув ковёр в трубку, с торжеством покинул город.

Младший брат на распутье повернул влево. Путь привёл его к какому‑то чужеземному городу. Он долго скитался по улицам, заглядывая во все лавки, но нигде не попадалась ему вещь, достойная возлюбленной. Он уже совсем потерял надежду и пал духом, когда в грязной лавчонке безобразного старика заметил какой‑то блестящий предмет.

– Что это? – спросил джигит.

Торговец подал ему золотой гребень, усыпанный драгоценными камешками. Глаза у юноши загорелись.

– Что просишь за гребешок?

Продавец хрипло засмеялся и проговорил со злобой:

– Проваливай лучше отсюда! Где тебе купить такую вещь! Тысячу червонцев стоит гребень и две тысячи – его тайна.

– Какая же у твоего гребня тайна, что ты ценишь его столь дорого?

Старик отвечал:

– Если этим гребнем расчесать волосы больного, он обретёт здоровье, а если расчесать волосы умершего, он оживёт.

– У меня есть всего тысяча червонцев, – сказал печально юноша, – сжалься, отдай мне гребень за эти деньги; в нём – моё счастье.

– Ладно, – зловеще скривив рот, прошамкал старик, – бери гребень за тысячу червонцев, если согласен дать в придачу кусок своего мяса.

Понял тут юноша, что перед ним не торговец, а злой людоед, но не дрогнул и не отступил. Он молча высыпал из кармана все деньги, потом вытащил из‑за голенища нож, вырезал из своей груди кусок мяса и подал кровавую плату страшилищу. Гребень стал его собственностью.

Ровно через тридцать дней братья снова сошлись на распутье. Они крепко обнялись, расспросили друг друга о здоровье и стали хвалиться своими покупками.

«Чей же подарок больше понравится Айслу? – думал каждый. – Все одинаково хороши: и зеркальце, и ковёр, и гребень».

Ночь прошла в разговорах, а утром, когда поднялась звезда Шолпан и восток запылал зарёй, братьям захотелось узнать, что творится на свете, и они взглянули в зеркальце.

Весь мир проплыл перед их глазами, показалась и столица хана. Но что это? Улицы перед дворцом запружены печальной толпой. Там кого‑то хоронят. Вот на богатых носилках несут покойника, а следом, весь в слезах, согнувшись от горя, идёт хан. И братья в ужасе догадались: прекрасная Айслу умерла.

В ту же минуту средний брат развернул волшебный ковёр, и все три джигита ступили на него, держась друг за друга. Ковёр взвился под облака, а через мгновенье опустился перед открытой могилой ханской дочери. Толпа отхлынула в сторону. Хан глядел сквозь слёзы на внезапно слетевших с неба трёх джигитов и не мог понять, что происходит. А младший брат кинулся к мёртвой красавице и расчесал её волосы золотым гребнем.

Вздохнула Айслу, встрепенулась и встала на ноги, прекрасная, как прежде, и ещё прекраснее. Хан прижал дочь к груди. Народ шумел, ликуя. В радости и веселье все направились к дворцу.

В тот же день хан устроил пышный пир и созвал на него, как дорогих гостей, всех жителей столицы. Был приглашён даже нищий старик, что питался отбросами на базаре. На почётном месте сидели три брата, и сама Айслу подносила им кушанья и кумыс. И тут джигиты вновь стали просить её ответить, кого же из них она намерена избрать в мужья.

Опечалилась Айслу, слеза набежала на её ресницы.

– Я люблю одного, но по‑прежнему все вы и после испытания равны передо мной, ибо каждый из вас принёс мне невиданный подарок.

И она обратилась к отцу за советом и наставлением. Подумав, хан произнёс:

– Не будь зеркальца, что добыл старший брат, вы, джигиты, не узнали бы о смерти Айслу; без ковра, который купил средний брат, вы не поспели бы вовремя на похороны; а без гребня младшего брата вы не вернули бы жизнь моей дочери. Я охотно отдам вам половину моего богатства, но не в силах решить, кому отдать в жёны Айслу.

Внезапно раздался в толпе голос старика нищего:

– Великий хан, позволь мне сказать слово!

Хан был счастлив и милостив в этот день.

– Говори, – разрешил он.

– Взвесив все обстоятельства, я рассудил бы братьев так, – сказал нищий, – пусть Айслу принадлежит тому, кто дороже заплатил за свой подарок.

Хан кивнул головой:

– Да будет так!

– Я отдал за зеркальце шестьсот червонцев, – сказал старший брат.

– Я отдал за ковёр тысячу червонцев, – сказал средний брат.

– Я отдал за гребень тоже тысячу червонцев и…

Младший брат запнулся и умолк, опустив голову.

– Не молчи! – вскричал хан. – Говори правду!

Тогда юноша распахнул халат, и все увидели на его груди зияющую рану.

Айслу вскрикнула и закрыла лицо руками. А хан обнял героя и сказал:

– Отдаю тебе в жёны свою дочь! Будь моим зятем и наследником.

И, повернувшись к гостям, он объявил во всеуслышанье, что двух старших братьев назначает своими визирями, а старика нищего, давшего мудрый совет, верховным бием.

После этого вновь зашумел весёлый пир. И длился он тридцать дней, да провожали его сорок дней, а память о нём живёт и до нашего времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: