В „Феноменологии духа" я рассмотрел „сознание
в его движении от первого непосредственного про-
тиворечия (Gegensatz) его и предмета до абсолютного
* — вещи в себе. Ред.
** — Нелепо истинное познание. Ред.
*** — рассудок. Ред
**** — мертвые формы. Ред.
***** — ibidem — там же. Ред.
знания (34) [26]. Этот путь идет через все формы отно-
шения сознания к объекту"...
«Как наука истина есть чистое развивающееся само-
сознание»... «объективное мышление»... «понятие как
таковое есть сущее в себе и для себя» (35) [27]. (36 [28]:
поповщина. Бог, царство истины etc. etc.)
37 [29]: Кант придал «существенно субъективное зна-
чение» „логическим определениям". Но «мыслен-
ные определения» имеют «объективные ценность и
существование».
Старая логика пришла в Verachtung * (38) [30].
Требует переделки...
39 [30] — Старая, формальная логика — точно детское
занятие, составление картин из кусочков (in
Verachtung gekommen **: (38) [30]).
40 [32] Метод философии должен быть ее собственный
(не математики, contra Spinoza, Wolf und An-
dere ***).
NB |
40—41 [33]: «Ибо метод есть сознание формы вну-
треннего самодвижения ее содержания»
и дальше вся стр. 41 [33] хорошее пояснение
диалектики
„es ist der Inhalt in sich, die Dialektik, die er an
ihm selbst hat, welche ihn fortbewegt" (42) [34].
NB |
„Двигает вперед данную область явлений само
содержание этой области, диалектика, которую оно
(это содержание) имеет н a (an) нем самом" (т. е.
диалектика его собственного движения).
«Отрицательное есть в равной мере положительное»
(41) [33] — отрицание есть определенное нечто, имеет
определенное содержание, внутренние противоречия
приводят к замене старого содержания новым, высшим.
В старой логике перехода нет, развития (понятий
и мышления), нет «внутренней, необхо-
димой связи» (43) [35] всех частей и „Uber-
gang'a" **** одних в другие.
* — пренебрежение. Ред.
** — подверглась пренебрежению. Ред.
*** — против Спинозы, Вольфа и других. Ред.
**** — «перехода», Ред,
И Гегель ставит два основных требования:
1) «Необходимость связи»
и
2) «имманентное происхождение различий».
Очень | важно!! Это вот что | значит, по-моему: | |
1) Необходимая связь, объективная связь | |||
всех сторон, сил, тенденции | etc. данной | области | |
явлении; | |||
2) „имманентное происхождение различий' тренняя объективная логика эволюции и | — вну- борьбы | ||
различии | , полярности. |
Недостатки платоновской диалектики в „Парме-
ниде" 68.
«Обыкновенно в диалектике видят лишь внешнее и
отрицательное действие, не принадлежащее самой вещи,
вызываемое только тщеславием, как некоторой субъек-
тивной страстью колебать и разлагать прочное и истин-
ное, или видят в ней действие, приводящее к ничто,
как к тщете диалектически рассматриваемого пред-
мета» (43) [35].
NB: неясно, вернуться!! |
(44) [35] — Большая заслуга Канта, что он у диалек-
тики отнял „den Schein von Willkiir" *.
Две важные вещи:
(1) Die Objektivitat des Scheins **
(2) die Notwendigkeit des Widerspruchs ***
selbstbewegende Seele ****,... („внутренняя негатив-
ность")... «принцип всякой природной и духовной
жизненности» (44) [36].
Не та ли в ней есть о Не только | мысль, что объективна и кажимость, ибо дна из сторон объективного мира? Wesen *****, но и Schein объективны. |
* — «кажимость произвольности». Ред.
** — объективность кажимости. Ред
* * * — необходимость противоречия. Ред.
**** — самодвижущаяся душа. Ред.
***** — сущность. Ред,
Различие субъективного от объективного ОНО ИМЕЕТ СВОИ ГРАНИЦЫ. | есть, | НО | И |
Диалектическое =
= „охватить противоположности в их единстве"...
тонко и глубоко! |
45 [37] Логика похожа на грамматику тем,
что для начинающего это — одно, для знаю-
щего язык (и языки) и дух языка, — другое.
«Она есть одно для того, кто только присту-
пает к ней и вообще к наукам, и нечто дру-
гое для того, кто возвращается к ней от
них».
Тогда логика дает «сущность этого богатства» (des Reichtums der Weltvorstellung *), «внутреннюю природу духа и мира»... (46) [38].
