ВВЕДЕНИЕ
Казалось бы, не так давно — в последнее десятилетие — возникла психологическая служба в Российском народном образовании. Но уже появилось достаточно много разработок в этой области. Общие принципы школьной психологической службы, ее структура представлены в работах И.В. Дубровиной. Содержание основных видов деятельности школьного психолога — диагностической, коррекционной, психопрофилактической — подробно раскрывается Р.В. Овчаровой.
Однако, как показывают наблюдения, в реальной практике школьный психолог делает акцент на каком-либо одном виде деятельности, чаще диагностической, иногда и совсем ограничивается ею. Психокоррекционный блок обычно бывает представлен слабее, психопрофилактический блок, как правило, выпадает. В особенности это характерно для начинающего специалиста. Нам представляется, что во многом избежать такого «перекоса» можно при использовании модели школьной психологической службы, предложенной Н. Морозовой. В качестве основной цели школьного психолога она видит содействие адаптации ребенка к школе, и поэтому центральным понятием ее модели является школьная дезадаптация. Под школьной дезадаптацией при этом понимается образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения учебы или поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Н. Морозова предлагает на основе скрининговых методов психодиагностики условно делить учащихся на пять групп в зависимости от выраженности качественных особенностей адаптации их к школе (или дезадаптации) и затем с каждой из групп организовывать определенное психолого-педагогическое взаимодействие.
|
Приведем краткую характеристику этих групп по Н. Морозовой:
Группа 1 — норма. К ней относятся социально адаптированные дети, т.е. дети, которые успешно, не испытывая серьезных трудностей, справляются с учебной нагрузкой, коммуникабельны в общении с преподавателями и сверстниками, не имеют значительных отклонений в состоянии психического и соматического здоровья.
Группа 2 — это группа риска возникновения школьной дезадаптации. К ней относят детей, имеющих сферу неблагополучия личностного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку. Эти дети могут успешно справиться с учебной нагрузкой, не проявлять видимых признаков нарушения социального поведения или же проявлять их слабо.
Группа 3 — это группа с неустойчивой школьной дезадаптацией. К ней относятся дети, не справляющиеся с учебной нагрузкой по одному или нескольким предметам. Чаще всего при этом неуспеваемость сопровождается существенным ослаблением психосоматического здоровья ребенка и наличием нарушений в сфере межличностных отношений.
Группа 4 — это группа с устойчивой дезадаптацией. К ней относят детей, у которых наличие неуспеваемости сочетается с асоциальным поведением (грубость, хулиганство, побеги с уроков и из дома, агрессивность).
Группа 5 — это группа патологических нарушений. К ней относят детей с врожденным явным или неявным патологическим отклонением, незамеченным или умышленно скрываемым родителями при поступлении ребенка в школу. Такая патология выражается:
|
— психически (задержки психического развития различной степени, стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства);
— соматически (наличие стойких физических недугов, нарушения в сердечно-сосудистой системе и др.);
— социально (аномальные формы развития личности: стойкие и нерегулируемые противоправные действия, патологическая агрессивность).
Как видно из характеристик групп, перед школьным психологом ставится трудная задача — оказание психологической помощи различных форм и содержания детям 2, 3. 4 групп (работу с детьми 5 группы организуют специалисты другого профиля). В этих условиях из поля зрения психолога в первую очередь выпадают дети второй группы — группы риска: они хорошо учатся, а их личностное неблагополучие обычно не замечается ни родителями, ни педагогами. Более того, иногда такой ребенок может быть даже удобен взрослому, т.к. послушен, имеет высокую школьную мотивацию. Но именно детям «группы риска» как никому необходима психологическая поддержка особенно при первых школьных шагах во избежание появления у них глубокого внутреннего конфликта, наработки неадекватных компенсационных механизмов, психосоматизации.
