а) основная литература (преимущественно 2010 – 2015):
1. ФЗ от от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«(статья 1);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования "
б) дополнительные информационные источники
1. https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
2. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (пункт 7
в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ЭБС.
1)Российская государственная библиотека – http: // www.rsl.ru
2) ЭБС «Книгафонд» [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: http//www.knigafond.ru
г) информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
MS PowerPoint, MS Word, ACDSee
Материально-техническая база
ПК, мультимедиапроектор.
Презентации ко всем лекциям дисциплины
Комплекты заданий.
Приложения:
Аннотации лекций.
Лекция 1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
План
1. Нормативные основы разработки ФГОС общего образования
2. Общая характеристика ФГОС общего образования. Особенности ФГОС ДО (основные принципы, направленность ДО
|
3. Структура Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
4.Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Лекция 2. Реализация требований ФГОС ДО в деятельности воспитателя.
План
1. Понятие деятельности в психологии и в ФГОС ОО. Концепция ФГОС ОО. Деятельностный подход к построению ФГОС ОО
2. Деятельность как предмет стандартизации. Требования ФГОС ДО к деятельности как к процессу
3. Деятельность как предмет стандартизации. Требования ФГОС ДО к результатам деятельности
4. Основные виды деятельности дошкольника.
5. Взаимосвязь развития и видов деятельности дошкольника
6.Требования к педагогу дошкольного образования в условиях введения ФГОС
7.Системно-деятельностный подход как теоретическая основа реализации требований ФГОС ДО в деятельности воспитателя
Планы семинарских (практических) занятий.
Семинар Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
Вопросы и задания.
1.Что собой представляет ФГОС ДО?
2.Для чего введен ФГОС ДО?
3.Что является предметом регулирования Стандарта?
4.Какие нормативные документы стали основой (учитывались) при разработке ФГОС ДО?
5.Какие принципы дошкольного образования заложены в основу Стандарта?
|
6.На решение каких целей, задач направлен ФГОС ДО?
7.Какие основные группы требований включает в себя Стандарт?
8.Охарактеризуйте каждую из основных групп требований, которые включает в себя Стандарт?
9.Чем ФГОС ДО отличается от других федеральных стандартов общего образования (на примерах основных групп требований, которые включает в себя Стандарт?)
Практическое занятие Реализация требований ФГОС ДО
в деятельности воспитателя
Вопросы и задания
1. Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в деятельности воспитателя
Задание 1. Сравните содержание целевых ориентиров образования в ФГОС ДО и примерной ООП ДО (на примере любой возрастной группы). Приведите не менее 3-х примеров формулировок целевых ориентиров. Сделайте вывод о соответствии содержания целевых ориентиров в примерной ООП ДО требованиям ФГОС ДО. Краткие ответы внесите в форму Т-2.1.
Т-2.1 | ||
Содержание целевых ориентиров дошкольного образования …(укажите возрастную группу) | Вывод о соответствии | |
В ФГОС ДО | В примерной ООП ДО | |
Задание 2. Используя фрагмент примерной ООП ДО, познакомьтесь с содержанием целевых ориентиров как образовательных результатов освоения ООП ДО на разных этапах развития дошкольника. Приведите по одному примеру требований, иллюстрирующих преемственность развития ребенка по каждому направлению:
Т-2.2 | |||
Направления развития ребенка | Целевые ориентиры | ||
в младенческом возрасте | в раннем возрасте | на этапе завершения освоения Программы | |
Социально-коммуникативное | |||
Познавательное | |||
Речевое | |||
Художественно-эстетическое | |||
Физическое |
|
2. Содержание деятельности воспитателя в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Задание 3. Используя фрагмент примерной ООП ДО, охарактеризуйте деятельность воспитателя (взрослого) в рамках одной из образовательных областей по Вашему выбору с учетом возрастных особенностей ребенка в соответствии с предложенным планом (форма Т-2.3)
Т-2.3 | |||
Направление развития и образования детей (образовательная область), краткое содержание | Содержание деятельности воспитателя | ||
Младенческий возраст (от 2 до 12 месяцев) | Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) | Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). | |
3. Создание воспитателем психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка.
Задание 4. Используя предложенный фрагмент организационного раздела примерной ООП ДО, выберите любые два психолого-педагогических условия, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами и приведите примеры 2-3-х действий воспитателя, которые, по Вашему мнению, будут способствовать созданию эти условий. Попробуйте обосновать свой ответ. Краткие ответы внесите в таблицу:
Т-2.5 | |||
№ | Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка | Действия воспитателя по созданию условия | Обоснование предлагаемых действий |