ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 1 глава




VII

ПРЕДИСЛОВИЕ

Двадцать девятый том Полного собрания сочинений
В. И. Ленина состоит из конспектов, фрагментов, за-
меток о различных книгах и статьях по философии,
а также замечаний и пометок Ленина на полях и в тек-
сте философских книг из его личной библиотеки.

Большинство рукописей конспектов, фрагментов и
заметок, входящих в настоящий том, впервые было
опубликовано в 1929—1930 годах в Ленинских сборни-
ках IX и XII; в 1933—1947 годах эти материалы пять
раз издавались отдельной книгой под названием «Фило-
софские тетради», а в 1958 году они вышли как 38 том
4 издания Сочинений В. И. Ленина. Состав предыдущих
изданий не одинаков, наиболее полным из них было
последнее, по сравнению с которым настоящий том
дополнен впервые публикуемыми замечаниями Ленина
на книге И. Дицгена «Мелкие философские рабо-
ты» и опубликованными ранее замечаниями на книге
Ю. М. Стеклова «Н. Г. Чернышевский, его жизнь и
деятельность»; некоторые заметки из ленинских «Тет-
радей по империализму», вошедшие в 28 том Полного
собрания сочинений, в настоящем томе опущены.

Различные издания «Философских тетрадей» отли-
чаются не только составом, но и порядком расположения
документов; настоящий том разбит на три отдела,
в каждом из которых помещены материалы более или
менее однородного характера. В первый раздел вошли
конспекты и фрагменты, во второй — различные за-
метки о книгах, статьях и рецензиях на философскую


VIII

литературу, в третий — отрывки из книг с замечаниями
и пометками Ленина. Внутри разделов документы
расположены в хронологическом порядке на основе
дат, установленных ранее или при работе над настоя-
щим томом косвенным путем, так как почти все доку-
менты автором не датированы.

В Полном собрании сочинений В. И. Ленина «Фило-
софские тетради» отнесены к периоду первой мировой
войны, когда" была написана основная часть конспектов,
фрагментов, заметок. Именно в это время Ленин кон-
спектирует «Науку логики» и — параллельно — первую
часть «Энциклопедии философских наук» Г. В. Ф. Ге-
геля, его «Лекции по истории философии» и «Лекции
по философии истории», сочинение Л. Фейербаха «Из-
ложение, анализ и критика философии Лейбница»,
Ф. Лассаля — «Философия Гераклита Темного из Эфе-
са», «Метафизику» Аристотеля и ряд других книг по
философии и естествознанию. Эти конспекты и заметки
составили содержание восьми одинаковых тетрадей в
синих обложках, озаглавленных Лениным «Тетрадки
по философии. Гегель, Фейербах и разное»; к этой
серии относится и написанный на отдельных листах
конспект «Лекций о сущности религии» Фейербаха,
составленный не ранее 1909 года.

Ленинские фрагменты иногда записаны в тетрадках
отдельно (например, «План диалектики (логики) Ге-
геля» или «К вопросу о диалектике»), иногда — в тек-
сте конспектов (фрагмент об элементах диалектики
в конспекте «Науки логики», фрагмент о теории позна-
ния в конспекте книги Лассаля и другие). Окончатель-
ная обработка философских конспектов, фрагментов,
заметок 1914—1915 годов, изучение которых позволяет
предположить, что Ленин собирался написать специаль-
ный труд о диалектике, так и осталась не завершенной,
но и в таком виде они имеют огромное значение для
развития марксистской философии.

Наряду с книгой «Материализм и эмпириокритицизм» «Философские тетради» содержат неоценимое идейное богатство, имеют исключительное теоретическое и политическое значение и составляют основу ленинского


IX

этапа в развитии марксистской философской мысли.
Но если в своем главном философском труде Ленин
уделяет преимущественное внимание коренным проб-
лемам философского материализма, то центральным
пунктом «Философских тетрадей», в котором, как в
фокусе, сходятся ленинские идеи, затрагивающие са-
мые различные области человеческого знания, является
материалистическая диалектика, ее основные законы
и категории, история их формирования, значение для
общественных наук и естествознания, диалектический
характер развития техники. Идеалистическая диалек-
тика Гегеля, диалектические идеи Гераклита, Лейбница
и других философов служат Ленину исходным мате-
риалом, на основе которого он развивает материалисти-
ческую, марксистскую диалектику.

В эпоху крайнего обострения всех противоречий
капитализма и назревания нового революционного
кризиса материалистическая диалектика приобретала
особое значение: только с ее позиций можно было рас-
крыть империалистический характер войны, разобла-
чить софистику и эклектику лидеров II Интернационала,
их оппортунизм и социал-шовинизм. Значение «Фило-
софских тетрадей» в развитии марксизма-ленинизма
в полной мере раскрывается в связи с такими ленин-
скими произведениями того периода, как «Империа-
лизм, как высшая стадия капитализма», «Социализм
и война», «О лозунге Соединенных Штатов Европы»,
«О брошюре Юниуса», «Социалистическая революция
и право наций на самоопределение» и другие. Ленин-
ский анализ фундаментальных проблем материалисти-
ческой диалектики сыграл важную роль в разработке
марксистской теории империализма, в развитии теории
социалистической революции, учения о государстве,
стратегии и тактики партии. Без знания «Философских
тетрадей» нельзя понять все дальнейшее развитие
Лениным марксистской философии в более поздних
произведениях, таких, как «Государство и революция»,
«Еще раз о профсоюзах... », «Детская болезнь «левизны»
в коммунизме», «О значении воинствующего материа-
лизма» и других.


X

Философские конспекты, фрагменты, заметки
Ленина указывают пути дальнейшего развития диалек-
тического и исторического материализма, научной исто-
рии философии. «Продолжение дела Гегеля и Маркса, —
писал Ленин, — должно состоять в диалектиче-
ской
обработке истории человеческой мысли, науки
и техники» (настоящий том, стр. 131). Материалисти-
ческая диалектика, развитая Лениным в «Философских
тетрадях», имеет важное методологическое значение
для исследования закономерностей построения комму-
нистического общества, анализа противоречий совре-
менного капитализма, определения тактики мирового
коммунистического движения в современных условиях,
для борьбы против буржуазной философии, современ-
ного ревизионизма и догматизма.

* *

Том открывается конспектом первого совместного
произведения К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семей-
ство, или Критика критической критики» — наиболее
ранним из известных ленинских конспектов произ-
ведений основоположников марксизма. В конспекте
Ленин прослеживает формирование мировоззрения
Маркса и Энгельса: «Маркс, — пишет он, — подходит
здесь от гегелевой философии к социализму: переход
наблюдается явственно — видно, чем уже овладел
Маркс и как он переходит к новому кругу идей»
(стр. 8). Из этих идей Ленин выделяет «идею обществен-
ных отношений производства» (стр. 16), «почти уже
сложившийся взгляд Маркса на революционную роль
пролетариата» (стр. 11), материалистический подход
к анализу общественного сознания, мысль о необходи-
мости «практической силы» для осуществления идей
и другие. Ленин подчеркивает и отмечает знаком NB
выдвинутое в «Святом семействе» важнейшее поло-
жение исторического материализма о том, что с осно-
вательностью исторического действия растет и объем
массы, делом которой оно является, прослеживает
критику основоположниками марксизма буржуазных


XI

общественных отношений, останавливается на мате-
риалистической переработке Марксом и Энгельсом
философии Гегеля, на их критической оценке предшест-
вующего материализма. Особенно ценным Ленин считал
написанный Марксом раздел «Критическое сражение с
французским материализмом», в котором показано, что
коммунизм является логическим выводом из всего исто-
рического развития материалистической философии.

Значительное место уделено в конспекте критике
младогегельянцев, их субъективно-идеалистических
представлений о процессе общественного развития, в
частности, их реакционных взглядов на роль трудя-
щихся масс и личности в истории. Ленин отмечает
направленный против младогегельянцев вывод Маркса
о том, что историческую действительность нельзя по-
знать, исключив из нее «теоретическое и практиче-
ское отношение человека к природе, естествознание
и промышленность», «непосредственный способ про-
изводства самой жизни» (стр. 34). На опыт борьбы
Маркса и Энгельса против младогегельянцев Ленин
опирался в своей критике субъективной социологии
либеральных народников в произведениях 90-х годов,
в борьбе против народнических теорий исторической
роли «критически мыслящих личностей», героев и пас-
сивности народных масс, «толпы».

К произведениям Маркса и Энгельса Ленин неодно-
кратно обращается и в более поздних конспектах,
фрагментах, заметках, вошедших в «Философские тет-
ради». Ленин характеризует революционный переворот,
который совершили в науке основоположники мар-
ксизма, отмечает значение их отдельных произведений
в развитии революционной мысли, уделяя особое вни-
мание диалектике «Капитала» Маркса.

За конспектом «Святого семейства» в томе следуют кон-
спекты двух сочинений Л. Фейербаха: «Лекций о сущ-
ности религии» и книги «Изложение, анализ и критика
философии Лейбница»; первый из них был составлен
не ранее 1909, второй — осенью 1914 года. Произведе-
ния Фейербаха Ленин читал и раньше — в сибирской
ссылке и особенно при работе над книгой «Материализм


XII

и эмпириокритицизм», где цитируются работы, вошед-
шие во второй и десятый тома первого и седьмой том
второго издания Сочинений Фейербаха, а также издан-
ные К. Грюном два тома «Переписки и литературного
наследства» философа (см. В. И. Ленин. Сочинения,
5 изд., том 18). Сохранился экземпляр второго тома
Сочинений Фейербаха с относящимися к этому времени
пометками Ленина. В конспектах, вошедших в «Фи-
лософские тетради», Ленин продолжает изучение фило-
софских взглядов немецкого материалиста.

Конспектируя «Лекции о сущности религии», Ленин
обращает внимание главным образом на материалисти-
ческое понимание Фейербахом природы и ее объектив-
ных закономерностей, на его критику идеализма, рели-
гии и обоснование атеизма, выделяет «зачатки», «за-
родыши» исторического материализма, не получившие,
однако, в философии Фейербаха сколько-нибудь зна-
чительного развития. В конспекте Ленин несколько
раз говорит об ограниченности фейербаховской фи-
лософии, о том, что уже в 1848—1851 годах Фейер-
бах сильно отстал от Маркса и Энгельса, не понял
революции 1848 года. Характеризуя его определение
природы, Ленин пишет: «Выходит, что природа = все,
кроме сверхприродного. Фейербах ярок, но не глубок.
Энгельс глубже определяет отличие материализма от
идеализма» (настоящий том, стр. 47). На ограничен-
ность материализма Фейербаха и узость термина «антро-
пологический принцип в философии» Ленин указывает и
в конце конспекта: «и антропологический принцип и
натурализм суть лишь неточные, слабые описания м а-
т е р и а л и з м а»
(стр. 64).

В конспекте книги Фейербаха о философии Лейбница,
как и в предыдущем, Ленин прослеживает философ-
скую эволюцию Фейербаха, его переход от идеализма
к материализму. Но в центре внимания здесь — обстоя-
тельное изложение Фейербахом сложной философской
системы великого немецкого мыслителя XVIII столе-
тия. Ленин выписывает фейербаховскую характери-
стику монад Лейбница и указывает на идеалистическое
толкование им материи лишь как «феномена», служа-


XIII

щего «для связи монад». «Моя вольная передача, — пи-
шет Ленин: — Монады = души своего рода. Лейбниц =
идеалист. А материя нечто вроде инобытия души
или киселя, связующего их мирской, плотской связью»
(стр. 69). В конспекте высоко оценены диалектические
идеи философии Лейбница, в частности, внутренне при-
сущий субстанции, монадам «принцип деятельности».
«Тут, — пишет Ленин, — своего рода диалектика и очень
глубокая, несмотря на идеализм и поповщину»
(стр. 70). Ленин останавливается также на рационали-
стической критике Лейбницем эмпиризма Локка, ука-
зывает на сходство некоторых идей философии Лейбница
и Канта. К конспектам обоих сочинений Фейербаха
примыкают небольшие заметки, свидетельствующие
о том, что Ленин читал и другие произведения, вошед-
шие в IX том первого и IV том второго изданий Со-
чинений Фейербаха.

Центральное место в томе занимают конспекты сочи-
нений Гегеля, с произведениями которого, в частности,
с «Наукой логики», Ленин познакомился еще в сибир-
ской ссылке; позднее, в 1908 году, при работе над
книгой «Материализм и эмпириокритицизм» он читал
первую часть «Энциклопедии философских наук».
В 1914—1915 годах Ленин подробно конспектирует
главное сочинение Гегеля — «Науку логики», а также
его «Лекции по истории философии» и «Лекции по философии истории». В этих конспектах Ленин критикует идеализм и раскрывает историческую ограниченность философских взглядов Гегеля, его «дань мистицизму», «игру в пустые аналогии», «измену развитию» и вместе с тем показывает, что в мистической форме у Гегеля часто выступают реальные отношения действительности.

«Логику Гегеля, — писал Ленин, — нельзя приме-
нять
в данном ее виде; нельзя брать как данное.
Из нее надо выбрать логические (гносеологические)
оттенки, очистив от Ideenmystik: это еще большая
работа» (стр. 238). Именно эту работу и проделывает
Ленин в своих конспектах, останавливаясь на трудных
переходах, оттенках, переливах гегелевских абстрактных


XIV

понятий, отыскивая «зерно глубокой истины в мисти-
ческой шелухе гегельянщины» (стр. 139). «Я вообще
стараюсь читать Гегеля материалистически, — замечает
он в начале конспекта «Науки логики», — Гегель есть
поставленный на голову материализм (по Энгельсу) —
т. е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют,
чистую идею etc. » (стр. 93). Такой подход дает
возможность Ленину раскрыть истинное значение
гегелевской логики, увидеть «„канун" превращения
объективного идеализма в материализм» (стр. 151),
отметить у Гегеля «зачатки» материалистического
понимания не только природы, но и истории. Всего
ближе Гегель подходит к научному, диалектическому
материализму в «Науке логики» при построении своей
грандиозной системы логических категорий, всего
дальше отстоит от него в философии истории. «Это и
понятно, — пишет Ленин, — ибо именно здесь, именно
в этой области, в этой науке Маркс и Энгельс сделали
наибольший шаг вперед. Здесь Гегель наиболее уста-
рел и антиквирован» (стр. 289). Но и в логике Гегель
лишь «гениально угадал диалектику вещей», диалек-
тику объективного мира. Ленин материалистически
осмысливает и развивает основные законы и категории
диалектики, раскрывает их взаимосвязь, показывает
специфику их проявления в мышлении, определяет со-
отношение диалектики, логики и теории познания.

К конспектам произведений Гегеля непосредственно
примыкают конспекты книг Ж. Ноэля, Ф. Лассаля, Ари-
стотеля. Конспект книги Ноэля «Логика Гегеля» пред-
ставляет интерес главным образом как пример критики
«опошления» диалектики Гегеля «мелким» идеалистом.
Некритический подход к Гегелю подчеркивает Ленин и
в конспекте книги Лассаля «Философия Гераклита Тем-
ного из Эфеса». «Лассаль, — пишет он, — просто повто-
ряет
Гегеля, списывает его, пережевывает миллион раз
по поводу отдельных мест Гераклита, снабжая свой труд
невероятной бездной ученейшего, гелертерского-архи,
балласта» (стр. 305). Лассалю Ленин противопостав-
ляет действительное развитие философии Марксом.
Основное внимание а этом конспекте Ленин уделяет


XV

изложению взглядов древнегреческого философа, упре-
кая Лассаля за то, что он «оставил в тени материа-
лизм или материалистические тенденции Гераклита»

(стр. 315).