Особенно острой может оказаться ситуация первых лет обучения детей группы риска в современных лицеях, гимназиях, где упор делается на интенсификацию обучения и часто не принимаются во внимание индивидуальные личностные особенности ребенка. Хочется также обратить внимание на массовость этой группы детей. По данным Н. Морозовой, доля группы риска в каждом классе составляет от 25% до 64% в зависимости от типа образовательного учреждения. Исследования, проведенные нашими студентами — МПГУ им. Ленина и МОСУ, представляют несколько большую цифру — до 70%, таким образом практически каждый ребенок, поступающий в первый класс, требует психологической поддержки.
|
Мы полагаем, что единственно возможный путь в данных условиях — это слияние психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми первых лет обучения в школе и организация системы психологических тренингов такого рода, чтобы они оказывали коррекционное воздействие или же одновременно являлись средством психопрофилактики школьной дезадаптации, если нет необходимости коррекции. Еще более эффективным является включение детей в такие тренинги еще в период подготовки их к школе, т.е. в старшей и подготовительной группах детского сада.
Цель настоящего пособия — представить один из подходов к такой психокоррекционной и одновременно психопрофилактической работе с детьми 5-9 лет, т.е. воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1-2 классов школы.
В подготовке пособия большую помощь оказали студенты Московского открытого социального университета и Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина, которые проводили занятия по нашей программе в я/с №1837 и УВК. № 1687 г.Москвы. Кроме того, особо хочется поблагодарить моих коллег Туркину Н.П. и Громову Т.В., материалы которых были использованы в нашем пособии.
ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
При определении задач психокоррекции мы исходим из возможности структурировать отклонения в формировании личности по 3-м уровням: эмоциональному, когнитивному, поведенческому.
В качестве основного показателя отклонения развития личности ребенка 6-7 лет на эмоциональном уровне мы принимаем нарушения в формировании эмоциональной децен-трации (Г. М. Бреслав).
В качестве показателя отклонения развития личности на когнитивном уровне — нарушения в формировании самосознания личности (В. С. Мухина).
На поведенческом уровне — нарушения в ролевом развитии ребенка (Я. Морено).
Принятые показатели определили следующие задачи:
— формирование у детей эмоциональной децентрации;
— формирование самосознания личности;
— обеспечение адекватного ролевого развития детей. Для решения поставленных задач были сконструированы блоки, состоящие из специально организованных методов и приемов. Блоки взаимосвязаны, работа с ними возможна как последовательно, так и параллельно. Перейдем к описанию выделенных блоков.
РАЗДЕЛ 1
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
Как уже было сказано, центральной задачей данного блока является формирование у детей эмоциональной децентрации. Согласно Г. М. Бреславу под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, которая при нормальном ходе формирования личности появляется к концу дошкольного возраста. Нарушения в ее формировании могут приводить прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.
Помимо центральной задачи, внутри данного блока необходимо выделить дополнительную, но не менее значимую задачу — профилактику психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания в двадцатом веке заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания. Естественно, что нарастание психосоматизации населения вызвало интерес у врачей, психологов (начиная с 3. Фрейда) к причинам, вызывающим психосоматические заболевания. В последнее время широкое распространение получила концепция «алексимия alexithymia» (Sifneos P., 1973) (а — отсутствие, lexis — слово, thymos — эмоции), т.е. существование комплекса личностных характеристик, являющееся предпосылкой появления психосоматических заболеваний. Каковы же личностные характеристики? Это прежде всего слабая дифференцированность эмоциональной сферы, т.е. неспособность распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей. Кроме того, недостаточная рефлексивность, а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (страх, гнев и т.д.). Как же исходя из этой концепции, помочь детям впоследствии не стать психосоматиками? Мы полагаем, что для этого необходимо привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека, обучить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, инициировать их самопознание.
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретной работы внутри данного блока, определим его центральное понятие — понятие эмоций. Имеется широкий диапазон научных точек зрения на природу и значение эмоций. Мы же будем опираться на теорию фундаментальных эмоций К. Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Изардом выделяются десять фундаментальных (базовых) эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Мы полагаем, что знакомство детей с фундаментальными эмоциями должно стать содержанием первого этапа работы внутри данного блока. Всего же мы выделяем четыре этапа работы, продолжительность которых определяется возрастом детей — чем младше дети, тем больше времени требуется на прохождение этапов. Первый этап обычно бывает более продолжительным.
Рассмотрим подробно каждый из выделенных этапов:
Этап 1.
Знакомство детей с некоторыми базовыми эмоциями
Учитывая возрастные возможности детей, предлагается ограничивать знакомство детей со следующими базовыми эмоциями: радость, обида, гнев, страх, стыд, интерес... При этом необходимо отметить следующее. Уже 4—5-летним детям знакомы слова «чувство», «чувствовать», поэтому, чтобы не загружать детей терминологией, представляется разумным вместо термина «эмоции» употреблять в работе с детьми слово «чувство». Поэтому мы далее также будем использовать слово «чувство». Чтобы облегчить подготовку ведущего к занятиям, нам представляется разумным определить общую логику знакомства с каждым чувством. Условно в любой теме (т.е. при изучении каждого чувства) можно выделить последовательность шагов:
Шаг 1. Первичное знакомство с чувством
— Работа здесь начинается с рассказа или чтения ведущим эпизода из сказки или рассказа, в котором герой испытывает это чувство. Детям предлагается «угадать» чувство, а затем вспомнить другие эпизоды из сказок или рассказов, когда герой испытывает это же чувство, например, при работе с радостью можно вспомнить эпизод из мультфильма «А просто так»: «Гулял по лесу пес. Вдруг навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов и поет песенку. Увидел лисенок песика, подошел к нему и подарил ему букет. Удивился песик и спросил лисенка: «А за что?»
— «Да просто так», — ответил лисенок и побежал дальше. Постоял, постоял песик и тоже побежал по лесу».
— Далее ведущий говорит детям, что они, наверное, тоже иногда испытывают это чувство и предлагает им закончить предложения — «чувство (радость, обида и др.) — это когда.........».
Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность высказаться столько раз, сколько захочет, при этом можно использовать диктофон, т.е. поиграть в «интервью». Детям это очень нравится, и они стараются побольше наговорить. Кроме того, рассказы детей часто бывают достаточно диагностичны, поэтому хорошо, если имеется возможность их записать и сохранить. Иногда это задание настолько заинтересовывает детей, что выполняется все занятие.
— Далее ведущий сообщает, что наши близкие тоже в тех или иных ситуациях испытывают это чувство. И дети с большим интересом заканчивают предложение «Для мамы чувство (радость, обида и др.) — это когда..........». А затем
— «Для учительницы (воспитательницы) чувство — это когда.........».
Здесь необходимо заметить, что если детские высказывания записывались на диктофон, то с ними необходимо обращаться очень осторожно, далеко не всегда их можно давать прослушать родителям или учителям, т.к. дети иногда могут быть достаточно откровенны.
— После работы с неоконченными предложениями ведущий просит детей выполнить рисунок на тему «Чувство». Затем в зависимости от возраста проводится или выставка рисунков (младшие дети) или же рассказ каждого ребенка о своем рисунке. Рисунки в конце занятия наклеиваются в групповой альбом. Более старшие дети заводят индивидуальные альбомы для данных занятий и все рисунки и записи выполняют в нем. Работу с рисунками можно продолжить следующим образом: предложить детям представить себя посетителем картинной галереи, рассматривающим свой рисунок, и задать три вопроса о том, что заинтересовало в рисунке. Вопросы записать. Эта работа может оказаться достаточно диагностичной, т.к. дети задают вопросы о наиболее значимых для себя деталях. Например, ребенок с трудностями в общении на рисунке «Радость» изобразил коричневый корабль в синем море и задал себе вопрос: «Почему ты не нарисовал человека?».
— Для старших детей знакомство с чувствами можно продолжить игрой в ассоциации. Дети по очереди придумывают, каким цветком могло бы быть чувство, каким животным, каким запахом, каким звуком.............
С помощью этой игры можно показать детям, что чувства каждого человека уникальны, и каждый имеет право чувствовать по-своему.
Кроме того, здесь можно обратиться к работе с ранними воспоминаниями. Ранним воспоминаниям, т.е. воспоминаниям о событиях, которые случились с человеком до восьми лет, особое значение придавал А. Адлер. Он расссматривал их как проективную технику, полагая, что «ранние воспоминания — средства поддержания и сохранения жизненного стиля». Мы не считаем возможным работать в детской группе в соответствии с классической адлерианской методикой, но, соглашаясь со значимостью ранних воспоминаний, предлагаем следующее. Группе читается тот или иной текст, сообщая, что это воспоминания какого-то ребенка о том, как он был маленьким. Затем детей просят догадаться, какое чувство испытывал автор воспоминаний. Хорошо, если кто-то захочет поделиться своими воспоминаниями. Ведущему необходимо обеспечить принятие группой ранних воспоминаний как чужих авторов, так и членов группы, т.е. не допустить отчуждения чувств или поступков героев воспоминаний. Приведем пример ранних воспоминаний, который можно прочитать группе. Эти воспоминания ребенка интересны тем, что в них представлено такое широко распространенное явление, как ревность между сиблингами.
«Ранним утром мама будит меня и говорит, что пора собираться в садик и быстро, потому что мы опаздываем. Теперь мы всегда опаздываем, и мама всегда кричит на меня, она меня больше не любит, потому что любит своего нового ребеночка — моего брата. Она говорит, что я должна любить его и учиться быть самостоятельной. Но я не хочу любить его. Без брата мне было лучше, мама и папа все время были только со мной. Я одеваюсь очень быстро, умываюсь и стараюсь не крутиться у мамы под ногами. Я хочу, чтобы она увидела, как я стараюсь быть самостоятельной и хорошей девочкой, но она, кажется, этого не замечает. Я стараюсь еще больше — начинаю поливать цветочки на кухне, чтобы мама меня похвалила. Она меня всегда хвалила за это. Но маме некогда — она меняет пеленки этому несносному брату. Мне обидно — она хвалит его и гладит по голове, хотя он плохой: все время пищит, не дает спать. Мама любит его, а меня — нет. Наконец она укладывает его в кроватку и идет одеваться. Сейчас я покажу ей, какой он плохой, и она сейчас будет любить меня. Я беру леечку, из которой поливала цветы на кухне, тихонько подхожу к кровати брата и выливаю воду на его сухие и чистые пеленки. Вода, наверно, холодная, он орет. Вбегает испуганная мама. Я говорю ей: «Смотри, он опять мокрый. Он плохой, поругай его». Мама подходит ближе и видит, что ребенок мокрый весь — с ног до головы. Я стою рядом с кроваткой и жду, что мама будет наказывать брата и хвалить меня. Но она отталкивает меня и кричит, что я плохая, злая девочка и что она не любит меня. Я понимаю, что она догадалась о моей проделке и убегаю, получая вдогонку звонкий шлепок. Я реву, но не оттого, что мне больно, а потому что мне обидно. Меня никто не любит. Наконец брат снова перепеленут, мама успокоилась и ведет меня в садик. Она идет очень быстро и держит меня за руку так крепко, что мне больно. Я было начинаю хныкать. Но это бесполезно — меня еще не простили. Я отчаиваюсь помириться и мрачно топаю рядом с ней. Но ничего. Одна мысль утешает меня: сегодня вечером меня из садика заберет бабушка, и я поеду к ней в гости с ночевкой. Бабушка любит меня, она все время меня балует, у нее в доме очень много интересных вещей. Мне не запрещается даже лезть во все шкафы и в комод просто так — посмотреть. Еще у бабушки всегда очень хорошо пахнет. Вспомнив об этом, мне становится легче. Я вздыхаю и продолжаю путь в садик».
Необходимо особо остановиться на обсуждении темы «Страх». Здесь при неосторожной работе ведущего существует опасность порождения страхов у детей или же закрепление ранее существующих. Поэтому предварительно следует вспомнить страхи, характерные для данного возраста: это страх смерти у старших дошкольников и социальные страхи (сделать что-либо не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам) — у младших школьников (А. И. Захаров). А затем следует уделять на занятиях им особое внимание, помня, что страх смерти обычно принимает формы страха боли (уколов, болезней, врачей), страха сверхъестественных существ (призраков, монстров и т.п.). страха пресмыкающихся и хищных животных (змеи, тигра, волка). Каким образом это можно сделать? Для начала можно поработать с чувством страха, подчеркивая его нормальность и даже необходимость в некоторых ситуациях. Часто только лишь понимание ребенком того, что он не одинок в своих переживаниях и что его чувства принимаются окружающими, уже оказывает терапевтическое воздействие. Такое понимание особенно необходимо мальчикам, т.к. проявление страхов обычно обрекает их на осуждение и насмешки окружающих. Далее можно показать детям заранее подготовленные детские рисунки на тему «Страх» (естественно, это должны быть рисунки незнакомых детей) и предложить «догадаться» о содержании страхов, а затем подумать, как можно было бы помочь. Конечно, старшие дошкольники и младшие школьники не могут придумать конструктивных способов помощи, но это и не требуется. Главное — дать им возможность побывать в роли помогающих, а значит, сильных.
Затем можно предложить детям упражнения «парикмахерская» и «больница», основанные на принципе отвлекающей психодрамы, описанной В. В. Лебединским и др. Ведущий просит детей закрыть глаза и представить какое-либо страшное существо, которого обычно боятся все дети, и нарисовать его. Затем в первом варианте («парикмахерская») ведущий сообщает, что это существо — девушка, которая собирается выйти замуж. И, конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу, макияж и т.д. Детям предлагается выступить в роли парикмахера и украсить свою «девушку» как можно лучше (подкрасить глаза, брови, губы, надеть серьги и др.). Во втором варианте («больница») ведущий сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека. Детям надо нарисовать на лице «существа» страдание (слезы, повязку и т.п.) Оно очень боится идти к врачу. Детям предлагается превратиться в добрых и внимательных врачей, которых никто не боится, полечить «существо» и нарисовать на его лице выражение радости (можно это сделать на другом рисунке).
Помимо темы «Страх» очень важным является изучение темы «Гнев». Для старших дошкольников и младших школьников обычно характерно подавление своего гнева в отношении взрослых (а часто и вытеснение его в бессознательное) и открытое проявление в социально неприемлемых формах (драки, обзывание, насмешки) в отношении сверстников. Большинство детей не владеет конструктивными формами проявления гнева. Поэтому после изучения гнева по общей схеме можно последовательно предлагать детям рассказы, в которых депривируется право на уважение ребенка со стороны мамы, папы, учителя, сверстников (эти ситуации могут вызывать у детей чувство гнева), и затем обсуждать, что ИМЕЛ ПРАВО сделать ребенок в этих случаях (именно ИМЕЛ ПРАВО, а не ДОЛЖЕН).
Приведем примеры рассказов
1. Шел урок математики. Дети делали чертеж к задаче. Витя немного ошибся, хотел стереть, но оказалось, что он забыл дома ластик. Витя повернулся назад к Тане за ластиком, но тут на него обратила внимание учительница Нина Ивановна. Она очень рассердилась на Витю, накричала на него и записала в дневник. Витя может...
2. Катя вернулась из школы, как всегда побежала к своему любимому хомячку Тишке, но не нашла его. «А я его выбросила, — пояснила мама, — он мне надоел. Пахнет плохо». Катя может...
3. Коля вошел в класс после перемены, но тут на него почему-то налетел Сережа, стукнул его, правда, не больно, и обозвал дураком. Коля может...
Внутри этой темы хорошо бы поработать с отношением детей к наказаниям их родителями — физическим (битье, стояние в углу) или нефизическим (запрет каких-либо игр, просмотра телевизора, брань).
И.А. Гурджи показано, что большинство детей младшего школьного возраста (75%) не только принимают наказания родителей, причем даже физические, считая их заслуженными, но и считают, что «дети заслужили их и после наказания исправятся».
Приведем примеры из сочинений детей на тему «Папа отлупил своего ребенка»:
«Папа отвел Аню в комнату и отлупил. После этого она стала еще лучше». «Папа побил его. Но он потом больше не получал замечаний, и папа был доволен». «Меня побили, но на следующий день я закрыл двойку и стал учиться на пять с плюсом».
Более того, дети усваивают родительские модели поведения и в будущем предполагают применять их к своим собственным детям.
Поэтому мы считаем очень важным обсуждение отношения детей к наказаниям взрослых, которое должно проводиться ведущим с большой осторожностью — без перехода на разговор о реальных родителях детей и реальных наказаниях. Такое обсуждение можно начать, предложив детям закончить предложения: «Если ребенок сделал плохое, то можно...». «Когда мой друг провинится, то его родители...».
«Когда я вырасту, и мои дети будут плохо себя вести, я...».
При изучении темы «Обида» также необходимо учитывать некоторые детали. Здесь нужно подчеркнуть право детей на чувствование обиды, а затем обучить конструктивным способам работы с этим чувством. Это можно сделать с помощью, например, следующей сказки.
