Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.
В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.
Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в ренессансе планы помещений имеют чёткую геометрическую форму – круг, квадрат, в крайнем случае, прямоугольник, то излюбленная фигура барокко – овал, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма.
Но это ещё сравнительно простая и чёткая форма; часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы.
|
В ренессансе пространство статично и ограничено, в барокко – динамично и бесконечно, причём его сложность и динамика усложняются эффектами светотени. В ренессансе свет равномерно рассеян, в барокко сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный приём барокко – разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полураскрытый проём.
В отличие от оформления церквей, фасады барочных дворцов несколько более сдержанны. Торжественная импозантность их облика достигается роскошным обрамлением окон и особенно входного портала, за которым раскрывается обширный вестибюль с величественной лестницей, ведущей во второй этаж, где находятся роскошные парадные залы.
Создание садово-парковых ассамблей – одно их существенных достижений барокко, включившего природу в сферу архитектуры. Однако природа здесь представлена не в своём естественном виде, а искусственно создана согласно вкусам эпохи.
Это подстриженные кустарники, регулярные посадки деревьев, симметричные аллеи с расположенными на них декоративными вазами.
Одним из штампов при планировке городов стала форма «трезубца», когда прямоугольную сетку улиц старались оживить пучком из трёх лучей, не особенно задумываясь над тем, как этот план будет отвечать реальной жизни города.
В барокко средства архитектуры направлены на то, чтобы ошеломить зрителя, произвести на него впечатление.
|
Богатым фасадам барочных храмов соответствовали ещё более роскошные интерьеры.
Приёмы, которые использовали архитекторы барокко, имели общие характерные черты:
- Архитектура отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством;
- Тяготение к ансамблю;
- Синтез искусств, большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры и живописи (скульптуры на фасадах и крышах зданий);
- Сложная конфигурация окон;
- Отделка золотом;
- Фигурные карнизы;
- Богатая лепнина;
- Подчёркнутая динамика масс и пространств;
- Напряжённость, экспрессия, контрасты;
- Разорванные фронтоны;
- Насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность;
- Скульптуры на фасадах и на крышах;
- Сдвоенные пристенные колонны, создающие напряжённый ритм;
- Рельефная пластика деталей;
- Разорванный фронтон над дверями;
- Расширяющиеся книзу лестницы;
- Причудливо изогнутые ступени, волнами ниспадающие вниз;
- Композиция построена на контрастах;
- Нарочитая усложнённость, изломы и изгибы форм.
В архитектуре барокко проявилось в возрастающей роли эмоционального начала. Характерные черты барокко в архитектуре – нарушение гармонического равновесия в архитектурных композициях, появление иррациональных форм, сочетающихся с рациональными чертами.
Рациональные черты барокко проявляются в господстве симметрии.
Для архитектуры барокко характерны напирающие друг на друга отдельные элементы, "толпы" архитектурных деталей, их взаимопроникновение и взаимоисключение. Для деталей нет свободы; детали гибнут и поглощаются целым.
От спокойной ясности ренессанса в архитектуре барокко не осталось и следа.
Барокко - художественная система, отражающая мировоззрение людей послеренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции. Антиномии, несовместимые друг с другом противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию. Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги.
Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение.