Прав и обязанностей
Важной особенностью этого структурного звена самосознания у младших школьников является значительное преобладание осознаваемых обязанностей над правами. Кроме того, осознаваемые обязанности, как правило, односторонне ориентированы: на обеспечение успешности обучения в школе (хорошо учиться, красиво писать в тетради, всегда делать уроки и т.п.) или же на сдерживание у детей проявлений потребностей в игре и движении (не бегать, не вертеться, не играть на уроке, не кричать громко и т.п.). Исходя из этого, основные цели упражнений, приведенных в данном разделе, были определены как расширение перечня прав, осознаваемых детьми, и формирование у детей представлений об относительности осознаваемых ими обязанностей.
1. Да и нет (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» и «нет».
Например: «Ты ходишь в школу?» «Ты был на северном полюсе?» «Ты вчера целовался с тигром?» и т.п.. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Например: «У тебя есть рога? — Да». Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Игра будет продолжаться до тех пор, пока не останется один участник-победитель».
2. Фантазеры (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Многие из вас, наверное, читали рассказ Н. Носова «Фантазеры». Давайте мы тоже поиграем в фантазеров. Каждый попробует придумать и рассказать какой-нибудь самый невероятный случай, который с ним произошел. А потом мы определим, кому же удалось лучше всех «соврать».
3. Крокодил в синей шляпе (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Давайте все вместе подумаем, что мы будем делать, если к нам сейчас постучит в дверь и зайдет большой крокодил в синей шляпе с полями». Дети по очереди придумывают свои варианты. Затем предлагаются для обсуждения следующие ситуации:
|
«Прозвенел звонок. Все встали у своих парт. И вдруг учительница не входит, а впрыгивает на одной ножке...»
«Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик...»
Можно предложить детям самим придумывать ситуации.
4. Комната смеха (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Кто-нибудь из вас был в «комнате смеха»? Я напомню. Там стоят «кривые зеркала», которые могут расширить или сузить изображение, удлинить или укоротить, или же совсем искривить. Смотреть на себя в такие «зеркала» бывает обычно очень смешно. Сейчас каждый из вас станет «кривым зеркалом» (ведущий задает детям тип зеркала). А один из нас как будто купит билетик, зайдет в нашу «комнату смеха» и по очереди будет подходить к каждому «зеркалу» и что-нибудь перед ним делать. А «зеркало» попробует его отразить. Побеждает то «зеркало», которое сумеет отразить смешнее всего, т.е. когда дети будут громче смеяться. Потом в «комнате смеха» у нас побывает каждый.
5. Школа для кенгуру (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Попробуем представить себе, что мы попали в школу для зверей, например, в школу для кенгуру. Кто хочет быть учителем кенгуру? А мы все остальные будем учениками-кенгуру. «Учитель» будет вести урок, кого-то вызывать к доске, кого-то хвалить, кого-то ругать, но все «на языке кенгуру». А мы попробуем отгадать, что от нас хочет «учитель».
|
После проигрывания «урока» происходит обсуждение, насколько ученики поняли своего «учителя» и что помогало пониманию. При повторении игры ее можно усложнить, надевая на «учителя» маску животного.
6. Ученик не должен (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Представим себе, что мы вдруг стали взрослыми, учителями, сидим на педсовете. Давайте попробуем почувствовать себя учителями, посидеть, как учителями, посмотреть вокруг, как учителя. На нашем «педсовете» «дет обсуждение обязанностей ученика в школе, каким должен быть ученик. Учителя спорят, не соглашаются друг с другом. Давайте поиграем в такой педсовет. Один из нас будет говорить, что должен делать ученик, его сосед — опровергать сказанное и предлагать свой вариант того, что должен делать ученик. Это может быть, например, так:
— Ученик должен всегда слушаться учителя.
— Ученик не должен всегда слушаться учителя, потому что отвыкнет думать своей головой. Ученик должен всегда хорошо вести себя в школе.
— Ученик не должен всегда хорошо вести себя в школе, потому что ему станет скучно в школу ходить. Ученик должен всегда отвечать уроки на «пять» и т.п..
Дети начинают играть по кругу. В начале круга ведущий может помочь детям, т.к. многим бывает трудно переводить «должен» в «не должен».
Модификация: Упражнение можно повторить для ситуаций дома и улицы, т.е. «Дома должен — не должен», «На улице должен — не должен».
7. Педсовет (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «А теперь представим себе педсовет учеников. И теперь ученики сидят и обсуждают, каким должен быть и каким не должен быть учитель. И ученики тоже спорят и не соглашаются друг с другом. Давайте поиграем так же, как и в предыдущем упражнении, по схеме «должен — не должен». Это может быть, например, так:
|
— Учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кричать.
— Учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, потому что дети не будут его слушаться. Учитель должен быть веселым».
8. Родители и дети (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтобы он был хорошим, и поэтому даем ему советы, каким ему следует быть. Так же, как и в предыдущих упражнениях, каждый последующий «родитель» отрицает совет предыдущего и дает свой совет. Это может быть, например, так:
— Будь всегда честной.
— Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не так, и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой».
Далее выбирают одного из детей на роль воспитуемого ребенка, его сажают в центр круга и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях.
9. Я имею право (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Вы хорошо знаете, что каждый человек имеет не только обязанности, но и права. Подумайте, какими правами обладает ученик в школе. А потом возьмите лист бумаги и запишите все права, которые вам удалось вспомнить. Когда все закончат, кто-нибудь зачитает то, что он записал. Остальные будут вычеркивать в своих списках те права, которые у них повторяются с правами, услышанными от говорящего. Победит тот, у кого в списке останется больше всего невычеркнутых слов о правах».
В конце можно будет обсудить содержание знающих детьми прав ученика в школе, совместно раскрыть ту сферу прав, которая детьми не названа.
Модификация: Упражнения повторяются для ситуаций дома и на улице.
10. Я учитель (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «А теперь попробуем опять превратиться в учителей, подумать, какими правами мы обладаем как учителя, а затем записать это». Далее упражнение проигрывается по схеме упр 9.
РАЗДЕЛ 3
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ БЛОК
Как было сказано ранее, центральной задачей данного блока является обеспечение адекватного ролевого развития детей. Согласно Я. Морено адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека. При этом под адекватным ролевым развитием понимается умение принимать роли, адекватные новым ситуациям, и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, т.е. обладание ролевой гибкостью и ролевой креативностью.
Нарушениями в ролевом развитии являются неумение входить в роли разные по статусу и содержанию или же отождествление себя с какой-либо из своих ролей, часто патологической. Нарушения в ролевом развитии могут негативно сказаться на формировании личности ребенка, разрушить ведущую деятельность дошкольника — ролевую игру, затруднить общение со сверстниками и внутрисемейное общение, привести к возникновению психосоматической патологии.
Нам представляется, что решение центральной задачи данного блока наиболее эффективно через обращение к традиционной русской культуре, в которой взаимодействию человека с ролью уделяется достаточно большое внимание. В настоящее время психотерапевтические возможности народной культуры еще не изучены, и сама она, на наш взгляд, не получила должного психологического осмысления. Поэтому не претендуя на глубину анализа, коротко коснемся лишь аспекта, связанного с ролью.
Народная культура обеспечивала достаточно тесное взаимодействие человека и роли прежде всего через ряженье.
Явление ряженья было в основном разрушено к середине ЗО-х годов и нам необходимо понять, что из этого, явления должно и может быть возвращено к жизни.
Существует много общих теорий ряженья, мы будем основываться на понимании его как игрового обрядового действия, игровой версии мифологических представлений (Л.Ив-лева). Исходя из этого проигрывание роли в ряженье требует не проигрывание внешнего подобия, а проигрывание ее мифологического содержания. Так, например, ряженый медведем облачается отнюдь не в медвежью, но — подобно козе, лошади, журавлю и др. — в ритуальную овечью шкуру. В овечьей шкуре ходит также и волк. А известно, что медведь и волк достаточно близки с точки зрения их мифологических характеристик. Кроме того, следует обратить внимание на такой важнейший принцип ряженья, как перевернутость. Этот принцип подчеркивался и маской, и одеждой (наизнанку, рваной, старой, противоположной полу и статусу) и хореографией ряженья (вихляние с участием корпуса, верчение, кувыркание, контрастное сочетание «угловатых движений» и др.) и голосом (молчание или изменение голоса). С помощью данных средств достигалось особое состояние. «Не — я, а кто-то другой», т.е. уход от нормативного «я» — в антиформу. Что же давало человеку ряженье помимо безусловного развития ролевой гибкости и креативности?
Поскольку традиционно антиповедение связывалось с представлением о потустороннем мире, можно сделать вывод о том, что через ряженье осуществлялось установление контактов с умершими предками и демоническими существами, т.е. с потусторонним миром (а в ряженье — антимиром), следовательно, и снятие страхов перед этим миром. Более того, осуществлялось включение в человека антимира, через что достигалась определенная внутренняя целостность человека, т.к. «темное также принадлежит моей целостности» (К. Юнг).
Таким образом, на основе анализа опыта взаимодействия человека с ролью в народной культуре мы полагаем, что основой обеспечения адекватного ролевого развития ребенка должно быть проигрывание мифологического содержания определенных персонажей. Этими персонажами должны стать основные герои русских народных сказок по следующим причинам:
— В сказке в символической форме присутствуют ситуации, которые переживает ребенок, и понимание смысла этих ситуаций на сознательном или бессознательном уровне дает возможность ребенку разобраться в своих чувствах.
— Ребенок, обладая магическим мышлением, легко идентифицирует себя с героями сказки.
— Поскольку сказки являются архетипами коллективного бессознательного, через сказки ребенок получает доступ к культурным ценностям прошлых поколений (К. Юнг).
Обращение к героям русских народных сказок в настоящее время приобретает особенную значимость, т.к. перенасыщение экранов телевизоров западными мультфильмами и кинофильмами приводит к «вымыванию» из сознания детей фольклорных образов, таким образом, неосвоенными остаются традиционные символы, и дети теряют доступ к духовному наследию своего народа. Отвержение же от духовного наследства народа приводит к духовной нищете и растущему чувству страха (К. Юнг). Таким образом, обращение к бессознательным явлениям становится для нас жизненно важным вопросом. И работа внутри данного блока, следовательно, должна строиться через проигрывание детьми образов русских народных сказок. Мы полагаем, что в первую очередь необходимо обратиться к проигрыванию образов Змея Горыныча, Бабы-Яги, Волка и Медведя, поскольку именно они из-за своей глубинной архетипической сущности могут символизировать многие детские страхи, и особым образом организованное проигрывание данных образов может, кроме ролевого развития детей, способствовать некоторому снижению страхов.
Обратимся к основной структуре занятий — образов. При ее определении мы исходили из следующего наблюдения:
— Современный человек, как правило, воспринимает Змея Горыныча и Бабу-Ягу как носителей только темного начала, в меньшей степени это касается волка и почти не касается медведя.
— В древности же эти персонажи воспринимались дуально, т.е., помимо темного смертоносного начала, они также воплощали и светлое животворящее. Можно предположить, что именно утеря дуальности восприятия этих персонажей влечет появление страхов перед ними.
Исходя из этого мы предлагаем следующую структуру занятий-образов:
1. Актуализация темного начала в персонаже.
а. Вступительная беседа о персонаже — что он делает, когда он злой.
б. Разминка — побыть таким же, как персонаж:
— мимическая (поулыбаться как......посердиться как.....)
— телесная (посидеть как....., подвигаться как)
— голосовая (пошипеть как....., поговорить как....., попеть как....., покричать как.....)
— дыхательная (подышать как.....)
— глазная (посмотреть как.....)
— ручная (подвигать рукой как.....)
в. Конкурс на самого страшного персонажа.
