Дворец представлял собой одно из примечательнейших зданий развитого русского барокко. Он был построен по приказу Анны Леопольдовны (на этом месте сейчас Михайловский замок).
Однако, пока велось строительство произошёл переворот, и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна.
Это был деревянный на каменных погребах дворец. Здание имело более 160 апартаментов, включая церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены.
Несмотря на расположение в городской черте здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля.
Последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами.
Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра (почётного двора) подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля.
Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов.
Сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, смещенные с центральной оси.
От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца — Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами.
|
Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде.
Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.
C течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям.
Для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад.
В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки. На западном фасаде появляются эркеры-фонарики.
На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами.
В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице.
Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции.
|
Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку.
Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля — начале мая торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома, отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями.
В стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией. В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол. Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает.
Затем наводнение разрушает фонтанную систему Летнего сада.
Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали.
И, наконец, в 1796 году «за ветхостью» дворец сносят.
Сейчас на данном месте расположен Михайловский (или Инженерный) замок.
|
Акведук через Фонтанку
Исторически в начале Пантелеймоновской улицы через Фонтанку работал лодочный перевоз. Затем мастером Xарманом ван Болесом здесь был построен деревянный мост-акведук для питания фонтанов Летнего сада из Лиговского канала.
В 1748—1749 его заменили новым в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными.
Спустя почти 30 лет произошло наводнение, которое разрушило фонтаны. Их решили не восстанавливать, и акведук был разобран.
Анненгоф в Москве
Анненгоф – это дворцы, построенные для императрицы Анны Иоанновны в Москве, в царствие Елизаветы Петровны они назывались «Головинским домом», по имени петровского сподвижника Ф. А. Головина.
Дворцы не сохранились; в настоящее время на месте «Летнего Анненгофа» расположен Екатерининский дворец, а по месту «Зимнего Анненгофа» проходит Красноказарменная улица. Дворцы дали название Анненгофской роще.
Летняя резиденция представляла собой большой двухэтажный дворец из дерева, с каменными погребами, галереи, выходившие во двор, сад, расположенный в сторону деревни, а также террасу из тесанного камня, расположенную напротив дворца, с большим спуском, над которым был сделан цветочный партер, окруженный пятью бассейнами, с фонтанами, украшенный статуями и вазами — все в позолоте. Это большое сооружение состояло более чем из 400 комнат, помимо большого зала, и имело две парадные лестницы, также украшенные скульптурой, а в главных апартаментах плафоны были расписаны живописью.
Зимний дворец был построен из дерева на каменном фундаменте. Поначалу здание было расположено близ нового Арсенала, недалеко от Кремля, затем перенесено по соседству к летней резиденции. В этом здании был большой зал, украшенный несколькими колоннадами и скульптурой, а также парадные апартаменты. Зимний Анненгоф многократно перестраивался, сгорал и восстанавливался.
До нашего времени не сохранился.
Среднерогатский (путевой) дворец — дворец для отдыха царской семьи во время поездок в Царское село.
Был построен вместо деревянного по проекту Растрелли.
Одноэтажный, на высоком полуподвале, путевой дворец имел пятнадцать комнат и большой зал.
Был довольно скромный. Несколько раз перестраивался, затем был окончательно разобран.