«Жили два брата лисенка — старший и младший. Друзья так их и называли: старший лисенок и младший лисенок. Вот однажды пришел к лисятам несчастливый день. Утром по дороге в школу они помогли старушке нести из магазина сумки и опоздали на урок, а учительница поставила им в дневники «2». Обиделись на нее лисята, но по-разному. Старший лисенок старался не показывать виду, что обиделся, а младший — весь день ходил надутым. Вечером мама пришла с работы усталой и, не разобравшись, надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. Но старший, как и прежде, делал вид, что ему все нипочем, а младший еще больше дулся. А к вечеру у лисят от обиды поднялась температура. Забеспокоились родители, вызвали доктора. А доктор, как и вы, изучал в детстве психологию и поэтому быстро разобрался, что дело в обиде и дал лисятам такой совет: если обиделся, не надо долго терпеть обиду или дуться. Лучше рассказать о ней обидчику, и обида растает тогда сама собой, как мороженое тает в жаркий день. Тогда рассказали лисята о своей обиде маме, а утром — своей учительнице. Извинились перед лисятами врослые. А лисята с тех пор твердо запомнили правило: «Ты обиду не держи, поскорее расскажи».
На данном этапе изучения чувств можно также использовать следующие игры-упражнения:
а. «Салют». Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листов бумаги, затем в течение пяти минут мелко нарезать их, подготовив таким образом материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки — изображает свой салют, а остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался красивым и почему. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.
б. «Дождик». Дети получают по листу белой бумаги, и им предлагается в течение трех минут мелко нарезать эту бумагу, подготовив материал для дождика. Затем дети по очереди подбрасывают вверх свои «капельки», стараясь «намочить» как можно больше окружающих. В конце игры выбирается победитель. Затем обсуждается, какие чувства испытывают дети, когда они попадают под дождь (моросящий, ливень и т.п.).
в. «Снег». Выполняется аналогично предыдущему, только в качестве материала используются белые бумажные салфетки без рисунков.
г. «Животные». Для выполнения этого упражнения потребуется набор маленьких пластмассовых животных — диких и домашних. Ведущий расставляет животных на столе. Затем он называет то или иное чувство и просит детей выбрать животное, которое ассоциируется с данным чувством, взять в руки и по возможности объяснить свой выбор.
д. «Кукольный домик». Для выполнения этого упражнения потребуется набор маленькой игрушечной мебели. Ведущий заранее размещает эту мебель в небольшой мелкой коробке — «домике» так, чтобы выделялись комната со столом и спальным местом, кухня, ванная, туалет. Упражнение выполняется аналогично предыдущему. Ведущий задает чувство, а дети придумывают, в каком месте домика живет такое их чувство, и объясняют свой выбор.
ж. «Пальцы». Детям предлагается пощупать пальчиками различные поверхности: веточки от елки, кусочки нождачной бумаги, глянцевой бумаги, бархата и других, а после этого назвать чувство, которое было вызвано каждым из соприкосновений.
з. «Мусорное ведро». Ведущий ставит на середину класса небольшое ведерко и предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь так же и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить свои чувства, например, копить обиды или же страхи. Далее детям предлагается выбросить старые ненужные обиду, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого дети на листочках записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например: «Я обижаюсь на...», «Я злюсь на...», «Я боюсь...», затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик.
Это упражнение необходимо повторить несколько раз с небольшим интервалом.
Шаг 2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств
— Здесь работа начинается с предъявления детям одного, а лучше нескольких изображений человека, испытывающего данное чувство (смотри приложение).
Детям предлагается понаблюдать за мимическим выражением того или иного чувства, а затем дается задание дома подобрать картинки, подходящие к данному чувству. На следующее занятие эти картинки обсуждаются в группе и наклеиваются в групповой альбом.
— Далее детям предлагается по очереди показать данное чувство лицом, телом, дыханием. Можно провести конкурс на самое похожее чувство (самую радостную радость, самый интересный интерес и т.п.).
— Когда дети познакомятся более чем с двумя чувствами, можно включать в занятия игры на проявления и распознавание различных чувств. Для этого обычно используются модификации известных детских игр. Приведем примеры:
а. «Море волнуется». Водящий (а на первых порах это ведущий группы) начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т.д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
б. «Волны». Для выполнения этого упражнения потребуются две голубые атласные ленты длиной в 1-1,5 метра. Ведущий называет детям по очереди то или иное чувство и предлагает попробовать превратиться в морские волны и с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха» и др. Со старшими детьми можно обсудить, какими средствами они при этом пользовались.
в. «Театр». Детям предлагается представить себя актерами и показать заданное чувство только ртом, или только глазами, или рукой (спиной, посадкой и т.п.). Ведущий помогает детям, закрывая листом бумаги лицо или его части, чтобы исключить узнавание чувства по мимике ребенка-актера.
г. «Художники». Для выполнения этого упражнения потребуются театральный грим и две большие пластмассовые куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или иное чувство и соответственно гриммирует свою куклу. Затем дети отгадывают, какое чувство задумано и изображено противоположной стороной.
д. «Скульпторы». Для выполнения этого упражнения потребуются тонкие сухие веточки и немного пластилина. Детям предлагается представить себя скульпторами и, загадав чувство, создать соответствующую скульптуру. Например: скульптуру «Гнев» или скульптуру «Радость».
е. «Маски». Для выполнения этого упражнения нужны одноцветные бумажные салфетки. Салфетки складываются вдвое, а затем дети щипковыми движениями делают отверстия так, чтобы получились маски, выражающие то или иное чувство, и озвучивают его.
ж. «Попугай». Ведущий произносит короткое предложение, например, «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.
з. «Покажи дневник маме». Из числа участников выбираются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил «ученик».
и. «Шурум бурум». Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и произнося только слова «шурум бурум», показать детям чувство.
к. «Живые руки». Стулья ставятся в два ряда так, чтобы расстояние было между ними около 40 см. Дети рассаживаются на стулья, затем им завязывают глаза. Ведущий шепчет на ухо детям из одного ряда какое-нибудь чувство, они руками передают его партнерам. Побеждают те пары, которые сумели передать, принять чувство и узнать его.
В сильных классах можно также предлагать детям сочинение сказок о каком-либо чувстве или же о встрече двух либо трех чувств.
Этап 2.
Обучение пониманию относительности в оценке чувства.
Здесь работа начинается с беседы о том, что один и тот же ребенок в одно время может совершать плохие поступки, а в другое — замечательные, например... (приводятся примеры близких детям ситуаций). Когда-то может мешать другим людям, а когда-то помогать, например..................
Когда-то казаться очень красивым, а в какие-то минуты безобразным, например............
То же самое характерно и для чувств. Детям предлагается придумать ситуации, в которых изучаемое чувство совершает хорошие или дурные поступки:
— мешает окружающим или помогает;
— когда оно выглядит прекрасным, а когда безобразным.
Далее дети делят лист бумаги на две части и рисуют данное чувство в двух ситуациях: позитивной и негативной. После работы с каждым чувством делается вывод о том, что не бывает плохих или хороших чувств. Но любое чувство может быть полезным как самому человеку, так и окружающим его людям, а может и вредить. В дальнейшем ведущему необходимо следить за тем, чтобы дети не употребляли сочетания «плохие или хорошие чувства», подчеркивать их относительность.
Для закрепления понимания детьми относительности чувств ведущий может рассказать детям, а с более старшими детьми и разыграть одну или несколько сказок или рассказов, иллюстрирующих данное понимание. Приведем примеры таких рассказов:
Рассказ 1 (относительность страха).
В одном большом городе на первом этаже жила семья: папа, мама и двое детей — Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша в школу. Они были близнецы и поэтому учились в одном классе и сидели за одной партой. Папа и мама очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало — оба ребенка очень всего боялись: боялись темноты, боялись остаться без света, боялись волка, боялись оставаться одни дома и др...
Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то, что был игрушечным, очень громко стрелял. А Маша — саблю из Мишиного рыцарского набора. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.
Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали ненадолго на вокзал встречать бабушку. «Может быть, второпях они забыли закрыть дверь», — прошептал сестре Миша, потому что вскоре в коридоре, а затем в кухне послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети тихонько приоткрыли дверь в коридор и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, велосипеды и залезли под Машину кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой, а бабушка? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?». Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша саблю. «Я испугаю ее», — сказал Миша, «А я побью ее», — сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала саблей по стене, потом по батарее. «Пошла вон!», — закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их двери бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: мы гордимся такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» — спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».
Рассказ 2 (относительность радости).