Игры-упражнения, направленные на гармонизацию осознания детьми




Прав и обязанностей

Важной особенностью этого структурного звена самосоз­нания у младших школьников является значительное пре­обладание осознаваемых обязанностей над правами. Кро­ме того, осознаваемые обязанности, как правило, односто­ронне ориентированы: на обеспечение успешности обучения в школе (хорошо учиться, красиво писать в тетради, всегда делать уроки и т.п.) или же на сдерживание у детей прояв­лений потребностей в игре и движении (не бегать, не вер­теться, не играть на уроке, не кричать громко и т.п.). Исхо­дя из этого, основные цели упражнений, приведенных в дан­ном разделе, были определены как расширение перечня прав, осознаваемых детьми, и формирование у детей представле­ний об относительности осознаваемых ими обязанностей.

 

1. Да и нет (Дети сидят в кругу).

Инструкция: «Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» и «нет».

Например: «Ты ходишь в школу?» «Ты был на северном полюсе?» «Ты вчера целовался с тигром?» и т.п.. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Напри­мер: «У тебя есть рога? — Да». Тот, кто ошибется, выбыва­ет из игры. Игра будет продолжаться до тех пор, пока не останется один участник-победитель».

 

2. Фантазеры (Дети сидят в кругу).

Инструкция: «Многие из вас, наверное, читали рас­сказ Н. Носова «Фантазеры». Давайте мы тоже поигра­ем в фантазеров. Каждый попробует придумать и рас­сказать какой-нибудь самый невероятный случай, кото­рый с ним произошел. А потом мы определим, кому же удалось лучше всех «соврать».

 

3. Крокодил в синей шляпе (Дети сидят в кругу).

Инструкция: «Давайте все вместе подумаем, что мы бу­дем делать, если к нам сейчас постучит в дверь и зайдет большой крокодил в синей шляпе с полями». Дети по очере­ди придумывают свои варианты. Затем предлагаются для обсуждения следующие ситуации:

«Прозвенел звонок. Все встали у своих парт. И вдруг учительница не входит, а впрыгивает на одной ножке...»

«Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик...»

Можно предложить детям самим придумывать ситуации.

 

4. Комната смеха (Дети сидят в кругу).

Инструкция: «Кто-нибудь из вас был в «комнате сме­ха»? Я напомню. Там стоят «кривые зеркала», которые мо­гут расширить или сузить изображение, удлинить или уко­ротить, или же совсем искривить. Смотреть на себя в такие «зеркала» бывает обычно очень смешно. Сейчас каждый из вас станет «кривым зеркалом» (ведущий задает детям тип зеркала). А один из нас как будто купит билетик, зайдет в нашу «комнату смеха» и по очереди будет подходить к каж­дому «зеркалу» и что-нибудь перед ним делать. А «зерка­ло» попробует его отразить. Побеждает то «зеркало», которое сумеет отразить смешнее всего, т.е. когда дети будут громче смеяться. Потом в «комнате смеха» у нас побывает каждый.

 

5. Школа для кенгуру (Дети сидят в кругу).

Инструкция: «Попробуем представить себе, что мы по­пали в школу для зверей, например, в школу для кенгуру. Кто хочет быть учителем кенгуру? А мы все остальные бу­дем учениками-кенгуру. «Учитель» будет вести урок, кого-то вызывать к доске, кого-то хвалить, кого-то ругать, но все «на языке кенгуру». А мы попробуем отгадать, что от нас хочет «учитель».

После проигрывания «урока» происходит обсуждение, насколько ученики поняли своего «учителя» и что помогало пониманию. При повторении игры ее можно усложнить, на­девая на «учителя» маску животного.

 

6. Ученик не должен (Дети сидят в кругу).

Инструкция: «Представим себе, что мы вдруг стали взрослыми, учителями, сидим на педсовете. Давайте попро­буем почувствовать себя учителями, посидеть, как учителя­ми, посмотреть вокруг, как учителя. На нашем «педсовете» «дет обсуждение обязанностей ученика в школе, каким дол­жен быть ученик. Учителя спорят, не соглашаются друг с другом. Давайте поиграем в такой педсовет. Один из нас будет говорить, что должен делать ученик, его сосед — оп­ровергать сказанное и предлагать свой вариант того, что должен делать ученик. Это может быть, например, так:

— Ученик должен всегда слушаться учителя.

— Ученик не должен всегда слушаться учителя, потому что отвыкнет думать своей головой. Ученик должен всегда хорошо вести себя в школе.

— Ученик не должен всегда хорошо вести себя в школе, потому что ему станет скучно в школу ходить. Ученик дол­жен всегда отвечать уроки на «пять» и т.п..

Дети начинают играть по кругу. В начале круга веду­щий может помочь детям, т.к. многим бывает трудно пере­водить «должен» в «не должен».

Модификация: Упражнение можно повторить для ситу­аций дома и улицы, т.е. «Дома должен — не должен», «На улице должен — не должен».

 

7. Педсовет (Дети сидят в кругу).

Инструкция: «А теперь представим себе педсовет уче­ников. И теперь ученики сидят и обсуждают, каким должен быть и каким не должен быть учитель. И ученики тоже спорят и не соглашаются друг с другом. Давайте поиграем так же, как и в предыдущем упражнении, по схеме «дол­жен — не должен». Это может быть, например, так:

— Учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кричать.

— Учитель не должен всегда говорить спокойным голо­сом, потому что дети не будут его слушаться. Учитель дол­жен быть веселым».

 

8. Родители и дети (Дети сидят в кругу).

Инструкция: «Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтобы он был хорошим, и поэтому даем ему советы, каким ему следует быть. Так же, как и в предыдущих упражнениях, каждый последующий «родитель» отрицает совет предыду­щего и дает свой совет. Это может быть, например, так:

— Будь всегда честной.

— Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-ни­будь не так, и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой».

Далее выбирают одного из детей на роль воспитуемого ребенка, его сажают в центр круга и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях.

 

9. Я имею право (Дети сидят в кругу).

Инструкция: «Вы хорошо знаете, что каждый человек имеет не только обязанности, но и права. Подумайте, каки­ми правами обладает ученик в школе. А потом возьмите лист бумаги и запишите все права, которые вам удалось вспомнить. Когда все закончат, кто-нибудь зачитает то, что он записал. Остальные будут вычеркивать в своих списках те права, которые у них повторяются с правами, услышан­ными от говорящего. Победит тот, у кого в списке останется больше всего невычеркнутых слов о правах».

В конце можно будет обсудить содержание знающих деть­ми прав ученика в школе, совместно раскрыть ту сферу прав, которая детьми не названа.

Модификация: Упражнения повторяются для ситуаций дома и на улице.

 

10. Я учитель (Дети сидят в кругу).

Инструкция: «А теперь попробуем опять превратиться в учителей, подумать, какими правами мы обладаем как учи­теля, а затем записать это». Далее упражнение проигрыва­ется по схеме упр 9.

 

РАЗДЕЛ 3

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ БЛОК

 

Как было сказано ранее, центральной задачей данного блока является обеспечение адекватного ролевого развития детей. Согласно Я. Морено адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека. При этом под адекватным ролевым развитием понимается умение при­нимать роли, адекватные новым ситуациям, и умение изме­нять своим привычным ролям в старых ситуациях, т.е. об­ладание ролевой гибкостью и ролевой креативностью.

Нарушениями в ролевом развитии являются неумение входить в роли разные по статусу и содержанию или же отождествление себя с какой-либо из своих ролей, часто па­тологической. Нарушения в ролевом развитии могут нега­тивно сказаться на формировании личности ребенка, раз­рушить ведущую деятельность дошкольника — ролевую игру, затруднить общение со сверстниками и внутрисемей­ное общение, привести к возникновению психосоматической патологии.

Нам представляется, что решение центральной задачи данного блока наиболее эффективно через обращение к тра­диционной русской культуре, в которой взаимодействию человека с ролью уделяется достаточно большое внимание. В настоящее время психотерапевтические возможности на­родной культуры еще не изучены, и сама она, на наш взгляд, не получила должного психологического осмысления. По­этому не претендуя на глубину анализа, коротко коснемся лишь аспекта, связанного с ролью.

Народная культура обеспечивала достаточно тесное вза­имодействие человека и роли прежде всего через ряженье.

Явление ряженья было в основном разрушено к середине ЗО-х годов и нам необходимо понять, что из этого, явления должно и может быть возвращено к жизни.

Существует много общих теорий ряженья, мы будем ос­новываться на понимании его как игрового обрядового дей­ствия, игровой версии мифологических представлений (Л.Ив-лева). Исходя из этого проигрывание роли в ряженье тре­бует не проигрывание внешнего подобия, а проигрывание ее мифологического содержания. Так, например, ряженый медведем облачается отнюдь не в медвежью, но — подобно козе, лошади, журавлю и др. — в ритуальную овечью шкуру. В овечьей шкуре ходит также и волк. А известно, что медведь и волк достаточно близки с точки зрения их мифо­логических характеристик. Кроме того, следует обратить внимание на такой важнейший принцип ряженья, как пе­ревернутость. Этот принцип подчеркивался и маской, и одеждой (наизнанку, рваной, старой, противоположной полу и статусу) и хореографией ряженья (вихляние с участием кор­пуса, верчение, кувыркание, контрастное сочетание «угло­ватых движений» и др.) и голосом (молчание или изменение голоса). С помощью данных средств достигалось особое со­стояние. «Не — я, а кто-то другой», т.е. уход от нормативно­го «я» — в антиформу. Что же давало человеку ряженье помимо безусловного развития ролевой гибкости и креа­тивности?

Поскольку традиционно антиповедение связывалось с представлением о потустороннем мире, можно сделать вы­вод о том, что через ряженье осуществлялось установление контактов с умершими предками и демоническими суще­ствами, т.е. с потусторонним миром (а в ряженье — анти­миром), следовательно, и снятие страхов перед этим миром. Более того, осуществлялось включение в человека антими­ра, через что достигалась определенная внутренняя целос­тность человека, т.к. «темное также принадлежит моей це­лостности» (К. Юнг).

Таким образом, на основе анализа опыта взаимодействия человека с ролью в народной культуре мы полагаем, что основой обеспечения адекватного ролевого развития ребенка должно быть проигрывание мифологического содержа­ния определенных персонажей. Этими персонажами долж­ны стать основные герои русских народных сказок по сле­дующим причинам:

— В сказке в символической форме присутствуют ситу­ации, которые переживает ребенок, и понимание смысла этих ситуаций на сознательном или бессознательном уров­не дает возможность ребенку разобраться в своих чувствах.

— Ребенок, обладая магическим мышлением, легко иден­тифицирует себя с героями сказки.

— Поскольку сказки являются архетипами коллектив­ного бессознательного, через сказки ребенок получает дос­туп к культурным ценностям прошлых поколений (К. Юнг).

Обращение к героям русских народных сказок в настоя­щее время приобретает особенную значимость, т.к. перена­сыщение экранов телевизоров западными мультфильмами и кинофильмами приводит к «вымыванию» из сознания детей фольклорных образов, таким образом, неосвоенными оста­ются традиционные символы, и дети теряют доступ к духов­ному наследию своего народа. Отвержение же от духовного наследства народа приводит к духовной нищете и растуще­му чувству страха (К. Юнг). Таким образом, обращение к бессознательным явлениям становится для нас жизненно важным вопросом. И работа внутри данного блока, следо­вательно, должна строиться через проигрывание детьми образов русских народных сказок. Мы полагаем, что в первую очередь необходимо обратиться к проигрыванию обра­зов Змея Горыныча, Бабы-Яги, Волка и Медведя, посколь­ку именно они из-за своей глубинной архетипической сущ­ности могут символизировать многие детские страхи, и особым образом организованное проигрывание данных об­разов может, кроме ролевого развития детей, способство­вать некоторому снижению страхов.

Обратимся к основной структуре занятий — образов. При ее определении мы исходили из следующего наблюде­ния:

— Современный человек, как правило, воспринимает Змея Горыныча и Бабу-Ягу как носителей только темного начала, в меньшей степени это касается волка и почти не касается медведя.

— В древности же эти персонажи воспринимались ду­ально, т.е., помимо темного смертоносного начала, они так­же воплощали и светлое животворящее. Можно предполо­жить, что именно утеря дуальности восприятия этих персо­нажей влечет появление страхов перед ними.

 

Исходя из этого мы предлагаем следующую структуру занятий-образов:

1. Актуализация темного начала в персонаже.

а. Вступительная беседа о персонаже — что он делает, когда он злой.

б. Разминка — побыть таким же, как персонаж:

— мимическая (поулыбаться как......посердиться как.....)

