В моем отрицании заключается и утверждение...
«Конечно, вывод из моего учения тот, что бога нет»
* — Zeile 7 von unten — строка 7 снизу. Ред.
* * — in fine — в конце. Ред.
*** — отбросить все «сумасбродные». Рев.
**** — Чувственность. Рев.
** *** — чувственны не только желудок, но и голова. Рев,
(29) [517], но это вытекает из познания существа бога
(= выражение сути природы, сути человека).
4 лекция.
«Основу религии составляет чувство зависимости»
(31) [518] („Furcht" * 33—4—5—6 [519-523]).
cf. **Магх und Engels 36 |
«Так называемые спекулятивные фило-
софы суть... те философы, которые сообра-
зуют не свои понятия с вещами, а, наобо-
рот, вещи со своими понятиями» (31)
[519].
(5 лекция)
— особенно смерть порождает страх, веру в
бога (41) [527].
«Я ненавижу тот идеализм, который вырывает чело-
века из природы; я не стыжусь своей зависимости от
природы» (44) [530].
«Сколь мало в „Сущности христианства" я хочу
обожествлять человека, как меня по глупости упре-
кали... столь же мало я хочу обожествлять природу
в смысле теологии... » (46—47) [532].
6 лекция — Культ животных (50 [535] ff. ***).
«То, от чего человек зависит... есть природа, пред-
мет чувств... Все те впечатления, которые природа
производит на человека при посредстве чувств...
могут сделаться мотивами религиозного почитания»
(55) [540].
(7 лекция.)
„Эгоизм" и его значение |
Под эгоизмом я разумею не эгоизм „фили-
стера и буржуа" (63) [546], а философский
принцип сообразности с природой, с разумом
человека, вопреки „теологическому лицеме-
рию, религиозной и спекулятивной фанта-
стике, политической деспотии" (63 i. f.) [546].
Cf. 6 4 [546—547], очень важно37.
Id. **** 68 i. f. [551] и 69 i. f. [551-552] — эгоизм
(в философском смысле) корень религии.
* — «страх». Ред.
* * — confer — сравни. Ред.
*** — und folgende — и следующие, Ред,
* * * * - Idem — то же, Ред.
|
(70 [552]: Die Gelehrten * можно побить только их
оружием, т. е. цитатами)........ „man die Gelehrten
nur durch ihre eigenen Waffen, d. h. Zitate schlagen
kann"... (70) [552].
Между прочим стр. 78 [558] Фейербах употребляет выражение: Energie d. h. Thatigkeit **. Это стоит отметить. Дей- ствительно, в понятии энергия есть субъек- тивный момент, отсутствующий, напри- мер, в понятии движения. Или, вернее, в понятии или в словоупотреблении поня- тия энергия есть нечто, исключающее объективность. Энергия луны (cf.) ver- sus *** движение луны. |
к вопросу о слове энергия |
107 i. f. [583]... «Природа есть первоначаль-
ное, первое и последнее существо»...
чувствен- ное = первое, само по себе существу- ющее и истинное |
111 [586]:... «Для меня... в философии...
чувственное есть первое; но первое
не только в смысле спекулятивной
философии, в которой первое озна-
чает то, за пределы чего надо выйти,
но и первое в смысле невыводимого из
другого, через себя самого суще-
ствующего и истинного».
... «Духовное — ничто вне и без чув-
ственного».
NB вообще стр. 111... «истинность и существенность
(NB) чувств, из которой... философия... исходит»...
112 [586—587]... «Человек мыслит лишь посредством
своей чувственно существующей головы, разум
имеет прочную чувственную почву в голове, в
мозгу, в месте средоточия чувств».
Еще стр. 112 о верности (Urkunden ****) чувств. |
* — Ученых. Ред.
* * — энергия, т. е. деятельность, Ред,
*** — по отношению к. Ред.
**** — свидетельств. Ред,
NB |
114 [588—589]: Природа = первое, un-
ableitbares, ursprungliches Wesen *.
«Так связаны с „Сущностью религии"
„Основы философии"» 38 (ИЗ) [588].
|
«Я не обожествляю ничего, а следова-
тельно, не обожествляю и природу»
(115) [589].
116 [590—591] — ответ на упрек, что
Фейербах не дает определения
природе:
Выходит, что природа=все кроме сверх- природного. Фейербах ярок, но не глубок. Энгельс глуб- же опреде- ляет отличие материализма •от идеа- лизма 39. |
«Я понимаю под природой совокуп-
ность всех чувственных сил, вещей и
существ, которые человек отличает от
себя, как нечеловеческое... Или, беря
слово практически, природа есть все
то, что для человека — независимо от
сверхъестественных внушений теистиче-
ской веры — представляется непосред-
ственно, чувственно, как основа и пред-
мет его жизни. Природа есть свет, элек-
тричество, магнетизм, воздух, вода,
огонь, земля, животное, растение, чело-
век, поскольку он является существом,
непроизвольно и бессознательно дей-
ствующим, — под словом «природа» я
не разумею ничего более, ничего мисти-
ческого, ничего туманного, ничего тео-
логического» (выше: в отличие от Спи-
нозы).
... «Природа есть все, что ты видишь и что не являет-
ся делом человеческих рук и мыслей. Или, если вник-
нуть в анатомию природы, природа есть существо или
совокупность существ и вещей, чьи проявления, об-
наружения или действия, в которых именно прояв-
ляется и состоит их бытие и сущность, имеют свое
основание не в мыслях, или намерениях и решениях
воли, но в астрономических или космических, меха-
нических, химических, физических, физиологических
* - невыводимое из другого, первоначальное существо, Ред,
или органических силах или причинах» (116—117) [591]. |
Итут дело сводится к противоположению материи духу, физического психическому. |
121 [594—595] — против того довода, что должна быть
первопричина (= бог).
|
«Только ограниченность человека и его склонность
к упрощению ради удобства подставляют ему вместо
времени вечность, вместо непрекращающегося никогда
движения от причины к причине — бесконечность,
вместо не знающей устали природы — неподвижное бо-
жество, вместо вечного движения — вечный покой»
(121 i. f.) [595].
124—125 [598]. Люди из субъективных потребностей
заменяют конкретное абстрактным, созерцание поня-
тием, многое одним, бесконечную 2 * причин одной
причиной.
objectiv = auβer uns ** |
Но этим абстракциям «не приписывается
никакого объективного значения и сущест-
вования, никакого существования вне нас»
(125) [599].
... «У природы нет ни начала ни конца. Все в ней находится во взаимодействии, все относительно, все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно»;...
не к чему тут бог (129—130 [602—603]; простые доводы
против бога).
... «Причина первой и всеобщей причины вещей в
смысле теистов, теологов, так называемых спекулятив-
ных философов, есть человеческий рассудок»... (130)
[603]. «Бог есть... причина вообще, понятие причины
как олицетворенной сущности, ставшей самостоятель-
ной»... (131) [603-604]. '
«Бог есть абстрактная природа, т. е. при-
рода, отвлеченная от чувственного созерца-
ния, мыслимая, превращенная в объект,
* — сумму. Ред.
* * -- объективно = вне нас. Ред,
непо- средст- венно |
в существо рассудка; природа в собственном
смысле есть чувственная, действительная
природа, как ее нам непосредственно об-
наруживают и представляют чувства» (133)
[605—606].
Теисты видят причину движения в природе (пре-
вращаемой ими в мертвую массу или материю) в боге
(134) [607]. Но сила бога есть на деле сила природы
(Naturmacht: 135 [608]).
... «Ведь мы познаем свойства вещей только из их
действий»... (136) [608—609].
Атеизм (136—137) [609] не уничтожает ни das тоrа-
lische Uber (= das Ideal), ни das natiirliche Uber (= die
Natur) *.
время и мир |
... «He есть ли время только форма мира,
способ, которым следуют друг за другом от-
дельные существа и явления мира? Как,
следовательно, могу я приписывать миру
начало во времени?» (145) [616].
... «Бог есть лишь мир в мыслях... Различие между
богом и миром есть лишь различие между духом
и чувством, мышлением и представлением»... (146)
[616-617].
бытие вне нас = неза- висимо от мышления |
NB природа вне, независимо от материи = бог |
Бога хотят представить существом,
существующим вне нас. Но разве этим-
то как раз и не признают истину чувст-
венного бытия? «Не признается ли» (тем
самым), «что нет никакого бытия вне
чувственного бытия? Разве мы имеем
другой признак, другой критерий су-
ществования вне нас, существования
независимого от мышления, кроме чув-
ственности?» (148) [618].
... «Природа... в обособлении от ее
материальности и телесности... есть
бог»... (149) [619-620].
• — пи моральное высшее (= идеал), ни естественное высшее (= при-
роду). Ред.
NB
теория
„копии"
время вне
временных
вещей = бог
время И
пространство
«Выводить природу из бога — все
равно, что желать выводить оригинал
из изображения, из копии, вещь из
мысли об этой вещи» (149) [620].
Человеку свойственна Verkehrtheit
(149 i. f.), verselbstandigen * абстрак-
ции — например, время и пространство
(150) [620]:
«Хотя... человек абстрагировал про-
странство и время от пространственных
и временных вещей, однако их же он
предпосылает этим последним как пер-
вые причины и условия их существо-
вания. Он мыслит себе поэтому мир,
т. е. совокупность всех действительных
вещей, вещество, содержание мира, воз-
никшим в пространстве и во времени.
Даже у Гегеля материя возникает не
только в пространстве и времени, но и
из пространства и времени»... (150) [621].
«Непонятно также, почему время, от-
деленное от временных вещей, не могло
бы быть отождествлено с богом» (151)
[621].
... «В действительности имеет место
как раз обратное,... не вещи предпола-
гают существование пространства и вре-
мени, а, наоборот, пространство и время
предполагают наличность вещей, ибо
пространство, или протяженность, пред-
полагает наличность чего-то, что про-
тяженно, и время — движение: ведь
время — лишь понятие, производное от
движения, — предполагает наличность
чего-то, что движется. Все — прост-
ранственно и временно»... (151—152)
[622].
* — способность извращать (149 в конце), делать самостоятель-
ными. Ред,
cf. Engels idem в „Людвиге Фейербахе" |
«Вопрос о том, сотворил ли бог мир,
... есть вопрос об отношении духа к чув-
ственности» (152 [623]) — важнейший и
труднейший вопрос философии, вся исто-
рия философии вертится вокруг этого
вопроса (153 [623]) — спор стоиков и эпи-
курейцев, платоников и аристотеликов,
скептиков и догматиков в старой фило-
софии, номиналистов и реалистов в
средние века, идеалистов и „реалистов
или эмпиристов" (sic! 153) в новые вре-
мена.
Отчасти от характера людей (книж-
ные люди versus практики) зависит
склонность к той или иной философии.
(материализм) contra тео- логия и идеа- лизм (в тео- рии) |
«Я не отрицаю... мудрость, добро,
красоту; я отрицаю лишь, что они в
качестве этих родовых понятий явля-
ются существами, в виде ли богов, или
свойств бога, или в виде платоновских
идей, или гегелевских самополагающих-
ся понятий»... (158) [628] — они сущест-
вуют лишь как свойства людей.
Другая причина веры в бога: человек переносит на
природу представление о своем целесообразном твор-
честве. Природа целесообразна — ergo *, ее создало ра-
зумное существо (160) [629—630].
«Именно то, что человек называет целесообразностью
природы и как таковую постигает, есть в действигель-
ности не что иное, как единство мира, гармония причин
и следствий, вообще та взаимная связь, в которой все в
природе существует и действует» (161) [630].
Если бы че- ловек имел больше чувств, от- крыл ли бы |
... «У нас нет никакого основания
воображать, что если бы человек имел
больше чувств или органов, он познавал
бы также больше свойств или вещей
природы. Их не больше во внешнем
мире, в неорганической природе, чем
• — еледовательяо, Рев,
168 [636—637] — Против Либиха за фразы о „бесконеч- ной (бога) мудрости"... [Фейербах и естествозна- ние!! NB Ср. ныне Мах и К. 41] 174—175—178 [642—6451 — Натура (природа) = рес- публиканка; бог = монарх. [Это не раз у Фейер- баха!] 188—190 [653—656] — Бог был патриархальным монар- хом, а теперь он конституционный монарх: правит, но по законам. |
NB (ср. Дицген42) |
«Ведь дух развивается вместе с телом, с чувствами... он связан с чувствами... откуда череп, откуда мозг, оттуда же и дух; откуда орган, оттуда же и его функ- ция» (197 [662]: ср. выше (197) «дух в голове»). |
он больше
вещей
в мире?
Нет.
остроумно!
важно против агностицизма 40 |
в органической. У человека как раз
столько чувств, сколько именно необ-
ходимо, чтобы воспринимать мир в его
целостности, в его совокупности» (163)
[632—633].
Откуда явился дух (Geist)? — спра-
шивают теисты атеиста (196) [661]. Они
составляют о природе слишком пре-
зренное (despectierliche: 196), о духе
слишком высокое представление (zu
hohe, zu vornehme (!!) Vorstellung *).
Из натуры прямо не объяснишь и
Regierungsrath'a ** (197) [662].
Idem
Дицген 43
«И духовная деятельность — телесна»
(197—198) [662].
Возникновение телесного мира из
духа, из бога приводит к созданию мира
из ничего — «ибо откуда дух берет
* — слишком высокое, слишком благородное (!!) представление. Ред,
• • — статского советника, Ред,
материю, телесные вещества, как не из
ничего?» (199) [664].
... «Природа телесна, материальна,
чувственна»... (201) [665].
природа ма-
териальна
Якоб Бёме = „материалистический т е-
и с т": он обожествляет не только дух, но и материю.
У него бог материален — в этом его мистицизм (202)
[666].
... «Где вступают в свои права глаза и руки, там
прекращают свое существование боги» (203) [667].
«Зло в природе» (теисты) «вменяют
необхо- димость природы |
в вину... материи, или неизбежной
необходимости природы»
(212) [675-676].
2 1 3 в середине [676] и 2 1 5 в се- редине [678] „naturliche" und „bur- gerliche Welt" *. |
зародыш
историче-
ского ма-
териализма 44
(2 2 6) [687—688]: Фейербах говорит, что кончает здесь
1-ую часть (о природе как основе религии) и пере-
ходит ко 2-ой: в Geistesreligion ** обнаруживаются
свойства человеческого духа.
NB |
(232) [692—693] — „Религия есть поэзия" — так
можно сказать, ибо вера = фантазия. Но
не уничтожаю ли я (Фейербах) поэзии? Нет.
Я уничтожаю (aufhebe) религию «лишь по-
стольку» (курсив Фейербаха), «поскольку
она является простой прозой, а не поэзией»
(233) [693].
Искусство не требует признания его произведений за
действительность (233).
Кроме фантазии в религии крайне важно Gemuth ***
(261) [717], практическая сторона (258) [714], поиски
лучшего, защиты, помощи etc.
* — «естественный» и «гражданский мир». Ред.
** — религии духа. Ред.
*** — чувство. Ред.
(263) [718—719] — в религии ищут утешения (атеизм-де
trostlos *). ------- —
необхо- димость природы |
«Как раз таким-то представлением, соот-
ветствующим себялюбию человека, и яв-
ляется представление о том, что природа
действует не с неизменной необходимостью,
но что выше необходимости природы стоит
существо, любящее человека» (264) [719].
И в следующей фразе „Naturnot-
wendigkeit" ** падения камня (264) [720].
NB |
Стр. 287 в середине [738—739] дважды:
тоже „Notwendigkeit der Natur" ***.
Религия = ребячество, детство человечества (269)
[723], христианство из морали сделало бога, создало
морального бога (274) [727—728].
Фейербах против зло- употребле- ния словом религия |
Религия есть зачаточное образова-
ние — можно сказать: «образование есть
истинная религия»... «Однако это —
злоупотребление словами, ибо со сло-
вом религия постоянно связываются
суеверные и негуманные представления»
(275) [728].
Гимн просвещению — (277) [730].
NB |
«Поверхностный взгляд и утвержде-
ние, что религия для жизни, именно для
общественной, политической жизни, со-
вершенно безразлична». „Я гроша не дам
за такую политическую свободу, кото-
рая оставляет человека рабом религии"
(281) [733].
Религия прирождена человеку («это положение...
переведенное на простой немецкий язык, означает») =
суеверие прирождено человеку (283) [735].
* — безотраден. Ред.
** — «естественная необходимость». Рев,
** * — «необходимость природы», Ред,
«У христианина есть свободная при-
чина природы, господин природы, воле
которого, слову которого природа пови-
нуется, бог, который не связан так на-
зываемой причинной связью, не связан
необходимостью, не привязан к цепи,
соединяющей следствие с причиной и
причину с причиной, тогда как языче-
ский бог связан с природной необходи-
мостью и даже своих любимцев не может
избавить от рокового жребия смерти».
(Итак, Фейербах систематически гово-
рит: Notwendigkeit der Natur).
«Но у христианина есть свободная
причина, потому что он в своих жела-
ниях не связывает себя с общим поряд-
ком, с необходимостью природы» (301)
[750]. ((И еще трижды на этой
странице: Notwendigkeit der Natur.))
cf. |
А стр. 302 [751]: «... все зак о ны или
необходимости природы, которым под-
чинено человеческое существование»...
307 [755]: „Lauf der Natur" *.
«Делать природу зависимой от бога
значит мировой порядок и необходи-
мость природы делать зависимыми от
воли» (312) [759—760]. А стр. 313 (сверху)
[760] — „Naturnotwendigkeit"!!
320 [766]: „необходимость природы"
(der Natur)...
В религиозных представлениях «мы
имеем... примеры, как вообще человек
превращает субъективное в объектив-
ное, т. е. делает чем-то существующим
вне мышления, пре д ставления, во-
ображения — то, что существует только
в его мышлении, представлении, вообра-
жении»... (328) [773].
* — «ход природы». Ред,
необходи-
мость
природы
что такое
объективное?
(по
Фейербаху)
Entleibter Geist * бог |
«Так христиане вырывают дух, душу
человека из тела и делают этот вырван-
ный, лишенный тела дух своим богом»
(332) [777].
Религия дает человеку идеал (332). Человеку нужен
идеал, но человеческий, соответствующий природе,
а не сверхъестественный:
«Пусть нашим идеалом будет не кастрированное,
лишенное телесности, отвлеченное существо, а — цель-
ный, действительный, всесторонний, совершенный, обра-
зованный человек» (334) [778].
Идеал Михайловского лишь вуль- гаризированное повторение этого идеала передовой буржуазной демократии или революционной буржуазной демокра- тии. |