МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫИ ИСКУССТВ
Институт культурологии и музееведения
Кафедра теории культуры, этики и эстетики
Контрольная работа по дисциплине
Русское Искусство
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО БАРОККО
АРХИТЕКТОР Б.Ф.РАСТРЕЛЛИ
Исполнитель: Никонова О. Л.,
студентка группы 13304з
Преподаватель: Гармиза Н. В.
Москва
Содержание
Барокко..................................................................................................................................................... 3
Термин барокко................................................................................................................................... 3
Стиль барокко в архитектуре............................................................................................................ 3
Характерные черты барокко............................................................................................................. 4
Барокко в русской архитектуре............................................................................................................. 5
Основные этапы русского барокко................................................................................................... 7
Московское барокко............................................................................................................................ 7
Основные черты московского (нарышкинского) барокко.............................................................. 7
Постройки московского барокко....................................................................................................... 9
Петровское барокко.......................................................................................................................... 11
Основные черты петровского барокко........................................................................................... 12
Постройки Петровского барокко.................................................................................................... 13
Елизаветинское барокко................................................................................................................... 14
Основные черты елизаветинского барокко................................................................................... 16
|
Бартоломео Франческо Растрелли...................................................................................................... 16
Творческий путь Бартоломео Франческо Растрелли..................................................................... 16
Стиль построек Растрелли............................................................................................................... 18
Сохранившиеся постройки Растрелли........................................................................................... 19
Утраченные постройки Растрелли.................................................................................................. 26
Заключение............................................................................................................................................ 29
Литература............................................................................................................................................. 30
Барокко.
Термин барокко.
Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.
Существует несколько версий происхождения термина «барокко»:
1) От итальянского слова «barocco» — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», а также «грубый», «неуклюжий», «фальшивый».
2) От португальского слова «perola barroca» — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»). Жемчужина, не имеющая оси вращения - такие жемчужины были популярны в XVII веке.
3) В итальянском baroco — ложный силлогизм, азиатская форма логики, приём софистики, основанный на метафоре.
Вероятно, существуют и другие предположения о значении этого слова.
Стиль барокко в архитектуре.
Барокко – стиль, первоначально сформировавшийся в Италии в XVI – XVII веках, и постепенно распространившийся в других европейских странах.
Поначалу термином «барокко» клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что считалось на тот момент равнозначным безвкусице.
|
Со временем термин «барокко» утрачивал негативный подтекст и стал использоваться применительно к скульптуре, живописи, музыке и литературе.
В пятидесятые годы XIX века начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.
И лишь в восьмидесятые годы XIX века происходит настоящее “открытие” барокко - за барокко признали право на существование как особого художественного явления.
В истории почти каждого архитектурного стиля его завершающий этап знаменуется усложнённостью форм, перегруженностью деталями, тяготением к повышенной декоративности. В ренессансе эта тенденция приобрела настолько специфический характер, что привела к формированию нового стиля – барокко. Прежняя сдержанность архитектуры, свойственная ренессансу, сменилась подчёркнутой экспрессией.
Победа феодалов в Италии, подавивших ростки раннего капитализма, привела к упадку производства и торговли, разорению городов и обнищанию населения. Однако знать и церковь продолжали строить роскошные дворцы и храмы.
Барокко начинается с выражения протеста подавленной силы, но вскоре приходит к совсем иным мотивам. Пластическое богатство форм барокко оказалось по вкусу богатым заказчикам. В истории искусства нередки случаи, когда формы, в которые первоначально вкладывались определённые идеи, затем использовались в качестве чисто композиционных приёмов или выражали иное содержание.
|
Архитектурный стиль барокко связан с обстановкой феодально-крепостнической реакции в Италии и других странах Центральной Европы, подавивших первые проявления свободомыслия и попытки буржуазии добиться самоуправления. Противоречивость этого стиля в том, что в нём нашли отражение и самодовольное торжество победившей реакции, и скованный протест подавленной свободы, и брожение в умах, сменившее прозрачное равновесие духовной жизни эпохи Возрождения.
В стиле барокко отразились различные общественные настроения; сказались в нём и особенности жизнерадостной, темпераментной народной культуры Италии. Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи.
Это было время, когда в результате великих географических открытий и переворота в астрономии были резко раздвинуты пределы известного; представления о пространственной ограниченности мира сменились понятием о его бесконечности. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления); Ньютон открыл универсальный закон тяготения. Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которые произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания. Новое мироощущение отразилось и на архитектуре барокко, которая динамикой форм и как бы непрерывающихся пространств так отличается от статичности, чёткости, подчёркивания раздельности и ограничения пространства в архитектурной эстетике ренессанса.
И всё же главное, что вызвало расцвет архитектуры барокко, - это стремление феодальной знати и католической церкви к выражению своего престижа; стиль барокко – это, в конечном счёте, апофеоз богатства. В эпоху средневековья достоинством считалась сила, в предыдущие времена – богатство, оно вызывало чувство почтения, понималось как величие.
Начало формированию нового стиля положил скульптор, архитектор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475-1564). Одна из важнейших его работ – здание собора Святого Петра в Риме.