Постройки московского барокко.




Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных, в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с белокаменными декоративными элементами.

Яркими примерами таких построек являются Церковь Покрова в Филях и церковь Троицы в Троице-Лыкове.

Данным церквям свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.

Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась не сохранившаяся до наших времен построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке.

В создании архитектуры нарышкинского барокко, в отличие от петровского, отметились в основном русские мастера, что, безусловно, и определило специфичный характер построенных зданий — они представляли собой в большой степени древнерусские по характеру конструкции здания с заимствованными из западноевропейского зодчества деталями, как правило, носившими лишь декоративный характер.

Церковь Покрова в Филях представляет собой ярусный пятиглавый храм, так называемый восьмерик на четверике. Автором церкви считают либо зодчего Якова Бухвостова, либо Петра Потапова. Колокольни и церкви здания расположены на одной вертикальной оси.

Четверик, окружённый полукружиями апсид — собственно сама церковь Покрова, а расположенный выше, на следующем ярусе, восьмерик — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом.

На нём возвышается ярус звона, выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи.

В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.

Церковь Троицы в Троице-Лыкове (Церковь Троицы Живоначальной)

Некоторые источники называют автором проекта Троицкой церкви Якова Бухвостова, но достоверных доказательств его авторства не существует.

Троицкая церковь выстроена как «церковь иже под колоколы», то есть соединяет в одном здании церковь и колокольню, что характерно для нарышкинского стиля.

Само здание церкви представляет собой тоже обычную для времени строительства композицию «восьмерик на четверике». На восьмерике поставлен ещё более узкий ярус, в котором располагаются колокола.

Церковь стоит на подклете, со всех сторон украшенным балюстрадой (ограждением из столбиков-балясин).

Внешнее и внутреннее убранство церкви исключительно богато. Снаружи наличники (декоративное оформление окон) всех ярусов индивидуальны.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (в Котельниках)

Зодчим церкви Успения считают Петра Потапова.

Здание было одним из самых значительных и оригинальных сооружений в стиле московского барокко по своим художественным достоинствам и характеру композиционного решения.

Церковь была поднята на высоком подклете и окружена открытой галереей-папертью на аркаде.

Успенская церковь состояла из собственно храма и пониженных симметричных объёмов апсиды и притвора.

Храм представлял собой восьмерик на двухсветном четверике, завершённый главой на гранёном барабане, апсида и притвор — низкие односветные четверики, несущие световые восьмерики с главками на барабанах.

Черты традиционности проявились в размещении на углах четверика храма 4 дополнительных малых главок, образующих вместе с завершением восьмерика образ более привычного пятиглавия, а также в сооружении с западной стороны паперти высокой трехъярусной шатровой колокольни. По сторонам колокольни располагались 2 широкие лестницы: северная была обращена к палатам Сверчкова, южная выходила на красную линию улицы Покровки.

Белокаменный декор здания включал гребни над восьмериками приделов, пучки угловых колонок, обрамления окон и дверных проёмов с фигурными навершиями.

Декор дополняли ризалиты (выступающие за основную линию фасада части здания) с декоративными балкончиками, размещённые по сторонам восьмерика, и невысокие шатры с главками, поставленные в основании центрального шатра колокольни.

Церковь была разобрана в 1935-36 годах и ныне не существует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: