1. Подарок (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и получать подарки, только выдуманные. Но я думаю, что выдуманные подарки почти также интересны, как и настоящие. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа от вас. Посмотрите на него внимательно, попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди «подарим друг другу наши подарки», не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» друг другу «подарки», можно спросить их, какие «подарки» им понравились больше и почему, что было приятнее, делать, дарить или получать подарки.
2. Снежная королева (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Давайте вспомним сказку «Снежная королева». Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и заметнее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попали в глаза людям. Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые в отличие от зеркала можно было разглядеть то хорошее, что есть в человеке, и даже то хорошее, которое человек иногда прячет от всех. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил сейчас эти очки. Как это сделать? Просто представить себе, что они надеты, посмотреть внимательно на каждого из ребят и постараться увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, то хорошее, что обычно не замечается».
|
Ведущему лучше самому первому «надеть очки» и показать детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры дети поделились своими чувствами в обеих ролях: смотрящих и рассматривающих. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в «очки» можно увидеть все больше и больше хорошего.
Модификация: Можно предлагать всей группе «надевать очки» и разглядывать в них поочередно каждого члена группы.
3. Конкурс хвастунов (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: «Лена — очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется» и т.п.».
После того как будет пройден круг, дети определяют победителя — лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.
4. Елочка (Дети стоят в кругу).
Один из детей стоит в центре с шишкой в руке — он изображает елочку.
Инструкция: «Давайте представим себе, что скоро Новый год и нам нужно нарядить нашу елочку. Жаль, конечно, что у нас нет настоящих игрушек. Но мы можем повесить на елочку волшебные игрушки, внутри которых будет что-нибудь спрятано: крепкая дружба, веселый смех, смелость, честность, ласковая улыбка или что-нибудь другое. Пусть каждый из вас придумает, какую игрушку он хочет повесить на нашу елочку, а потом подойдет, повесит и скажет о своей игрушке вслух». Ведущий показывает, как надо «вешать игрушки», обязательно прикасаясь к «веточкам» — телу ребенка. Некоторые дети могут затрудниться придумать игрушку, ведущий может им помочь.
|
Игра заканчивается хороводом вокруг елочки со словами любой из детских песен о елочке. Игра может повторяться в другие дни с разными «елочками».
5. Царевна-Несмеяна (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Давайте поиграем в Царевну-Несмеяну. Кто хочет ею быть? Итак, каждый из вас по очереди будет подходить к Царевне-Несмеяне и стараться ее рассмешить. Царевна-Несмеяна же изо всех сил старается не рассмеяться. Выиграет тот, кто сумеет все-таки вызвать улыбку у Царевны-Несмеяны».
Игра повторяется с различными «Царевнами-Несмеянами» несколько раз. После окончания можно обсудить, как же легче рассмешить другого человека.
Модификация: Детям предлагается по очереди невербально пожалеть, т.е. погладить или приласкать Царевну-Несмеяну за то, что она плачет. Обычно они очень любят быть в роли жалеемой Царевны-Несмеяны.
6. Гадкий утенок (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Вы читали сказку Андерсена «Гадкий утенок»? Давайте в нее поиграем. Кто хотел бы быть «Гадким утенком»? А кто другими птицами во дворе?». Ведущий помогает каждому из детей получить роль и озвучить ее. Хорошо, если в озвучивании птиц принимает участие сам «Гадкий утенок». Ведущий может спросить у «Гадкого утенка», есть ли среди птиц учитель, родители, братья и сестры «Гадкого утенка». Когда все дети получат роли, каждая из птиц по очереди, а затем все вместе хором прогоняют «Гадкого утенка» со двора. Затем ведущий делает знак птицам уснуть, остается один «Гадкий утенок», который постепенно меняет свою походку, выражение лица (с помощью ведущего) и превращается в «лебедя». После слов «Гадкого утенка»: «Я — лебедь» все птицы просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят его клювами и говорят. «Какой красивый и сильный лебедь».
|
Игру можно повторять несколько раз в разные дни до тех пор, пока все дети, желающие побывать «Гадким утенком», не побывают в этой роли.
7. Заяц-Хваста (Дети сидят в кругу, в центре — стул или столик).
Инструкция: «А теперь давайте вспомним сказку про Зайца-Хвасту и тетку Ворону. В сказке Заяц стоял на пенечке перед другими зайцами и хвастал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!» А тетка Ворона потрепала его за ушко и не разрешила хвастаться. А потом прибежали собаки, поймали тетку Ворону и начали ее трепать, а Заяц и помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц — не хваста, а молодец. А сейчас каждый из вас побудет немножко Зайцем-Хвастой, встанет на стул и очень громко проговорит: «Я самый-самый...» Не у всех детей получится с первого раза похвастаться, многие дети будут стесняться выполнять упражнение. Настаивать не стоит, при неоднократном выполнении упражнения его выполняют практически все дети.
После того как все дети побывают «Зайцем», можно предложить им подумать о том, что большинство детей на самом деле не хвастались, а говорили правду о себе. Можно предложить детям снова на стульчике повторить фразу о себе, только без слов «самый-самый», а группе хором повторить ту же фразу, например: «Ты умный, красивый и ласковый».
8. Я умею (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Давайте поиграем в игру «Я умею». По кругу по очереди каждый будет называть и, если захочет, показывать какое-нибудь свое умение, например, «быстро бегать», «забивать гвозди», «выращивать цветы» и т.п. Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в круге до конца».
После окончания игры можно вместе вспомнить те сферы умений, которые будут забыты детьми.
9. Старенькая бабушка (Дети стоят у стены парами).
Инструкция: «Давайте представим себе, что каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (бабушкам завязываем глаза). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и привести в кабинет врача (стулья у стены).
Ведущий показывает, как можно поддержать бабушек, как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям больше всего понравилось быть и почему. Интересно, что многим детям нравится быть в роли бабушек.
Модификация: Детям предлагается ситуация «перевести слепого старичка через улицу с интенсивным движением». «Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туду-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин и в крайнем случае принять «удар машины» на себя.
10. Угадайка (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Посмотрите внимательно на своего соседа справа и попробуйте угадать, что нравится в вашем соседе его маме».
Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. Затем предлагается выбрать детей, правильно угадавших. Хотя чаще всего дети, о которых угадывают, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок. После первого круга может быть организован второй, в котором дети угадывают, что нравится в соседе его друзьям, далее третий круг — что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.
11. Любимый сказочный герой (Дети сидят в кругу).
Инструкция: Попробуйте вспомнить ваши любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых вам хотелось бы быть похожими. Конечно, это может быть и герой из мультфильма. Попробуем превратиться в наших сказочных героев и по очереди представиться от имени героя. Например, «Я — Золушка», «Я — Спиди-гонщик», а потом войти в круг и подвигаться, как двигается ваш герой, немного пожить его жизнью.
В процессе игры дети могут задавать необычные и творческие вопросы и так же на них отвечать, например, спросить ребенка в роли Золушки: «Золушка, какие цветы ты больше всего любишь? Что ты ешь на завтрак? Что часто видишь во сне?» Такую творческую инициативу надо всегда поощрять. После того как все дети «покажут своих героев», можно предложить, посмотрев внимательно на каждого, попытаться найти сходство детей со своими героями. Если дети будут затрудняться это сделать, ведущий может помочь.
12. Поздравляю (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Сегодня мы будем учиться сочинять поздравительные открытки. Выберете себе партнера без слов, только глазами; глазами договоритесь, что вы будете придумать открытки друг другу. Никто не остался без пары? Тогда давайте представим себе, что у вашего партнера день рождения и вам хочется придумать ему интересному открытку, пожелать ему что-то очень хорошее».
Далее по кругу передают друг другу чистый лист бумаги — «открытку» и дети вслух «зачитывают» свои поздравления. Можно провести второй круг, в котором детям предлагается представить на месте своего партнера самого себя и придумать свою открытку самому себе. Интересно потом провести обсуждение того.
13. Котенок (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого уже дома есть кошки? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, ведь он первый раз в этой квартиру. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестает бояться. Приласкает его и уговорит заснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается. Можно провести обсуждение, поговорить о чувствах детей в этой игре.
14. Куклы (Дети сидят в кругу по парам).
Инструкция: «Сегодня мы с вами будем играть в куклы. Но куклы у нас будут живыми. Вспомните, когда вы были маленькими, многие из вас верили, что ваши куклы живые. Представим себе, что мы опять стали маленькими, опять играем в куклы (ну а мальчики — в медведей, зайцев, ослов и т.п.). В куклу-девочку или в куклу-мальчика превратиться один из пары».
