а. Формы проведения занятий определяются прежде всего возрастом детей. Для детей до семи лет предпочтительной является форма тренинга, включающего в себя элементы всех трех выделенных ранее блоков.
Для детей 7-10 лет работу эмоционального блока предпочтительнее выделить в особый урок с элементами тренинга «Психологическая этика». Работу внутри когнитивного и ролевого блока осуществлять при этом в форме тренинга.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических особенностей.
Определим некоторые из них.
Активность участников тренинга носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для отработки каких-либо личностных качеств, свойств, умений, установок, проявляющихся в первую очередь в общении. На тренинге делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности, и поэтому не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнения.
Ребенок в тренинге принимает участие в играх добровольно, т.е. имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. Ведущий же старается организовать тренинг так, чтобы дети хотели в нем участвовать. Ведущий также побуждает участников к рефлексии (на доступном данному возрасту уровне) процессов, происходящих в группе.
Правила поведения на тренинге менее регламентированы, чем на уроке, в том числе снижен внешний контроль. Предполагается, что участники тренинга сами контролируют свое поведение. В отличии от урока дети сидят на стульях в кругу или на ковре, видят глаза друг друга, что позволяет им говорить с места, не вставая, не поднимая руки.
б. Состав группы и продолжительность занятий определяются прежде всего возрастом детей: для детей 5-6 лет оптимальный состав группы 6-7 человек и продолжительность 25-30 минут, для детей 8-9 лет занятия могут проводиться в группе до 10 человек и продолжаться 45 минут. При формировании группы необходимо учитывать личностные особенности детей. Так, не рекомендуется включать в группу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка. В особо трудных случаях включению таких детей в группу должна предшествовать индивидуальная игровая терапия. Оптимальная частота — 2 раза в неделю. Можно организовать работу последовательно по блокам, но начинать предпочтительнее с эмоционального блока, поскольку эти занятия более других по форме напоминают традиционные формы работы с детьми, что облегчает ведущему установление на занятиях дисциплины.
|
в. Отдельное занятие обычно состоит из трех частей: разминки, ОСНОВНОЙ ЧАСТИ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.
Разминка ставит собой целью подготовить детей к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, вводится запрет на выкрикивания «можно я». На первых встречах можно ввести особые значки, которые даются детям, ни разу никого не перебивших в течение занятия.
Основная часть определяется содержанием того или иного блока.
Заключительная часть ставит своей основной целью снятие у детей эмоционального возбуждения. Хочется особо обратить внимание начинающих ведущих именно на эту часть, поскольку неумение снять у детей возбуждение может привести к снижению авторитета психолога. У учителей и вое-
|
питателей детского сада могут возникнуть жалобы о неуправляемости детей после занятий с психологом. У нас был случай, когда выходя с занятия со студенткой-практиканткой мальчик с повышенной агрессивностью ударил ногой в стеклянную дверь, разбил ее. В заключительную часть необходимо включать релаксационные дыхательные и мышечные упражнения. Можно использовать элементы гимнастики Джекобсона, модифицированные для детей И. Г. Выгодской и др. (2).
г. Оптимальной позицией ведущего является, на наш взгляд, совместная позиция «Взрослый—Взрослый» (Э.Берн). Хочется, чтобы начинающий ведущий еще до начала занятий постарался представить для себя эту позицию, поскольку, как показывают наши наблюдения за студентами-практикантами, чаще наблюдается позиция «Добрый Родитель—Ребенок». Ведущий, теоретически подкованный литературой по гуманистической психологии и педагогике, начинает «активно любить детей» и в результате использует либерально-попустительский стиль общения. Следствием этого может быть потеря позиции ведущего, а иногда и агрессия со стороны детей.
д. Возможные ошибки начинающего ведущего. Достаточно часто при проведении занятий начинающим ведущим можно наблюдать такую картину: дети начинают ерзать на стульях, болтать ногами, затем поворачиваться в разные стороны, разговаривать друг с другом, отвлекаться. Ведущий в этом случае начинает делать детям по очереди замечания и, наконец, замечаний оказывается так много, что занятия вести становится невозможным.
|
Опытный же ведущий определит причину такого поведения и применит адекватные воздействия. Наиболее часто встречаются следующие варианты:
— ведущий увлекся вербальными методами — необходимо провести подвижную игру;
— данная форма работы затянута, детям она надоела — необходимо, собрав внимание детей, быстро перейти к следующей;
— дети устали — необходимо провести расслабляющее упражнение или же в случае сильной усталости закончить занятие.
Типичной является и такая ситуация: дети начинают вскакивать со стульев, громко говорить или кричать, перестают слушать ведущего (не слышат его). Здесь вероятнее всего ведущий увлекся подвижными или эмоционально насыщенными играми и допустил перевозбуждение детей. В этой ситуации недопустимо повышение голоса. Необходимо провести расслабляющие упражнения.
Затруднить проведение занятий может присутствие в группе гиперактивного или агрессивного ребенка, который может начать выкрикивать, вставать и ходить во время занятия, отказываться выполнять упражнения. Как правило, таким способом ребенок стремится получить внимание ведущего, и поэтому чем больше воспитательных воздействий будет пытаться использовать ведущий, тем хуже начинает вести себя ребенок. Опытный ведущий в такой ситуации, оставаясь внутренне спокойным, может позволить себе оставлять без внимания такие действия ребенка, которые не опасны для окружающих.
В заключение хочется сказать, что главное условие успеха при проведении занятий — это желание работать с детьми и упорство в достижении цели. Как показала практика студентов-психологов МОСУ и МП ГУ им. Ленина, не было ни одного студента, который бы не хотел работать, регулярно работал и не добился бы при этом успеха.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 2. М., 1995.
2. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж, 1996.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
4. Виглсуорт М.Ф. Вилли и его друзья: Руководство по созданию метафор для развития у ребенка чувства собственного достоинства. Воронеж, 1995.
5. Выготская И.Г., Пеллингер Е.П., Успенская П.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.
6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
7. Ивлева Л. Ряженые в русской традиционной культуре. С.-П., 1994.
8. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
9. Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. М., 1994.
10. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.
11. Морозова Н. Путь к благополучию ученика. Народное образование, 1995, №2.
12. Милли Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М., 1996.
13. Раз, два, три, четыре, пять — мы идем играть. М., 1995.
14. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
15. Николаева В.В. О психологической природе алекси-мии. М., 1995.
16. Телесность человека. Междисциплинарные исследования. М., 1995
17. Хухлаева О.В. Психотехнические игры в начальной школе. М., 1995.
18. Юнг Н.Г. Архетип и символ. М., 1991.