г. Игровое взаимодействие с персонажем.
2. Актуализация светлого начала в персонаже.
а. Беседа — какие полезные свойства имеет данный персонаж, что он делает, когда он добрый.
б. Рисование персонажа таким добрым, т.е. таким, с которым можно было бы подружиться.
3. «Праздник».
Организация подвижной игры либо проведение телесно-ориентированного упражнения, вызывающего у детей радость.
Хочется обратить особое внимание на необходимость включения в разминку работы с руками. Рука имеет огромное значение для развития личности ребенка. Через руки матери у младенца к 7 месяцу жизни складывается тот или иной тип привязанности к матери, затем к году — тип отношения к окружающему миру (доверие или недоверие). Через руки матери более старший ребенок ощущает поддержку и безопасность. Но эти же руки достаточно часто являются для ребенка и источником агрессии, поэтому именно с руками связываются многие детские страхи. И действительно, анализ современного детского фольклора (страшные сказки, которые дети любят рассказывать друг другу) показывает, что во многих сказках источником опасности является именно рука (черная рука, рука-невидимка, черная перчатка и др.). Приведем примерные сценарии занятий-образов, включающие краткие характеристики мифологического содержания персонажей.
Змей Горыныч.
Ему отводилась одна из главнейших ролей в славянской мифолегии, он являлся прежде всего воплощением смертоносного начала. Однако можно отметить, что в одних преданиях кровь дракона считалась ядовитой и герой — противник змея подвергался опасности погибнуть от его крови, которая рекой течет из его ран. В других же преданиях крови дракона придавались спасительные свойства живой воды, она не только не причиняла герою вреда, но, напротив, сообщает его телу неуязвимость (А. И. Афанасьев). Дуальность восприятия образа змея особенно ярко отражает следующее предание: У царя змея два золотых рога, овладевши которыми должно закопать их под двумя еще не распустившимися дубами. Один дуб засохнет, а другой — покроется зеленью. Рог, зарытый под первым деревом, несчастливый, мертвящий, а зарытый под другим — счастливый, оживляющий.
1. Актуализация темного начала в персонаже.
а. В беседе можно отметить, что змей, когда злой, он: — палит огнем, т.е. выдыхает из пасти дым и испепеляет пламенем;
— испепеляет взором, т.е. человек, которого коснется взор змея, падает мертвым;
— разрушает и опустошает все вокруг себя;
— похищает красавиц;
б. Разминка
в. Конкурс на самого страшного змея
г. Для организации игрового взаимодействия можно использовать известную игру «Дракон кусает свой хвост».
2. Актуализация светлого начала в персонаже.
а. В беседе отмечается, что Змей, когда добрый, он:
— может лечить, т.к. знает целебные травы, которые и поныне сохранили в своем названии принадлежность змею (змеиный корень, змеиные головки и т.д.), а также владеет живой водой;
— может учить, т.к. ведает все тайное (в некоторых сказках герой идет к змею и обращается с вопросами и загадками);
— может помогать, т.е. обладает богатырской силой и несметными богатствами;
б. Рисование Змея добрым и красивым.
3. «Праздник».
Здесь детям предлагается выполнить упражнение — игру «Заклинатели змей». Перед началом выполнения детям объясняют, что были такие заклинатели змей и что они жили со змеями в большой дружбе, позволяли змеям обвиваться вокруг себя.
Далее дети делятся на пары: заклинателя и его змеи. Змеи руками обхватывают своего хозяина и прижимаются телом, заклинателю не разрешается придерживать или касаться руками своей змеи. Затем ведущий объявляет танец «Заклинателей змей», похлопывая ритмично и задавая последовательность движений (подпрыгиваем, кружимся и т.д.). Змеи по мере танца теряют своих хозяев. Побеждает наиболее дружная пара змеи и заклинателя, сумевшая дольше всех сохранить телесный контакт.
Баба-Яга.
Это многоплановый глубинный образ. Традиционно Баба-Яга рассматривается как воительница и похитительница, но нередко теряется из виду, что она также дарительница и помощник героя. Более того, Баба-Яга считается жрицей в обряде инициации, о чем указывает наличие у нее лопаты, которой она забрасывает детей в печь именно для осуществления инициации. Недаром в древности существовал любопытный обряд, совершаемый над больным ребенком, который назывался «перепекание ребенка». Мать больного ребенка сажала его на лопату, обмывала водой и носила трижды к печи, как бы собираясь посадить туда ребенка вместе с хлебами. Считалось, что данный обряд приводил к появлению в ребенке нового качества, а именно: уход болезни.
1. Актуализация темного начала в персонаже.
а. Баба-Яга, когда злая, она:
— пугает детей (обещает сварить и съесть);
— наказывает (заставляет делать тяжелую работу и т.д.);
— похищает из семьи (с помощью животных и т.д.);
б. Разминка
в. Конкурс на самую страшную Бабу-Ягу
г. Здесь можно использовать следующую игру (15) — по считалке выбирается Баба-Яга. Затем в центре комнаты кладется круг, вырезанный из бумаги. Баба-Яга берет в руки веточку — помело и становится в центр круга. Дети бегают вокруг круга и дразнят:
Баба-Яга — Костяная нога. С печки упала, Ногу сломала, Пошла в огород, Испугала народ, Побежала в баньку, Испугала зайку.
Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она коснется, тот останавливается и замирает на месте. Игра продолжается до тех пор, пока не будут осалены все дети.
2. Актуализация светлого начала в персонаже.
а. В беседе отмечается, что Баба-Яга, когда она добрая, то:
— может помогать (дает советы, указывает дорогу);
— может защищать (дает различные волшебные вещи, которые при своих превращениях оберегают героя);
— может содействовать торжеству добра (награждает добрых и наказывает злых);
б. Рисование доброй бабушки Яги, с которой можно было бы подружиться.
3. «Праздник».
Здесь детям предлагается выполнить игровое упражнение — «Выпекание пряничной куколки». Выбирают водящего и укладывают его на ковер в центре круга. Затем ведущий и остальные дети приступают к «выпеканию» (предварительно договорившись быть очень осторожными, чтобы не сделать водящему больно). Сначала замешивают тесто — ласково массажируют ребенка, проговаривая вслух, что закладывается в тесто — мука, яйца и т.п.. Затем приступают к лепке куколки нежными осторожными поглаживающими движениями, начиная с головы. Водящий постоянно вслух проговаривает, какие красивые глазки, ушки, носик получаются, приглашает всех детей полюбоваться. Затем также лепится шея, руки, тело, ноги. Когда куколка будет вылеплена дети трижды вдувают в нее жизнь. Куколка оживает.
Упражнение можно повторять на последующих занятиях, пока все дети не побудут куколкой.
Волк.
Это один из наиболее мифологизированных персонажей. Хтонические свойства волка (происхождение, связанное с землей) сближает его со змеем. Определяющим в символике волка является признак «чужой», также ему присуща мужская сексуальная символика.
Волк издавна считался представителем темного (злого) начала. Для защиты как скота, так и от волка соблюдались определенные запреты, существовали заговоры.
В то же время глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка часто служили амулетами и лечебными средствами. Волк, забежавший в деревню, сулил неурожай, а пробегающий мимо деревни — предвещал удачу.Как видно волк также, как и Змей и Баба-Яга, воспринимался дуально.
1. Актуализация темного начала в персонаже.
а. Волк, когда злой, он:
— похищает скот;
— является источником не всегда известной опасности (как чужой);
б. Разминка
в. Конкурс на самого страшного волка;
г. Один из детей выбирается ведущим, он вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на его ладонь. Ведущий считает:
Сидит заяц на припеке, Молвит слово по-турецки, Эванк, бонк, Куралон, Этот — заяц. Этот — волк.
Участник, на которого пришлось слово «заяц», убегает, а другой, на которого пришлось слово «волк», ловит его (15).
2. Актуализация светлого начала в персонаже. а. Когда добрый волк (может, умеет, имеет):
— помогать герою;
— защищать героя от опасностей;
— лечить (знает, где находится живая и мертвая вода);., — имеет доступ к мудрости (дает герою советы, которые он не выполняет);
б. Рисование доброго и веселого волка.
3. «Праздник».
Детям предлагается вспомнить сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, представить как иногда страшно было Ивану Царевичу мчаться на волке в неведомые страны, но он доверял волку и приобрел с его помощью счастье. Далее дети делятся на пары — Ивана Царевича и его Волка. Иванам Царевичам завязывают глаза. Затем они встают сзади своих волков и берут из за локти. Потом по команде ведущего волки начинают бегать по комнате и «возить» своих Иванов, при этом им необходимо не допустить столкновений или падения Иванов Царевичей.
Медведь.
Он наиболее близок к волку, с которым его объединяют сходные демонологические поверья. Медведю, как и волку, присуща брачная символика и символика плодородия и плодовитости. Медведь считался опасным для человека. Существовало много обрядов, направленных на то, чтобы медведь не причинил вреда. У южных славян, например, существовали специальные «медвежьи дни», которые праздновались для защиты от медведя. В то же время шерстью медведя изгоняли испуг и лихорадку, салом его мазали лоб для улучшения памяти. Когти и шерсть его использовались как амулет для защиты от сглаза и порчи, таким образом, дуальность восприятия образа медведя не вызывает сомнений.
1. Актуализация темного начала персонажа.
а. В беседе можно отметить, что медведь, когда злой:
— близко знается с нечистой силой;
— нападает на человека;
— похищает скот; б.Разминка
в.Конкурс иа самого страшного медведя
г. Играющие помечают на противоположных концах комнаты два участка — дом и бор. Один из детей изображает медведя. Он рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется в бору, потом ложится на землю и делает вид, что спит. Дети приходят в бор и гуляют там со словами:
У медведя во бору Грибы-ягоды беру, А медведь не спит, Все на пол глядит, А потом как зарычит И за нами побежит.
После этих слов медведь вскакивает и начинает гоняться за детьми. Кого поймает, отводит в бор. Кто из детей успевает убежать в дом, того медведь не трогает (15).
2. Актуализация светлого начала персонажа.
а. Медведь, когда добрый:
— радуется и горюет как человек и понимает человеческую речь;
— охраняет скот;
— умеет лечить;
б. Рисование доброго и пушистого медведя.
3. «Праздник».
Участники встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изображает медведя. Он становится в центр круга. Хоровод начинает двигаться, все поют.
Шел медведь по лесу, По лесу, по лесу, Нашел медведь принцессу, Принцессу, принцессу, Давай с тобой попрыгаем, Попрыгаем, попрыгаем, Ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем, Ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем, Ножками потопаем, Потопаем, потопаем, Хвостиком помашем, Помашем, помашем И опять попляшем, Попляшем, попляшем!
При словах «Шел медведь по лесу...» медведь с закрытыми глазами кружится. А когда поют «Нашел медведь принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывается девочка, то он выбирает ее принцессой и выводит на середину круга. Если мальчик, первые две строчки повторяются. Вместе мальчик и девочка выполняют то, о чем говорится в песне, — прыгают, хлопают в ладоши, пляшут и т.д. (15).
После того как дети проиграют данные условно-отрицательные персонажи, необходимо обратиться и к условно-положительным персонажам, соблюдая структуру занятий, указанную ранее с той разницей, что сначала актуализируется светлая часть героев, а потом темная. Мы предлагаем обратиться к образам: Иванушки-дурачка, Ильи Муромца, Елены Прекрасной и Василисы Премудрой. Нам представляется, что нет необходимости приводить подробные сценарии занятий. Ведущий может справиться с этим самостоятельно и, более того, получит удовольствие, потому что при подготовке занятий придется перечитать сказки, а также Энциклопедический словарь «Славянская мифология», М., 1995 г.
РАЗДЕЛ 4