МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.




ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ

В педагогической практике часто отождествляются такие понятия, как экспериментальная работа, инновационная деятельность, поисковая работа, апробация, исследовательская работа и т.д.

Действительно, между этими понятиями много общего. Главное сходство заключается в том, что и экспериментальная и инновационная деятельность направлены на создание новых образцов образовательной практики.

При осуществлении и той, и другой деятельности необходимо чередование деятельности, связанной с внесением изменений в существующую практику (новых методов, технологий, учебников, программ, оборудования и пр.), и измерений результатов этих изменений.

 

Логика изменений может быть представлена следующим образом.

 

Таблица. Логика изменений

В режиме экспериментальной или инновационной деятельности

Вид деятельности Цель (как прогнозируемый результат)
Стартовая диагностика Выявление и формулировка проблем, требующих решения
Внесение изменений в образовательную практику Начало изменений в образовательной практике
Промежуточная диагностика Выявление степени решения проблем, степени приближения к желаемым результатам
Дальнейшее внесение изменений в образовательную практику Продолжение изменений в образовательной практике
Промежуточная диагностика Выявление степени решения проблем, степени приближения к желаемым результатам
Итоговая диагностика Выявление степени решения проблем, степени приближения к желаемым результатам

 

Следовательно, для осуществления и экспериментальной, и инновационной деятельности их организаторам и участникам нужно владеть:

- методами педагогических исследований (методиками, методами, технологиями, необходимыми для выполнения диагностических процедур (входной, промежуточных и итоговой диагностик));

- средствами, которые могут решить выявленные проблемы (программы, оборудование, методики и технологии, дидактические материалы и пр.).

 

Основные различия рассматриваемых видов деятельности:

Начиная эксперимент, исследователь обнаруживает проблему, ставит цель и подбирает средства, использование которых, с его точки зрения, должно решить выявленные проблемы и достичь цели.

Однако экспериментальная деятельность обладает большей степенью рисков, ее результаты не могут быть гарантированы, гипотеза эксперимента может не подтвердиться, а цель может быть не достигнута или достигнута частично.

По большому счету, ценностью экспериментальной работы является сделанный по ее итогам вывод о том, какими средствами возможно решить выявленные в образовательной практике проблемы. Но системное преобразование образовательной практики может быть и не выполнено.

Пример. В ходе экспериментальной работы проверялась гипотеза о том, что использование метода проектов в дополнительном образовании способствует познавательному развитию детей. Гипотеза подтвердилась.

Однако это не означает, что в ОДО, в которой проходил эксперимент, метод проектов как педагогическая технология после завершения эксперимента системно используется всеми педагогами в образовательной деятельности. То есть системного преобразования практики не произошло.

В отличие от экспериментальной работы инновационная деятельность как раз направлена в большей степени на преобразование образовательной практики. Поэтому в процессе инновационной деятельности в самом ее начале разрабатывается и согласовывается модель, которая затем последовательно должна быть воплощена в образовательной практике.

По сути, экспериментальная деятельность направлена на создание и апробацию принципиально новых средств для решения возникающих в образовательном процессе проблем, а инновационная - на отбор и апробацию готовых средств решения возникающих проблем.


 

МЕТОДЫПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Успех экспериментальной и инновационной деятельности во многом зависит от правильного выбора и применения методов исследования.

Методы исследования (в педагогике) – это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания, изучения явлений действительности.

Применяемые в педагогике методы исследования должны обеспечивать оптимальный выбор совокупности способов решения выявленной в образовательной практике проблемы, позволять улавливать динамику результатов осуществляемых изменений.

Все методы исследования делятся на теоретические и эмпирические.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: