Стиль построек Растрелли




Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.

Архитектору были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко».

В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. При этом его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен.

Во избежание монотонности Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки».

Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.

В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение).

Остаются недостаточно изученными опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов.

В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Сохранился лишь эскиз этого утраченного памятника.

В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге.

Также он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собора Новоиерусалимского монастыря, для которого разработал декор кувуклии.

Сохранившиеся постройки Растрелли.

Зимний дворец

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль.

Это уже пятое здание дворца, построенное в стиле пышного барокко с элементами французского рококо в интерьерах.

Первый Зимний дворец был деревянным, построенным при Петре Первом.

Затем были выстроены каменные Свадебные палаты Петра.

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу Петра приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки. Туда и переехала семья царя.

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараи и конюшен.

При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне»[1].

Елизавета решила расширить Зимний дворец, для чего были выкуплены соседние участки.

На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По его проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле.

 

Неожиданно императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Архитектор был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принял решение построить всё здание заново.

Четвертый, временный, Зимний дворец был построен архитектором Растрелли в 1755 году, на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. В 1762 году он был уничтожен.

С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м.

Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Новый император Петр III приказал по-военному быстро отделать дворец к 6 апреля 1762 года. Удивительно, но за такой небольшой промежуток времени удалось отделать около ста комнат, театр, церковь и галерею.

Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Дворец — вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Применение многочисленных колонн, мощных фронтонов, усложненных наличников — все способствует созданию трехмерного пространства и насыщает фасад такой динамической силой, что дальнейшее её нагнетание грозит переходом в статичность.

Вместе с тем Зимний дворец геометрически четок в своем плане. А все его четыре фасада, наружных и дворовых, решены в едином архитектоническом ключе. И в этом сочетании заданной строгости и нагнетенной до предела динамики ощущается некая противоречивость, скрытая и, может, до конца не осознанная борьба нового художественного мировоззрения с барочными традициями, преодолеть которые обер-архитектор не мог.

Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Екатерина отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались уже архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.Б. Растрелли.

Первоначально дворец был раскрашен песчаной краской с тонкой прожелтью, а орнаменты - белой известью.

Зимний дворец является главным зданием современного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

 

 

Дворец Бирона в Руентале (Рундальский дворец).

Ансамбль дворца состоит из самого здания дворца с конюшнями и другими хозяйственными постройками, к которым с юга примыкает французский сад площадью 10 гектаров, замкнутый со всех сторон каналом, за ним простирается охотничий парк.

На двух этажах дворца анфиладой расположены 138 помещений. Южную сторону центрального корпуса занимают парадные апартаменты герцога, на северной стороне находятся его личные жилые комнаты. В восточном корпусе расположены парадные залы — Золотой, бывший Тронный зал и Белый зал, когда-то Танцевальный, соединённые Большой галереей.

Примечательно, что в кирпичной кладке дворца Растрелли использовал кирпич необычно больших размеров, который производился на близлежащем заводе.

Знакомство с чертежами, по которым велось строительство дворца, не обнаруживает прямого заимствования молодым Растрелли приемов и методов архитекторов более старшего поколения. В этом особенность таланта Растрелли, который создавал свое творение, ни на что не похожее и неповторимое.

Митавский дворец

Дворец был заложен Эрнстом Бироном на равнинном острове между рекой Лиелупе и её притоками. Строительство велось на месте разобранной резиденции прежних курляндских герцогов из династии Кетлеров, предшественником которой был средневековый замок Ливонского ордена.

В связи с опалой Бирона все строительные работы были свёрнуты, хотя дворец не был ещё подведён под кровлю, затем после возвращения Бирона из ссылки, строительство было возобновлено.

Помимо Растрелли, к достройке герцогской резиденции был привлечён датский архитектор Северин Йенсен, придавший ему некоторые черты классицизма.

Митавский дворец не принято относить к художественным удачам Растрелли. В литературе отмечается сухое однообразие фасадного решения, которое лишено ритмического разнообразия и пластического богатства, свойственного растреллиевским постройкам елизаветинской эпохи. Вместо продольной архитектор смещает акцент на поперечную ось симметрии.

Что также нетипично для Растрелли, в Елгаве отсутствует дворцовый парк, а перспектива парадного двора не замкнута, а раскрыта на городскую панораму.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: