Один из крупнейших дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга, был заложен под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. Дворец находится в современном городе Пушкине (ранее — Царское Село).
В 1743 году взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль.
В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец.
Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания.
Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик.
Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.
Растрелли участвовал в оформлении Дворцовой церкви, устроенной в северном флигеле.
|
Также в Царском селе архитектором были созданы павильон «Грот» и павильон «Эрмитаж».
Грот
Барочной пышностью и богатством отличаются фасады Грота, декорированные сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими разорванные фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций.
Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.
Фасад Грота замыкает перспективу, открывающуюся на Старый сад с берегов озера. Изысканный силуэт здания рисуется на фоне темной зелени вековых деревьев парка и отражается в зеркальной глади озера.
Эрмитаж
Это один из самых выдающихся памятников архитектуры русского барокко середины XVIII века. Эрмитаж предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных.
Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами.
Проект царскосельского Эрмитажа разработал М.Г. Земцов. Павильон был отстроен вчерне. Строительные работы вел С.И. Чевакинский. Террасы — «ко флигелям переходы с балюстрадами» — он заменил деревянными галереями, позднее перестроенными в камне.
|
Растрелли исполнил проект нового декоративного оформления фасадов, обогатив их колоннами. Фусты (стволы) колонн тесались из пудостского известняка.
Лепные мастера Д.Б. Джанни и Г.Ф. Партир приступили к скульптурному убранству здания. Ими были исполнены аллегорические статуи, вазы, лепные украшения малых фронтонов, «клейма» с сидящими фигурами на двух больших фронтонах и, наконец, декоративная обработка окон и дверей.
Модели для барельефов на пьедесталах колонн лепил скульптор И. Дункер. Лепные детали фасадов были вызолочены, а стены окрашены в бледно-зеленый цвет.
Внутренняя отделка Эрмитажа характерна для архитектуры барокко. Многочисленные зеркала в резных вызолоченных обрамлениях, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.
Восемь десюдепортов (живописных панно, расположенных над дверью) для центрального зала и большой плафон «Пир на Олимпе» были написаны Д.Валериани и его помощником А.И. Вельским. Плафоны в угловых кабинетах и переходных галереях исполнил А. Перезипотти.
Двери, окна и зеркала в интерьерах обрамляла деревянная резьба.
Одной из особенностей Эрмитажа были его подъемные механизмы, с помощью которых обеденный стол и канапе приводились в движение специальной командой из двенадцати солдат. Машинное устройство отличалось громоздкостью и в последующие года было заменено новым, более совершенным, сохранившимся до нашего времени.
|
Из двух подъемных устройств, служивших для подъема на второй этаж, одно было заменено в каменной лестницей, а другое уничтожено и вместо него сделана вторая деревянная лестница.
Дворец Воронцова
Расположен в центральной части Санкт-Петербурга, на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён для канцлера М. И. Воронцова.
Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Во дворце более 50 парадных залов и помещений. Дворец украшают лепнина, золоченая резьба и другие элементы, сопутствующие стилю барокко.
От Садовой улицы дворец отделяет парадный двор и изящная ограда, выполненная из литого чугуна. За главным корпусом был регулярный сад, простиравшийся до Фонтанки.
Строгановский дворец
Дворец наряден и даже пышен, но не помпезен.
При строительстве Растрелли использовал те конструкции, что достались ему от более раннего периода истории здания.
Из интерьеров Растрелли в Строгановском доме сохранились: Большой зал (неоднократно поправленный другими архитекторами) и Парадный вестибюль.
Все в этом здании — капители колонн, маскароны, картуши, решетки, скульптурное убранство, гербы на фронтонах — служит прославлению средствами архитектуры и искусства древнего рода Строгановых.
В период строительства дворцов М.И. Воронцова и С.Г. Строганова завершилось формирование зрелого стиля Растрелли.
Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Растрелли необычайную пластичность. Растрелли широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора.
Арсенал (Монбижу)
Здание Арсенала расположено в центре Александровского парка.
С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий павильон Монбижу (моя драгоценность),
парный Эрмитажу, с богато оформленными фасадами и интерьерами.
Он возвышался на прямоугольной площадке, обрамленной каналом, на той же оси, что и Эрмитаж.
Исполненный архитектором С. И. Чевакинским проект Монбижу, утвержденный в 1747 г., был переработан в 1749 г. арх. Б.-Ф. Растрелли.
Общее композиционное решение было сохранено, но фасады получили новое, более богатое оформление.
Наличники окон, дверей и купол были украшены деревянной вызолоченной орнаментальной резьбой, а медный шар на куполе увенчан резной деревянной статуей Славы.
Охотничьи угодья обнесли каменной оградой по проекту Растрелли.
По углам каменной ограды арх. Петр Островский по правилам военно-инженерной науки соорудил четыре бастиона, завершенные беседками-люстгаузами.
Отношение к зверинцам стало меняться с устройством пейзажных парков, с идеями которых они плохо сочетались.
Постепенно Зверинец пришел в запустение.