Ведущий предлагает детям помыть кукле руки, каждый пальчик в отдельности, потом покормить обедом, положить спать, разбудить, повести гулять, затем утешить, когда кукла разобьет коленку и т.п. Если дети увлекутся, пусть продолжат игру самостоятельно. Потом важно обсудить, как они чувствовали себя в роли кукол, как можно приласкать куклу перед сном, как утешить ее, если она плачет.
15. Кони и всадники (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Представим себе, что в каждой паре один ребенок превратится в коня, а другой — в его всадника. «Коням» мы завяжем глаза, а «всадники» встанут сзади своих «коней», возьмут за локти и приготовятся ими править. А теперь устроим скачки. Задача «коня» — бегать побыстрее, а задача «всадника» — не допустить столкновений своего «коня» с другими. Если же какая-нибудь пара падает, то выбывает из игры».
Когда ведущий увидит, что дети начинают уставать, можно произвести обмен ролями. Упражнение можно потом обсудить.
16. Ракета (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать».
Дети сначала шепчут: «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть.
16. Смелый мальчик (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «У меня в руках карточки, на каждой из которых написано «смелый мальчик (девочка)», «сильный мальчик (девочка)», «веселый мальчик (девочка)», «красивый мальчик (девочка)». Я раздам вам по карточке так, чтобы никто не увидел, что там написано. А вы попробуйте изобразить доставшегося вам мальчика или девочку без слов. Для этого можно вставать со своего места, ходить по комнате, подходить к друг другу, делать что-нибудь друг с другом, нельзя только произносить звуки».
Если дети не могут угадать, что показывает тот или иной ребенок, то можно помочь ему в изображении.
18. Игрушки (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Попробуем представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину, мячик или во что-нибудь другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить это ощущение. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался».
По очереди в центре внимания оказывается каждый ребенок. Ведущий при этом помогает понять, как через угадывание его игрушки другие дети передают свое видение различных сторон его «я».
19. Волшебники (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Давайте теперь попробуем сами стать волшебниками. Кто хочет попробовать? Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребенка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником».
Ведущий подводит к «кандидату в волшебники» по очереди 3-4 ребенка. Затем выбирают другого «кандидата в волшебники». После завершения упражнения можно обсудить, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.
20. Я взрослый (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? Откроем глаза и расскажем друг другу, какими мы станем, когда вырастем, какие наши качества будут нравиться окружающим».
Дети по очереди рассказывают о себе «взрослом», остальные добавляют «хорошие качества», которыми, по их мнению, будет обладать рассказчик в будущем.
21. Мое будущее (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Давайте сегодня заглянем в ваше будущее. Наверняка вам хочется, чтобы в будущем вы многое смогли. Может быть, вам хочется стать, например, шофером, летчиком, ученым или еще кем-нибудь. Наверняка вам хочется стать очень сильным или очень красивой. Подумайте, чего вам хочется для себя в будущем. А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет группе, только обязательно громким голосом о своем самом заветном желании, только обязательно громким голосом, например: «В будущем я смогу полететь на Марс». А мы теперь уже научились быть волшебниками и поэтому немножко поколдуем. После слов каждого мы будем хором очень громко повторять: «В будущем ты сможешь...» И тогда ваше желание непременно сбудется».
Игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не закончатся их желания.
22. Волны (Дети сидят в кругу).
Инструкция: «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, как будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух* что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим- вас, мы любим вас».
Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя».
23. Маленький принц (Дети сидят в кругу за столиками).
Детям предлагается вспомнить Маленького Принца (Де Экзюпери) и его собственную планету. Затем представить, что у каждого тоже есть своя планета и затем свою планету нарисовать. При обсуждении можно опросить детей, какого размера эта планета, кто на ней живет и можно ли добраться на эту планету.
24. Ладошка (Дети сидят в кругу за столиками).
Детям предлагается положить свою левую ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы. Затем обвести ее контуры карандашом и на каждом пальце написать что-либо хорошее о себе от первого лица «Я— красивый», «Я — сильный» и т.п. Затем ведущий собирает «ладошки», по очереди читает их группе, а дети догадываются, кому какая «ладошка» принадлежит.
25. «Я горжусь...» (дети сидят в кругу).
Детям закрывают глаза, а ведущий просит их представить лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: «Я горжусь, что я...». После того, как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно «дописать» это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.