Первый раздел завершается конспектом «Метафи-
зики» Аристотеля — одного из самых выдающихся
произведений древнегреческой философии, в котором,
по выражению Ленина, «задето все, все категории»
(стр. 325). Конспектируя книгу, Ленин отмечает «за-
просы, искания» Аристотеля, его подход к объективной
диалектике, «наивную веру в силу разума», критику
объективного идеализма Платона, говорит о сложности
процесса познания, подчеркивает, что «раздвоение
познания человека и возможность идеализма (ре-
лигии) даны уже в первой, элементарной абстрак-
ции», и указывает на плодотворность фантазии, мечты
«и в самой строгой науке» (стр. 330).

Помимо конспектов в первый раздел входят два
ленинских фрагмента: «План диалектики (логики) Ге-
геля» и «К вопросу о диалектике». В первом фрагменте
дана общая характеристика процесса познания, ука-
зано соотношение логики, диалектики и теории позна-
ния; во втором — показана противоположность метафи-
зической и диалектической концепций развития, дан
анализ основных законов и категорий диалектики,
закономерностей исторического и логического разви-
тия познания, сформулировано важнейшее положение
о классовых и гносеологических корнях идеализма.
Фрагмент «К вопросу о диалектике» является завер-
шением работы Ленина над философской проблемати-
кой в 1914—1915 годах, в центре которой стоит диалек-
тика, ее история, законы, категории, роль в процессе
познания и преобразования человеком действитель-
ности. Этот небольшой по объему фрагмент представ-
ляет собой непревзойденное по глубине и богатству
мыслей обобщение всего главного и существенного, что
составляет содержание материалистической диалек-
тики.

В «Философских тетрадях» Ленин рассматривает
аиалектику как единственно правильную теорию


XVI

развития, которая «дает ключ к „самодвижению" всего су-
щего», выявляет общие моменты «во всех явлениях
и процессах природы (и духа и общества в том числе)»
(стр. 317), формулирует «общие законы движения мира
и мышления» (стр. 156).

Выделяя основные моменты процесса познания,
Ленин пишет: «Тут действительно, объективно три
члена: 1) природа; 2) познание человека, = м о з г чело-
века (как высший продукт той же природы) и 3) форма
отражения природы в познании человека, эта форма
и есть понятия, законы, категории etc. » (стр. 164).
Исследование этой «формы», логический анализ мышле-
ния, в ходе которого раскрывается содержание законов
и категорий диалектики, занимает в «Философских те-
традях» исключительное место и имеет фундаменталь-
ное значение для развития марксистской философии.

Прослеживая сложный путь познания, Ленин пока-
зывает, как мышление от отражаемых непосредственно
в ощущениях и представлениях отдельных вещей восхо-
дит к абстрактным понятиям, фиксирующим сущест-
венные стороны, связи, отношения предмета и отра-
жающим — опосредствованно — его природу «глубже,
вернее, полнее». Но диалектическое познание, сущность
которого «развертывание всей совокупности моментов
действительности» (стр. 141), не ограничивается выра-
боткой абстракций, а движется дальше по пути восхож-
дения от абстрактного к конкретному, воспроизведения
в мышлении конкретного как «единства многообразного»
(Маркс). «Значение общего противоречиво, — указы-
вает Ленин, — оно мертво, оно нечисто, неполно etc.
etc., но оно только и есть ступень к познанию
конкретного, ибо мы никогда не познаем кон-
кретного полностью. Бесконечная сумма общих понятий,
законов etc. дает конкретное в его полноте» (стр. 252).

Ленин подчеркивает, что теоретическое познание
не может охватить объективную истину в отрыве от
практики — основы, цели и критерия истинности зна-
ния. Только правильно определив роль практики в про-
цессе познания, можно понять, как историческое раз-
витие знаний человека об объективной действитель-


XVII

ности, так и эволюцию логических форм, в которых это
знание отражается в мышлении — понятий, суждений,
умозаключений, категорий, законов и т. п. «Практика
человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в
сознании человека фигурами логики», — говорит Ленин
(стр. 198), а в другом месте он рассматривает логиче-
ские категории как ступеньки исторического процесса
выделения человека из природы, познания ее, овладе-
вания ею (см. стр. 85). Ленин не только материалисти-
чески объясняет происхождение категорий, но и ана-
лизирует их содержание, их роль в процессе познания.
В «Философских тетрадях» рассматриваются такие
важнейшие категории диалектики, как явление и сущ-
ность, абстрактное и конкретное, форма и содержание,
причина и следствие, возможность и действительность,
случайность и необходимость, закон и другие.

Значительное место в ленинских конспектах и фраг-
ментах занимает рассмотрение основных законов диа-
лектики, особенно — закона единства и борьбы про-
тивоположностей. «Раздвоение единого и познание про-
тиворечивых частей его, — указывает Ленин, —... есть
суть (одна из „сущностей", одна из основных, если
не основная, особенностей или черт) диалектики»
(стр. 316). Всеобщность этого закона Ленин иллюстри-
рует примерами из математики, механики, физики,
химии, общественной науки. Раскрывая его содержа-
ние, он анализирует «противоположность», «противо-
речие», показывает относительность их единства как
внутренней и вместе с тем преходящей формы связи
и абсолютность их «борьбы», являющейся источником
самодвижения, саморазвития явлений.

Закон единства и борьбы противоположностей, по
Ленину, есть основной закон диалектики, исходя из
которого только и могут быть поняты остальные за-
коны и категории. «Вкратце, — писал Ленин, — диа-
лектику можно определить как учение о единстве про-
тивоположностей» (стр. 203). По сравнению с этим
законом рассмотрение двух других — закона перехода
количественных изменений в качественные и закона
отрицания отрицания — в «Философских тетрадях*


XVIII

занимает меньше места. «Переход количества в качество
и наоборот» Ленин во фрагменте об элементах диалек-
тики рассматривает как пример перехода противопо-
ложностей. В конспекте «Науки логики» он выписы-
вает и отмечает важность характеристики Гегелем кате-
горий качества, количества и их единства — меры.
Рассматривая все моменты этих категорий (конечное
и бесконечное, граница и др.), Ленин подробно оста-
навливается на форме взаимопревращений количест-
венных и качественных изменений — скачке, «перерыве
постепенности».

Существенной характеристикой процесса развития
Ленин считает «повторение в высшей стадии известных
черт, свойств etc. низшей и возврат якобы к старому
(отрицание отрицания)» (стр. 203). Если закон един-
ства и борьбы противоположностей раскрывает внутрен-
ний источник процесса развития, а закон перехода коли-
чественных изменений в качественные — его содержание,
то закон отрицания отрицания охватывает процесс в це-
лом, рассматривая каждую стадию развития как момент,
этап всего процесса и подчеркивая связь, преемствен-
ность и прогрессивный характер развития, в котором
каждый момент является отрицанием предыдущего
и вместе с тем — предпосылкой своего собственного
отрицания. Раскрывая диалектический характер отри-
цания, Ленин писал: «Не голое отрицание, не зряшное
отрицание, не скептическое отрицание, колебание, со-
мнение характерно и существенно в диалектике,... нет,
а отрицание как момент связи, как момент развития,
с удержанием положительного, т. е. без всяких коле-
баний, без всякой эклектики» (стр. 207).

В конспектах и фрагментах Ленин вновь и вновь
обращается к вопросу о логике как теории познания,
которая дает «не только естественноистори-
ч е с к о е описание явлений
мышления..., но
и соответствие с истиной», раскрывает
«результаты и итоги истории мысли». «В таком понима-
нии, — замечает Ленин на полях, — логика совпадает
с теорией познания. Это вообще очень важ-
ный вопрос» (стр. 156). Чтобы выражать объективную


XIX

диалектику жизни, логические понятия, категории,
законы сами должны быть подвижны, текучи, взаимо-
связаны, диалектичны. В отличие от Гегеля, лишь
угадавшего в диалектике понятий самодвижение мира,
Ленин по-иному, материалистически объясняет взаимо-
превращаемость понятий. «Мысль включить жизнь
в
логику понятна — и гениальна, — пишет он, — с
точки зрения процесса отражения в сознании (сначала
индивидуальном) человека объективного мира и про-
верки этого сознания (отражения) практикой» (стр. 184).
Другими словами, Ленин считает гениальным приме-
нение к процессу познания единственно правильной
теории развития — диалектики, что в идеалистической
форме было сделано Гегелем, в материалистической —
Марксом. Во фрагменте «План диалектики (Логики)
Гегеля» Ленин пишет, что в ««Капитале» применена к
одной науке логика, диалектика и теория познания»,
а в скобках замечает: «не надо 3-х слов: это одно и
то же» (стр. 301). Раскрыв соотношение логики, диалек-
тики и теории познания, Ленин указывает и те области
знания, откуда теория познания должна черпать свой
материал, — это история философии и отдельных наук,
умственного развития ребенка и животных, история
языка, психология, физиология органов чувств.

Большое внимание Ленин уделяет вопросу о взаимо-
отношении теории и истории познания, законов мыш-
ления и процесса их формирования, истории мысли
с точки зрения развития и применения общих понятий,
категорий современной логики. В этом отношении
особенно важен ленинский конспект «Лекций по исто-
рии философии» Гегеля. Оценивая положение Гегеля
о том, что развитие философии в истории должно соот-
ветствовать развитию логической философии, Ленин
замечает: «Тут очень глубокая и верная мысль, в сущ-
ности материалистическая (действительная история есть
база, основа, бытие, за коим идет сознание)» (стр. 237).

«Философские тетради» — важная ступень в разви-
тии марксистской истории философии как науки. Кри-
тикуя идеалистическую историко-философскую концеп-
цию Гегеля, Ленин вместе с тем отмечает ценность


XX

рассмотрения Гегелем истории диалектики, подчерки-
вает важность выдвинутого им требования строгой исто-
ричности, которое сам Гегель не мог осуществить именно
в силу своего идеализма. «Гегель, — замечает Ленин, —
серьезно „верил", думал, что материализм как фило-
софия невозможен, ибо философия есть наука о мышле-
нии, об общем, а общее есть мысль. Здесь он повторял
ошибку того самого субъективного идеализма, который
он всегда называл „дурным" идеализмом» (стр. 250).
И Ленин шаг за шагом прослеживает, как этот органи-
ческий недостаток историко-философской концепции
Гегеля сказывается при рассмотрении тех или иных
философских учений прошлого, в результате чего
Гегель «размазывает» идеализм в истории философии,
«прикрывает» его слабости, «трусливо обходит» историю
материализма.

В противоположность Гегелю Ленин ставит перед
историей философии задачу отделения «зачатков науч-
ного мышления» от фантазии, религии, мифологии,
прослеживает преимущественно развитие материализма
и диалектики, показывает, как исторически зарожда-
лись и развивались те или иные философские и естествен-
нонаучные идеи современности, например, представле-
ния о строении материи. Материалистически истолко-
вывая мысль Гегеля о «кругах» в истории философии,
Ленин развивает ее, выявляет в самой специфике по-
знания возможность, истоки, «гносеологические корни»
идеализма, закрепляемые «классовым интересом гос-
подствующих классов» (стр. 322). Ленин подчеркивает,
что история философии всегда была ареной борьбы
двух основных направлений — материализма и идеа-
лизма, раскрывает исторические особенности того и дру-
гого, показывает, как развитие философии и естество-
знания подтверждает истинность диалектического и
исторического материализма, критикует различные
направления современной ему буржуазной идеалисти-
ческой философии — позитивизм, неокантианство и
другие.

Во втором разделе тома сгруппированы ленинские
заметки о книгах, статьях и рецензиях на работы по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: