В русской архитектуре барокко появляется позже, нежели в Западной Европе.
Элементы и приёмы архитектуры барокко проникают в Москву через Украину и Речь Посполитую лишь в конце XVII – начале XVIII века.
В XVII веке в русском искусстве и культуре происходит такое явление, как обмирщение. Оно выражалось в распространении светских научных знаний, в отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве.
Со второй трети XVII века начинается формирование и развитие новой, светской культуры.
В начале XVI века на Западе и в XVII веке в русском государстве крестьянство становится всё более активным элементом государственной жизни. Победа помещичьего класса и укрепление посада, а также усиление культурных и торговых связей с Западом способствовали обмирщению культуры Московского государства.
Церковь играла всё более реакционную роль, в будущем неизбежно должен был возникнуть вопрос о подчинении церкви государству.
В архитектуре обмирщение выражалось, прежде всего, в постепенном отходе от средневековой простоты и строгости в стремлении к внешней живописности и нарядности. Всё чаще заказчиками церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек.
И, хотя это не находило поддержки в кругах церковных иерархов, все же был возведён целый ряд по-светски нарядных церквей.
Но наряду с целым рядом прогрессивных тенденций, в Москве в XVII веке ещё очень цепко держатся закоренелые пережитки и приверженность к старинным традициям.
Русское государство XVII века переживает исторический процесс, в основе своей, параллельный тому, который характеризует Европу XVI столетия, Европу постренессанса, но переживает на свой лад, в своём специфическом темпе, с диковинными архаизмами, с возвратом к старинным народным традициям, но и с внезапными проблесками передовых идей с отголосками современной западноевропейской культуры.
|
Россия догоняет Европу, но ещё отставая от нее на целое звено эволюции.
Русская культура XVII века – это не культура барокко, а культура предшествующей стадии развития, культура так называемого маньеризма.
Начало XVII века не вносит какой-либо принципиальной ломки в установившиеся плановые системы и в существо самого восприятия архитектурного пространства.
С одной стороны, архитектура XVII века придерживается прочно установившихся традиций монументального каменного стиля, а с другой стороны, ищет вдохновения в декоративном языке деревянного зодчества и в приемах народного ремесла.
Таким образом, на первое время здесь происходит не перелом мировоззрения, а перемена вкусов, не возникновение новых принципов, а обогащение приемов.
Наряду с исключительно богатым репертуаром узорочья чисто местного народного происхождения русские архитекторы в течение почти всего XVII века пользовались мотивами той орнаментальной системы, которая долгое время носила название «позднего Ренессанса», или «Северного Возрождения», и которую теперь принято относить к стилю маньеризма.
Постепенно западноевропейские влияния в русском архитектурном узорочье XVII века начинают менять свою ориентацию. Если в первой половине века они шли преимущественно из Голландии, Дании и Германии, то во второй половине века всё более важную роль начинает играть Украина, а через неё – воздействие позднего маньеризма идёт из Польши и Восточной Пруссии.
|
Параллельно происходит перемена и в самом оформлении декоративных мотивов – их трактовка становится более пластической, более пышной, богатой игрой света и тени и более динамической, а вместе с тем, красочная пестрота уступает место более простому и монументальному контрасту двух тонов (обычно красный фон, белый узор). Но сами мотивы орнаментики по-прежнему заимствуются, главным образом, из репертуара маньеризма: картуш, хрящевидный орнамент (орнамент «ушной раковины»), лоза, ступенчатый фронтон с фиалами или обелисками, витые или узорные колонны.
Только в самом конце века появляются первые симптомы приближающегося барокко в виде овальных или полигональных окон, сложно изогнутых форм церковных главок и пышного, сочного аканфа (или аканта – декоративной формы, восходящей к рисунку листьев травянистого растения аканфа).
Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIII века.
Русское барокко – это первое масштабное проникновение европейской культуры в русскую жизнь, приобщение русского искусства к европейской традиции.
Крупнейшими архитекторами русского барокко были итальянцы Доменико Трезини и Бартоломео Франческо Растрелли.