ср. Капи- тал" |
«Не только абстрактно всеобщее, но всеоб-
щее, охватывающее собой также и богатство
особенного» (47) [38].
Прекрасная формула | „Не только абстрактно | |
всеобщее, но всеобщее | такое, которое вопло- | |
щает в себе богатство особенного, | индивидуаль- | |
ного, отдельного" (все | богатство | особого и от- |
дельного!)!! Très bien! | ** |
«— Подобно тому как одно и то же нравственное изречение в устах юноши, хотя бы он понимал его совершенно правильно, лишено того значения и объема, которое оно имеет для ума умудренного жизнью зрелого мужа, выражающего в нем всю силу при- сущего ему содержания. |
хорошее
сравнение
(материали-
стическое)
„итог опыта
наук"
NB
Так и логическое лишь тогда получает
свою истинную оценку, когда оно яв-
ляется итогом опыта наук; оно пред-
* — богатства представления о мире. Ред,
** — Очень хорошо! Ред,
(„Суть") „существенное содержание всех иных знаний" |
ставляется тогда духу общей истиной,
стоящей не наряду с прочими предме-
тами и реальностями как отдельное
знание, но как существенное содержа-
ние всех иных знаний»... (47) [38—39].
Характерно! Дух и суть диалек- |
«Система логики есть царство теней» (47) [39], сво-
бодное от „всех чувственных конкретностей"...
(50) [41] —... «не абстрактное, мертвое, неподвижное,
тики! |
а конкретное»...
(52) [43] Примечание... результаты фи-
лософии Канта...: «что разум не мо-
жет познать истинного содержания
и что в отношении абсолютной
истины следует отсылать к вере»...
Кант: | огра- |
ничить „ра- | |
зум" и | укре- |
пить | веру 69 |
(53) [44] Еще раз, что Ding an sich = продукт абстрагирующего мышления. | = абстракция, |
УЧЕНИЕ О БЫТИИ
С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ НАУКУ?
Тема логики. Сравнить с „гносеоло- гией" ныне. |
59)* [49]**... (en passant***)
«природа познания» (id.
стр. 61 [51])
NВ |
(60) [50]... «Нет» (курсив Гегеля) «ничего ни на
небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то
ни было, что не содержало бы вместе и непо-
средственности и опосредствования»...
1) Небо | — природа | — ДУХ. | Небо | долой: | материа- |
лизм. | |||||
2) Все | vermittelt = | = опосредствовано, связано в | |||
едино, связано переходами. | Долой | небо - | — законо- | ||
мерная связь всего (п | р о ц е с с а) | мира. |
(62) [52] «Логика есть чистая наука, т. е. чистое
знание во ВСЕМ объеме его РАЗВИТИЯ»...
1- 2- | ая ая | строка ахинея. гениальна. |
С чего начать? „Чистое бытие" (Sein) (63) [53] — «ни-
чего не предполагать», начало. «Не заключать в себе
* - Hegel. Werke, Bd. III, Berlin, 1833. Ред.
** - Гегель. Сочинения, т. V, М., 1937. Ред,
*** — между прочим. Ред,
никакого содержания»... «не быть ничем опосредство-
ванным»...
(66) [55]... «Развитие» (des Erkennens *)... «дол- жно определяться природой вещей и самого содержания»... |
NB
(68) [58] Начало содержит в себе и „Nichts" и
„Sein" **, оно есть их единство:... «на-
чинающегося еще нет; оно лишь напра-
вляется к бытию»... (от небытия к
бытию: «небытие, которое есть вместе
с тем бытие»).
Чушь об абсолюте (68—69) [58-59]. Я | вообще | |
стараюсь читать Ге | геля материалистически: | Гегель |
есть поставленный | на голову материализм (по | |
Энгельсу 70) — т. е. | я выкидываю большей | частью |
боженьку, абсолют, | чистую идею etc. |
(70—71) [60—61] Начать философию с «Я» нельзя.
Нет «объективного движения».
— познания. Ред.
— «ничто» и «бытие». Ред.
первый отдел:
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО)
(77) [66] Чистое бытие — «без всякого дальнейшего
определения».
(Bestimmung есть уже Qualitat *.)
Переход Sein — в Dasein |
наличное бытие
конечное »
а это в Fursichsein (для себя бытие?)
Sein — Nichts — Werden **
«Чистое бытие и чистое ничто есть... одно и то же»
(78) [67].
(81 [70]: Это кажется „парадоксом"). Их соединение
есть Werden.
«Движение непосредственного исчезания одного в дру-
гом»...
Nichts противополагают dem Etwas***. Но Etwas
есть уже определенное бытие, отличное от другого
Etwas, а здесь идет о простом Nichts (79) [68].
(Элеаты и Парменид особенно первые пришли к этой
абстракции бытия 71.) У Гераклита «все течет» (80)
[69]... т. е. «все есть становление».
Ex nihilo nihil fit? **** Из Nichts выходит Sein (Wer-
den)...
(81) [70]: «Было бы нетрудно обнаружить это един-
ство бытия и ничто... в каждой (курсив Гегеля) дей-
* — Определение есть уже качество. Ред.
** — бытие — ничто — становление. Ред.
* ** — нечто. Ред.
**** — Из ничего не происходит ничего? Ред.
ствительной вещи или мысли»... «нигде ни на небе, ни на
земле нет ничего, что не содержало бы в себе того и
другого, бытия и небытия». Возражения подсовывают
bestimmtes Sein * (есть у меня 100 талеров или
нет) 82 i. f. [71], — но не об этом речь...
„Необходи- мая связь всего мира"... „взаимо- определяю- щая связь всего" |
NB |
Звучит весьма ма- |
«Определенное, конечное бытие есть
такое, которое относится к чему-либо
другому; это есть содержание, которое
находится в отношении необходимости
к другому содержанию, ко всему миру.
Принимая во внимание взаимоопреде-
ляющую связь целого, метафизика
вправе сделать утверждение — в сущ-
ности тавтологическое, — что, если бы
была разрушена одна пылинка, то разру-
шилась бы вся Вселенная» (83) [72].
(86) [75]: «То, что есть первое в науке,
должно было оказаться и исторически первым».
териалистично! |
91 [80]: «Становление есть данность бытия так же, как
и небытия».... «Переход есть то же, что становле-
ние»... (92 i. f.) [81].
94 [83] «У Парменида, как и у Спинозы, не может
быть перехода от бытия или абсолютной субстан-
ции к отрицательному, конечному».
У Гегеля же единство или нераздельность (стр. 9 0
[79] это выражение иногда лучше, чем единство)
„бытия" и „ничто" дают переход, Werden.
Абсолютное нечное = части So etwa? ** | и относительное, ступени одного | конечное и того | и же | беско- мира. |
(92 [81]: Для «опосредствованного бытия мы сохраним
выражение: существование».)
* — определенное бытие, Ред,
** — Не так ли? Ред.
L02 [90—91]: У Платона в „Пармениде" переход от бы-
тия и одного — „auBere Reflexion" *.
104 [93]: Говорят, тьма есть отсутствие света. Но «в чи-
стом свете столь же мало видно, как и в чистой тьме»...
107 [96] — Ссылка на бесконечно малые величины, кои
берутся в процессе исчезновения их...
NB |
«Нет совершенно ничего, что не было бы
средним состоянием между бытием и ничто».
«Непонятность начала» — если ничто и бытие ис-
ключают друг друга, но это не диалектика, a Sophis-
terei **.
Софи- стика и диалек- тика |
«Ибо софистика есть рассуждение из необ-
основанной предпосылки, принимаемой без
критики и необдуманно; диалектикой же мы
называем высшее разумное движение, в ко-
тором такие кажущиеся совершенно раздель-
ными определения переходят друг в друга
через самих себя, через то, что они есть, и
предпосылка снимается» (108) [96].
Werden. Его моменты: Entstehen und Vergehen ***
(109) [97].
Das Aufheben des Werdens **** — dasDasein | кон-
кретное, | определенное | бытие | (?) |
aufbe- wahren zugleich |
110 198—99]: aufheben = ein Ende ma-
chen
= erhalten
112[100]: Dasein ist bestimmtes Sein ****** (N В 114 [102] „ein Konkretes" *******), —качество, отдельное от Anderes, — veränderlich und e n d l i с h ********. |
NB |
* — «внешняя рефлексия». Ред.
** — софистика. Ред.
*** — возникновение и уничтожение. Ред.
**** — Снятие становления. Ред.
***** — снять = покончить = удержать (одновременно сохранить). Ред.
****** — наличное бытие есть определенное бытие. Ped.
****** — «нечто конкретное». Ред.
******** — другого, — изменчивое и конечное. Ред.
114 [103] «Определенность, изолированная так для себя,
как сущая определенность, есть качество»... «Ка-
чество, отличенное как сущее, есть реальность»
(115) [103].
117 [106]... «Определенность есть отрицание»...
(Spinoza) Omnis dеterminatio est negatio *, «это по-
ложение имеет бесконечную важность»...
Здесь изложение какое-то отрывочное и сугубо туман- ное. |
120 [108]: «Нечто есть первое отрицание отрицания»...
abstrakte und |
abstruse Hege- |
lei — Энгельс 72. |
125 [113—114] —... Две пары определений: 1) «Нечто
и другое»; 2) «бытие для другого и в себе бытие».
NB |
127 [115] — Ding an sich** — «весьма простая
абстракция». Кажется мудростью изречение,
что мы не знаем, что такое вещи в себе. Вещь
в себе есть абстракция от всякого определе-
ния [Sein-fur-Anderes * * *] [от всякого от-
ношения к другому], т. е. ничто. Следова-
тельно, вещь в себе «не что иное, как ли-
шенная истинности, пустая абстракция».
Это очень глубоко: вещь в се- |
бе и ее превращение в вещь для других (ср. Энгельс 73). Вещь в себе вообще есть пустая, безжиз- ненная абстракция. В жизни в |
движении все и вся бывает как |
„в себе", так и „для других" в |
отношении к другому, превра- |
щаясь из одного состояния в |
другое. |
Sehr gut!! **** |
если мы спра- |
шиваем, что |
такое вещи |
в себе, so |
ist in die Frage gedankenloser Weise die Un- |
moglichkeit der Beantwortung gelegt... ***** (127) [116]. |
* — (Спиноза) Всякое определение есть отрицание. Ред.
* * — Вещь в себе. Ред.
*** — бытие для другого. Ред.
**** — Очень хорошо!! Ред.
***** — то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность
ответить на него... Ред.
Кантиан-
ство = мета-
физика
129 [117] — en passant: диалектическое
философствование, коего не знает
«метафизическое философствование,
к которому принадлежит также и
критическое».
Диалектика | есть учение о том, | как могут | |
быть и как бывают | (как становятся) т о ж д е - | ||
с т в е н н | ы м и п р | отивоположно | c m и, — |
при каких | условиях | они бывают тождественны, пре- | |
вращаясь | друг в | друга, — почему ум | человека |
не должен | брать эти | противоположности за | мертвые, |
застывшие | а за живые, условные, подвижные, пре- | ||
вращающиеся одна | в другую. En lisant | Hegel... * |
134 [122—123]: «Граница (есть) простое отрицание
или первое отрицание» (des Etwas. Всякое нечто
имеет свою границу) «другое же есть вместе
с тем отрицание отрицания»...
137 [125]: „Etwas mit seiner immanenten Grenze gesetzt
als der Widerspruch seiner selbst, durch den es fiber
sich hinausgewiesen und getrieben wird, ist das
Endliche".
(Нечто, взятое с точки зрения его имма-
нентной границы, — с точки зрения его про-
тиворечия с самим собой, каковое противоре-
чие толкает его [это нечто] и выводит его дальше
своих пределов, есть конечное).
Когда о вещах говорят, что они — конечны, то этим
признают, что их небытие есть их натура („небытие
есть их бытие").
«Они» (вещи) «суть, но истина этого бытия есть
их конец.
Остроумно | и умно! Понятия | , обыч- | |
но кажущиеся мертвыми, | Гегель ана- | ||
лизирует и | показывает, | что | в них |
есть движение. Конечный? | значит, |
* — Читая Гегеля... Ред,
двигающийся к концу! Нечто? — значит,
не то, что другое. Бытие вообще? —
значит, такая неопределенность, что
бытие = небытию. Всесторонняя, уни-
версальная гибкость понятий, гибкость,
доходящая до тождества противополож-
ностей, — вот в чем суть. Эта гибкость,
примененная субъективно, = эклектике
и софистике. Гибкость, примененная
объективно, т. е. отражающая всесто-
ронность материального процесса и
единство его, есть диалектика, есть
правильное отражение вечного разви-
тия мира.
N В
мысли о
диалектике
en lisant
Hegel
139 [127] — Бесконечное и конечное, говорят, проти-
воположны? (см. стр. 148 [136—137]) (ср. стр. 151
[139]).
141 [129] — Sollen und Schranke — моменты des Endli-
chen *.
143 [132] — «В долженствовании начинается выход за
пределы конечности, бесконечность».
sehr gut! |
143 [132] — Говорят, разум имеет свои границы.
«В этом утверждении отсутствует сознание
того, что определение чего-либо как предела
уже означает выход за этот предел».