— телесная (посидеть как....., подвигаться как)

— голосовая (пошипеть как....., поговорить как....., по­петь как....., покричать как.....)

— дыхательная (подышать как.....)

— глазная (посмотреть как.....)

— ручная (подвигать рукой как.....)

в. Конкурс на самого страшного персонажа.

г. Игровое взаимодействие с персонажем.

 

2. Актуализация светлого начала в персонаже.

а. Беседа — какие полезные свойства имеет данный пер­сонаж, что он делает, когда он добрый.

б. Рисование персонажа таким добрым, т.е. таким, с которым можно было бы подружиться.

 

3. «Праздник».

Организация подвижной игры либо проведение телесно-ориентированного упражнения, вызывающего у детей ра­дость.

 

Хочется обратить особое внимание на необходимость включения в разминку работы с руками. Рука имеет огром­ное значение для развития личности ребенка. Через руки матери у младенца к 7 месяцу жизни складывается тот или иной тип привязанности к матери, затем к году — тип отно­шения к окружающему миру (доверие или недоверие). Че­рез руки матери более старший ребенок ощущает поддер­жку и безопасность. Но эти же руки достаточно часто явля­ются для ребенка и источником агрессии, поэтому именно с руками связываются многие детские страхи. И действитель­но, анализ современного детского фольклора (страшные сказки, которые дети любят рассказывать друг другу) по­казывает, что во многих сказках источником опасности яв­ляется именно рука (черная рука, рука-невидимка, черная перчатка и др.). Приведем примерные сценарии занятий-образов, включающие краткие характеристики мифологи­ческого содержания персонажей.

 

Змей Горыныч.

Ему отводилась одна из главнейших ролей в славянс­кой мифолегии, он являлся прежде всего воплощением смертоносного начала. Однако можно отметить, что в од­них преданиях кровь дракона считалась ядовитой и ге­рой — противник змея подвергался опасности погиб­нуть от его крови, которая рекой течет из его ран. В дру­гих же преданиях крови дракона придавались спасительные свойства живой воды, она не только не причиняла герою вреда, но, напротив, сообщает его телу неуязвимость (А. И. Афанасьев). Дуальность восприятия образа змея особенно ярко отражает следующее преда­ние: У царя змея два золотых рога, овладевши которыми должно закопать их под двумя еще не распустившимися дубами. Один дуб засохнет, а другой — покроется зеле­нью. Рог, зарытый под первым деревом, несчастливый, мертвящий, а зарытый под другим — счастливый, ожив­ляющий.

 

1. Актуализация темного начала в персонаже.

а. В беседе можно отметить, что змей, когда злой, он: — палит огнем, т.е. выдыхает из пасти дым и испепеляет пламенем;

— испепеляет взором, т.е. человек, которого коснется взор змея, падает мертвым;

— разрушает и опустошает все вокруг себя;

— похищает красавиц;

б. Разминка

в. Конкурс на самого страшного змея

г. Для организации игрового взаимодействия мож­но использовать известную игру «Дракон кусает свой хвост».

 

2. Актуализация светлого начала в персонаже.

а. В беседе отмечается, что Змей, когда добрый, он:

— может лечить, т.к. знает целебные травы, которые и поныне сохранили в своем названии принадлежность змею (змеиный корень, змеиные головки и т.д.), а также владеет живой водой;

— может учить, т.к. ведает все тайное (в некоторых сказ­ках герой идет к змею и обращается с вопросами и загад­ками);

— может помогать, т.е. обладает богатырской силой и несметными богатствами;

б. Рисование Змея добрым и красивым.

 

3. «Праздник».

Здесь детям предлагается выполнить упражнение — игру «Заклинатели змей». Перед началом выполнения детям объясняют, что были такие заклинатели змей и что они жили со змеями в большой дружбе, позволяли змеям обвиваться вокруг себя.

Далее дети делятся на пары: заклинателя и его змеи. Змеи руками обхватывают своего хозяина и прижимаются телом, заклинателю не разрешается придерживать или ка­саться руками своей змеи. Затем ведущий объявляет танец «Заклинателей змей», похлопывая ритмично и задавая пос­ледовательность движений (подпрыгиваем, кружимся и т.д.). Змеи по мере танца теряют своих хозяев. Побеждает наи­более дружная пара змеи и заклинателя, сумевшая дольше всех сохранить телесный контакт.

 

Баба-Яга.

Это многоплановый глубинный образ. Традиционно Баба-Яга рассматривается как воительница и похитительница, но нередко теряется из виду, что она также дарительница и помощник героя. Более того, Баба-Яга считается жрицей в обряде инициации, о чем указывает наличие у нее лопаты, которой она забрасывает детей в печь именно для осуще­ствления инициации. Недаром в древности существовал любопытный обряд, совершаемый над больным ребенком, который назывался «перепекание ребенка». Мать больного ребенка сажала его на лопату, обмывала водой и носила трижды к печи, как бы собираясь посадить туда ребенка вместе с хлебами. Считалось, что данный обряд приводил к появлению в ребенке нового качества, а именно: уход болез­ни.

 

1. Актуализация темного начала в персонаже.

а. Баба-Яга, когда злая, она:

— пугает детей (обещает сварить и съесть);

— наказывает (заставляет делать тяжелую работу и т.д.);

— похищает из семьи (с помощью животных и т.д.);

б. Разминка

в. Конкурс на самую страшную Бабу-Ягу

г. Здесь можно использовать следующую игру (15) — по считалке выбирается Баба-Яга. Затем в центре комнаты кладется круг, вырезанный из бумаги. Баба-Яга берет в руки веточку — помело и становится в центр круга. Дети бегают вокруг круга и дразнят:

Баба-Яга — Костяная нога. С печки упала, Ногу сломала, Пошла в огород, Испугала народ, Побежала в баньку, Испугала зайку.

Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается кос­нуться ребят «помелом». Кого она коснется, тот останавли­вается и замирает на месте. Игра продолжается до тех пор, пока не будут осалены все дети.

 

2. Актуализация светлого начала в персонаже.

а. В беседе отмечается, что Баба-Яга, когда она добрая, то:

— может помогать (дает советы, указывает дорогу);

— может защищать (дает различные волшебные вещи, которые при своих превращениях оберегают героя);

— может содействовать торжеству добра (награждает добрых и наказывает злых);

б. Рисование доброй бабушки Яги, с которой можно было бы подружиться.

 

3. «Праздник».

Здесь детям предлагается выполнить игровое упражне­ние — «Выпекание пряничной куколки». Выбирают водя­щего и укладывают его на ковер в центре круга. Затем ведущий и остальные дети приступают к «выпеканию» (предварительно договорившись быть очень осторожными, чтобы не сделать водящему больно). Сначала замешивают тесто — ласково массажируют ребенка, проговаривая вслух, что закладывается в тесто — мука, яйца и т.п.. Затем при­ступают к лепке куколки нежными осторожными поглажи­вающими движениями, начиная с головы. Водящий посто­янно вслух проговаривает, какие красивые глазки, ушки, носик получаются, приглашает всех детей полюбоваться. Затем также лепится шея, руки, тело, ноги. Когда куколка будет вылеплена дети трижды вдувают в нее жизнь. Ку­колка оживает.

Упражнение можно повторять на последующих заняти­ях, пока все дети не побудут куколкой.

 

Волк.

Это один из наиболее мифологизированных персонажей. Хтонические свойства волка (происхождение, связанное с землей) сближает его со змеем. Определяющим в символике волка является признак «чужой», также ему присуща мужская сексуальная символика.

Волк издавна считался представителем темного (злого) начала. Для защиты как скота, так и от волка соблюдались определенные запреты, существовали заговоры.

В то же время глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка часто служили амулетами и лечебными средствами. Волк, забежавший в деревню, сулил неурожай, а пробегающий мимо деревни — предвещал удачу.Как видно волк также, как и Змей и Баба-Яга, воспринимался дуально.

 

1. Актуализация темного начала в персонаже.

а. Волк, когда злой, он:

— похищает скот;

— является источником не всегда известной опасности (как чужой);

б. Разминка

в. Конкурс на самого страшного волка;

г. Один из детей выбирается ведущим, он вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на его ладонь. Ведущий считает:

Сидит заяц на припеке, Молвит слово по-турецки, Эванк, бонк, Куралон, Этот — заяц. Этот — волк.

Участник, на которого пришлось слово «заяц», убегает, а другой, на которого пришлось слово «волк», ловит его (15).

 

2. Актуализация светлого начала в персонаже. а. Когда добрый волк (может, умеет, имеет):

— помогать герою;

— защищать героя от опасностей;

— лечить (знает, где находится живая и мертвая вода);., — имеет доступ к мудрости (дает герою советы, которые он не выполняет);

б. Рисование доброго и веселого волка.

 

3. «Праздник».

Детям предлагается вспомнить сказку про Ивана Царе­вича и Серого Волка, представить как иногда страшно было Ивану Царевичу мчаться на волке в неведомые страны, но он доверял волку и приобрел с его помощью счастье. Далее дети делятся на пары — Ивана Царевича и его Волка. Иванам Царевичам завязывают глаза. Затем они встают сзади своих волков и берут из за локти. Потом по команде ведущего волки начинают бегать по комнате и «возить» своих Иванов, при этом им необходимо не допустить столкнове­ний или падения Иванов Царевичей.

 

Медведь.

Он наиболее близок к волку, с которым его объединяют сходные демонологические поверья. Медведю, как и волку, присуща брачная символика и символика плодородия и пло­довитости. Медведь считался опасным для человека. Суще­ствовало много обрядов, направленных на то, чтобы мед­ведь не причинил вреда. У южных славян, например, суще­ствовали специальные «медвежьи дни», которые праздновались для защиты от медведя. В то же время шер­стью медведя изгоняли испуг и лихорадку, салом его маза­ли лоб для улучшения памяти. Когти и шерсть его исполь­зовались как амулет для защиты от сглаза и порчи, таким образом, дуальность восприятия образа медведя не вызы­вает сомнений.

 

1. Актуализация темного начала персонажа.

а. В беседе можно отметить, что медведь, когда злой:

— близко знается с нечистой силой;

— нападает на человека;

— похищает скот; б.Разминка

в.Конкурс иа самого страшного медведя

г. Играющие помечают на противоположных концах ком­наты два участка — дом и бор. Один из детей изображает медведя. Он рычит, переваливается с ноги на ногу, топчет­ся в бору, потом ложится на землю и делает вид, что спит. Дети приходят в бор и гуляют там со словами:

У медведя во бору Грибы-ягоды беру, А медведь не спит, Все на пол глядит, А потом как зарычит И за нами побежит.

После этих слов медведь вскакивает и начинает гонять­ся за детьми. Кого поймает, отводит в бор. Кто из детей успевает убежать в дом, того медведь не трогает (15).

 

2. Актуализация светлого начала персонажа.

а. Медведь, когда добрый:

— радуется и горюет как человек и понимает человечес­кую речь;

— охраняет скот;

— умеет лечить;

б. Рисование доброго и пушистого медведя.

 

3. «Праздник».

Участники встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изображает медведя. Он становится в центр круга. Хоровод начинает двигаться, все поют.

Шел медведь по лесу, По лесу, по лесу, Нашел медведь принцессу, Принцессу, принцессу, Давай с тобой попрыгаем, Попрыгаем, попрыгаем, Ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем, Ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем, Ножками потопаем, Потопаем, потопаем, Хвостиком помашем, Помашем, помашем И опять попляшем, Попляшем, попляшем!

При словах «Шел медведь по лесу...» медведь с закры­тыми глазами кружится. А когда поют «Нашел медведь принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывается девочка, то он выбирает ее прин­цессой и выводит на середину круга. Если мальчик, первые две строчки повторяются. Вместе мальчик и девочка вы­полняют то, о чем говорится в песне, — прыгают, хлопают в ладоши, пляшут и т.д. (15).

После того как дети проиграют данные условно-отрица­тельные персонажи, необходимо обратиться и к условно-положительным персонажам, соблюдая структуру занятий, указанную ранее с той разницей, что сначала актуализиру­ется светлая часть героев, а потом темная. Мы предлагаем обратиться к образам: Иванушки-дурачка, Ильи Муром­ца, Елены Прекрасной и Василисы Премудрой. Нам пред­ставляется, что нет необходимости приводить подробные сценарии занятий. Ведущий может справиться с этим са­мостоятельно и, более того, получит удовольствие, потому что при подготовке занятий придется перечитать сказки, а также Энциклопедический словарь «Славянская мифоло­гия», М., 1995 г.

 

РАЗДЕЛ 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: